Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Образ Сибири в очерке «Сибирь, Сибирь» Валентина Григорьевича Распутина»
Оценка 4.9

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Образ Сибири в очерке «Сибирь, Сибирь» Валентина Григорьевича Распутина»

Оценка 4.9
Работа в классе +1
docx
русская литература
7 кл—11 кл
20.05.2020
Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Образ Сибири в очерке «Сибирь, Сибирь» Валентина Григорьевича Распутина»
Практическая ценность урока заключается в возможности использования материалов урока педагогами разных предметов в рамках внеурочной деятельности при изучении родного края, использование в исследовательской деятельности как обучающимися, так и педагогами. Ресурсное обеспечение урока: ресурсным обеспечением в соответствии с целью и содержанием урока является рабочая программа учителя, информационные ресурсы (электронная библиотека ЛИТМИР, книга очерков В.Г. Распутина «Сибирь, Сибирь…», биография В.Г. Распутина, технологический ресурс - мультимедийное оборудование, методы и приемы, используемые на уроке, анализ собственного опыта.
ТЕХКАРТА Образ Сибири в книге очерков Сибирь Сибирь В.Г.Распутина.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: литература

Класс: 7

Тема урока: «Образ Сибири в очерке «Сибирь, Сибирь» Валентина Григорьевича Распутина»

Тип урока: открытия новых знаний

Форма работы на уроке: групповая/индивидуальная формы

Цели урока: познакомить обучающихся с творчеством писателя В.Г. Распутина через краеведческий компонент.

Ответить на проблемный вопрос «Какой показал Сибирь в очерке В.Г. Распутин?»

Содержательная цель: расширить содержательную базу обучающихся (понятие очерка и жанровое своеобразие очерка) за счет включения краеведческого компонента (книга очерков «Сибирь, Сибирь…»).

Деятельностная цель: продолжить формирование навыков смыслового чтения и анализа художественного произведения

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

- обучающиеся смогут усовершенствовать читательские умения и культуру речи;

- усовершенствуют умение выделять ключевую мысль в прочитанном, определять главные факты, устанавливать между ними логические связи.

Предметные результаты:

- обучающиеся познакомятся с писателем В.Г. Распутиным и его очерком «Сибирь, Сибирь…», смогут объяснить термин «очерк», проведут анализ изображения Сибири писателем, используя литературоведческие термины: антитеза, эпитет, сравнение.

Личностные результаты:

- обучающиеся смогут оценить писательский талант В.Г. Распутина на примере книги очерков «Сибирь, Сибирь…»;

- обучающиеся смогут использовать читательский опыт в реальных жизненных ситуациях и уяснить для себя некоторые уроки нравственности после прочтения фрагментов очерка: Сибирь населяют гостеприимные отзывчивые люди, уважают природу, дружелюбные, готовые прийти в трудную минуту на помощь.

Практическая ценность урока заключается в возможности использования материалов урока педагогами разных предметов в рамках внеурочной деятельности при изучении родного края, использование в исследовательской деятельности как обучающимися, так и педагогами.

Ресурсное обеспечение урока: ресурсным обеспечением в соответствии с целью и содержанием урока является рабочая программа учителя, информационные ресурсы (электронная библиотека ЛИТМИР, книга очерков В.Г. Распутина «Сибирь, Сибирь…», биография В.Г. Распутина, технологический ресурс - мультимедийное оборудование, методы и приемы, используемые на уроке, анализ собственного опыта.

 

 

 

 

 

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап 1

Мотивации

Представится

Внимание на экран

Ролик «Во глубине Сибири»

 

Знакомятся с учителем

 

Просматривают видеофрагмент

Личностные:

- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:

- слушать,

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

- анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Этап 2

Актуализации и пробного учебного действия

Перед вами портрет человека СЛАЙД 1, о котором вы посмотрели видеофрагмент. Опираясь на ключевые слова и информацию видеофрагмента, дайте предположения о жизни этого человека.

