Урок литературы в 6 классе по фгос. Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело…»
Технологическая карта открытого урока
Предмет: |
Литература |
Класс |
6 |
Название раздела: |
Из русской литературы 19 века |
||
Тема урока: |
Природа в стихотворении Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело…» |
||
Тип урока: |
комбинированный урок |
||
Цели деятельности учителя: |
актуализировать знания о приемах выразительности в лирических произведениях; формировать умения понимать образность, выразительность слова, анализировать поэтические произведения; закреплять умение выразительного чтения; раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; организовать работу над содержанием понятия «лирический герой». |
||
Задачи: |
совершенствование навыка грамотного и выразительного чтения стихотворения; формирование умения анализировать прочитанное с опорой на образный язык стихотворения; развитие творческих способностей учащихся; воспитание интереса к русской поэзии и любви к родной стране. |
||
Предметные результаты: |
знать содержание стихотворений поэтов ХIХ века о родине, о родной природе и о себе; основные нормы русского литературного языка; уметь создавать устные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. |
||
Метапредметные результаты |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы; проводят исследование прочитанного текста. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Формируют ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. Коммуникативные: умеют обосновывать и высказывать собственное мнение, строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, имеют способность к самооценке своих действий, поступков. Испытывают чувство уважения к культурному наследию своей страны, любовь к Родине. |
||
Формы работы на уроке: |
Групповая, индивидуальная |
||
Оборудование: |
презентация |
||
Педагогические технологии: |
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); ИКТ - технология (презентация); здоровьесберегающее обучение. |
||
Модернизация урока: |
Урок с применением средств ИКТ Гроза в музыке: https://m.youtube.com/watch?v=N5SIxDLO2io Гроза в картинах русских художников: https://www.liveinternet.ru/users/5335268/post391142738 |
||
УМК: |
Коровина В. Я., Журавлев В. П.,Коровин В. И. Литература: 6 кл.: Учебник - хрестоматия: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018. |
Структурные элементы урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание. |
|||||||||||||||||||||
I.Организация начала урока. Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока. |
Подготовка к уроку. Приветствие - Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! Я хочу вам пожелать хорошей работы на уроке |
Самоорганизация на учебную деятельность |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха |
|||||||||||||||||||||
II. Вызов. Подготовка к сознательному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержание обучения на личностно- значимое. |
1. На фоне музыки демонстрируются слайды с изображением природы. -Ребята, внимательно рассмотрим несколько слайдов презентации, которые вам помогут определить тему урока, а может быть даже и цель. -Найдите ключевые слова. – Какие ассоциации вызывают у вас эти изображения? 2. « Корзина идей» -Что запечатлено на картинах и фотографиях? -А можно определить время года, не зная название картин? -С помощью чего изображают художники природу? - А с помощью чего это можно сделать в литературе? Мы с вами на уроке литературы, где главный наш инструмент – слово, поэтому попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Итак, тема нашего урока: « Природа в стихотворении Ф.И.Тютчева» -Подумайте, что мы сегодня узнаем на уроке? ( Какие стихи посвящены природе) -Чему сегодня научимся? (Понимать стихи поэтов, их мысли) А сейчас я предлагаю окунуться в мир поэзии. |
Включение в работу, самоопределение
Называют слова: природа, гроза, весна, поэзия, красота и т.д.
