Технологическая карта урока литературного чтения для 2 класса по теме: «К.И. Чуковский «Путаница»».

  • docx
  • 08.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Велижанинова Полина Литер. чтение.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

 

 

 

Технологическая карта урока

литературного чтения для 2 класса

по теме: «К.И. Чуковский «Путаница»».

 

Выполнила:

Студентка группы Ш – 37

Велижанинова Полина Александровна

Проверили: Учитель 2 «В» класса

Лобанова Ирина Евгеньевна 

___________________

Руководитель от колледжа

Прягаева Елена Алексеевна

Отметка « » (___________________)

 

Соликамск, 2021

 

 

Структура технологической карты урока

Тема урока

«К.И. Чуковский «Путаница»».

УМК

Школа России. (Горецкий В.Г.)

Цели деятельности педагога

Познакомить со стихотворением К.И. Чуковского «Путаница».

Воспитывать доброту, смелость, любить людей, животных, природу;

Развивать навык выразительного чтения, память, внимание, речь;

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения.

Метапредметные:

Регулятивные: -уметь контролировать свою деятельность при анализе произведения;

 - уметь понимать и принимать учебную задачу урока;

Коммуникативные: - уметь задавать вопросы и отвечать на вопросы;

- уметь слушать и услышать других;

- уметь излагать свои мысли при обсуждении прочитанного произведения;

Познавательные: - уметь анализировать, обобщать, делать выводы по данной теме;

- уметь принимать и воспринимать прочитанное произведение;

Личностные: - формирование у обучающихся чувство ответственности за свою деятельность;

- эмоциональный отклик на прочитанное произведение.

Методы и формы обучения

Методы: Объяснительно-иллюстративный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

 https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2017/05/16/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-tema-putanitsa-2-klass

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/01/23/urok-literaturnogo-chteniya-k-chukovskiy-putanitsa-nebylitsy

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация и раздаточный материал.

Выставка книг произведений К.И. Чуковского

Оборудование

Автоматическое рабочее место педагога.

 

Организационная структура урока

Этапы

 урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодей-

ствия

Универсальные учебные действия

Промежу-

точный

контроль

Оргмомент

Приветствие учителя с учениками, проверка готовности учащихся к уроку.

– Здравствуйте ребята.

Меня зовут Полина Александровна.

И сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

Мы сюда пришли учиться,

 Не лениться, а трудиться.  Работаем старательно, 

Слушаем внимательно.

Приветствуют и слушают учителя.

Отвечают на вопрос учителя

Фронтальная

Коммуникативные: приветствие учителя Регулятивные: готовность рабочего места

Зрительный контакт

СТИЦ

 

Учитель проговаривает учащимся тему и цели урока.

- Ребята, мы каждый урок отправляемся в путь по «литературному чтению» и стремимся узнать новое и новое, читаем разные произведения разных авторов. И так сегодня мы тоже продолжаем по этому пути.

 Создание ситуации разрыва

- Давайте прочитаем строчки одной небылицы:

«По поднебесью, братцы, медведь летит,

Медведь летит, хвостом вертит»

-Рубят, докажите, что это небылица.

Небылица – это особый вид шутливых произведений устной словесности; сказка, выдумка. 

1) То, чего не бывает в действительности; вымысел.

 2) Вранье, сплетня.

Но поподробнее мы с вами рассмотрим первый вариант.

- Сегодня, мы познакомимся с авторской небылицей.

- Угадайте автора по отрывку произведений.(читает ребенок)

 

 

 

 

- Узнали, кто автор этих строк.

- Конечно, это К.И. Чуковский.

- Тогда какая учебная задача перед нами стоит на сегодняшнем уроке литературного чтения?

Все верно ребята, мы с вами сегодня должны познакомится с авторской небылицей Корнея Ивановича Чуковского. И научится выразительно ее читать.

 

 

 

 

 

 

 

 

Деи предлагают свои варианты

 

 

 

Пришла Муха на базар

И купила – самовар

Ехали медведи на велосипеде

А за ними кот

Задом наперёд

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой

Выбегает умывальник

И качает головой.

