Технологическая карта урока - мастерской с применением технологии творческих мастерских по ФГОС «Зачем человеку нужен язык?»
ФИО учителя: _Рудякова Ольга Викторовна
Класс: ________6____________________________
Предмет: ____русский язык______________________
Тип урока, его роль в изучаемой теме: урок обобщения и систематизации изученного материала (мастерская творческого письма ).
Цели урока: обобщить знания, полученные при изучении темы «Слово - основная единица языка», в процессе их творческого осмысления.
Образовательная: способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и роли языка в жизни человека.
Развивающая: создать условия для самостоятельной творческой деятельности обучающихся, развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
Воспитывающая: воспитывать уважение, любовь, интерес к русскому языку, воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.
Планируемые результаты:
-личностные:
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
традициям, языкам, ценностям народов России;
-познавательные:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;
-регулятивные:
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-предметные:
учащиеся должны характеризовать сущность, виды и особенности общения; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; анализировать проблемы, решать проблемные задачи.
Дидактические средства:
для педагога: мультимедийный комплекс, презентация, раздаточный материал.
учащихся: рабочие листы, диагностические карты.
Содержание: В основе мастерской лежит метод «активного творческого воображения». Использование легенды активизирует эмпатические возможности.
Методы и приёмы: Активные (учитель = ученик) и интерактивные (учитель = ученик = ученик);
Проблемный, системно-деятельностный подход, технология творческая мастерская, эвристическая беседа, « мозговой штурм», побуждающий диалог.
Технологии: педагогическая мастерская (мастерская творческого письма), ИКТ.
Характеристика этапов урока
Первый этап — это индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность.
Дети формулируют проблему, проявляя при этом личное отношение к предмету обсуждения.Отвечают на вопросы педагога, участвуют в процессе постановки учебной проблемы.
Второй этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Здесь есть два этапа: деконструкция и реконструкция.
Фронтальная
Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию.
Третий этап — это "социализация", то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов). В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и — осваивает все возможные открытия.
Четвёртый этап — обращение к новой информации и её обработка.
Работа в группах
Пятый этап — исправление или обновление созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное.
Индивидуальная
Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция.
Применение новых знаний, обобщение и систематизация
Шестой этап — итоговая социализация. Все написанные сочинения читаются. Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской. Выполняют задание творческого характера.
Индивидуальная
Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения, предложенной проблемной ситуации.
Последний этап — рефлексия. Что я открыл сегодня — в себе, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял?
Фронтальная
Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Зовут меня Ольга Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада встречи с вами. Надеюсь, наша с вами совместная работа принесет нам с вами удовольствие.
«Мои ожидания»
Учитель: В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение:
Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
Учитель: Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.). Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока.
I.Что такое урок-мастерская?
Учитель: Вы пришли на урок. А урока в привычном понимании слова не будет. Вместо этого я предлагаю вам поработать в мастерской - но не в швейной, не в столярной, а в познавательной.
Учитель: Как вы думаете, что вам предстоит сделать, чем заняться? (Стать мастерами… А это значит – что-то создать.)
Учитель: Но что именно? Творческий продукт.
Учитель: Сегодня у нас мастерская творческого письма. Я предлагаю каждому из вас, прежде чем вы начнёте работать, поставить перед собой цель: чего вы хотите достичь своей работой, к какому результату вы хотите прийти в конечном итоге. Эту цель вы должны сформулировать и записать в диагностическую карту, которая лежит перед вами.
Учитель: Также у вас на столах лежат белые листы бумаги. Здесь вы можете записывать то, о чём мы будем говорить в течение урока, а также именно на них вы будете выполнять ваше итоговое задание, вашу творческую работу.
Учитель: Желаю вам творческого вдохновения, потому что в каждом из вас, я в этом уверена, заложена способность к творчеству.
Учитель: Начинаем творить.
II. Работа по теме урока.
Учитель: Я предлагаю вам определить тему нашего урока.
Учитель: Послушайте легенду времён Великой Отечественной войны.
