ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта урока
литературного чтения для 3 класса
по теме: «А.С. Пушкин «Зимний вечер»».
Выполнила:
Студентка группы Ш – 37
Велижанинова Полина Александровна
Проверили:
Руководитель от колледжа
Прягаева Елена Алексеевна
Отметка « » (___________________)
Соликамск, 2020
Структура технологической карты урока
Тема урока |
«А.С. Пушкин «Зимний вечер»». |
УМК |
Школа России. (Горецкий В.Г.) |
Цели деятельности педагога |
1. Познакомить учащихся со лирическим стихотворением Александра Сергеевича Пушкина «Зимний вечер». 2. Создать условия для получения знаний детьми о том, что такое лирическое стихотворение, чем оно отличается от других групп стихотворений. 3. Способствовать усвоению содержания стихотворения «Зимний вечер». 4. Способствовать овладению умением детьми выразительного чтения. |
Тип урока |
Урок изучения нового материала. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные результаты Ученик научится: - понимать смысл стихотворения; - понимать настроение лирического героя. Ученик получит возможность научиться: - навыкам выразительного чтения лирического текста; - сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы. Личностные результаты У ученика будут сформированы: - знания основных моральных норм поведения, - представления о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа. Ученик получит возможность для формирования: - первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения. Регулятивные результаты Ученик научится: - оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме. Ученик получит возможность научиться: - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. Познавательные результаты Ученик научится: - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; - осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии; - обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку). Ученик получит возможность научиться: - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - воспринимать смысл небольшого текста; - соотносить изучаемый материал с собственным опытом. Коммуникативные УУД. Ученик научится: - иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению; Ученик получит возможность научиться: - принимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные высказывания; - задавать вопросы. |
Методы и формы обучения |
Методы: Объяснительно-иллюстративный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы |
https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/76844-konspekt-uroka-pushkin-zimniy-vecher-3-klass.html https://vk.com/doc198194870_575866339?hash=ba4e526ef5f86d1c59&dl=c3c16b1eeaa8330be9 |
Наглядно-демонстрационный материал |
Иллюстрация (сюжетная картинка) и раздаточный материал. Выставка книг произведений Александра Сергеевича Пушкина. |
Оборудование |
Автоматическое рабочее место педагога. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодей- ствия |
Универсальные учебные действия |
Промежу- точный контроль |
Оргмомент |
Приветствие учителя с учениками, проверка готовности учащихся к уроку. |
– Здравствуйте ребята. Меня зовут Полина Александровна. И сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. |
Приветствуют и слушают учителя. Отвечают на вопрос учителя |
Фронтальная |
Коммуникативные: приветствие учителя Регулятивные: готовность рабочего места |
Зрительный контакт |
СТИЦ Актуализация знаний |
Учитель проговаривает учащимся тему и цели урока. |