Война

Сибирь

Детство

Иркутский государственный университет

Добро

Нравственность

Писатель

 

Задание: запишите в тетрадь свои предположения, озвучьте результат своей работы.

 

В чем-то вы оказались правы, в чем-то не совсем.

 

Продолжим знакомство с писателем.

 

Теперь я Вам предлагаю поработать в 3-х группах. Определитесь в ролях работы группы: кто лидер, оформитель, чтец, спикеры. На ваших столах лежат правила работы в группах.

 

Через QR-код перейдите к статье на персональном сайте учителя, прочитайте ее и выполните задание в ваших записных книжках

 

ПРИЕМ «СЛЕПОЙ ТЕКСТ»

 

1 группа: БИОГРАФИЯ

2 группа: ПРОИЗВЕДЕНИЯ

3 группа: ВЕЧНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ

 

Ответы учеников (главная тема в творчестве – тема Сибири, Родины)

СЛАЙД 1 + КАРТА СИБИРИ

 

Почему тема Сибири главная в творчестве В.Г. Распутина?

 

Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири. «С любовью и оберегом» должно относиться к родной земле, другого не дано, — утверждает В. Распутин.

Слушают инструкции учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В записной книжке записывают предположения, затем высказывают свои предположения

 

 

 

 

 

 

Определяют роли в группе. Знакомятся с памяткой по работе в группе

 

 

 

 

На планшетах через QR-код открывают страницу писателя на персональном сайте учителя

 

 

 

 

Работают в группах и заполняют «слепой текст» в записных книжках.

 

 

 

 

 

 

 

Спикер группы представляет полученный результат

 

 

 

 

 

 

Личностные:

- сформированность потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:

- умение задавать вопросы,
- формулирование собственного мнения,

Познавательные:

 - поиск и выделение информации,
- умение строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- выбор оснований и критериев для сравнения,
- классификация объектов,

Регулятивные:

- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.

 

Этап 3

Выявление места и причины затруднения

 

 

 

- Какой звук вы слышали в видеофрагменте?

- Обратили ли вы внимание на увлечения писателя?

- Помните ли вы, каким называет автор звук колокольчика

 

Предлагаю вам познакомиться сегодня с книгой очерков В.Г. Распутина «Сибирь, Сибирь» СЛАЙД 1 + КНИГА

 

Что же такое очерк? Обратимся к литературоведческому словарику в вашей рабочей тетради. СЛАЙД 1 + ОЧЕРК

 

Посмотрите на слайд, вспомните, о чем мы с вами говорили и сформулируйте тему урока. (Что? Где?). СЛАЙД 2

 

Исходя из темы определите цель нашего урока СЛАЙД 2 + ЦЕЛЬ

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

Читают литературоведческий словарик в записной книжке

 

 

 

Формулируют тему урока и записывают ее в записную книжку

 

 

 

Формулируют цель урока и записывают ее в записную книжку

 

Личностные:

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Коммуникативные:

- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:

- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

 

Этап 4

Построение проекта выхода из затруднения

Приглашаю Вас в электронную библиотеку ЛИТМИР (на планшетах), где мы можем познакомиться с книгой очерков «Сибирь, Сибирь…».

 

Сегодня мы обратимся к фрагментам очерков «Сибирь, Сибирь…». Поработаем в группах:

1 группа поработает над образом природы Сибири, обращая внимание на художественные средства языка писателя (литературоведческий словарь). Продуктом работы станет синквейн по теме «Природа Сибири». Правила составления синквейна в вашей записной книжке.

2 группа поработает над образом и характерами сибиряков, , обращая внимание на художественные средства языка писателя.

Результатом работы станет лэпбук по теме «Люди Сибири». Правила составления лэпбука в вашей записной книжке.

3 группа поработает над фрагментом «Родина». Результатом работы станут ответы на вопросы по тексту.

