Технологическая карта урока Шагеева С.А.
Тема урока |
Слова и предметы. |
|||
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
|||
Дата урока |
11.09.24 |
|||
Цели урока |
А)познакомить с понятиями «слово» и «предмет»; б) сравнить роли предмета и слова в общении; раскрыть преимущества словесного способа общения; в) воспитание внимательного отношения к значению слова; обогащение словарного запаса детей |
|||
Формы и методы обучения |
Фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная. |
|||
Планируемые результаты (научатся, получат возможность научиться) |
Сформировать на конкретном предметном уровне представление обучающихся о процессе, формах и способах общения. |
|||
Организационная структура урока |
||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
|
I.Организационный этап.
|
Вот опять звенит звонок, Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
|
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке
Дети получают эмоциональный настрой. |
Личностные: восприятие человека человеком. Регулятивные: формирование умения общаться (как?). Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации. |
|
II. Эмоционально-волевая регуляция |
—Ребята, как вы думаете с каким настроением я начинаю урок? (Учитель улыбается, и обучающиеся определяют его настроение.) - А у вас какое настроение? - Подарите друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу по парте и пожелайте мысленно удачи на уроке.
|
Ведут дискуссию по решению проблемных вопросов. Высказывают свое мнение.
|
Личностные: восприятие человека человеком. Регулятивные: формирование умения общаться (как?). Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми.
|
|
III. Развитие речевого аппарата
IV. Мотивационно-целевой этап
V. Работа по теме урока
Физминутка
VIII. Продолжение работы по теме урока |
1. Артикуляционная разминка
(Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёку. Упражнение повторить 7-8 раз.)
2. Работа над дикцией - Произнесите несколько раз, постепенно увеличивая темп.
От топота копыт пыль по полю летит.
Посмотрите на доску. Что Вы видите в 1 столбике (слова), что находится во 2 столбике (предметы). Озвучим тему нашего урока. - Кто уже догадался? - Верно, тема нашего урока: «Слова и предметы» Игра «Слово и предмет» (одни показывают предметы, а другие называют слово) -А если я назову слово солнце, сможете его представить себе?(Да, слово дает название предмету, хотя самого предмета мы не видим. Но это не мешает нам его представить, зная его значение) Всегда ли можно выразить свои мысли с помощью предметов? - В чем сегодня предстоит разобраться? ( Что нужно для общения слова или предметы?)
Работа на с. 26. Рассматривание иллюстрации к произведению Дж. Свифта «Путешествие Гулливера». — Во время своего путешествия Гулливер познакомился с новым способом общения, изобретённым учёными одной сказочной страны, — с помощью самих предметов, а не слов. Отрывок из произведения Дж. Свифта: «А так как слова суть только названия вещей, то автор проекта высказывает предположение, что для нас будет гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний...» 3. – Как вы считаете, удобный ли этот способ общения: носить вещи, чтобы выразить мысли? 4. Игровые ситуации на использование предметов в общении вместо слов. - Попробуйте узнать, что я хочу сказать?
Шел козел по лесу, по лесу Нашел козел принцессу, принцессу. Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем. Ножками потопаем, потопаем, потопаем. Головкой покачаем, занятье продолжаем.
4. Доказательства сделанного вывода на основе анализа ситуаций общения с помощью предметов. — Посмотрите на рисунки в нижней части страницы. Аня и Ваня решили попробовать поговорить друг с другом, используя предметы, а не слова. Догадайтесь, что хочет сказать Ваня Ане, протягивая ей теннисный мячик и ракетку. («Пойдём играть в теннис». А может быть, он хочет сказать: «Пойдём смотреть соревнования по теннису».) — Что хочет сказать Аня Ване, подавая ему зонтик и резиновые сапоги? (На улице идёт дождь, надень сапоги и возьми зонтик. Но может быть, это означает совсем другое: «На улице установилась сухая погода. Убери сапоги и зонтик в шкаф».) — Легко ли детям понять друг друга?
|
Формулируют тему урока, ставят цель урока.
Делятся своими мнениями.
Обобщают, делают выводы. Постановка проблемы: «Слова или предметы?» Рассматривая иллюстрации, изображающие мудрецов в окружении вещей, учащиеся решают, действительно ли этот способ общения удобен. (Во всех отношениях легче просто назвать предметы, чем носить их, да и не все мысли, разумеется, можно выразить с помощью предметов.)
Учитель поднимает ручку (возьмите ручку, пишите ручкой, чья это ручка…) Вывод: При общении словами легче понять друг друга.
Ученики приходят к выводу, что достичь взаимопонимания нелегко. Вывод: При общении словами легче понять друг друга. |
||
Физминутка для глаз Отдыхалочка |
Мы играли и читали (выполняется
действия, о которых идет речь) |
Выполняют движения |
|
|
|
Работа на с. 27 5. Чтение отрывков из сказки С. Маршака «Кошкин дом» (с. 27). Кошка: Козёл: Вот это стул — Вот это стул — На нём сидят. Его едят.— Почему собеседники не поняли друг друга? (Они по разному понимали значение слова «стол».) — Значение каких слов не знали гости и почему? (У них не было стола и стула). - Какой мы можем сделать вывод?(для того чтобы общаться с помощью предметов, надо знать их назначение, какую пользу или вред они могут принести, как они взаимодействуют с другими предметами.) 7. Работа по обогащению и уточнению словаря детей. Игра Кто там, что там? На с. 27 даны рисунки предметов, названия и значение которых дети часто путают: акваланг, скафандр, шифоньер, бульдозер, дуршлаг. Проводится работа над правильным произношением, объяснением, для чего нужны эти предметы.
|
Высказывают свои предложения.
Участвуют в обсуждении. После прослушивания отрывков ученики приходят к важному выводу: для взаимопонимания нужно уметь правильно соотносить слово-название и предмет, знать точное значение слова.
|
Личностные: восприятие человека человеком. Регулятивные: формирование умения общаться (как?). Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми. |
|
Итоги урока
Рефлексия
|
-Сумели ли мы ответить на вопрос, который поставили в начале урока? Что нужно для общения слова или предметы?
Оцените свою работу. Кто доволен своей работой на уроке встаньте. У кого все получилось поднимите вверх руки. Ваши руки говорят мне о том, что сегодня вы достигли успеха на уроке. - молодцы ребята. - Благодарю за урок |
Отвечают на вопросы учителя.
Делают самооценку.
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.