Технологическая карта урока математики на тему "Числа от 11 до 20. Нумерация"

  • docx
  • 01.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Числа от 11 до 20. Нумерация..docx

 

УМК: «Школа России».

Предмет: Математика.

 Класс: 1                                        

Тема раздела: Числа от 11 до 20. Нумерация.

Тема урока: Прием вычитания с переходом через десяток. Вычитание вида 15 -

Тип урока: комбинированный

Цель урока: усвоить алгоритм вычитания в случаях 15 -  и провести работу, направленную на запоминание таблицы вычитания изученных способов, закрепить знание таблицы сложения в пределах 20; развивать умение решать простые и составные задачи.          

Планируемые результаты:

Предметные : учащиеся научатся выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; дополнять условие задачи недостающими данными; моделировать задачи с помощью схематических рисунков. выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Метапредметные:

 Регулятивные: уметь определять и формулировать цель деятельности на  уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные: уметь выстраивать цепочку логических рассуждений при решении  заданий;  понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; ориентироваться в  системе знаний: отличать новое от уже известного; с помощью учителя  добывать новые знания;  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию

 Коммуникативные: уметь обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности, слушать другого ученика – партнёра по коммуникации и учителя; договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Личностные: будут сформированы положительное отношение к школе и учебной деятельности, основные моральные нормы поведения, интерес к учебному труду; научатся действовать в сотрудничестве с учителем,  уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Образовательные ресурсы: учебник Моро М.И., Волковой С.И., Степановой С.В., электронное приложение, счетный материал (кружочки),  тетради, презентация к уроку, компьютер, проектор.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Организация начала урока.

 

Цель: подготовить учащихся к работе, создать положительный настрой на урок.

 

 

 

 

 

 

II. Актуализация знаний.

 

Цель: активизировать познавательную активность учащихся. Актуализировать опорные знания и умения

Проверяет готовность класса; эмоционально настраивает на урок.

- Встали красиво, ровно.

Все ль готово для урока?

Математика у нас.

 Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Взяв с собой тетрадь, учебник,

Карандаш и ручку

Отправляемся сегодня

В мир волшебных сказок.

 

 

 

 

 

 

- Сегодня на уроке мы будем вспоминать сказки русского поэта. Вы узнаете его, выполнив задание.

Для этого к доске идут 2 ученика и выполняют задания.

9-6           15-9

7+6           9+8

11-9          12-8

8+8            6+6

6+6-7         7+6-4

- Покажите светофориками: если согласны с ответом - зеленый огонек, если не согласны – красный.

-Ответы этих примеров есть у нас вот тут на карточках. Надо разместить эти числа в порядке убывания.

-Какие числа пропущены между числами 16 и 13?

- Назовите число, которое состоит из 1 дес. и 2 ед.

- Переверните эти карточки в таком же порядке. Что у вас получилось?

 

 -Мы встретимся с некоторыми героями сказок великого русского поэта А.С. Пушкина. (Фотография на слайде)

 

Стоят возле рабочих мест, внимательно слушают. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на партах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют с помощью светофориков.

 

 

17,16,13,12,9,6,5,4,3,2

 

 

 

-15, 14.

-12.

 

-А.С.Пушкин

Регулятивные УУДнастраивание на активную работу, осознание этапов урока, умение организовывать своё рабочее место,

Личностные: проявляют интерес к процессу познания; положительно относятся к школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: формирование умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать математические термины, речь других.

Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, умения фиксировать возникшие затруднения.

Регулятивные:

способность выдвигать

версии решения проблемы, осознавать конечный результат, оценивать степень успешности своей деятельности.

 

 

 

III. Постановка цели и задачи урока.

        

Цель: организовать и направить к цели деятельность учащихся, создать условий для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Работа по теме урока.

Цель: усвоить алгоритм вычитания в случаях 15- , закрепить знание таблицы сложения и вычитания в пределах 20 .

 

1.Работа в тетради.

Каллиграфическая минутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Объяснение алгоритма вычитания из 15 по электронному приложению.

 

3.  Знакомство со способом вычитания вида 15-  по частям. (Работа с использованием наглядного материала.)