 

Знакомятся с аннотацией к книге очерков «Сибирь, Сибирь…»

В.Г. Распутина

 

 

 

Работают в группах.

1 группа составляет синквейн

2 группа создает лэпбук

3 группа отвечает на вопросы по тексту

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:

-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:

- выделение существенной информации,

- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,

- поиск разнообразных способов решения задачи,

- структурирование знания.

Этап 5

Реализации построенного проекта

Работа в группах по реализации проекта

Работают в группах.

1 группа составляет синквейн

2 группа создает лэпбук

3 группа отвечает на вопросы по тексту

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:

- формулирование собственного мнения (позиции),

- использование речи для регуляции своего действия,

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:

- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,

- поиск разнообразных способов решения задач,

- установление причинно-следственных связей.

Этап 6

Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Приглашаю спикеров группы представить полученный результат

Представляют полученный проект

Личностные:

- формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:

- ориентировка на позицию партнёра,

- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,

- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- учёт правила в планировании и контроле способа решения,

- различение способа и результата действия.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Этап 7

Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

СЛАЙД 3 В очерке «Сибирь, Сибирь» В.Г. Распутин писал: «В 18 веке говорили: «Сибирь — наша Перу и Мексика». В19: «Это наши Соединенные Штаты». В двадцатом: «Сибирь — источник колоссальной энергии», «край неограниченных возможностей».

 

Вы современники 21 века, живущие в Сибири. Как бы вы назвали или сравнили Сибирь 21 века?

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагают, сравнивают, размышляют.

Личностные:

- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения.

 

Этап 8

Включения в систему знаний и повторения

СЛАЙД 3 Мы неслучайно сегодня говорили об очерке «Сибирь, Сибирь».  Сибирская деревня, сибиряки стали центральными образами в творчестве Валентина Григорьевича Распутина. Вам предстоит открыть для себя удивительный мир писателя. Описание Сибири, сибирские характеры вы встретите в рассказе «Уроки французского», который вам предстоит изучить.

 

Слушают учителя

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

Познавательные:

- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

 

Этап 9

Рефлексии учебной деятельности

Вернемся к началу нашего урока.

Вспомните фрагмент фильма о В.Г. Распутине. Какой звук вы слышали? Какое увлечение есть у В.Г. Распутина. (звоню в колокольчик)

У писателя звук колокольчика – это звук очищающий, зовущий. Так и все произведения

В.Г. Распутина призывают к красоте, нравственной чистоте, любви к родному краю.

СЛАЙД 4 «С любовью и оберегом» должно относиться к родной земле, другого не дано, — утверждает В. Распутин.

 

Сложилась из формирующего оценивания, сертификаты на отметку

 

 

 

Ставим многоточие, потому что впереди вас ожидает встреча с удивительным миром писателя, его книгами, мыслями, героями.

 

Отвечают, вспоминают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сами оценивают свою работу на уроке, свое участие в работе группы, понимание темы урока и выставляют оценку. Получают сертификат на оценку

Личностные:

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей.

 

Домашнее задание

Поблагодарить за хорошую работу

Рассказать про домашнее задание

 

 

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Учебный предмет: литература

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Учебный предмет: литература

Этап урока, цель этапаДеятельность учителяДеятельность ученикаФормируемые

Этап урока, цель этапаДеятельность учителяДеятельность ученикаФормируемые

В чем-то вы оказались правы, в чем-то не совсем

В чем-то вы оказались правы, в чем-то не совсем

В. Распутин.Слушают инструкции учителя

В. Распутин.Слушают инструкции учителя

Сегодня мы обратимся к фрагментам очерков «Сибирь,

Сегодня мы обратимся к фрагментам очерков «Сибирь,

Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия

Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия

Этап 7 Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Этап 7 Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Этап 9 Рефлексии учебной деятельности

Этап 9 Рефлексии учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2020