Технологическая карта урока "Математика". Тема: « Решение задач. Письменное деление на числа, оканчивающиеся 0».

  • docx
  • 28.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

УМК "Школа России"
Иконка файла материала 4 кл математика.docx

 

 

ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования

 

 

 

Технологическая карта
урока «Математика»,
проведенного в 4 классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вольск 2021

 

Тема: « Решение задач. Письменное деление на числа, оканчивающиеся 0».

Цель: Создание условий для ознакомления учащихся со случаями деления на числа оканчивающиеся 0.

Задачи:

1. Познакомить обучающихся со случаями деления на числа оканчивающиеся 0. 

2. развивать  внимание, логическое мышление, умение рассуждать, умение  работать в команде.  

3.Воспитывать интерес к предмету, усидчивость.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

Пр1Узнать алгоритм письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями, пользоваться этим алгоритмом, умение решать задачи на движение.

Метапредметные:

Познавательные:

П1-  Ориентируются в своей системе знаний, применяют уже имеющиеся знания для раскрытия новых;

Регулятивные:

Р1- Уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные:                                                                                                                                                                                             К1- Строить речевое высказывание в устной форме                                                                                                                  Личностные:                                                                                                                                                                                                                                   Л1- Потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Содержание

УУД

1.Организациионный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Устный счет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Работа по теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Закрепление знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Итог урока. Рефлексия

 

 

 

 

 

7.Домашняя работа

-Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок математики.

- Итак, сегодня на уроке, ребята, мы должны открыть с вами новое знание. Но, как известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили, поэтому начнём с повторения.

 

Работа в парах.  Игра "Эстафета"                                                                                         Соревнование по рядам. Каждый ряд получает карточку с выражениями на умножение и деление. Вы в парах  находите значение одного выражения и передаете карточку следующей парте. Выигрывает ряд, быстрее других выполнивший задание и допустивший наименьшее количество ошибок.

900 : 3 = 300                                                                                                                                                                        300 * 2 = 600                                                                                                                                                                                     600 : 100= 6                                                                                                                                                                                                                                                 150 * 4 = 600                                                                                                                                                                                                                                                   900 : 9 = 100                                                                                                                                                                                      100 * 81 = 8100                                                                                                                                                                                                                                                  8000 : 1000 = 8                                                                                                                                                                                                                                                  1500 : 3 = 500

2. Работа над задачами                                                                                                             Сейчас я вам читаю задачу, вы, подняв руку, называете только ответ.

·  Собранные в саду яблоки разложили в ведра по 10 кг в каждое, при этом понадобилось 20 ведер. Сколько килограммов яблок собрали? (200 кг)

·  На товарной станции разгрузили 63 вагона с овощами, а с фруктами в 3 раза меньше. Сколько вагонов с фруктами разгрузили? (21 вагона)

·  В математической олимпиаде участвовали 320 школьников. Они сидели в 8 комнатах, причем во всех комнатах было одинаковое количество человек. Сколько школьников было в одной комнате? (40 школьников)

·  В магазин привезли 240 букетов роз и 120 букетов гвоздик. На сколько больше привезли букетов роз, чем букетов гвоздик? (На 120)

Работа с карточками №1.

- У вас на столах карточки. Найдите карточку №1. Найдите значение данных выражений. Работайте письменно в тетрадях. У вас есть 3 минуты.

140:70 =2

320:80=4

 560:80= 7

 217:70=3 (ост 7) Проверка:70*3= 210+7=217

Учащиеся находят значение выражения, работая в тетрадях.

 

Прогнозирование. Выявление места и причины затруднения.

- Все ли примеры вы смогли решить? Какой оказался тяжелее, почему, как вы думаете?

(У некоторых выражений ответ получается без остатка, а в последнем примере есть

остаток. Потому что первые три выражения – это табличные случаи деления, а последний пример – внетабличный случай деления.)

- Почему возникли затруднения ? (Мы этого ещё не проходили, не изучали.)

- Чего мы не знаем? (Мы не знаем, как правильно выполнять письменное деление чисел, оканчивающихся нулями.)

- Какая тема нашего урока, кто догадался? (Письменное деление на числа, оканчивающиеся 0)

- Чему же мы должны научиться сегодня на уроке?

- Мы должны будем учиться выполнять письменное деление с остатком на числа, оканчивающиеся нулями.

