Технологическая карта урока литературного чтения "А. И. Куприн «Барбос и Жулька»"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока литературного чтения "А. И. Куприн «Барбос и Жулька»"

Оценка 4.8
Разработки уроков +1
docx
русская литература +1
1 кл—5 кл
01.04.2022
Технологическая карта  урока литературного чтения "А. И. Куприн «Барбос и Жулька»"
Конспект урока литературного чтения
барбос и жулька конспект.docx

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта

 урока литературного чтения

 

                                                  

 

ТЕМА

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

____________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 342 группы

Лобанова Лилиана Александровна

Класс 4 «А» школа №16

Дата проведения урока 09.03.2022

ФИО учителя школы:

Серебренникова Лидия Валерьевна

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

(подпись учителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2022


Тема урока: А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

Тип урока:ОНЗ

Цели урока:                  

Деятельностная: создать условия для развития УУД

Содержательная: познакомить с произведением А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

Методы и формы обучения: словесные, наглядные; беседа, иллюстрация

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

·         Научатся читать  вслух  бегло, выразительно,  передавая  свое  отношение  к  прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения.

·          познакомить с  произведением А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

·           пополнять биографические знания о поэте;

·         обогащать словарный запас.

Познавательные

·         Умеют строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

·         Учатся основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

·         Умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные

·         Учатся принимать и сохранять учебную задачу;

·         Учатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·         Умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·         Учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Коммуникативные

·         Учатся учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·         Учатся формулировать собственное мнение и позицию;

·         Умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

·         Учатся задавать вопросы

Сформированы:

·         широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·         ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

·         учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

·         способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

·         эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

 

 

Организационная структура урока

Этапы урока

Время на этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап.

1 минута

Встаньте ровно и закройте глаза. Повторяйте за мной.

«Я в любимой школе. У нас урок литературного чтения. Я учусь и радуюсь этому. Я готов к уроку».

Отвечают на вопросы

2. Этап речевой разминки или разминки перед чтением

3 минуты

Чтобы четко говорить проведем разминку. Прочитаем все вместе. Шёпотом. Выразительно. Быстро.

Произнеси, выделяя голосом звук (г).

 Раз в галошу села Лошадь

 И сказала: «Я – Галошадь,

 На гитаре, на гармошке

 Буду делать иго – гошки!»

 

 

 

Выполняют задания

3. Этап введения в тему или подготовки детей к восприятию произведения.

10 минут

На прошлом уроке мы знакомились с творчеством Д. Мамина-Сибиряка, а также прочитали его рассказ «Приемыш»

Сейчас ответьте на вопросы по прошлой теме

Д. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

1. Как называлось озеро, к которому подходил автор:

А. Светлое       Б. Солнечное       В. Синее

2. Как звали старика, который жил на озере?

А. Тимур     Б. Тарас     В. Тенгиз

3. Сколько лет жил Тарас на озере?

А. 20     Б. 40     В. 30

4. Как звали собаку, сторожившую избушку?

А. Соболько     Б. Совушка     В. Синичка

5. Кого Тарас называл Приёмышем?

А. Селезня     Б. Лебедя     В. Уточку

6. Как птица попала к Тарасу?

А. остался сиротой  и Тарас поймал его

Б. сам пришёл в избушку Тараса

В. Тарас подстрелил  его и принёс домой

7.  Где был Тарас, когда к нему пришел гость?

А. поехал на озеро осматривать рыболовную снасть

Б. пошёл в лес за грибами

В. полез на чердак искать сети

8. Как Соболько и Приёмыш уживались под одной крышей?

А. Тарас боялся оставлять их вместе

Б. Жили дружно, но иногда задирались

В. Своих питомцев Тарас запирал в разные комнаты

9. Где Тарас запер Приёмыша от лебедей?

А. на чердаке     Б. в клетке     В. в избушке

10. Почему Приёмыш захотел улететь от Тараса?

А. ему плохо жилось у него

Б. он встретил своих сородичей и решил улететь с ними

В. боялся жить с собакой под одной крышей

11. Почему Тарас решил отпустить Приёмыша?