- Корней Чуковский

- сегодня мы познакомимся с авторской небылицей Корнея Ивановича Чуковского

Фронтальная

 

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других.

Личностные:

формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа

Зрительный контакт

Подготовка к восприятию

стихотворения

 

Учитель настраивает детей на тему урока.

Корней Иванович Чуковский (настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков) – знаменитый детский писатель, поэт, публицист, журналист, литературный критик и переводчик.

  У Корнея Ивановича было четверо детей. Общение с детьми он считал лучшим отдыхом. Сказочником он стал совершенно случайно. Заболел его сынишка. Мальчик плакал, стонал. Корней Иванович, чтобы его развлечь, стал на ходу сочинять сказку:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил,

Крокодил, Крокодил Крокодилович…

Это первые строчки его сказки «Крокодил».

И второй случай. Работая в своём кабинете, Чуковский услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться.

Он вышел из кабинета, взял дочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так появился «Мойдодыр».

Важно отметить, что в русской литературе лишь два писателя получили в народе почётное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский. Причем Корнея Ивановича называли «дедушкой Чуковским» ещё при жизни. 

Хорошие книжки писал дед Корней-

Воспитывал взрослых он и детей. Будут и внуки наши, и дети Сказки читать веселые эти.

Словарная работа

А сейчас предлагаю вам узнать новые слова. У меня на доске есть несколько слов и определения. Ваша задача подумать и устно объединить их по смыслу. Затем мы вместе проверим.

По поднятой руке учитель вызывает детей к доске.

Ковш – округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.

Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном.

Ушат – небольшая кадка с ушами.

Паинька – ласковое название послушного ребёнка.

Лопотал - говорить много, быстро, неясно.

Вот мы с вами и узнали лексическое значение новых слов, повторили, что же такое небылица, а теперь приступим к самому интересному.

Слушают биографию писателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 учеников вызываются к доске и соединяют карточки. Затем вместе с учителем проверяют.

Фронтальная

Индивидуальная

Коммуникативные:

уметь задавать вопросы и отвечать на вопросы;    

   - уметь слушать и услышать других;                                               - уметь излагать свои мысли

Регулятивные:                                - уметь понимать и принимать учебную задачу урока;

 

Зрительный

Правильный устный ответ

Первичное чтение стихотворения

Проверка готовности учащихся к первичному чтению (прослушивание) стихотворения

Мы с вами сейчас познакомимся с одним необычным стихотворением. Для этого нужно открыть учебник на стр. 6

Первичное восприятие текста (чтение учителем грамотно и выразительно)

- Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом.

 - Слушаем внимательно!

При прочтении учитель делает небольшую паузу, чтобы учащиеся пережили непосредственное эмоциональное настроение от только что услышанного.

Открывают учебники

Слушают учителя и внимательно следят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Словесная

Наглядная

Регулятивные УУД отвечают и задают вопросы; принимают и понимают учебную задачу. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме.

Ответ на вопрос

Зрительный контакт

Проверка первичного восприятия

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке.

- Какие эмоции вызвало у вас данное произведение?

- Поднимите руки, кому понравилось данное стихотворение.

Возможные ответы детей

Фронтальная

Словесная

Коммуникативные:

- уметь слушать и услышать других.

Зрительный контакт

Повторное чтение

 

Сейчас я вам предлагаю еще раз самостоятельно прочитать произведение, жужжащим чтением.

(Тихое чтение учащимися всего стихотворения дает возможность еще глубже пережить те настроения, которыми наполнено это лирическое произведение.)

Кто прочитал, глазки поднимаем на меня.

- Ребята, сейчас прочитаем вслух текст.

- Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом

- Будем читать стихотворение по цепочке, по 1 предложению, начиная с 1 ряда.

- Начинаем.

(Учитель проверяет чтение вслух детей, помогает правильно ставить ударение в словах, помогает правильно читать с интонацией).

