Технологическая карта урока математики, 4 класс.Учитель начальных классов: Серова Э. В. Тема урока: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

  • docx
  • 28.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технологическая карта по математике.docx

Технологическая карта урока

 

Учитель начальных классов: Серова Эмилия Вячеславовна, МБОУ СОШ № 64, г. Нижний Тагил «УМК Школа России»

Учебник «Математика», 4 класс, 2 часть. М.А. Моро.

Москва: « Просвещение », 2022 г.

Тема урока.

 Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. 

Тип урока:     

Открытие новых знаний

Форма организации учебной работы:

фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

 

Педагогическая
цель

·         Создание условий для формирования нового понятия «скорость», «время», «расстояние», новой единицы измерения скорости, решения нового вида задач на движение.

 

 

Планируемые
результаты
(предметные)

Учить решать задачи на скорость, переводить новые величины из одной в другую.  Связь с жизненным опытом учащихся.

 

Универсальные
учебные
действия
(метапредметные)

Регулятивные:  постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; оценивание своих достижений на уроке.

Познавательные:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осуществление для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации объектов по выделенным признакам; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:  умение слушать и слышать одноклассников и учителя, принимать участие в групповой работе, уметь доказывать свою  точку зрения.

 

 

Личностные:   понимание значимости и практического применения математических знаний в жизни человека; формирование мотивации обучения, заинтересованности в расширении получаемых математических знаний, готовности использовать математические знания в учебной деятельности и при решении задач.

 

Формы и методы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

 

Образовательные (цифровые) ресурсы

учебник «Математика. 4 класс», компьютер, проектор, раздаточный материал для работы в группе, индивидуальной работы.

 

Основные этапы урока

Содержание урока

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности на успех.

- Проверка готовности к уроку. Пробегитесь глазками по парте, на партах у вас должны быть учебники, тетрадь, ручка и карандаш. Рабочее место.

- У всех все готово?

- Сейчас я буду читать стихотворение, а вы закончите последнюю строчку. Поэтому слушайте внимательно:

- Математика пришла,

- Занимай свои места.

- Что от безделья не зевать,

Полезно голову…

- Как вы понимаете выражение «голову ломать»?

- (Что значит голову ломать?)

А для чего это нужно делать?

 

 

-Действительно, чтобы получить новые  знания , быть на уроке успешным надо «ломать голову», думать, рассуждать, анализировать

-Как вы считаете, мы с вами сегодня будем «голову ломать»?

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

Ломать

Думать, рассуждать, анализировать, предлагать, находить, решать стараться, искать, пробовать

Чтобы прийти к каким-либо выводам, открывать новые знания, решать задачи, примеры, понять тему урока.

 

 

Да

2. Актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в выборе действии.

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. ( выбор путем проб и ошибок, поиск правильных решений)

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, что значит увеличить на?

- Уменьшить на?

- Увеличить в?

- Уменьшить в?

- Как называются компоненты при сложении?

- Как называются компоненты при вычитании?

- Как называются компоненты при произведении?

- Как называются компоненты при частном?

Давайте проверим вашу внимательность, откройте свои тетрадки и возьмите ручку. Сейчас я буду читать вам задания. А вы записывайте ответы в тетрадь, а в конце проверим наши ответы.

- Из числа 590 вычтите произведение чисел 20 и 5.

- От суммы чисел 500 и 130 найдите седьмую часть.

- Число 45 увеличьте на 39.

- Уменьшите число 10 000 в 2 раза.

- Найдите произведение чисел 180 и 3.

- Увеличьте 630 на 290.

Чем мы с вами сейчас повторили?

Ребята, я вам сейчас раздам карточки с заданием, вам необходимо сделать перевод из одной величины в другую.

3 км- м

42 см- мм

300 мм- м

500 см- м

3000 м- км

1ч-с

-Ребята, что мы сейчас повторяли?

 

- А где нам это пригодится?

