Технологическая карта урока литературного чтения "УМК "Школа России" 4 класс. Тема: А.Н. Плещеев "Дети и птичка". Учитель: 1 категории, г. Нижний Тагил, Серова Э.В.

  • docx
  • 03.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала литература.docx

Технологическая карта урока литературного чтения «УМК   «Школа России » 4 класс , МБОУ СОШ № 64 , г. Нижний Тагил Учитель: начальных классов 1 категории Серова Э.В.                                                

 

Тема урока

А.Н. Плещеев "Дети и птичка"

Место урока в разделе

 Поэтическая тетрадь

Тип урока

Усвоение новых знаний

Цель урока

Расширение знаний и представлений о жизни и творчестве А.Н. Плещеева

Задачи урока

1) образовательные: продолжать знакомить учащихся с творчеством А.Н. Плещеева; работать над пониманием смысла стихотворения.

 2) развивающие: развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыка выразительного чтения;

3) воспитательные: прививать любовь к чтению стихотворений, любовь к природе, творчеству русских поэтов прошлого.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

1. Находить ответы на вопросы, используя опыт, полученный на уроке;

2. Владеть биографическими данными поэта Плещеева и содержанием стихотворения

 «Дети и птичка»

 3. Воспринимать на слух поэтическое произведение

 4. Передавать настроение и чувства в стихотворении

5. Находить в тексте образные языковые средства

(эпитеты, олицетворения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

Ученик получит возможность научиться:

-осуществлять поиск необходимой информации для -выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

-осуществлять синтез как составление целого из частей

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

 Регулятивные УУД

Ученик получит возможность научиться:

- выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной формах

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные УУД

Ученик получит возможность научиться:

– выражать в речи свои мысли и действия

– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности

– использовать простые речевые средства

Ученик получит возможность формирования:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

- учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи

- способность осознавать и оценивать свои мысли. Действия и выражать их в речи

– интерес к учебному материалу

Этапы урока

Этапы, урока

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы,

 приемы

Деятельность учеников

Резул.

1

Орган. момент

 

Подготовка класса

(проветри-вание)

 

-Здравствуйте, ребята!

-Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

 

-Беседа

 

-Приветствуют учителя.

 

-Подготовка  к уроку.

 

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

Мотивация деятель-ности

 

 

 -Ребята! Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку.

-У вас на партах лежат листочки. Зачеркните только одинаковые слоги.

-Какую фамилию вы получили? (Плещеев)

-Молодцы! А теперь внимательно послушайте загадки и отгадайте их.

Непоседы маленькие,

Прыгают, как заиньки,

Конфеты сладкие едят,

Смеются громко и кричат!

Есть два крыла и голова,

Две лапки, клюв и перья.

Это что за невеличка?

Отгадали? Это …

-Назовите тему урока.

Словесный метод.

 

Мотивация учебной деятельности

 

 

 

Зачеркивают одинаковые слоги

 и получают фамилию (Плещеев)

 

- Плещеев А.Н.

 

 

 

 

 

- дети

 

- птичка

 

-А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

 

3

Актуализация знаний

Актуализация опыта учащихся

-Прежде чем мы приступим к новой теме урока, проверим домашнее задание.

-Что значит прочитать выразительно?

Несколько учеников на оценку читают стихотворение

Фронтальная работа

 

-беседа

-Прочитать выразительно стихотворения Е.А.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!... и

 «Где сладкий шёпот моих лесов?...»-Это значит целыми словами, без ошибок, соблюдая паузы, выделяя голосом нужные слова, передать интонацией чувства и настроение.

 

4

Первичное усвоение новых знаний

 

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала

 

1.Знакомство с биографией А.Н.Плещеева

Рассказывает о творчестве поэта. Показ презентации

Слайд 1. Урок литературного чтения.

Слайд 2. Алексей Николаевич Плещеев Алексей Николаевич «Дети и птичка»

Слайд 3. Алексей Николаевич Плещеев родился в городе Костроме в старинной обедневшей дворянской семье. В 18 лет поступил в Петербургский университет на восточный факультет.

Слайд 4. В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А.Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник», когда ему было 19 лет.

Слайд 5. Талант молодого Плещеева был замечен, его стихи получили одобрительный отзыв, и вскоре «Современник» публикует уже тринадцать стихотворений А.Н.Плещеева.

Слайд 6. Через два года (1846 г.) выходит в свет первая книга стихов поэта. Стихи Плещеева этого времени очень близки по духу поэзии К.Ф Рылеева и М.Ю.Лермонтова. В эти годы Плещеев пишет не только стихи, но и прозу: очерки, рассказы,  фельетоны.

Слайд 7. Любимый русской молодёжи 1840 –х годов, после ссылки превращается в отличного детского поэта. Детские стихи будут собраны поэтом в Москве  в его сборник «Подснежник».