Практическая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

Цель: Снять мышечное напряжение, усталость, восстановить силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Закрепление.

4.Решение примеров по теме урока

 

 

 

 

 

5.Работа над задачей.

 

Цель: содействовать развитию умений выделять в задаче условие, вопрос, выбирать ход решения, формулировать ответ

 

 

 

 

 

6. Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


   

 

 

 

 

Гимнастика для глаз.

Цель: Снять напряжение и усталость  глаз.

 

 

 

 

 Самостоятельная работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Итог урока

Рефлексия.

 Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.

 

- Посмотри внимательно на эти примеры. Догадайтесь, с какой темой мы будем знакомиться на нашем уроке?:

13-9           14-9             15-9   

13-8          14-8              15-8   

13-7          14-7             15-7    

-Кто догадался, чему мы должны сегодня научиться на уроке?

- Чем мы еще будем заниматься на уроке?

-А где можно посмотреть точную формулировку того, чему будем учиться?

- Откройте учебник на с. 87, прочитайте.

 -Итак, тема нашего урока: «Вычитание вида15-».

Цель: Научиться  вычитать однозначное число из 15, закрепить знание таблицы сложения и вычитания в пределах 20, развивать умение решать задачи.

 

-Уменьшаемое 15.Что можете сказать об этом числе?

-Придумайте загадки про это число.

 

 

 

 

 

 

 

 

 -Какие цифры понадобятся при записи числа 15?

- Посмотрите на доску, как правильно пишутся данные цифры. (показ)  15  15  15  15(слайд)

- Пропишите всю строку до конца. Помним, как сидеть при письме, как кладем тетрадь, держим ручку правильно.       Оцените свою каллиграфию. Отметьте точкой  самые удачные цифры.

 

-Давайте поострим объяснение по электронному приложению, как можно вычесть из 15

 

 

 

 

-Молодая царевна из этой сказки испекла 15 пирожков для семи богатырей. А из  какой она сказки? Давайте достанем из конвертов кружочки. Сколько их?(15) Раскладываем десяток сверху и  5 пониже. За завтраком съели 8 пирожков. Каким действием мы узнаем сколько пирожков осталось?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ой, вдалеке виднеется корабль. Это, наверное, корабль, который плывет в царство славного Гвидона, к острову Буян. А как называется эта сказка?

- Встали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-В сказке «Руслан и Людмила» ученый кот ходит по цепи, а мы с вами сейчас устно с объяснением решим по цепочке примеры на с.86, вычитание из 15.А остальные будем показывать ответы пальчиками, пусть поработают и пальцы.

 

- Давайте отправимся в гости к рыбаку и к его старухе в следующую сказку. Но с пустыми руками в гости не ходят. Возьмем вместо гостинцев то, что будет у нас в задаче №3.

-Прочитайте.

-Что известно?

Что надо найти?

-Какие опорные слова напишем для краткого условия?

-Что сказано про яблоки?

- Как понимаете «2 ящика яблок, по 8 кг»?

- Сколько груш?

-Что найдем сначала? Потом?

 

 

-Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;

 - А как называется эта сказка Александра Сергеевича?

- Мы с вами поработаем в группах.

Первая группа решает 1 пример, а вторая группа – 2 пример №4. Объясните, как рассуждал Саша?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прежде чем приступить к дальнейшей работе, выполним зрительную гимнастику. Представьте, что золотой петушок из следующей сказки великого поэта летит по линиям, по стрелочке, а вы глазами проделываете этот путь.

 

 

-Поработаем в парах. Примеры №1, два столбика. Первый пример решает один ученик, второй  ученик слушает и проверяет его решение. Второй ученик решает следующий пример, а первый ученик проверяет и т.д.

- Закончили, а теперь поменяйтесь тетрадями и еще раз проверьте ответы примеров по слайду.

 

 

 - Вот наше занятие подходит к концу. Но   ученый кот из сказки нам задает такие вопросы:  

 -Чему вы научились на уроке?

- Как вы считаете, добились ли мы решения поставленных  задач?

- Какие сказки Пушкина мы вспомнили? Сколько их?