Сложить

Вычесть

Умножить

Разделить

Слагаемые, значение суммы

Уменьшаемое, вычитаемое, значение разности

Множители, значение произведения

Делимое, делитель, значение частного

 

 

 

490

90

84

5 000

540

920

Сложение вычитание, умножение и деление чисел

 

3000

420

0,3

5

3

3600

Действия увеличить на, уменьшить на, увеличить в, уменьшить в. Перевод из одной величины в другую

Нам это пригодится на уроке, в решении задач

3. Постановки и создание   проблемной ситуации и пути  её решение.

 

-Для выполнения следующего задания вам необходимо разделиться на 3 группы.

Делить буду по типу: яблоко-апельсин-мандарин

-Но перед выполнением задания давайте вспомним правила работы в группах. (слайд 1)

1. Не выкрикивать.

2. Не перебивать друг друга.

3. Не отвлекаться и не отвлекать других.

4. Не шуметь и не мешать другим группам

5. Активно работать в группе.

- Ребята, взгляните на слайд (2) Перед вами задача

Легковая машина прошла 160 км за 2 часа. В течение каждого часа она проходила одинаковое расстояние. Сколько километров проходила машина за 1 час?

 

-Прочитайте условие задачи. Запишите кратко условия задачи и попробуйте решите её самостоятельно. Вам дается 2 минуты, через 2 минуты вы должны мне представить свое решение.

-Задание было одно?

-А выполнили вы его как?

-Почему так получилось?

-Чего мы  не знаем?

-Зимний, потому что это прилагательное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают задачу и решают

 

Да

По-разному

Мы не умеем решать такие задачи

Мы не знаем что такое путь, пройденный за 1 час

4. Постановки темы и задач урока.

 

-Какие будут предложения по решению этой задачи?

 

-А в чем заключается проблема?

 

-Давайте поставим, цель чему мы будем сегодня учиться?

 

 

-Что мы должны знать, чтобы разобраться в проблеме?

Мы не знаем, мы не решали ещё такие задачи

Мы не знаем, что означает путь, пройденный за 1 час

Мы будем учиться решать такие задачи и узнаем, что означает путь, пройденный за 1 час

Мы должны знать как решаются такие задачи

5. Реализации построения  проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообше.

-Давайте вместе разберем данную задачу, и походу будем записывать краткое условие задачи вместе

Легковая машина прошла 160 км за 2 часа. В течение каждого часа она проходила одинаковое расстояние. Сколько километров проходила машина за 1 час?

 

-О чем говорится в задаче? (слайд 3)

Путь

Время

Путь, пройденный за 1 час

160 км

2 часа

?

 

-Что обозначает число 160?

-Что обозначает число 2?

-Какой вопрос в задаче?

-Что нужно сделать, чтобы найти путь, пройденный за 1 час?

-Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

-Ребята, в математике принято путь, пройденный за единицу времени называть скоростью движения.

-За единицу времени, которая измерялась в часах машина проехала 80 км, это записывается вот так «км/ч»

-Таким образом, скорость характеризуется не временем отдельно и не расстоянием, а расстоянием, пройденным в единицу времени.

-Какой путь прошла машина?

-За какое время?

- Для того чтобы найти скорость, что нам необходимо сделать?

-Давайте проверим, правильно ли мы решили задачу.

-Какой вывод можно сделать?

 

Мы с вами сказали, что скорость характеризуется не временем отдельно и не расстоянием, а расстоянием, пройденным в единицу времени —  то число, обозначающее время потраченное на путь. А в чем у нас измеряется время? (часы, минуты, секунды).

-Ребята, а как вы думаете, скорость измеряется только в км/ч?

- Да, действительно, скорость может измеряться и в м/с, и….

-Определите скорость движения таких объектов: рыба-меч, если она каждый час проплывает 100 км; у верблюда, который каждый час проходит 8 км; а велосипедист, который каждую секунду проезжает 3 м?

-Чем быстрее двигается объект, тем больше будет его скорость. Значит, в часах её будет уже сложно измерять, её уже измеряют в секундах.

