Технологическая карта урока
Учитель начальных классов: Серова Эмилия Вячеславовна, МБОУ СОШ № 64, г. Нижний Тагил «УМК Школа России» Учебник «Математика», 4 класс, 2 часть. М.А. Моро. Москва: « Просвещение », 2022 г. |
|
Тема урока. |
Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. |
Тип урока: |
Открытие новых знаний |
Форма организации учебной работы: |
фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах. |
Педагогическая |
· Создание условий для формирования нового понятия «скорость», «время», «расстояние», новой единицы измерения скорости, решения нового вида задач на движение.
|
|
|
Планируемые |
Учить решать задачи на скорость, переводить новые величины из одной в другую. Связь с жизненным опытом учащихся. |
|
Универсальные |
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; оценивание своих достижений на уроке. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осуществление для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации объектов по выделенным признакам; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение слушать и слышать одноклассников и учителя, принимать участие в групповой работе, уметь доказывать свою точку зрения. |
|
|
Личностные: понимание значимости и практического применения математических знаний в жизни человека; формирование мотивации обучения, заинтересованности в расширении получаемых математических знаний, готовности использовать математические знания в учебной деятельности и при решении задач. |
|
Формы и методы |
Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
|
Образовательные (цифровые) ресурсы |
учебник «Математика. 4 класс», компьютер, проектор, раздаточный материал для работы в группе, индивидуальной работы. |
Основные этапы урока |
Содержание урока |
Деятельность ученика |
||||||
1.Организационный момент. Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности на успех. |
- Проверка готовности к уроку. Пробегитесь глазками по парте, на партах у вас должны быть учебники, тетрадь, ручка и карандаш. Рабочее место. - У всех все готово? - Сейчас я буду читать стихотворение, а вы закончите последнюю строчку. Поэтому слушайте внимательно: - Математика пришла, - Занимай свои места. - Что от безделья не зевать, Полезно голову… - Как вы понимаете выражение «голову ломать»? - (Что значит голову ломать?) А для чего это нужно делать?
-Действительно, чтобы получить новые знания , быть на уроке успешным надо «ломать голову», думать, рассуждать, анализировать -Как вы считаете, мы с вами сегодня будем «голову ломать»? |
Проверяют готовность к уроку.
Ломать Думать, рассуждать, анализировать, предлагать, находить, решать стараться, искать, пробовать Чтобы прийти к каким-либо выводам, открывать новые знания, решать задачи, примеры, понять тему урока.
Да |
||||||
2. Актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в выборе действии. Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. ( выбор путем проб и ошибок, поиск правильных решений)
|
- Ребята, что значит увеличить на? - Уменьшить на? - Увеличить в? - Уменьшить в? - Как называются компоненты при сложении? - Как называются компоненты при вычитании? - Как называются компоненты при произведении? - Как называются компоненты при частном? Давайте проверим вашу внимательность, откройте свои тетрадки и возьмите ручку. Сейчас я буду читать вам задания. А вы записывайте ответы в тетрадь, а в конце проверим наши ответы. - Из числа 590 вычтите произведение чисел 20 и 5. - От суммы чисел 500 и 130 найдите седьмую часть. - Число 45 увеличьте на 39. - Уменьшите число 10 000 в 2 раза. - Найдите произведение чисел 180 и 3. - Увеличьте 630 на 290. Чем мы с вами сейчас повторили? Ребята, я вам сейчас раздам карточки с заданием, вам необходимо сделать перевод из одной величины в другую. 3 км- м 42 см- мм 300 мм- м 500 см- м 3000 м- км 1ч-с -Ребята, что мы сейчас повторяли?
- А где нам это пригодится? |
Сложить Вычесть Умножить Разделить Слагаемые, значение суммы Уменьшаемое, вычитаемое, значение разности Множители, значение произведения Делимое, делитель, значение частного
490 90 84 5 000 540 920 Сложение вычитание, умножение и деление чисел
3000 420 0,3 5 3 3600 Действия увеличить на, уменьшить на, увеличить в, уменьшить в. Перевод из одной величины в другую Нам это пригодится на уроке, в решении задач |
||||||
3. Постановки и создание проблемной ситуации и пути её решение.
|
-Для выполнения следующего задания вам необходимо разделиться на 3 группы. Делить буду по типу: яблоко-апельсин-мандарин -Но перед выполнением задания давайте вспомним правила работы в группах. (слайд 1) 1. Не выкрикивать. 2. Не перебивать друг друга. 3. Не отвлекаться и не отвлекать других. 4. Не шуметь и не мешать другим группам 5. Активно работать в группе. - Ребята, взгляните на слайд (2) Перед вами задача Легковая машина прошла 160 км за 2 часа. В течение каждого часа она проходила одинаковое расстояние. Сколько километров проходила машина за 1 час?
-Прочитайте условие задачи. Запишите кратко условия задачи и попробуйте решите её самостоятельно. Вам дается 2 минуты, через 2 минуты вы должны мне представить свое решение. -Задание было одно? -А выполнили вы его как? -Почему так получилось? -Чего мы не знаем? |
-Зимний, потому что это прилагательное
Читают задачу и решают
Да По-разному Мы не умеем решать такие задачи Мы не знаем что такое путь, пройденный за 1 час |
||||||
4. Постановки темы и задач урока.
|
-Какие будут предложения по решению этой задачи?
-А в чем заключается проблема?
-Давайте поставим, цель чему мы будем сегодня учиться?
