Технологическая карта урока литературы для 11 класса «Основные этапы жизни и творчества М.А.Шолохова. История создания шолоховского эпоса. Особенности жанра»
Оценка 4.6

Технологическая карта урока литературы для 11 класса «Основные этапы жизни и творчества М.А.Шолохова. История создания шолоховского эпоса. Особенности жанра»

Оценка 4.6
docx
17.11.2024
Технологическая карта урока литературы для 11 класса    «Основные этапы жизни и творчества М.А.Шолохова. История создания шолоховского эпоса. Особенности жанра»
59325__11_.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа №2 им. Е.В. Камышева»


 

 


 

 

 

Технологическая карта урока литературы для 11 класса

 

«Основные этапы жизни и творчества М.А.Шолохова. История создания шолоховского эпоса. Особенности жанра» с применением технологии интеллект-карт

 

 

 

 

 


Автор:

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по УВР

Покровкова Наталья Николаевна

 

г. Гагарин

2024

 

Цель: изучить основные этапы жизни и творчества М.А. Шолохова, историю создания его эпических произведений и особенности жанра с использованием методики интеллект-карт.

Задачи:

1. Ознакомить учащихся с биографией М.А. Шолохова и его вкладом в литературу.

2. Проанализировать основные этапы создания шолоховского эпоса и его жанровые особенности.

3. Развивать навыки анализа литературного текста и работы с интеллект-картами.

4. Формировать умение выражать собственное мнение и аргументировать его.

 

Оборудование: Тексты произведений Шолохова, компьютер/ноутбук с проектором, бумага, маркеры, флипчарт/доска.

 

Ход урока:

1. Организационный момент (2 минуты)

   Деятельность учителя: Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

   Деятельность учащихся: Приветствие, проверка наличия учебных материалов.

2. Актуализация знаний (5 минут)

   Деятельность учителя: Введение в тему урока, краткий рассказ о жизни М.А. Шолохова, значимых этапах его биографии.

   Деятельность учащихся: Внимательное слушание, ответы на вопросы учителя.

   Вопросы учителя:

   - Что вы знаете о М.А. Шолохове?

   - Какие произведения Шолохова вы уже читали или слышали о них?

 

   Предполагаемые ответы учеников:

   - М.А. Шолохов – советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина».

   - Читали или слышали о романе «Тихий Дон».

3. Целеполагание (3 минуты)

   Деятельность учителя: Объяснение целей и задач урока, формулировка темы.

   Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись темы урока.

4. Введение в методику интеллект-карт (5 минут)

   Деятельность учителя: Объяснение метода интеллект-карт, демонстрация примера.

   Деятельность учащихся: Внимательное слушание, вопросы по методике.

 

   Пример: На доске или слайде учитель показывает схему интеллект-карты.

5. Основные этапы жизни и творчества Шолохова (10 минут)

   Деятельность учителя: Рассказ о жизни и творческом пути М.А. Шолохова, значимых этапах его биографии и творческой деятельности.

   Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись ключевых моментов.

 

   Основные моменты:

   - Детство и юность Шолохова.

   - Начало творческого пути.

   - Создание и публикация первых произведений.

   - Работа над эпосами «Тихий Дон» и «Поднятая целина».

   - Литературные достижения и признание.

 

6. История создания шолоховского эпоса и особенности жанра (10 минут)

 

   Деятельность учителя: Рассказ о процессе создания романов «Тихий Дон» и «Поднятая целина», их историческом и социальном контексте, особенностях жанра.

   Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись ключевых моментов.

 

   Основные моменты:

   - Исторические события, повлиявшие на создание эпосов.

   - Личные переживания и опыт Шолохова.

   - Жанровые особенности: эпичность, многоплановость, реализм, глубокий психологизм.

 

7. Работа с текстами произведений (20 минут)

   Деятельность учителя: Разделение класса на группы, раздача текстов отрывков из романов «Тихий Дон» и «Поднятая целина», постановка задач для анализа с помощью интеллект-карт.

   Деятельность учащихся: Чтение отрывков из произведений, выполнение заданий в группах.

 

   Задания для групп:

   - Создайте интеллект-карту по одному из аспектов романов, выделив основные темы, образы, идеи, использованные художественные приёмы.

 

   Примерные задания для групп:

   - Первая группа: Темы и идеи романа «Тихий Дон».

   - Вторая группа: Образ Григория Мелехова.

   - Третья группа: Социальные и исторические аспекты романа «Поднятая целина».

 

   Предполагаемые ответы учеников (по образу Григория Мелехова):

   - Основные темы: революция, гражданская война, судьба человека.

   - Образы: Григорий Мелехов, его семья, товарищи, враги.

   - Идеи: борьба, внутренний конфликт, судьба народа.

   - Художественные приёмы: метафоры, символы, реалистичные описания.

 

8. Обсуждение результатов (15 минут)

   Деятельность учителя: Организация презентации результатов групповой работы, обсуждение.

   Деятельность учащихся: Презентация интеллект-карт, обсуждение в классе.

 

   Вопросы учителя:

   - Какие темы и идеи наиболее ярко выражены в шолоховских эпосах?

   - Каковы особенности жанра произведений Шолохова?

 

   Предполагаемые ответы учеников:

   - Яркие темы: революция, гражданская война, судьба народа.

   - Идеи: борьба, внутренние конфликты, преодоление трудностей.

   - Особенности жанра: эпичность, многоплановость, реализм, глубокий психологизм.

 

9. Рефлексия (10 минут)

   Деятельность учителя: Организация обсуждения, подведение итогов урока, формулирование выводов.

   Деятельность учащихся: Обсуждение в классе, высказывание собственного мнения о произведениях Шолохова и методике интеллект-карт.

 

   Вопросы учителя:

   - Какое впечатление произвели на вас произведения М.А. Шолохова?

   - Какие открытия вы сделали, анализируя их с помощью интеллект-карт?

 

   Предполагаемые ответы учеников:

   - Произведения вызвали интерес к историческим событиям и судьбам героев.

   - Интеллект-карты помогли структурировать информацию и глубже понять идеи и образы произведений.

 

10. Домашнее задание

    Домашнее задание: Написать эссе на тему «Эпичность и реализм в творчестве М.А. Шолохова». Создать интеллект-карту для одного из аспектов романа, не разобранного на уроке.


 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 им

Цель: изучить основные этапы жизни и творчества

Цель: изучить основные этапы жизни и творчества

Предполагаемые ответы учеников: -

Предполагаемые ответы учеников: -

Деятельность учителя: Рассказ о процессе создания романов «Тихий

Деятельность учителя: Рассказ о процессе создания романов «Тихий

Основные темы: революция, гражданская война, судьба человека

Основные темы: революция, гражданская война, судьба человека

Предполагаемые ответы учеников: -

Предполагаемые ответы учеников: -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2024