Давайте составим план работы:

1.  Составить алгоритм деления на числа оканчивающихся нулем

2.  Решить задачи

3. Закрепить знания

 

 

Работа со слайдом

- Так как же выполнить деление 217 на 70?

- Где можно найти необходимые нам знания?

- Может быть всё-таки у кого – то есть предположения? Мы же сегодня уже делили 140 на 70, 320 на 80, 560 на 80…

Работа в парах.

- Попробуйте найти способ решения данного выражения: 217:70.

Обсуждение результатов поиска.

- Нужно 217 разделить на 70 Может кто-то хочет попробовать объяснить возле доски?

- Чтобы разделить 217 на 70, необходимо узнать, сколько цифр будет в частном. В частном будет одна цифра, ставим одну точку. Теперь найдем частное так же, как и при делении без остатка, т.е. 217 разделим сначала на 10, затем на 7

(217 разделим на 10, это будет 21, а 21 разделим на 7, это будет 3 Значит, в частном будет 3)

- Узнайте, сколько единиц разделили? (Для этого 70 умножим на 3, получится 210.)

- Найдите остаток. (Вычтем 210 из 217, получится 7.)

- Сравните остаток с делителем: 7 меньше 70

- Как мы выполним проверку? (Сравним остаток с делителем, частное умножим на делитель и прибавим остаток.)

- Ребята, а легко ли вам было при выполнении этого задания? Достаточно ли у вас знаний по этой теме?

 

Составление алгоритма

- Давайте с вами составим алгоритм. 

- Проговорим  еще раз все этапы.

-Что делаем сначала?

1) Определяем количество цифр в частном.  - Что делаем далее?

2) Находим частное, как и при делении без остатка.

3) Узнаем, сколько единиц разделили.

4) Найдем остаток.

5) Выполним проверку.

 

 

 

 

 

- А теперь для закрепления полученных знаний выполним номер 130 на странице 34, с комментированием, у доски 1 ученик работает, остальные в тетрадях.

Первый пример:

Безымянный.png- Нужно 2856 разделить на 40. Чтобы разделить 2856 на 40, необходимо узнать, сколько цифр будет в частном. Первое неполное делимое 285. Значит, в частном будет две цифры, ставим две точки. Нужно 285 разделить на 40. Для этого нужно 28 разделить на 4 будет 7. Значит, столько десятков будет в частном.  Умножаем 7 на 40. получаем 280.  Вычитаем, получаем 5.  5 меньше чем 40 – верно. Сносим 6. 56 Делим на 40. В частом будет 1. Умножаем 1 на 40 будет 40. Вычитаем, 56 минус 40 получаем 16. Это остаток.  16 меньше чем 40. Верно. Ответ 71.     

- Узнайте, сколько единиц разделили?

-Для этого 71 умножим на 40, получится 2840.

- Найдите остаток. Вычтем 2856 - 2840, получится 16.

- Сравните остаток с делителем: 2840 меньше 2856 (двух тысяч восьми ста пятидесяти шести).

- Как мы выполним проверку? (Сравним остаток с делителем, частное умножим на делитель и прибавим остаток.)

 

- Продолжаем работу: 81569 : 500

 

Безымянный.png- Нужно 81569 разделить на 500.

Чтобы разделить 81569 на 50,                    

необходимо  узнать, сколько цифр                                      

будет в частном.

Безымянный.pngПервое неполное делимое 815. Значит, в частном будет три цифры, ставим три точки. Нужно 815 разделить на 500. В частном будет 1. Значит, столько сотен будет в частном.  Умножаем 1 на 500. Получаем 500.  Вычитаем, получаем 315.             315 меньше чем 500 – верно. Сносим 6. 3156 Делим на 50. Для этого делим 31 на 5.  В частом будет 6. Умножаем 6 на 500 будет 3000. Вычитаем, 3156 минус 3000 получаем 156.156 меньше чем 500 – верно. Сносим 9. 1569 делим на 500. Для этого делим 15 на 5. В частном будет 3.  Умножаем 3 на 500. Получаем 1500. Вычитаем,  получаем 69 - остаток. 69 меньше  чем 500 – верно. Ответ 163.      

- Узнайте, сколько единиц разделили?

-Для этого 163 умножим на 500, получится 81500.

- Найдите остаток. Вычтем 81569 - 81500, получится 69.

- Сравните остаток с делителем: 81500 меньше чем 81569.