А. боялся, что Приёмыш затоскует и умрёт

Б. устал терпеть проказы лебедя

В. захотел завести другое животное

 

Прочитайте записи.

Что объединяет эти произведения?

Скажите ещё раз, о творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня?

Что вы знаете и помните об Александре Ивановиче Куприне?

Я хочу начать вам рассказывать об этом замечательном писателе со слов Д.Н. Мамина - Сибиряка.

«Почему он большой писатель? Да потому, что он живой … в каждой мелочи живой».

Как вы думаете, почему Мамин – Сибиряк выбрал именно такие слова для описания Куприна?

1 ученик 

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 году в городе Наровчат Пензенской губернии.

Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было четырёх лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик  жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион, затем в военное училище.

Учитель

 Куприн был добрым, отзывчивым и талантливым человеком с широкой душой.

Посмотрите на портрет писателя: это широкоплечий, коренастый мужчина с добрыми глазами. Его взгляд пронизан любовью и теплотой души.

2 ученик 
Он был очень необыкновенным человеком. Куприну было интересно всё новое: когда появились первые воздушные шары, он одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать.
Носился в бурю по морю с рыбаками в лодке и спускался в скафандре водолаза на дно.

3 ученик Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Творчество Куприна дышит любовью к Родине, к трудолюбивому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.

Умер 25 августа 1938 года в городе Ленинграде.

- Что интересного узнали о Куприне?

- О ком он написал много рассказов?

- Как вы думаете, кого называют друзьями?

- Какими качествами должны обладать друзья?

Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением А.И. Куприна «Барбос и Жулька».

Какие задачи поставим перед собой?

- Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ?

Какой вы себе представляете Жульку?

Каким вы представляете себе Барбоса?

- Поработав над текстом, мы должны ответить на следующие ключевые вопросы:

 -Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

- Могут ли дружить животные так же как люди?

- Способны ли собаки совершить "подвиг” во имя друг друга? 

1. А     2. Б     3. Б    4. А     5. Б     6. А     7. А     8. Б     9. В     10. Б     11. А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Слон», «Чудесный доктор», «Белый пудель»

Все произведения о животных; их написал А.И. Куприн

А.И. Куприна

высказывания детей

 

 

 

 

предположения детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О животных

 

Нам на уроке нужно познакомиться с рассказом, понять смысл произведения, проанализировать поведение и поступки героев, а также работать над выразительным чтением.

О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.

 

 

 

 

4. Этап первичного чтения текста.

2 минуты

В тексте вам встретятся новые, непонятные слова. Попробуйте объяснить значение этих слов

СТАЛАКТИТ - имеющий форму сосульки, спуска­ющейся с потолка пещеры, известковый нарост, об­разованный просачивающимися каплями.

ПРИЗЕМИСТЫЙ –

1) малорослый и плотный по сложению;

2) маленький, низкий.

ЛИЦЕМЕРНЫЙ - отличающийся лицемерием, ис­полненный лицемерия.

ЛИЦЕМЕРИЕ - поведение, прикрывающее неиск­ренность, злонамеренность притворным чистосерде­чием, добродетелью.

ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по кра­ям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

КАРЬЕР - самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ПОДПАЛИНА - рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ - триумф - блестящий успех, торжество.

Комбинированное чтение (учитель и хорошо читающие ученики). Остальные следят по тексту.

Слушают рассказ, некоторые ученики читают по просьбе учителя, по ходу чтения отвечают на вопросы.

 

5. Этап первой ступени анализа произведения.

5 минут

Вам понравился рассказ?

Скажите, какие чувства вы пережили, читая это произведение?

Почему?

Что поразило, удивило в этом рассказе?

О чём вы задумались, прочитав рассказ?

Как люди относились к собакам?

Кто лучше всего понимал животных?

Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак?

радость, переживание, разочарование

К Жульке относились хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились

Дети

Чтобы мы смогли понять их характер

6. Этап вторичного чтения текста.

5 минут

Прочитаем рассказ полностью так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

Перед тем как прочитать сядем все красиво, сделаем глубокий вдох.

Читают рассказ

7. Этап второй ступени анализа произведения.

5 минут

Найди и прочитай описание внешнего вида Барбоса (с.85, 1 абзац).