- Ребята! Мы продолжаем знакомиться с творчеством русских писателей. Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством писателя, с произведениями которого мы уже начали знакомиться в 1-ом классе. (Портрет Пушкина) - Кто изображен на портрете? А знаете ли вы, что Пушкин начал писать свои первые стихи, когда еще не был Александром Сергеевичем, а был мальчиком Сашенькой? И первое свое стихотворение он написал в 6 лет. - Александр Сергеевич Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни. - Кто знает, как звали няню поэта? - Верно. Это- Арина Родионовна. - Арина Родионовна - с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина, открыла поэту мир сказки. Для поэта Арина Родионовна была не просто заботливой няней, но и талантливой сказочницей. Она знала много русских народных сказок. Няня рассказывала об обычаях русского народа, пела Пушкину народные песни. Поэт услышал от нее много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок. Няня привила поэту любовь к народному творчеству. - Но, кем же была няня Пушкина? Арина Родионовна - крепостная крестьянка. Она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым. Иногда няня пела русские народные песни, такие, как «По улице мостовой» или «За морем синичка не пышно жила» и др. В одном из стихотворений Пушкин описал зимний вечер. |
Предполагают тему Слушают учителя
-На портрете изображен Александр Сергеевич Пушкин
-Няню поэта звали Арина Родионовна |
Фронтальная
|
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. Личностные: формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа |
Зрительный контакт |
Подготовка к восприятию стихотворения
|
Учитель настраивает детей на тему урока. |
Я предлагаю вам послушать музыкальное произведение, автором которого является Петр Ильич Чайковский («Вальс снежинок. Балет Щелкунчик»). -Послушайте и попробуйте определить, о каком времени года идет речь. Учитель включает музыкальное произведение (дети сами должны догадаться, о каком времени года это произведение). - Скажите, дети, вы догадались, о каком времени года эта музыка? - Почему вы так думаете? - Какое настроение вызывает у вас музыка? - Произведение называется «Вальс снежинок. Балет Щелкунчик». - А как вы думаете, почему я включила вам музыкальное произведение, темой которого является холодное суровое время года? - Скажите, а какое настроение вызывает у вас время года зима? - Стихотворение, с которым сегодня мы будем работать, называется «Зимний вечер» - Прочитав и, как следует, познакомившись со стихотворением А. С. Пушкина, мы с вами узнаем, какое было настроение у поэта в зимнюю пору, и попробуем ощутить его! |
Дети слушают произведение и рассуждают, какое время года музыка олицетворяет.
- О зиме! Дети отвечают на вопросы учителя, говорят свое мнение, каждый учится аргументировать свою точку зрения.
-Возможно, мы сегодня будем говорить о зиме.
-Веселье, потому что зимой очень много различных забав; неприятное, даже противное настроение, потому что холодно и тп. |
|
|
|
Первичное знакомство произведения. |
Проверка готовности учащихся к первичному чтению (прослушивание) стихотворения |
- Стихотворение «Зимний вечер» посвящалось крепостной, старой няне Арине Родионовне. С ней поэт, уже будучи взрослым, когда попадал в имение, проводил много одиноких вечеров. Один из таких зимних вечеров описан в этом стихотворении, которое было написано в 1825 году. Теперь откроем учебник на стр. 90 Первичное восприятие текста (чтение учителем грамотно и выразительно) - Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом. Возьмите карандаши. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. - Слушаем внимательно! По прочтении учитель делает небольшую паузу, чтобы учащиеся пережили непосредственное эмоциональное настроение от только что услышанного. Тихое чтение учащимися всего стихотворения дает возможность еще глубже пережить те настроения, которыми наполнено это лирическое произведение. |
Слушают учителя
Открывают учебники Слушают учителя и внимательно следят, подчеркивая неизвестные слова
Тихо еще раз прочитывают стихотворение |
Фронтальная Словесная Наглядная |
Регулятивные УУД отвечают и задают вопросы; принимают и понимают учебную задачу. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме. |
Ответ на вопрос Зрительный контакт |
Беседа по содержанию |
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке. |
- Давайте же с вами сейчас разберемся, чтобы лучше понять смысл стихотворения «Зимний вечер». -Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали? От чьего имени ведется рассказ? Какое настроение у рассказчика? Какая была погода в тот зимний вечер?
