Технологическая карта урока
по литературному чтению
УМК «Школа России» 1 класс
Учитель:
Дата:
Тема урока: Звук[щ`]. Буквы Щ, щ.
Тип урока: «Открытие нового знания» (изучение нового материала).
Цель урока: познакомить с мягким глухим согласным звуком [щ`], буквами Щ, щ, с правилом написания сочетаний ча-ща, чу-щу.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Познавательные: умения осознанно и правильно строить свои сообщения, умение анализировать информацию.
- Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, воспитание любви и уважения к своей Родине.
- Коммуникативные: умение слушать одноклассников, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого слово, излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения.
- Регулятивные: умение принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее достижения, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимать оценку.
Предметные:
Обучающиеся познакомятся с мягким глухим согласным звуком [щ`], особенностями его произнесения, буквой Щ, щ, особенностями написания буквы.
Научатся: производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком, соотносить звук [щ`] и букву его обозначающую, опознавать новую букву в словах и текстах, определять место изученной буквы на «ленте букв», правильно писать слоги ща, щу. Получат возможность научится: сопоставлять по сказкам вымысел и реальность, фантазировать, составлять по иллюстрации связный рассказ.
Материалы и оборудование: учебник «Азбука» 2 ч., презентация, таблица Щ, таблица слогов, Звуковичок, магнитные карточки, индивидуальные звуковые карточки, ноутбук, проектор, тетради, карточки для рефлексии.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Предполагаемая деятельность учащихся |
IОрганизационный момент. Мотивация к учебной деятельности |
- Ребята, встаньте ровненько, выпрямите спинки. Теперь посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего рабочего настроения на уроке, работать дружно, открыть что-то новое. А помогут нам зоркий глаз (глазки на меня), верная рука (на месте) и чуткое ухо, проверьте, ваши чуткие ушки на макушке? И еще нам понадобится звонкий голос во время ответа. Садитесь. - Настроенье,
каково? |
Дети встают возле парты, проверяют готовность к уроку, приветствуют гостей. |
II Актуализация знаний |
а) Игра «Чуткое ушко» – Какую песенку поёт метла нашего дворника в школьном дворе?
б) Игра “Доскажи словечко” - Как у нашей дочки розовые … (Щёчки) - Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал … (Щенок) - Дождь идёт, но ты не плачь, скоро мама купит … (Плащ) -У рыбака не дрогнет ручка, ведь ему попалась … (Щучка) - Какой звук чаще всего повторяется в словах? ([щ‘]) |
- Щ, щ, щ.
|
III Целеполагание
|
- Ребята, для того, что бы узнать с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся, нужно отгадать загадку о том сказочном герое, который сегодня очень хочет прийти к нам в гости. Пусть он лодырь и чудак, Только вовсе не дурак! Щуку он в реке поймал, Печь, как лошадь, оседлал, В дочку царскую влюбился, А потом на ней женился. Славный парень, в самом деле, Этот сказочный… (ЕМЕЛЯ.) - Из какой же сказки к нам он пожаловал? - Кого поймал Емеля в проруби? - А какие заветные слова должен был говорить Емеля, чтобы желания его сбывались? - Посмотрите на рисунок и скажите, кого ещё встретил по пути Емеля? - Сегодня у нас будет своя сказка на новый лад. Емеля никак не может правильно произнести слова «щука», «щенок». Научим его? - Что объединяет слова «щука» и «щенок»? Какой общий звук повторяется в начале этих слов? ([щ‘]) - С каким звуком будем сегодня работать на уроке?
|
Загадку читает хорошо читающий ученик
Дети слушают и отгадывают загадку. (Емеля) Сказка «По щучьему велению» - Щуку.
-Щенка.
|
IV Изучение нового материала. |
Выделение звука в процессе слого-звукового анализа Произнесите слово щука. Сколько слогов в этом слове? Какой слог ударный? Почему? Что бы проверить, правильно ли мы поставили ударение, нужно его перенести на другой слог. Произнесите первый слог. Из каких звуков он состоит? обозначим на схеме Назовите второй слог и охарактеризуйте его. Обозначим на схеме Какой звук слышится в начале? ( [щ’]) Характеристика звука Какой это звук? Давайте его охарактеризуем. Произнесите звук [щ’] Выделение звука в процессе слого-звукового анализа. Щенок Составим схему слова: Сколько слогов в этом слове? Из чего состоит слог? (ще) Прочитайте по схеме Какой звук слышится в начале слова? Характеристика звука - Какой это звук? Давайте его охарактеризуем. - Произнесите звук [щ’] — Как произносим звук [щ] в этих словах, твердо или мягко?. - Какие еще вы знаете буквы, которые обозначают всегда мягкий звук? Назовите ещё одно свойство [щ]. |
Индивидуально и 2 уч-ся на доске Произносят хором слово щука - Два слога, потому что два гласных звука - Первый ударный. Потому что произносится с большей силой голоса. - щукА. Так мы не говорим. Значит, ударение поставили правильно. - щу. Состоит из слияния согласного Щ и гласного У Дети составляют схему к слову. Один ученик на доске. - Воздух при произношении встречает препятствие — звук согласный, произносится без голоса — звук глухой, мягкий. Произносят хором звук [щ’]