Фронтальная   работа

 

-Знакомство с  биографией  автора

 

5

Первичная проверка понимания

 

Установить правильность и осознанность изученного материала

Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся

-А теперь сядьте красиво и послушайте стихотворение А.Н.Плещеева «Дети и птичка».

-Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

-Чем оно необычно?

-Назовите собеседников.

-Какой вы представили себе птичку?

-А детей?

-Молодцы! Внимательно слушали.

-Словарная работа

- Прежде, чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов.     (Дети объединяются в 4 группы,  работают со словарями и ищут значение слов, написанных на доске).

ПРОЧЬ – подальше от кого-либо

ПОНЕСЁМСЯ - следовать очень быстро, стремительно одно за другим

СТУЖА - сильный холод, мороз

ВЕШНЕЕ – весеннее

-Ребята, зачем вы выясняли значение непонятных слов?

-А теперь прочитайте это стихотворение вполголоса.

-Чтение целыми словами.

-А теперь читаем вслух по четверостишьям, выделяя голосом прямую речь

 

Анализ стихотворения

-В какое время года происходит разговор детей с птичкой?

-Докажите свой ответ.

-О чём просят дети птичку?

-Почему дети просят птичку не улетать?

-Что она им отвечает?

-Какой глагол указывает на стремительность действий птиц? (Понесёмся.)

-Почему автор использовал именно этот глагол?

-Прочитайте описание юга.

-Какой ещё вопрос задают дети птичке?

-Как она им объяснила время прилёта назад?

 

-Какое это будет время года?

-А теперь немного отдохнём.

 

Словарная работа

-Слушают стихотворение

-Делятся своими впечатлениями

 

- Написано в форме диалога

- Дети и птичка

- Маленькие, учатся в 1 классе, т.к. птичка называет их малютками и говорит, что вернётся, когда они научатся читать

 

 

 

 

 

-Проводят словарную работу

( лексическое значение слов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Чтобы был понятен смысл прочитанного.

-Самостоятельное чтение стихотворения.

 

 

 

 

 

 

- Осенью

 

- Не улететь от них

- Нам жаль твоих песенок звонких

- Гонят меня холода и дожди

 

- Понесёмся

 

- Нет там ни стужи теперь, ни дождей и т.д.

- Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?

- Я вернусь, когда с полей сойдёт снег, зажурчит ручей, когда вся природа начнёт оживать.

-Весна

 

 

Физминутка

 

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

 

 -Проводят физминутку

 

6

Первичное закрепление

.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

-Ребята! Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении?

-Что такое олицетворение?

-Что такое эпитет?

-Давайте найдём в стихотворении олицетворения и эпитеты.

-Ребята 1 варианта ищут олицетворения, ребята 2 варианта – эпитеты.

- С какой целью использует поэт эти приёмы?

-Скажите, как автор относится к птичке? Докажите.

Работа над выразительным чтением стихотворения

-А теперь будем учиться читать стихотворение выразительно.

 -С каким настроением будете читать 1 часть?

 -Какой будет темп?

-Прочитайте 1 часть.

-Меняется ли настроение во 2 части стихотворения?  С каким чувством вы будете её читать?

-Какой темп?

-Прочитайте 2 часть.

-Почему меняется ритм стихотворения?

-А теперь вы будете читать стихотворение по ролям.

-А теперь послушаем вас. (Дети слушают и анализируют, как читают одноклассники.)

 

Словесный метод

(беседа)

Групповая работа

 

- Олицетворения, эпитеты

 

-Олицетворение-это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами.

-Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.

 

 

 

 

 

-Они лучше помогают представить картину, которую рисует поэт. Чтобы мы ярко представили себе осень, образы детей и птички

 

 

 

 

 

 

 

-.С грустным настроением, с болью и печалью

 

- Быстрый.

 

 

 

- Вторую часть будем читать с чувством лёгкой грусти.

- плавный, неспешный

 

-Чтобы показать, что время пролетит быстро, и птичка скоро вернётся.

 

 

7

Домашнее задание задании

Обеспечить понимание учащихся домашнего задания

-Подготовить выразительное чтение стихотворения А.Н. Плещеева «Дети и птичка».

-Д-з: выразительное чтение, с соблюдением всех правил ( темп, голос, ритм, правильность).

-чтение цепочкой;

-чтение по ролям.

Фронтальная и самостоятельная форма работы.

Записывают домашнее задание

 

 

 

 

 

8

Рефлексия

 

Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния.

-Что особенно заинтересовало вас во время урока?

-Что нового узнали на уроке? Что нового узнали о поэте?

-Какое настроение у вас после сегодняшнего урока?

-Что понравилось? Что бы вам хотелось сделать по- другому?

- Расскажите свои впечатления об уроке, продолжив предложения:

Мы узнали …,

-Теперь я умею …,

-Было интересно

-Молодцы. Спасибо за урок. Вы были внимательны, дружно работали, помогали друг другу.

Сегодня за работу на уроке оценки получили:

- Урок окончен.

Словесный метод

Проводят рефлексию