-Закончили, молодцы. Мне очень понравилось, как читали …

Тихо еще раз прочитывают стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики читают текст

Фронтальная

Словесная

Коммуникативные:

- уметь слушать и услышать других.

Зрительный контакт

Беседа по содержанию

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке.

 - Назовите персонажей стихотворения.

-Ребята, а что случилось с героями произведения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Кто из них самый серьезный?

-Что им сказал зайка? Прочитайте. О чем он их предупреждал?

 

 

 

 

 

 

 

-Чем «Путаница» похожа на небылицу?

-К чему привела их шалость?

 

 

-Как звери восприняли пожар? Испугались ли они?

-Смогли бы они потушить море? Почему?

-Кто потушил море? Зачитайте. Почему ей удалось затушить?

 

 

 

-Как веселились звери?

 

 

 

 

Какое настроение создает автор?

Настроение в этом стихотворении веселое, забавное. Все скачет вокруг. Со стороны это выглядит нелепо, но вполне интересно.

Котята. зачинщики путаницы, решившие хрюкать.

Утята. Поддержали котят и стали квакать.

Заинька. Паинька, примерный зверь.

Лисички. Сестры-поджигатели.

Крокодил. Добровольный пожарный.

Кит. Огромный паникер.

Бабочка. Просто волшебница.

 

- самым серьезным оказался зайчонок.

«Кому велено чирикать

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!»

Тем, что, происходит то, чего не бывает в действительности;

Шалость привела к пожару.

- Испугались, стали тушить пожар

- Пирогами да блинами море не потушишь, да и море горит

- пожар потушила бабочка

- Крыльями помахала

 

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

 

Варианты детей…

Фронтальная

Словесная

Наглядная

Практическая

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: извлекать информацию из иллюстраций, текста

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других.

Ответ на вопрос

Зрительный контакт

Правильный устный ответ

Физ. минутка

 

Ребята, я предлагаю нам немного отдохнуть.

Сначала я вам показываю, вы смотрите, потом я показываю – вы повторяете без слов, в третий раз я показываю, вы повторяете со словами.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

Повторяют за учителем движения

Фронтальная

Регулятивные УУД: организация своей деятельности

Правильное выполнение упражнений.

 

Подготовка к выразительному чтению

Дети вместе с учителем подготавливаются к выразительному чтению

Ребята, чтобы нам выразительно прочитать стихотворение, мы должны подготовить наше дыхание. Выполненим дыхательную гимнастику.

Учитель показывает 3 упражнения: «Ладошки»-разжимаем ладони и делаем вдох, затем сжимаем руки в кулак, делая резкий выдох.

 «Повороты головы»- максимально поворачиваем голову в стороны и делаем резкие выдохи носом.

 «Обними себя»-когда локти находятся друг над другом, то осуществляем резкий выдох носом.

Молодцы, теперь нам предстоит сложная работа. Мы должны научиться читать выразительно 1ую часть стихотворения.

У вас на партах лежат карточки с текстом, подвиньте их к себе. Сейчас попробуем с вами расставить ноты в четверостишии.

(Ноты обозначены на слайде)

Для начала определим паузы.

В конце текста всегда ставится длинная пауза, обозначим ее одной вертикальной чертой.

Далее прочитаем первую строчку, после каких слов мы будем ставить короткую и среднюю паузы?

Отлично, дальше работаем также, читаем следующие строчки и расставляем паузы.

Вот с паузами мы определились, теперь распределим, где у нас будет повышение и понижение голоса.

Прочитаем первую строчку, в данном четверостишии, у нас в начале всегда будет повышение (стрелочка вверх), а под конец голоса понижается (стрелочка вниз) и тд.

Теперь давайте поработаем в парах. Прочитайте своему соседу данное четверостишие выразительно с паузами и повышением, понижением голоса. Даю вам 1 минуту.

-Поднимите руки те, кому понравилось, как ваш сосед прочитал.

Учитель работает вместе с детьми. Затем спрашивает 3 человека, прочитать данное четверостишие.