— Найдите в стихотворении описание бури. Учащиеся находят эти строки. Учитель вызывает ученика, который читает первые восемь строк. (Вначале учитель показывает образец такого чтения, читает первые восемь строк, предварительно дав задание внимательно слушать и суметь объяснить, почему так читался этот отрывок. Выслушав ответы учеников, учитель предлагает всем подготовиться выразительно, прочитать эту часть стихотворения.) |
-Чувство грусти, печали - Рассказ ведется от имени автора -У рассказчика грустное, печальное настроение -Была буря. Снег кружился, его поднимало вверх. Небо было покрыто мглою. Неба не было видно. -Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. (Несколько учеников вызываются для выразительного чтения, все остальные следят за правильным интонированием, чтение каждого подвергается анализу, делаются обоснованные замечания, вносятся поправки. Этот же отрывок читается всеми.) |
Фронтальная Словесная Наглядная Практическая |
Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: извлекать информацию из иллюстраций, текста Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. |
Ответ на вопрос Зрительный контакт Правильный устный ответ |
Физ. минутка |
|
Ребята, после прочтения нам нужно немного отдохнуть. Сначала я вам показываю, вы смотрите, потом я показываю – вы повторяете без слов, в третий раз я показываю, вы повторяете со словами. Отдых наш - физкультминутка. Занимай свои места! Шаг на месте левой, правой! Раз-два, раз-два! Прямо спину все держите и под ноги не смотрите! Раз-два, раз-два! Руки дружно разведите - раз-два, раз-два! Друг на друга посмотрите - раз-два, раз-два! Опустите руки вниз - и за парту все садись! Теперь можем приступать дальше. |
Повторяют за учителем движения |
Фронтальная |
Регулятивные УУД: организация своей деятельности |
Правильное выполнение упражнений.
|
Повторное чтение текста с обсуждением (по частям) |
Дети вместе с учителем читаю стихотворение вслух. укрепляют знание сюжета произведения |
«Пушкин сравнивает бурю со зверем: «То, как зверь, она завоет». Он сравнивает бурю с плачем ребенка: «То заплачет, как дитя». — А как вы думаете, почему поэт прибегает к этим сравнениям? (Чтобы легче представить зимний деревенский вечер, тяжелое настроение. Поэт был одинок, ему было скучно и тоскливо. Зверь воет, нагоняет тоску. Дитя плачет, становится тоже тоскливо. У поэта сердце сжималось от тоски и одиночества.)
— Как следует читать обращение поэта к няне и его просьбу?
— Почему? — Обратитесь же и вы к няне ласково, нежно, негромко. Давайте теперь прочитаем 2ую часть (следующие 8 строчек) (читают выразительно обращение поэта к няне, начиная со слов: «Наша ветхая лачужка И печальна и темна....»)
Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? - О ком говорит автор во 2-ой части? К кому он обращается? - Найдите в тексте слова, которыми он называет няню. - Какое настроение у автора? - Какими словами в тексте автор передаёт это настроение?
- В этом стихотворении показана вся боль и тоска, все переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении. Ведь он находится в ссылке, вдали от друзей и родных. Затем учитель переходит к работе над выразительным чтением 3 отрывка. Вначале он показывает образец такого чтения, читает следующие 8 строк, предварительно дав задание внимательно слушать и суметь объяснить, почему так читался этот отрывок. Выслушав ответы учеников, учитель предлагает всем подготовиться выразительно, прочитать эту часть стихотворения. Несколько учеников вызываются для выразительного чтения, все остальные следят за правильным интонированием, чтение каждого подвергается анализу, делаются обоснованные замечания, вносятся поправки. Этот же отрывок читается всеми. Выпьем, добрая подружка
- Найдите слова, в которых отражается настроение автора. - Найдите слова, с которыми поэт обращается к няне. - С какой просьбой он обращается к няне? - Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом?
- Сейчас вы прочитаете самостоятельно последнюю часть текста и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или оно осталось прежним. (Учащимся предоставляется возможность самостоятельно подготовиться к чтению последней части стихотворения и объяснить, почему ее так надо читать.) - Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность? - Как вы думаете, зачем Пушкин это сделал?
- Сравните первую часть с последней: одинаковые ли они по настроению?