-Что вы узнали о скорости?

-В чем она может измеряться?

 

 

 

 

 

 

 

В задаче говорится о машине, которая совершает движение

 

Путь, которая проехала машина

Время, за которое проехала машина

Сколько км проходила эта машина за 1 час

Да

160 км

2 часа

 

 

 

 

 

 

Расстояние разделить на время

Данные задачи сходятся с данными исходной  задачи, значит задача решена верно

 

 

 

 

 

Расстояние поделить на время

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

Скорость-это путь, пройденный за единицу времени.

Км/ч, м/ч, м/c .

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

( доказательный).

Цель: усвоение учащимися нового способа действий при решении типовых задач.

-Ребята, откройте учебники на стр. 5, задание под номером  № 9.

-Перед вами таблица, рассмотрите её.

-Что находится в таблице в первой колонке?

-Что находится в таблице во второй колонке?

-Что находится в таблице в третьей колонке?

-Давайте посмотрим, что произойдет, если изменить скорость движения, находя расстояние, что произойдет с временем?

-А что произойдет, если изменим время, находя расстояние, что будет происходить со скоростью?

-Почему так происходит?

 

Прочитайте задачу под номером № 1.

 

-Рассмотрите вторую строчку таблицы.

-Что известно в задаче?

-Что обозначает число 120?

-Что обозначает число 2?

-Что нам необходимо найти?

-Имея эти данные, как и каким действием мы найдем скорость?

-В этой задаче скорость измеряется в каких единицах измерения?

-А время?

-Тогда скорость в чем будет измеряться?

-Давайте рассмотрим вторую задачу, прочитайте её.

 

-Что известно в задаче?

-Что обозначает число 120?

-Что обозначает число 3?

-Что нам надо  найти?

-Имея эти данные, как и каким действием мы найдем скорость?

-Если путь измеряется в км, а время в часах, то в чем будет измеряться скорость?

 

 

Скорость

Время

Расстояние

Время изменяется

Скорость изменяется

 

Потому что скорость, расстояние и время они взаимосвязаны

 

 

 

Путь и время

Путь

Время

Скорость движения пассажирского поезда

Делением, 120:2=60

 

Км

 

Часы

 

Км/ч

 

 

 

 

Путь и время

Путь

Время

Скорость

Делением, 120:3=40

Км/ч

 

 

7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

-Ребята, прочитайте задачу под номером 9 на странице 5.

-О чем говорится в задаче?

-Какие величины описывают процесс движения?

-Что означает число 600?

-Что означает число 1?

-Что нам надо найти?

-Что нужно сделать, чтобы найти скорость?

-Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

-Почему?

-Сейчас по образцу прошлой задачи решите эту самостоятельно, один человек выходит и решает у дочки

Об Аисте

Путь, время, скорость

Скорость

Время

Путь, пройденный за 1 с.

Скорость умножить на время

Нет 

Потому что сначала преобразовать величины измерения.

Дети решают задачу, проверяют по образцу на доске.

9. Рефлексии на уроке.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действий.

-Что вы узнали о скорости?

 

 

-Что происходит если изменяется скорость?

 

 

-На каком транспорте я быстрее доеду до работы: на мотоцикле или на автобусе?

 

 

Итак, ребята, смогли ли мы решить задачу, которая была в начале урока?

 

Что мы ещё делали с вами на уроке?

 

 

-А теперь давайте достанем наш светофор и посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

-Мы узнали, что скорость-путь, пройденный за единицу времени. Она может измеряться в м/c, км/ч и т.д

Меняется время или расстояние.

-На мотоцикле

 

Да

Решали примеры, решали задачи, узнали о скорости, в чем она измеряется и выявили взаимодействие между скоростью, временем и расстоянием.

 

Дети поднимают цветные кружочки рефлексируя свою работу на уроке.

10. Домашнее задание.

- Рабочая тетрадь стр. 5-6,

- Самостоятельно придумать задачу на движение.

- Спасибо всем за урок и творческую работу.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru