Технологическая карта
урока литературного чтения
ТЕМА
Тема стихотворений С.А. Есенина «Бабушкины Сказки»
____________________________________________________________________________________
Составила студентка 342 группы
Лобанова Лилиана Александровна
Класс 4 «А» школа №16
Дата проведения урока 21.02.2022
ФИО учителя школы:
Серебренникова Лидия Валерьевна
Допущена к проведению урока:
____________________, дата ________
(подпись учителя)
Сыктывкар, 2022
Тема урока: Тема стихотворений С.А. Есенина «Бабушкины Сказки» |
Тип урока:ОНЗ |
|
Цели урока: Деятельностная: создать условия для развития УУД Содержательная: познакомить со стихотворением «Бабушкины сказки» С.А.Есенина; |
||
Методы и формы обучения: словесные, наглядные; беседа, иллюстрация |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
· Научатся читать вслух бегло, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения. · познакомить со стихотворением «Бабушкины сказки» С.А.Есенина; · пополнять биографические знания о поэте; · обогащать словарный запас. |
Познавательные · Умеют строить речевое высказывание в устной и письменной форме; · Учатся основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; · Умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Регулятивные · Учатся принимать и сохранять учебную задачу; · Учатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; · Умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; · Учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Коммуникативные · Учатся учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; · Учатся формулировать собственное мнение и позицию; · Умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов · Учатся задавать вопросы |
Сформированы: · широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; · ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; · учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; · способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; · эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
Время на этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный этап. |
|
Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что сегодня нам предстоит открыть еще одну тайну литературного произведения. Желаю вам удачи и успехов в новых открытиях! |
Отвечают на вопросы
|
2. Этап речевой разминки или разминки перед чтением |
|
Прочитайте стихотворение шёпотом, с вопросительной интонацией, тихо, громко и четко. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим, И тихонечко сидим. |
|
3. Этап введения в тему или подготовки детей к восприятию произведения. |
|
Сегодня мы познакомимся с произведением уже знакомого вам поэта. Послушайте стихотворение и вы узнаете кого. В этом имени – слово «есень», Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нем от русских песен Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы И синь-рассвет. Что-то есть в нем и от весенней Грусти, юности, чистоты… Только скажут – «Сергей Есенин», Всей России встают черты… - Кто этот поэт? -Чем мы сегодня будем заниматься? А зачем? Мы снова открываем страницу поэтической тетради и продолжаем чтение стихотворений. Вспомним творчество Сергея Есенина, познакомимся с новыми произведениями. «Какой чистый и какой русский поэт» - так писали о нем. Посмотрите на портрет Есенина. Что вы можете о нем сказать?( Вы очень верно всё подметили. Есенин – поэт Руси. Он взял у её природы даже характерные черты своей внешности: чарующую синеву глаз – у бездонных озёр и голубых небес; золото волос – у российских нив. «Душа моя – поле безбрежное», - так говорил о себе поэт. Есенин не писал стихов специально для детей, но некоторые из них, добрые и милые стихи о природе, изучаются в начальной школе. В осенний день, 3 октября 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого в семье было трое сыновей: в этой семье и прошло почти все детство поэта. У Сережи были озорные и отчаянные дядья. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа испугался, но крепко держался за гриву. А как его учили плавать! Дядя Саша брал мальчика в лодку, отъезжал от берега, снимал с него белье и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним. Бабушка очень любила внука, но и ругала за озорство. А дедушка подзадоривал на кулачную. Сережа очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Целью и смыслом жизни Сережи стала поэзия. Стихи он начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось с 16–17 лет. Есенин – человек золотой души, необыкновенно нежный. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 71. Что вы видите? Прочитайте название. Как вы думаете, о чем это стихотворение? Наверное, нет в классе такого человека, который не любил бы сказки. С.Есенин тоже их любил. В долгие зимние вечера бабушка рассказывала ему сказки, пела песни, духовные стихи, унося воображение мальчика в мир старинных преданий и легенд. |
Выполняют задания, отвечают на вопросы
Сергей Есенин Определяют задачу урока
Молодой, красивый, умный, мечтательный, добрый, задумчивый
Дети с широко раскрытыми глазами что-то слушают. О детях, бабушка рассказывает сказки.
|
4. Этап первичного чтения текста. |
|
Послушайте стихотворение и постарайтесь представить себе картины, описанные автором. Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какие картины вы представили? О чем хотел рассказать автор? Объясните значения слов: Задворки – место за дворами, позади изб. Разухабистая – весёлая, задорная, бойкая Гурьба – шумливая группа людей. Опостылеть – надоесть, надоевший, надоедать. -Найдем его значение в словарике на стр.218. Галдеть – громко говорить, орать. Брести – идти с трудом, тихо. Пригорок – небольшой холм, бугор. Это слова разговорного стиля речи, просторечные слова. Автор их использует, чтобы создать картину крестьянского быта. К какому жанру относится это произведение? |
Слушают рассказ, некоторые ученики читают по просьбе учителя, по ходу чтения отвечают на вопросы. Кругом снег, темно, избы, дети идут домой и везут санки, деревенская изба, топится печка, сидит на лавке бабушка, а вокруг внуки О добрых, теплых, нежных воспоминаниях детства, связанных с любимым человеком – бабушкой.
стихотворение |
5. Этап вторичного чтения текста. |
|
Сейчас этот рассказ вы будете читать самостоятельно, цепочкой по 4 строки. |
Читают по цепочке |
6. Этап первой ступени анализа произведения. |
|
В какое время дети садились слушать сказки? Прочитайте, какие сказки рассказывала бабушка? Почему дети притворялись, что не слышат, как их мама зовёт спать? Как долго они могли слушать бабушкины сказки? Найдите подтверждение в тексте. Что вы можете сказать об отношении бабушки к внукам? Почему вы так решили? |
Отвечают на вопросы В зимний вечер Русские народные про Ивана Сюжет сказки завораживает, и было жаль уйти, не узнав, чем закончиться сказка Она любила внуков Ей нравилось рассказывать сказки |
7. Этап второй ступени анализа произведения. |
|
Подготовимся к выразительному чтению. От чьего лица ведётся повествование? В каком темпе нужно читать? Помните, что после каждой строчки надо делать небольшую паузу. Нужно обращать внимание на знаки препинания. Что дети чувствовали, когда возвращались домой? Какое чувство передадим при чтении? Какие чувства детей автор передает в следующих четырех строчках? Как будем читать следующее четверостишие? Как мы будем читать последние 8 строк. Какие чувства детей описал здесь автор? В этой части два вопросительных предложения. Найдите первое. Прочитаем его. Прочитаем второе предложение. |
От лица автора-ребенка. Неторопливо, спокойно
Они устали Чувство усталости Ожидание, предвкушение радости от встречи со сказкой Затаив дыхание, тихо. Детям не хочется, чтобы бабушка останавливалась
|
8. Этап выразительного чтения произведения либо отрывка. |
|
Прочитаем стихотворение полностью так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства. Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд Чтение – мальчики, девочки Индивидуальное чтение |
Отвечают на вопросы.
|
9. Этап обобщения прочитанного. |
|
С каким произведением Есенина мы сегодня познакомились? Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения? Для чего он написал свое произведение? Что хотела донести до читателя автор? |
Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта,. И это понятно. Всё своё детство провёл Есенин в деревне ,сказки в детстве ему рассказывала его бабушка Показать любовь к бабушке, ее сказкам |
10. Этап домашнего задания |
|
Домашнее задание выполнить на листочках, подписать. |
Записывают в дневник |
11. Этап рефлексии |
|
С творчеством какого писателя мы познакомились? Какие воспоминания пробудил в вас сегодняшний урок? Понравился ли вам урок? Все вы сегодня работами активно, с увлечением. На этом урок заканчивается. Спасибо всем за работу! |
Подведение итогов, рефлексия |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.