- Как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? Словарная работа: (слова выведены на слайд презентации). В стихотворении встретились устаревшие и непонятные для вас слова. Давайте попробуем вместе объяснить их смысл. а) устаревшие слова: Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом. Ветхая лачужка - небольшая, старенькая избушка. Обветшалая кровля - старая разрушающаяся крыша. Кроет - покрывает. б) природное явление: Буря - ненастье с сильным разрушительным ветром. Мгла - непрозрачный воздух от тумана, сумерек, тьмы. Вихрь - порывистое, круговое, движение ветра. Непонятным нашим детям, особенно городским, окажется выражение «йод жужжанье своего веретена». Чтобы избежать длинного объяснения слова веретено, полезнее заранее показать веретено в натуре или на картинке и объяснить, как им пользуются при ручном прядении. |
(Чтобы легче представить зимний деревенский вечер, тяжелое настроение. Поэт был одинок, ему было скучно и тоскливо. Зверь воет, нагоняет тоску. Дитя плачет, становится тоже тоскливо. У поэта сердце сжималось от тоски и одиночества.)
(Обращение к няне надо читать ласково, нежно, негромко.) (Он любил свою няню. Он называет ее «мой друг», «моя старушка», «добрая подружка».) (Несколько учеников вызываются для выразительного чтения, все остальные следят за правильным интонированием, чтение каждого подвергается анализу, делаются обоснованные замечания, вносятся поправки. Этот же отрывок читается всеми.)
Автор обращается к своей няне («Моя старушка», «Мой друг») Настроение грустное («Ветхая лачужка», «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь»).
Внимательно слушают Объясняют, почему читался именно так данный отрывок
Несколько учеников у доски читают выразительно «Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла» При чтении этих строк в голосе выражается ласковая просьба, выделяются слова песню, синица, девица, за водой. («Бедной юности моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей») («Добрая подружка») («Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню») (Чтобы поднять настроение: «Сердцу будет веселей») Дети читают самостоятельно про себя Буря мглою небо кроет, (Повторяются строчки) (Повтором он усиливает настроение от злой бури, хочет избавиться от печального чувства). (Во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет веселей». Этим он показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом. Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: теплые, задумчивые, нежные, ласковые.) (Спокойным, напевным, с чувством грусти.) Дети называют такие слова, как: ветхий, лачужка, мгла, обветшалый, утомлена, кроет..
Дети слушают внимательно учителя, узнают значения новых незнакомых слов. |
|
|
|
Индивидуальное выразительное чтение |
Проверка готовности учащихся к выразительному чтению произведения. |
Теперь я вам предлагаю подготовиться выразительно, читать стихотворение. - Будем читать стихотворение, каждый ученик по предложению (или по несколько предложений, до стоп-слова: «Закончили», «Достаточно», «Читаем до точки… Молодец» - зависит от класса), по очереди, начиная с.. - Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом - Начинаем. - Прочитайте первые 2 строчки стихотворения. (имя учащегося), прочитай, пожалуйста и тд тп (Учитель проверяет чтение вслух детей, помогает правильно ставить ударение в словах, помогает правильно читать с интонацией). -Закончили, молодцы. Мне очень понравилось, как читали … - А так, вы большие молодцы, что решились прочитать стихотворение! Я горжусь вами. |
Ученики читают стихотворение выразительно, с чувством и почти наизусть. Все остальные слушают внимательно.
|
Фронтальная Словесная |
Познавательные УУД: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное. Личностные УУД: Учатся высказывать собственное мнение не схожее с другими. |
Ответ на вопрос Зрительный контакт. Проговаривание правильного, грамотного ответа. |
Словесное рисование картины |
Осознание учащимися своей учебной деятельности, повторение прочитанного своими словами. |
- Давайте с вами поговорим о картине произведения. - Когда вы слушали мое чтении стихотворения, а затем, когда мы второй раз вмести читали стихотворение по несколько строчек, вы представляли у себя в голове героев, образную картину, как они себя ведут герои, что происходит вокруг? - Сейчас мы с вами научимся «рисовать» словами героев. По плану: (в зависимости от класса, учитель может вывести план на слайд презентации или раздать по 1 распечатке на каждую парту для учеников) 1) Сначала мы «нарисуем» место, где происходит событие, буквально несколько слов, для ясной картины и что происходит на фоне – т.е. вокруг места действия; 2) Затем, изобразим и раскрасим действующие лица, если такое есть. «Нарисуем» образ и то, чем они заняты в данный период в стихотворении. 3) Добавляются необходимые детали; 4) Повторим все то, что мы «нарисовали». - Давайте попробуем. (Учитель вместе с учениками начинает словесное описание главных героев стихотворений, по определенному эпизоду. Задает вопросы детям – те отвечают на них, «рисуют».) Вопросы: 1. Скажите, а где может происходить действие? Какой ты (вы) видишь (-ите) обстановку действия? Опиши (-те) место действия.