-Кот мурлычет, хвалит вас и  просит  показать, понравился вам урок или нет. У вас на     партах   лежат ваши светофоры, покажите.

-Если на уроке вам все понравилось, все было интересно и вам легко было решать задания возьмите зеленый цвет

 -Если вам все понравилось, но было чуть-чуть трудно возьмите  желтый  цвет.

-А если вам было тяжело и не интересно на уроке возьмите красный цвет.

-Спасибо. Урок окончен.

 

Рассматривают представленные столбики примеров, высказывают свое мнение в результате сравнений и приходят к выводу, что в столбиках разные уменьшаемые, что вычитать из 15 пока не учили.

Делают вывод, что нужно научиться вычитать из 15.

Отвечают.

 

- В книге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оно двузначное…

 

 

Это число больше 14, но меньше 16; число на  единицу меньше 16; число предыдущее числу 16 и т.п.

 

1 и 5

 

 

 

Правильная осанка, положение тетради, ручки. Учащиеся прописывают предложенные числа.

 

Оценивают себя.

 

 

Дети смотрят на экран.

 

 

 

 

Смотрят, слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

-«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

 Выкладывают индивидуальный раздаточный материал в соответствии с необходимостью решить поставленную задачу и инструкцией учителя. Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно комментируют способ вычитания из 15 числа по частям.

 

 

 

 

 

 

 

-«Сказка о царе Салтане…»

 

-Волны плещут в океане.

(Дети машут руками, изображая волны.)

Что там чудится в тумане?

(Дети вытягивают руки в перед.)

Это мачты кораблей.

 (Дети вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей!

 (Дети приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем,

 Мореходов поджидаем,

 (Ходьба на месте.)

Ищем ракушки в песке (Наклоны.)

И сжимаем в кулаке

 (Дети сжимают кулачки.)

Чтоб побольше их собрать,

- Надо чаще приседать. (Приседания.)

Сядем дружно на песок.

Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)

 

Дети по очереди устно с объяснением решают примеры, полученное число показывают пальцами. (Пальчиковая гимнастика)

 

 

 

Дети читают, слушают, отвечают, пишут. Следят за осанкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-«Сказка о Попе и его работнике Балде».

Соблюдают правила работы в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют упражнения для снятия напряжения глазных мышц.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют  задание и взаимопроверку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся перечисляют поставленные в начале урока задачи, отвечают.

 

-6: «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рубаке и рыбке», «Золотой Петушок», «Сказка о Попе и его работнике Балде», «Руслан и Людмила»

Познавательные: умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы

Коммуникативные: формирование умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: формировать умение высказывать свое предположение, умение определять и формулировать тему и цель урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.  Коммуникативные: формулируют ответы на вопросы.

Личностные:

-моторное восприятие.

Регулятивные: принимают учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль; оценивают правильность действий

 

Личностные: умение слушать учителя.

Познавательные: строят рассуждение,

доказательство своей точки зрения; решают возникшую проблему

Коммуникативные: признавать свои ошибки, соглашаться, если на ошибки указывают другие.

 

 

Личностные: формирование развития эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности, черт незакомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;  

Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные:

строить логически обоснованное рассуждение

 

Регулятивные: планируют свои действия, применяют установленные правила в планировании способа решения, включаются в диалог; формулируют ответы на вопросы.

 

 

 

 

 

Познавательные:

-использование знаково-символических средств;

-анализ, синтез,  обобщение, аналогия, сравнение,

-постановка и формулирование учебной проблемы;

-структурирование знаний.

Регулятивные: подбирать к проблеме адекватную ей теоретическую модель.

Коммуникативные: понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы, распределять функции в группе при выполнении заданий

Личностные: формирование умения соблюдать здоровый образ жизни.

 

 

 

 

 

Регулятивные:

Формирование умения выполнять последовательность действия

Познавательные:  формирование умения ориентироваться в своей системе знаний

 Личностные: осознавать позицию по отношению к своей работе в паре.

 

Личностные:

способствовать самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Регулятивные:

Формирование умения проговаривать последовательность действия на уроке, оценивать правильность выполнения действия.