-Что мы должны знать, чтобы разобраться в проблеме? |
Мы не знаем, мы не решали ещё такие задачи Мы не знаем, что означает путь, пройденный за 1 час Мы будем учиться решать такие задачи и узнаем, что означает путь, пройденный за 1 час Мы должны знать как решаются такие задачи |
||||||
5. Реализации построения проекта. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообше. |
-Давайте вместе разберем данную задачу, и походу будем записывать краткое условие задачи вместе Легковая машина прошла 160 км за 2 часа. В течение каждого часа она проходила одинаковое расстояние. Сколько километров проходила машина за 1 час?
-О чем говорится в задаче? (слайд 3)
-Что обозначает число 160? -Что обозначает число 2? -Какой вопрос в задаче? -Что нужно сделать, чтобы найти путь, пройденный за 1 час? -Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? -Ребята, в математике принято путь, пройденный за единицу времени называть скоростью движения. -За единицу времени, которая измерялась в часах машина проехала 80 км, это записывается вот так «км/ч» -Таким образом, скорость характеризуется не временем отдельно и не расстоянием, а расстоянием, пройденным в единицу времени. -Какой путь прошла машина? -За какое время? - Для того чтобы найти скорость, что нам необходимо сделать? -Давайте проверим, правильно ли мы решили задачу. -Какой вывод можно сделать?
Мы с вами сказали, что скорость характеризуется не временем отдельно и не расстоянием, а расстоянием, пройденным в единицу времени — то число, обозначающее время потраченное на путь. А в чем у нас измеряется время? (часы, минуты, секунды). -Ребята, а как вы думаете, скорость измеряется только в км/ч? - Да, действительно, скорость может измеряться и в м/с, и…. -Определите скорость движения таких объектов: рыба-меч, если она каждый час проплывает 100 км; у верблюда, который каждый час проходит 8 км; а велосипедист, который каждую секунду проезжает 3 м? -Чем быстрее двигается объект, тем больше будет его скорость. Значит, в часах её будет уже сложно измерять, её уже измеряют в секундах. -Что вы узнали о скорости? -В чем она может измеряться? |
В задаче говорится о машине, которая совершает движение
Путь, которая проехала машина Время, за которое проехала машина Сколько км проходила эта машина за 1 час Да 160 км 2 часа
Расстояние разделить на время Данные задачи сходятся с данными исходной задачи, значит задача решена верно
Расстояние поделить на время
Ответы детей
Скорость-это путь, пройденный за единицу времени. Км/ч, м/ч, м/c .
|
||||||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи ( доказательный). Цель: усвоение учащимися нового способа действий при решении типовых задач. |
-Ребята, откройте учебники на стр. 5, задание под номером № 9. -Перед вами таблица, рассмотрите её. -Что находится в таблице в первой колонке? -Что находится в таблице во второй колонке? -Что находится в таблице в третьей колонке? -Давайте посмотрим, что произойдет, если изменить скорость движения, находя расстояние, что произойдет с временем? -А что произойдет, если изменим время, находя расстояние, что будет происходить со скоростью? -Почему так происходит?
Прочитайте задачу под номером № 1.
-Рассмотрите вторую строчку таблицы. -Что известно в задаче? -Что обозначает число 120? -Что обозначает число 2? -Что нам необходимо найти? -Имея эти данные, как и каким действием мы найдем скорость? -В этой задаче скорость измеряется в каких единицах измерения? -А время? -Тогда скорость в чем будет измеряться? -Давайте рассмотрим вторую задачу, прочитайте её.
-Что известно в задаче? -Что обозначает число 120? -Что обозначает число 3? -Что нам надо найти? -Имея эти данные, как и каким действием мы найдем скорость? -Если путь измеряется в км, а время в часах, то в чем будет измеряться скорость?
|
Скорость Время Расстояние Время изменяется Скорость изменяется
Потому что скорость, расстояние и время они взаимосвязаны
Путь и время Путь Время Скорость движения пассажирского поезда Делением, 120:2=60
Км
Часы
Км/ч
Путь и время Путь Время Скорость Делением, 120:3=40 Км/ч
|
||||||
7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. |
-Ребята, прочитайте задачу под номером 9 на странице 5. -О чем говорится в задаче? -Какие величины описывают процесс движения? -Что означает число 600? -Что означает число 1? -Что нам надо найти? -Что нужно сделать, чтобы найти скорость? -Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? -Почему? -Сейчас по образцу прошлой задачи решите эту самостоятельно, один человек выходит и решает у дочки |
Об Аисте Путь, время, скорость Скорость Время Путь, пройденный за 1 с. Скорость умножить на время Нет Потому что сначала преобразовать величины измерения. Дети решают задачу, проверяют по образцу на доске. |
||||||
9. Рефлексии на уроке. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действий. |
-Что вы узнали о скорости?
-Что происходит если изменяется скорость?
-На каком транспорте я быстрее доеду до работы: на мотоцикле или на автобусе?
Итак, ребята, смогли ли мы решить задачу, которая была в начале урока?
Что мы ещё делали с вами на уроке?
-А теперь давайте достанем наш светофор и посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока. |
-Мы узнали, что скорость-путь, пройденный за единицу времени. Она может измеряться в м/c, км/ч и т.д Меняется время или расстояние. -На мотоцикле
Да Решали примеры, решали задачи, узнали о скорости, в чем она измеряется и выявили взаимодействие между скоростью, временем и расстоянием.
Дети поднимают цветные кружочки рефлексируя свою работу на уроке. |
||||||
10. Домашнее задание. |
- Рабочая тетрадь стр. 5-6, - Самостоятельно придумать задачу на движение. - Спасибо всем за урок и творческую работу. |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.