Отвечают на вопросы учителя, определяют цель и задачи урока. |
Регулятивные УУД; 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем
Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
Духовно-нравственное воспитание. |
|||||||||||||||||||||
III. Актуализация знаний |
1. Устный фронтальный опрос -Какие стихи о природе вы знаете? -Как можно назвать одним словом изображение природы? «Пейзаж» – французское слово – означает «вид, изображение какой-нибудь местности, картины», «рисунок, изображающий природу». Стихи, посвященные изображению природы, называют пейзажной лирикой. |
2 ученика читают наизусть заранее подготовленные стихи о природе. Отвечают на вопросы учителя |
Личностные УУД: испытывают чувство уважения к культурному наследию своей страны, любовь к Родине. |
|||||||||||||||||||||
IV. Осмысление |
1. Слово учителя. Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым отношением к природе отмечены стихи, написанные Федором Ивановичем Тютчевым. Я предлагаю прослушать исполнение стихотворения мастером художественного слова. 2. Прослушивание стихотворения https://www.youtube.com/watch?v=tdIwgtsvmh8&t=5s 3. Лексическая работа – В стихотворении нам встретились трудные, непонятные слова. Попробуем их объяснить: Нива - большое поле, засеянное хлебом. Струя - струя узкий поток жидкости. Вихрь - сильный ветер; порывистое, стремительное круговое движение воздуха. Смятенье – растерянность, тревога. Кайма - полоса по краю ткани. Слова «нивы», «вихрь» использованы в прямом значении, а все остальные слова – в переносном значении. Струя здесь - струя света. Смятенье – растерянность, тревога (о земле). Кайма здесь - то, что окаймляет, окружает небо. 4. Анализ стихотворения -Что нужно сделать, чтобы понять мысли поэта? (Подвести учащихся к мысли, что для этого нужно проанализировать стихотворение) Заполнение кластера. Работа с текстом -Что такое тема? Какова тема данного стихотворения -Что такое идея? Какова идея данного стихотворения? -Каким настроением проникнуто стихотворение? –
Какие картины нарисовало ваше воображение, когда вы слушали стихотворение? - Поэт
описывает грозовую красоту какого времени
года? (весны или раннего
лела)
- Гроза- это кратковременное явление. Что она приносит? (приносит
радость и свежесть) |
Объясняют значение слов.
Обсуждение |
Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; Духовно-нравственное воспитание.
Коммуникативные УУД Строить небольшие монологические высказывания. Регулятивные УУД 1. Планировать необходимые действия Познавательные УУД: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы; проводят исследование прочитанного текста.
коммуникативные УУД: проявление активности в решении познавательных задач |
|||||||||||||||||||||
V. Релаксация |
Слайд-шоу «Гроза». Я предлагаю вам сейчас прослушать произведение великого композитора Антонио Вивальди «Летняя гроза». |
Выпрямили спины, сели ровно, отдыхаем. |
Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке. |
|||||||||||||||||||||
VI. Осмысление |
-Ребята, как вы думаете, есть ли в стихотворении действующий герой – человек? - В стихотворениях Тютчева мы всегда находим пример единения человека с природой. Безусловно, лирический герой здесь есть. Это человек, чьими глазами мы наблюдаем изменения в природе перед грозой, во время грозы и после ее окончания. Попробуйте понять, какие чувства испытывает лирический герой, свой результат запишите по группам в таблицу в графу «Движения души лирического героя». - С чем у вас ассоциируется слово «гроза»? (Гроза ассоциируется с тревогой. Гроза – явление природы. Во время грозы я испытываю страх.) - Обратимся к толковому словарю Ожегова, где слово «гроза» имеет следующее значение: «Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие»
– Найдите в стихотворении слова, которые подтверждают, что поэт пишет о природе, как о живых существах. Вернемся к кластеру. - Вслед за жизненными грозами вновь приходит солнце. Вспомните, как называется литературный прием, когда противопоставлены действия, явления природы. (Антитеза) -Назовите другие средства выразительности. (эпитеты - "зеленеющие нивы", «смятенная земля», «пламень белый и летучий», раскаты громовые «все сердитей и смелей», сравнение «вихрем» пыль летит с полей, метафора - солнце взглянуло «исподлобья», «в сиянье потонула» земля) Работа над выразительным чтением -Подготовимся к выразительному чтению. Что значит прочитать стихотворение выразительно? -Расставьте логическое ударение и отметьте паузы в стихотворении. |
Отвечают на вопросы учителя
Работа со словарём
Заполняют таблицу
Работают в парах с простым карандашом в руке |
Коммуникативные УУД Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные УУД 1. Планировать необходимые действия Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.
Коммуникативные УУД: умение работать в паре
Познавательные: Устанавливают связь между полученным объемом знаний и своими умениями
|
|||||||||||||||||||||
VII. Рефлексия. |
1.Тест https://obrazovaka.ru/test/po-stihotvoreniyu-neohotno-i-nesmelo-tyutcheva.html 2. Интерактивный прием «Микрофон». Продолжите фразу: - Что нового вы сегодня узнали на уроке? - Что было особенно интересно? -На уроке меня заинтересовало… |
Выполняют задание 7 баллов-оценка 5 5-6 баллов – оценка 4 3-4 балла – оценка 3 Ниже 3 баллов - оценка 2 |
Регулятивные УУД адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Формируют ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. |
|||||||||||||||||||||
VIII. Информация о домашнем задании |
1. Выучить наизусть стихотворение Ф.И.Тютчева. 2. Нарисовать иллюстрацию к выбранному стихотворению или написать мини-сочинение на тему «Гроза». |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.