- Как мы выполним проверку? (Сравним остаток с делителем, частное умножим на делитель и прибавим остаток.)

 

- А теперь отдохнем.

Физкультминутка

 Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать!

 Раз – подняться, потянуться.

 Два - согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре –  тихо сесть.

 

Работа по слайду

- Сейчас вы самостоятельно решаете задачу со слайда. (на слайде)

 

В каждом ряду  кинозала 30 мест. На сеанс продано 942 билета. Сколько полных рядов в этом зале могут занять зрители с билетами?

 

- Проверьте  ваше решение с решением на слайде.

- Поднимите руку те, кто решил задачу правильно.

- Молодцы, а сейчас мы решим задачу из учебника.

 

 

 Стр 34 № 134

11.png

 

- О чём или о ком говорится в задаче?

- Что нам известно?

- Что нужно найти?

- Как будем оформлять краткую запись? Схемой или таблицей?

50 мин

 
  

       200 м/мин                                        ?, на 20 м/мин м.

 

 

 


v

t

       s

1

200 м/мин

 

50 мин

          ?

2

?, на 20 м/мин м

 

50 мин

 

- Что можем узнать первым действием? (Скорость второго всадника)

1) 200-20=180(м/мин) – скорость второго всадника

2) 200+180=380 (м/мин) -  скорость сближения

3) 380*50 = 19000 (м) – расстояние между поселками

19000 м = 19 км

Ответ: 19 км.

 

- Молодцы, решим задачу 133. Записываем «Задача 133»

123.png

- О чём или о ком говорится в задаче?

- Что нам известно?

- Что нужно найти?

- Краткую запись оформим схемой.

 

                          12 км/ч         10 км/ч

              ? км                                        ? км

 


                                      44км

                                        t-?

- Что можем узнать первым действием? (скорость удаления)

1) 10+12=22(км/ч) – скорость удаления

2) 44 : 22 = 2 (ч) – время пути лыжников

3)12*2 = 24(км/ч) – прошел первый лыжник

4) 10*2 =20  (км/ч) -  прошел второй лыжник

Ответ: через 2 ч, 24 км/ч, 20 км/ч.

 

Самостоятельная работа

-Сейчас вы самостоятельно выполняете задание на карточках по вариантам.

1 вариант                                                                                                                                        Реши задачу:                                                                                                                              Длина реки Волги 3690 км. Туристы прошли на лодках 1230 км. Сколько дней они плыли, если двигались со скоростью 6 км/ч и ежедневно находились в плавании по 5 часов?                                                                                                                                              1) 6 * 5 = 30 (км) – расстояние, которое прошли туристы за 1 день.                                            2) 1230:30= 41 (день) – плыли туристы по Волге.

Выполни деление с остатком и осуществи проверку: 6510:30

2 вариант                                                                                                                                     Реши задачу:                                                                                                                                                                                                                                  Длина реки Волги 3690 км. Туристы плыли на лодках и им осталось пройти 2460 км. Сколько дней им осталось пройти, если они двигались со скоростью 6 км/ч и ежедневно находились в плавании по 5 часов?                                                                               1) 6 * 5 = 30 (км) – расстояние, которое прошли туристы за 1 день.                               2) 2460 : 30 = 82 (дня) – осталось проплыть туристам по Волге.

Выполни деление с остатком и осуществи проверку: 2280:60

Осуществим самопроверку. Посмотрите у вас ответы на слайде.  Те, у кого  нет ошибок или одна ошибка , поставьте себе оценку 5,  у кого 2-3 ошибки поставьте себе оценку 4. У кого ошибок больше, поставьте оценку 3. И передайте листочки с последних парт на первую.

–  Давайте подведем итог урока.                                                                                                  – Что мы сегодня с вами делали на уроке?                                                                                – Поднимите зеленый карандаш те, кто справился  с заданиями сегодня на уроке, и было все понятно.

-Молодцы ребята, я довольна вами. Спасибо за работу на уроке.

Запишите домашнее задание уч. стр. 34 № 135, 136.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р1

Л1

П1

 

 

 

 

 

 

 

 

П1

Р1

К1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П1

Р1

Л1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р1

 

 

Л1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П1

Пр1

Р1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П1

Пр1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П1

Пр1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К1

П1

Пр1

Р1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К1

П1

Пр1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К1

П1

Пр1

 

 

 

Р1

Л1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л1

К1