К коменданту города Орёл, оккупированного фашистами, пришла молодая девушка. Как оказалось, это была учительница русского языка и литературы. Она просила разрешения открыть музей русского писателя И.С.Тургенева. (СЛАЙД 1.) Комендант подумал и решил, что в этой просьбе нет ничего особенного. Разрешение было получено. Каково же было удивление коменданта, когда он увидел, как каждый день в открывшийся в скором времени музей валом валит народ. Он решил сам посмотреть, в чём дело. Первое, что бросилось ему в глаза при входе в музей, был огромный плакат со словами: (Слайд 2) «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
-Только тут комендант понял, какую ошибку он совершил.
Учитель: В чем же, по вашему мнению, состояла ошибка коменданта? Почему в музей тянулись жители оккупированного фашистами города?
Учитель: Какая роль русского языка передана в легенде? (умение сплотить людей, поддержать в трудную минуту, вера в великое предназначение страны, неразрывная связь языка и народа).
Учитель: Итак, вы правы, сегодня в центре нашего внимания «ЯЗЫК». Наша творческая мастерская называется «Зачем человеку нужен язык?» (СЛАЙД 3)
Учитель: Ответьте на этот вопрос. Зачем же человеку нужен язык?
1. Индуктор.
Учитель: Как вы думаете, можно ли общаться без помощи слов, т.е. без естественного человеческого языка? Давайте попробуем. Каждая группа получит карточку с написанной на ней фразой. Вы должны передать ее содержание через драматизацию так, чтобы остальные ученики смогли понять, о чем там говорится.
Учащиеся получают карточки такого содержания:
- «Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром»
- В лесу родилась ёлочка, в лесу она
росла,
Зимой и летом стройная, зеленая была.
(вероятнее всего, ученики не смогут выполнить это задание, так как невозможно жестами объяснить название цвета и металла).
Учитель: На каком языке они говорили наши «актёры»? (Язык мимики и жеста, пантомимы.)
Учитель: Вы вполне справились с задачей: общение состоялось без помощи языка.
2. Социоконструкция. (Второе задание призвано усилить вывод о возможности общения без языка.)
Учитель: Продолжаем работу нашей мастерской.
Учитель: У вас на столах лежат тексты. Прочитайте их и скажите, какими ещё способами люди могут общаться, не прибегая к помощи языка.
1. На аллейку выбежала ручная белка – она давно живёт в этом парке. Малыш от неожиданности застыл и оглянулся на маму. Увидев её ободряющую улыбку, он засмеялся и смело шагнул навстречу неведомой зверушке.
(язык глаз, мимики)
2. С берез неслышен, невесом,
Слетает желтый лист.
Старинный вальс «Осенний сон»
Играет гармонист.
Вздыхают, жалуясь, басы,
И, словно в забытьи,
Сидят и слушают бойцы,
Товарищи мои.
(М.Исаковский)
(язык музыки)
3. Рассказывают, что французский писатель В.Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет распродажа, послал издателю записку со знаком: «?» Ответ издателя был не менее остроумным и кратким: «!»
(язык знаков)
Учитель: Итак, какие ещё есть способы общения без помощи естественного языка. (1-язык глаз, мимики; 2 – язык музыки, звуков; 3 – язык знаков)
3. Задание обобщает сделанные на предыдущих этапах выводы
Учитель: Итак, можно ли общаться без помощи естественного языка?
4. Подведение к постановке и осознанию учебной задачи – проблемы, которая ждет своего решения.
Учитель: Зачем же в таком случае человеку нужен язык? Поразмышляйте над этим, прослушивая сказку-загадку о трех братьях.
Жили-были отец с матерью, и было у них три сына. Выросли сыновья и решили пойти по свету поискать счастья. Перед расставанием отец с матерью попросили сыновей не забывать их, не бросать в старости и болезнях и вернуться к этому времени домой. Сыновья, конечно же, пообещали выполнить родительский наказ.
Но дело молодое: разбрелись сыновья далеко по свету и забыли не только свое обещание, но даже и дорогу к родному дому. И постигло братьев наказание: один из них лишился слуха, другой – зрения, а третий – языка (как способности говорить и понимать речь других людей).