Описание Жульки (с. 85-86, 2 абзац)

А теперь послушайте вопрос, над которым надо подумать.

Почему описание Жульки занимает одно предложение, а описание Барбоса целый абзац? 

Какие слова выбрал Куприн для описания внешности своих героев?

Как вы думаете, зависит ли смелость от внешнего вида собаки?

 Эти две собаки отличаются только внешностью?

Назовите черты характера Барбоса. Жульки

Что связывало таких разных собак?

 

 

Автор настраивает читателей на необычность Барбоса и заурядность Жульки

От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.

Внешность и характеры различны.

ДРУЖБА

8. Этап выразительного чтения произведения либо отрывка.

8 минут

- Найдите и прочитайте поведение бешеного пса во дворе.

- Как поступили люди, увидев во дворе бешеного пса? Прочитайте. С каким чувством вы будете читать отрывок?

- А как бы вы поступили в такой ситуации?

- Найдите и прочитайте, а как повёл себя Барбос в этот момент? Какие чувства передадите при чтении?

- Ожидали вы от него такого поступка? Почему?

- Прочитайте, как поступила Жулька. С какой интонацией вы будете читать эти строки?

- Почему Жулька выбежала наперерез бешеной собаке? Можно ли её поступок считать героическим?

- Как вы думаете, зачем автор пишет «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке»?

- Изменилось бы что-нибудь, если убрать предложение: «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности».

- Найдите в тексте и зачитайте, что явилось причиной смерти Жульки.

 

 

 

С чувством страха

 

 

Страх

 

Раньше всегда кидался в драку

 

 

9. Этап обобщения прочитанного.

5 минут

Давайте вернёмся к началу урока. На какой главный вопрос мы должны были ответить на уроке?

 

- Кто может ответить на этот вопрос?

 

Иногда эта дружба, ребята, гораздо крепче, чем у людей.

 

- А какие ещё рассказы о дружбе  между животными вы читали?

В чём смысл произведения «Барбос и Жулька»

Автор нам показал, что между животными есть дружба и преданность друг другу и к людям; показал, что люди берут животных и должны нести за них ответственность

«Приёмыш», «Серая шейка» М.- Сибиряка, «Лев и собачка» Л. Толстого и др

10. Этап домашнего задания

1 минута

Перечитайте рассказ ещё раз, но концовку измените, придумайте свою.

Записывают в дневник

11. Этап рефлексии

2 минуты

- Как вы думаете, почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу, чувства?

 

- А были ли у вас моменты в жизни, когда приходилось расставаться со своими питомцами?

 

- Какие чувства вы тогда испытывали?

 

- Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа? Как?

Домашнее задание: составить текст о своем питомце

Подведение итогов, рефлексия

Это животные, за которых мы несём ответственность; они живут у нас дома и нам нужно заботиться о них и любить их; они живые существа

Рассказы детей

Чувства тоски, горечи, боли, надежды на лучшее

Если бы люди и сильный Барбос не спрятались, не разбежались, а выскочили на защиту Жульки, то может быть она и осталась жива

 


 

Технологическая карта урока литературного чтения

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема урока: А. И. Куприн «Барбос и

Тема урока: А. И. Куприн «Барбос и

Организационная структура урока

Организационная структура урока

А. остался сиротой и Тарас поймал его

А. остался сиротой и Тарас поймал его

Я хочу начать вам рассказывать об этом замечательном писателе со слов

Я хочу начать вам рассказывать об этом замечательном писателе со слов

Носился в бурю по морю с рыбаками в лодке и спускался в скафандре водолаза на дно

Носился в бурю по морю с рыбаками в лодке и спускался в скафандре водолаза на дно

СТАЛАКТИТ - имеющий форму сосульки, спуска­ющейся с потолка пещеры, известковый нарост, об­разованный просачивающимися каплями

СТАЛАКТИТ - имеющий форму сосульки, спуска­ющейся с потолка пещеры, известковый нарост, об­разованный просачивающимися каплями

Этап вторичного чтения текста

Этап вторичного чтения текста

Как вы думаете, зачем автор пишет «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности

Как вы думаете, зачем автор пишет «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности

Этап рефлексии 2 минуты -

Этап рефлексии 2 минуты -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2022