Составляют схему - Слог один, потому что один гласный звук - Слог состоит из слияния согласного Щ и гласного Э . И 2 слог – нок . Читают слово по схеме. - На конце слышится звук [щ’] Ученики дают полную характеристику звука - Воздух при произношении встречает препятствие — звук согласный, произносится без голоса — звук глухой, мягкий Звук [щ’] всегда мягкий - й,ч - Он шипящий. |
V Физминутка |
Во дворе щенок играл, |
имитация прыжков, бега
прыжок, 3 кивка, поворот головы направо поворот налево. бег, вздох, приседание замирание |
VI Первичное закрепление |
Распознавание звука - Послушайте стихотворение и определите характер щуки Сапгир Г.В. Щука Щука в озере жила с крючка сняла, наварила щука щей, всех ершей. - В каких словах встретился звук Щ? - Так как называется сказка, в которой жила говорящая щука? Введение буквы Игра «Одеваем Звуковичка» Вывод: Звук [щ’] на письме обозначается буквой «Ща». Откройте учебник, Докажите, что мы правильно узнали сказку. Прочитайте тему урока. Рассмотрите букву на странице в азбуке в красном квадрате, на что похожа эта буква? Найдите щ на ленте букв. Буква Щ на Ш похожа, Хвостик есть у Щ, так что же? Изменился внешний вид - Мягко Щ в словах трещит. - Ответьте на вопросы в синих квадратах Чтение слогов - Мы научимся читать слоги с буквой Щ. - А вы обратили внимание с какими буквами никогда не дружит буква Щ? Читаем слоги, только слог, который является названием супа из капусты, Только тот слог, с которого начинается слово щека. Только тот слог, с которого начинается слово щётка. Как пишутся слоги ЧА, а ЩА? ЧУ, а ЩУ? Чтение правила в рамочке Чтение слов - Вы хорошо читали слоги. Научимся читать слова. Найдите и прочитайте слова, которые отвечают на вопрос, что делаю? (ищу, чищу). Найдите и прочитайте слова, которые обозначают животных, птиц, рыб (щуки, лещи, щегол, щенок) Чем отличается слово щука - щуки? Лещ – лещи? (одна /много, в написании на конце а/и) Найдите слова со слогами ЩА ЩУ, подчеркните их Работа в тетради Печатание Щ щ. Составление звуковых моделей слов лещ, щи, плащ. (помощь учителя) |
Стихотворение читает один ученик, остальные внимательно слушают и готовятся отвечать на вопрос гостеприимная
Щука, щи
Открывают учебники на странице 63. Узнают сказку по иллюстрации расположенной на странице в учебнике Читают тему урока. Сравнивают букву с окружающими предметами и другими буквами. Находят ее на ленте букв Отвечают на вопросы в учебнике
Чтение слогов хором, плохо читающими учениками. Затем выборочно.
- О,ы,э, ю, я.
Читают правило в учебнике вслух. Повторяют хором вслух. Дети читают слова по цепочке. Выборочное чтение слов Читают стихотворение про себя, затем один ребёнок читает вслух. - Щука, щётка, щекочет. Дети читают скороговорки и подчёркивают простым карандашом сочетания чу-щу, ча-ща.
Индивидуальная работа уч-ся. |
VII Работа по теме урока |
Чтение и анализ стихотворения. - Рассмотрите рисунок ниже. Что мы видим? Разве щуки питаются щетками? Прочитаем забавное стихотворение Григория Павловича Виеру. О ком стихотворение? Что сделала щука? (проглотила щетку) Почему щетка щекочет ей глотку? (щетинистая, колючая) С кем щука перепутала щетку? (с рыбкой) Как вы поняли? Найдите и прочитайте слова щуки. Покажите голосом, что щука удивляется. У кого получилось лучше? Работа с иллюстрацией Прочитайте заглавие на с. 62. Давайте вспомним русскую народную сказку «По щучьему велению». А поможет нам в этом иллюстрация. Викторина по сказке с опорой на рассматривание иллюстраций: Кто главные герои? В какое время года происходят события? Как вы это поняли? Какие природные явления мы наблюдаем? Что же необычное, волшебное есть в этой сказке? Какие слова приговаривал Емеля для того, что бы все его желания выполнялись? Как ласково называют в сказке Емелю? Чьи это слова: «Отпусти меня, Емелюшка в воду, я тебе пригожусь»? На каком виде транспорта Емеля отправился во дворец к царю? Чтение скороговорок - Для чего нам нужны скороговорки? Прочитаем скороговорки. Сначала медленно, четко выговаривая каждый звук |
- Щука держит в зубах/ест/проглотила щетку. Рыбки над ней смеются/ удивлены Сначала хорошо читающий ученик., потом по цепочке - О щуке - Проглотила щетку - Щетка щетинистая колючая
Чтение прямой речи с интонацией
Читают заглавие Рассматривают иллюстрации
Отвечают на вопросы учителя. Емеля и щука) - Емеля, щука - Зима - Снег, одежда героя, лед на реке - Щука разговаривает человечьим голосом, исполняет желания Емели, неживые предметы передвигаются, выполняют работу. - По щучьему велению, по моему хотению). - Емелюшка - Щуки -На печи |
VIII Итог урока. Рефлексия |
– С каким звуком познакомились на уроке? - Дайте характеристику этого звука. - Какую букву этот звук обозначает? - О каких новых правилах мы узнали? - Ребята, Емеля благодарит вас. Он тоже научился выговаривать слова с буквой щ. А щука хочет посмотреть, как вы сегодня работали на уроке? Рефлексия «Кто я сегодня? (Муравей, спящий медведь, улитка, енот, лисичка, рыбка.) - Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось?- Спасибо. Урок окончен. |
- Сегодня на уроке мы познакомились со звуком - Звук [щ¢] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный. Буква ЩА
Дети прикрепляют прищепку к карточке с сживотным. Высказывания детей. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.