2. Каким ты (вы) представляешь (-ете) себе героя главного героя: Автора? Были еще герои в стихотворении? Опиши (-те) их. Попробуй (-те) описать внешний вид. Какие черты характера присущи этим героям?
3. Попробуй (-те) полностью описать тот эпизод (отрывок из текста), который вы (ты) выбрал (и)? Что вы (ты) видишь (-ите), когда читаешь (-ете) этот текст? - Молодцы. Очень интересно было услышать ваши варианты. - Все, кто отвечали – вы большие умницы, что рискнули и поделились своим впечатлением о прочитанному стихотворению. |
Слушают внимательно учителя.
- конечно.
Слушают внимательно задание. Дети прослушивают (читаю) – знакомятся с планом.
- Я бы хотела описать самое начало, время до зимы. - Прочитав стихотворения, я представил (а), что все действие, которое описывается в стихотворении, происходит где-то в маленькой избушке, одинокой и где-то на краю деревни. Я представляю, что вокруг вечер и сильный мороз. Я представляю автор себе так: я представила образ А. С. Пушкина, худой мужчина, небольшого роста, у него темные кудрявые волосы и длинные бакенбарды, он одет в черные цвета штаны или брюки, в белой рубахе. Я представила себе еще одного героя – старушку – Арину Родионовну. Женщина пожилого возраста, сидит в кресле, слушает монолог «автора» или разговаривает с ним. Одета она в темно-синее платье, и на голове серый платок. А также у них есть старый пес, который лежит рядом с Ариной Родионовной на ковре. (Ребенок полностью повторят то, что говорил ранее) |
Фронтальная Словесная Наглядная |
Познавательные УУД: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное. Личностные УУД: Умение выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление. Регулятивные УУД: Умение оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений. |
Зрительный контакт Ответы детьми на вопросы учителя Умение выразительно и громко читать на аудиторию (класс) |
Итог урока.
|
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке. |
-Вот и подходит к концу наш урок. - С каким произведением поэта познакомились? - Что же нового мы сегодня узнали о жизни и творчестве Пушкина? - На уроке мы также узнали устаревшие слова, познакомились с новыми понятиями и словами. Перед вами лежат карточки, на которых написаны слова, вы должны объяснить их смысл. Будем работать в группах. (лачужка, мгла, ветхий. Обветшалый, приумолкла, утомлена) Вы большие молодцы! Вот и подходит к концу наш урок. Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья? |
- мы познакомились с произведением «Зимний вечер» Различные ответы детей. (Высказывание собственных мыслей)
Ребята в парах объясняют значение слова по цепочке ветхий — очень старый, древний; лачужка — плохая избушка, хижинка, небольшой старый дом; мгла — холодный, сырой туман; обветшалый — очень старый; приумолкла — замолчала; утомлена — устала. |
Фронтальная |
Познавательные УУД: Извлекать информацию Коммуникативные УУД: Обсуждение и формирование своего мнения |
Ответы на вопрос. |
Домашнее задание |
Учитель задает домашнее задание учащимся |
Записываем д.з.: выучить стихотворение наизусть, списать первые восемь строк и подчеркнуть сравнения. Спасибо вам большое за урок, с вами было приятно работать. |
Записывают домашнее задание |
Фронтальная |
Познавательные УУД: умение структурировать знания. |
Зрительный контакт |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.