Урок 9
Тема. Майкопская и ямная археологические культуры.
Предметные задачи:
-охарактеризовать особенности производства бронзы на Северном Кавказе, первого общественного разделения труда;
- развивать навыки работы с различными источниками, картой, терминами: проводить поиск исторической информации о майкопской и ямной археологических культурах из источников разного типа;
-привитие бережного отношения к историко-археологическим памятникам культуры родного края эпохи бронзы.
Метапредметные задачи (УУД): познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.
Образовательные ресурсы:
-учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008;
-атлас История Кубани;
-ЭОР (презентация к уроку; слайд-фильм «Майкопская археологическая культура», Полубабкина Л. И.,2005 год);
-мультимедийное оборудование.
Работа с терминами.
Основные понятия: археологическая культура, курган, погребальная камера
Исторические личности: Н. И. Веселовский
Обязательный минимум содержания: формирование представлений и логической последовательности осознания процесса развития Северо-Западного Кавказа в эпоху бронзы.
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
Формирование УУД, Технология оценивания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Подводящий диалог к теме урока. Формулировка проблемы. |
Инициация учащихся. Мотивация учебной деятельности. 1.Учитель читает фрагмент стихотворения А. К. Толстого: В степи, на равнине открытой Курган одинокий стоит; Под ним богатырь одинокий В минувшие веки зарыт… Дружина дралася три дня, Жрецы ему разом заклали Всех жён и любимца коня… 2. Проводит интерактивную беседу-предлагает учащимся ответить на вопросы: - опираясь на знания из курса истории древнего мира предположить: - о чём пойдёт речь на учебном занятии? - какой временной отрезок в истории родного края предстоит изучить? - *составить примерный план своих учебно – познавательных действий на уроке. Объявляет тему урока. |
Первичная проверка понимания: -ведут диалог с учителем; - отвечают на поставленные вопросы; -планируют свою деятельность на уроке.
|
Коммуникативные УУД: -излагать свою точку зрения (позицию); - анализировать и аргументировать свои предположения;
Регулятивные УУД: -определять цель, проблему в деятельности; -оценивать степень и способы достижения поставленных задач, целей.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Поиск решения проблемы (открытие нового знания) |
Передача и объяснение информации. 1. Рассказ учителя об эпохе бронзового века на Кубани. Примерный рассказ. Металл на Северо – Западном Кавказе начали использовать ещё в IV тысячелетии до нашей эры. Вначале это была медь, из которой делали мелкие украшения и очень редко – орудия труда. Медь в древности никогда не отличалась чистотой, в металле было много примесей, которые превращали её в бронзу. Археологи до сих пор не могут объяснить – являлось ли изделие из бронзы замыслом мастера или это получилось случайно. Поэтому границу между энеолитом (меднокаменным веком) и бронзовым веком можно считать условной. До сих пор ряд учёных относит майкопскую археологическую культуру к эпохе эненеолита, а другие к эпохе бронзового века. Поселения эненеолита относят к концу IV тысячелетия до нашей эры.
|
Первичное усвоение новых знаний. Выполняют задание № 1. Задание № 1 Работа со словарём (проработка понятия археологическая культура) Прочитать текст и вписать по смыслу недостающие слова: Археологическая культура_____________________________ __________________________памятников с одинаковым_____ и на одной____________________________. Племена майкопской культуры переселились в Закубанье из ______________________. Они принесли с собой многие достижения древневосточной цивилизации____________________________________________ ____________ .У них уже выделялась родовая знать, о чём свидетельствуют ______________________________________ _____________________________________________________ . Племена майкопской культуры занимались_________________.
|
Познавательные УУД: -определять понятия; - строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Выражение решения проблемы |
2. 2.Предлагает учащимся самостоятельно проработать текст параграфа на стр. 29-30.
|
1. Первичная проверка понимания. Выполнение заданий № 2-3 Задание № 2 Написать названия предметов, найденных при раскопках Майкопского кургана
1. _____________________________ 2. _____________________________
4. _____________________________ 5.______________________________________________ 6.______________________________________________ 7.______________________________________________ Задание № 3 Угадать слова:
1. Фамилия археолога, раскопавшего в 1897 году Майкопский курган. 2. Способ захоронения племён майкопской культуры. 3. Историческая родина племён майкопской культуры. 4. Название фигурок животных, найденных в майкопском кургане. 5. Предмет утвари из серебра, золота и глины, найденный при раскопке кургана. 6. Что клали в курган рядом с умершим.
2. Работают с текстом параграфа (п. 4 «Ямная археологическая культура» стр. 29 -30); 3. Первичное закрепление. Выполняют задание № 4 Задание № 4 Решить тест Оценить утверждения и поставить в соответствующем квадрате значок «+» или «-»: Племена ямной археологической культуры появились на Кубани в IV тысячелетии до нашей эры. ВЕРНО НЕВЕРНО Основным занятием племён ямной культуры было кочевое скотоводство. ВЕРНО НЕВЕРНО Между соседствующими племенами ямной и майкопской культур существовал обмен. ВЕРНО НЕВЕРНО |
Регулятивные УУД: -развитие практико – ориентированных самостоятельных действий в процессе самостоятельной деятельности;
Коммуникативные УУД: - излагать своё мнение устно (в монологе, полилоге) и письменно, аргументируя его, подтверждая фактами.
Познавательные УУД: - владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную информацию. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Применение. |
Рефлексия/саморефлексия учащихся |
Личностные УУД: - объяснять взаимные интересы к археологическим историческим ценностям родного края, определять важность необходимости их сохранения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итога урока. Учитель предлагает учащимся составить Синквейн со словом КУРГАН
|
Составляют Синквейн со словом КУРГАН (алгоритм написания см. урок № 1).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Домашнее задание |
Информирует о домашнем задании, инструктирует по его выполнению. |
1. Прочитать параграф № 4 2. Ответить на вопрос № 6 стр. 30
|
Коммуникативные УУД: -излагать своё мнение, аргументируя его. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.