Много ли мало времени прошло – встретилась каждому из братьев старушка-вещунья и сказала, что они могут избавиться от своего недуга, но лишь при одном условии: если выполнят данное родителям обещание и вернутся домой. Обрадовались братья: что может быть проще! Надо только узнать дорогу к дому.
Учитель: Как вы думаете, ребята, кто из братьев пришел домой первым, кто – вторым, кто – третьим? А может быть, кто-то и вовсе не сумел добраться до дома? Поделитесь своими рассуждениями.
5. Социализация.
Учитель: Вывод: третьему, безъязыкому, брату не суждено прийти домой. Для проверки предлагается следующее задание.
Учитель: Есть желающие к доске? Нужно изобразить с помощью жестов заданную фразу, а другим разгадать её смысл: «Где находится посёлок Денисовский?»
Учитель: Вывод: Оказывается, не всю и не всякую информацию можно передать без помощи естественного языка.
6. Само- и социоконструкция.
Учитель: Давайте придумаем счастливый конец для сказки о трех братьях. Что может помочь несчастному безъязыкому брату? (Брату ничего не остается, как приняться за изучение своего родного языка.)
7. На доске фраза: Язык мой – враг мой ( Так говорят о людях, которые не задумываются о негативных последствиях сказанного ими).
Учитель: Запишите это предложение и поставьте в конце вопросительный или восклицательный знак.
8.Социализация. Поднятием руки выясняется, кто какой знак поставил. Учитель: Объясните свой выбор (по желанию)
Учитель: Замечательно. Вы снова справились с поставленной задачей.
Учитель: Продолжим нашу работу.
9. Самоконструкция. Перед вами картина. (На доске репродукция. Вся она закрыта, кроме небольшого участка посередине в виде треугольника )
Учитель: Додумайте, дофантазируйте, что изображено на остальном пространстве картины. Опишите свое видение.
10. Социализация в группе и в классе.
11. Самоконструкция. (Слайд 4) Открывается картина Михаила Ивановича Хмелько «Триумф победившей Родины»
Учитель: Сравните свои впечатления и мысли автора после прослушивания данного текста. Чтение текста
Прозрачен трепещущий влагой
прошедшего дождя воздух, хорошо передано свежее дыхание весеннего дня. Левая
часть картины вся выдержана в строгих, четких линиях: контуры мавзолея, фигуры
высших командиров и почетного караула создают ощущение торжественности. Справа,
оттуда, где трепещут вдали победоносные красные знамена Советской Армии,
начинается все более сильное, волнующееся движение. Оно разрастается и, наконец,
разрешается в сильной динамике фигур выбегающих вперед воинов, которые кидают
наземь фашистские штандарты. Так на ярком контрасте движения и строгой
неподвижности, уверенного спокойствия и энергической силы строится образ
всенародного ликования победы. — журнал «Искусство», 1951 год.
Учитель: Смог бы автор передать свои мысли о картине без
помощи языка?
12.Социоконструкция. Подумайте и назовите такие ситуации в жизни современного человека, когда общение без слов совершенно невозможно.
13. Социализация. (Общение по телефону, по радио, через письмо и телеграмму, а также чтение книг и др.)
14. Вопрос урока (Слайд 5)
«Зачем человеку нужен язык?»
(Язык нужен для передачи мыслей от одного человека к другому, для общения, взаимопонимания.)
15. Самоконструкция. (Слайд 6)
Учитель: Прочитайте пословицы, представленные на экране. (Ученики читают пословицы, объясняющие роль языка в жизни людей ).
Учитель: Выберите одну, которая вам больше других понравилась, и запишите в своем листочке на середине строки.
-Худо в чужой земле безъязыкому. ( Это означает, что не зная иностранных языков, в чужой стране человеку будет нелегко жить, общаться с жителями этой страны, найти себе работу.)
- Язык до Киева доведёт. ( Означает, что переспрашивая, можно всё найти и узнать)
-Язык мал, а великим делом ворочает. ( Сила языка в том, что всегда можно договориться и решить много проблем.)