Теперь прочитаем четверостишие с соблюдениями пауз и повышения, понижения голоса.

(Если у ребенка не получилось, учитель указывает, над чем нужно поработать еще)

-Кто по другому может прочитать это стихотворение?

(-А кто правильно сможет прочитать?)

Молодцы, вот мы с вами расставили ноты и попробовали выразительно прочитать четверостишие нашего стихотворения.

Ученики выполняют упражнения за учителем по 8 раз 1 упр.

 

 

 

 

 

Слушают внимательно учителя.

 

 

 

 

 

 

Расставляют ноты вместе с учителем и учатся читать выразительно.

 

После замяукали делаем короткую паузу, а после котята делаем среднюю паузу.

Фронтальная

Регулятивные УУД: организация своей деятельности

Правильное выполнение упражнений

Выразительное чтение

Проверка готовности учащихся к выразительному чтению произведения.

Теперь, я вам предлагаю подготовиться выразительно читать часть стихотворения до слов: «Я собакою залаю: Гав, гав, гав!» на стр. 7.

-Я вам даю минуту, для того, чтобы вы в парах себе друг другу прочитали.

- Кто уже готов прочитать выразительно часть стихотворения поднимите руки.

Спрашивается 3-4 ученика.

 (Учитель проверяет чтение вслух детей, помогает правильно ставить ударение в словах, помогает правильно читать с интонацией).

-Закончили, молодцы. Мне очень понравилось, как вы читали.

- А так, вы большие молодцы, что решились прочитать часть стихотворения! Я горжусь вами.

 

 

 

Ученики читают стихотворение выразительно, с чувством и почти наизусть.

Все остальные слушают внимательно.

 

 

 

 

Фронтальная Словесная

Познавательные УУД: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное. Личностные УУД: Учатся высказывать собственное мнение не схожее с другими.

Зрительный контакт Ответы детьми на вопросы учителя Умение выразительно и громко читать на аудиторию (класс)

Обобщающая беседа

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке.

- Ребята, какую главную мысль высказал автор в этом произведении?

Конечно, главная мысль, что   необдуманные желания и поступки усложняют жизнь. Поэтому очень полезно научиться сначала думать о последствиях, потом делать.

*Игра «Подберите рифмы».

Работа в парах

Подберите рифмы к слову:

Пирожок (творожок)

Теперь только девочки придумываю рифму к слову:

Котёнок (мамонтёнок, утёнок)

Теперь только мальчики придумывают к слову:

Ушко (подушка, лягушка, кружка, мушка)

- А вот, что я придумала….

Главная мысль сказки Путаница: необдуманные желания и поступки усложняют жизнь. Поэтому очень полезно научиться сначала думать о последствиях, потом делать.

 

Придумывают рифмы к словам на слайде.

Словесная

Фронтальная

Личностные УУД: Умение выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.

Регулятивные УУД: Умение оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений.

Зрительный контакт Ответы детьми на вопросы учителя Умение выразительно и громко читать на аудиторию (класс)

 Итог урока.

 

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке.

-Вот и подходит к концу наш урок.

- С каким произведением поэта познакомились?

 - Что же нового мы сегодня узнали о жизни и творчестве К.И. Чуковского?

Вы большие молодцы! Вот и подошел к концу наш урок.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

 

 

- мы познакомились с произведением «Путанница»

Различные ответы детей.

(Высказывание собственных мыслей)

 

Фронтальная

Познавательные УУД:

Извлекать информацию

Коммуникативные УУД:

Обсуждение и формирование своего мнения

Ответы на вопрос.

Домашнее задание

Учитель задает домашнее задание учащимся

 Записываем д.з.:

Выразительное чтение стихотворения «Путаница» на стр. 6-10 (с. 6-10, чит. выр.)

Спасибо вам большое за урок, с вами было приятно работать.

Записывают домашнее задание в дневники

Фронтальная

Познавательные УУД: умение структурировать знания.

Зрительный контакт

 


 

Скачано с www.znanio.ru