-Ласковое слово и кость ломит. ( Данное выражение подразумевает, что вежливая просьба - высказанная ласковыми словами - настолько действенная вещь, что может переломить и чью-то черствость, которую можно сравнить с костью.)
Запишите свои размышления в виде небольшого текста (3-5 предложений), заголовком к которому будет выбранная вами пословица.
Учитель: Готовы творческие группы представить свой результат?
Учитель: Ребята, удалось ли нам с вами ответить на вопрос, поставленный в начале урока?
Учитель: Мы доказали, что роль языка в жизни общества огромна. Он прочно связан с человеком, так как является для людей важнейшим средством общения.
Учитель: А теперь вернёмся к вашим диагностическим картам. А именно к целям, которые вы поставили перед собой в начале урока. Удалось ли вам их достичь?
IV. Рефлексия. (Слайд 7) «Волшебный мешочек».
Учитель: Подведём итоги нашей творческой мастерской.
Учитель: Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке.
Учитель: Ребята, спасибо вам за вашу работу, за ваше творчество.
Каждому ученику выдается закладка (подарок) с цитатами о русском языке.
Список литературы:
1. Литература. Уроки-семинары./сост. И.В.Громова.- Волгоград: Учитель, 2004.
2. И.А.Фогельсон. Литература учит: кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1990.
3. И.А.Мухина, Т.Я.Еремина. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя.- СПБ. 2002.
4. Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск 1 Санкт-Петербург, 1995.
5. В поисках смысла: Мастерские по русскому языку и литературе. – Ижевск: Изд-во ИПКи ПРО УР, 2003. – 88с.
Диагностическая карта
Ф.И. ученика(цы) ___________________
Моя цель (Чего хочу добиться?) |
|
Очень доволен(на), так как мой результат отличается от обычного. |
|
Доволен(на), похоже на то, что мы делаем обычно . |
|
Доволен(на), не похоже на то, что мы делаем обычно . |
|
Моя итоговая оценка за урок. |
|
Диагностическая карта
Ф.И. ученика(цы) ___________________
Моя цель (Чего хочу добиться?) |
|
Очень доволен(на), так как мой результат отличается от обычного. |
|
Доволен(на), похоже на то, что мы делаем обычно . |
|
Доволен(на), не похоже на то, что мы делаем обычно . |
|
Моя итоговая оценка за урок. |
|
1. На аллейку выбежала ручная белка – она давно живёт в этом парке. Малыш от неожиданности застыл и оглянулся на маму. Увидев её ободряющую улыбку, он засмеялся и смело шагнул навстречу неведомой зверушке.
2. С берез неслышен, невесом,
Слетает желтый лист.
Старинный вальс «Осенний сон»
Играет гармонист.
Вздыхают, жалуясь, басы,
И, словно в забытьи,
Сидят и слушают бойцы,
Товарищи мои.
(М.Исаковский)
3. Рассказывают, что французский писатель В.Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет распродажа, послал издателю записку со знаком: «?» Ответ издателя был не менее остроумным и кратким: «!»
1. На аллейку выбежала ручная белка – она давно живёт в этом парке. Малыш от неожиданности застыл и оглянулся на маму. Увидев её ободряющую улыбку, он засмеялся и смело шагнул навстречу неведомой зверушке.
2. С берез неслышен, невесом,
Слетает желтый лист.
Старинный вальс «Осенний сон»
Играет гармонист.
Вздыхают, жалуясь, басы,
И, словно в забытьи,
Сидят и слушают бойцы,
Товарищи мои.
(М.Исаковский)
3. Рассказывают, что французский писатель В.Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет распродажа, послал издателю записку со знаком: «?» Ответ издателя был не менее остроумным и кратким: «!»
«Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром».
« В лесу родилась ёлочка, в лесу она
росла,
Зимой и летом стройная, зеленая был».
Нужно изобразить с помощью жестов данную фразу.
«Где находится посёлок Денисовский?»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.