УМК: «Школа России».
Предмет: Математика.
Класс: 1
Тема раздела: Числа от 11 до 20. Нумерация.
Тема урока: Прием вычитания с переходом через десяток. Вычитание вида 15 -
Тип урока: комбинированный
Цель урока: усвоить алгоритм вычитания в случаях 15 - и провести работу, направленную на запоминание таблицы вычитания изученных способов, закрепить знание таблицы сложения в пределах 20; развивать умение решать простые и составные задачи.
Планируемые результаты:
Предметные : учащиеся научатся выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; дополнять условие задачи недостающими данными; моделировать задачи с помощью схематических рисунков. выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; оценивать правильность выполнения действий.
Познавательные: уметь выстраивать цепочку логических рассуждений при решении заданий; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного; с помощью учителя добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию
Коммуникативные: уметь обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности, слушать другого ученика – партнёра по коммуникации и учителя; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Личностные: будут сформированы положительное отношение к школе и учебной деятельности, основные моральные нормы поведения, интерес к учебному труду; научатся действовать в сотрудничестве с учителем, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Образовательные ресурсы: учебник Моро М.И., Волковой С.И., Степановой С.В., электронное приложение, счетный материал (кружочки), тетради, презентация к уроку, компьютер, проектор.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
I. Организация начала урока.
Цель: подготовить учащихся к работе, создать положительный настрой на урок.
II. Актуализация знаний.
Цель: активизировать познавательную активность учащихся. Актуализировать опорные знания и умения |
Проверяет готовность класса; эмоционально настраивает на урок. - Встали красиво, ровно. Все ль готово для урока? Математика у нас. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Взяв с собой тетрадь, учебник, Карандаш и ручку Отправляемся сегодня В мир волшебных сказок.
- Сегодня на уроке мы будем вспоминать сказки русского поэта. Вы узнаете его, выполнив задание. Для этого к доске идут 2 ученика и выполняют задания. 9-6 15-9 7+6 9+8 11-9 12-8 8+8 6+6 6+6-7 7+6-4 - Покажите светофориками: если согласны с ответом - зеленый огонек, если не согласны – красный. -Ответы этих примеров есть у нас вот тут на карточках. Надо разместить эти числа в порядке убывания. -Какие числа пропущены между числами 16 и 13? - Назовите число, которое состоит из 1 дес. и 2 ед. - Переверните эти карточки в таком же порядке. Что у вас получилось?
-Мы встретимся с некоторыми героями сказок великого русского поэта А.С. Пушкина. (Фотография на слайде)
|
Стоят возле рабочих мест, внимательно слушают. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на партах.
Проверяют с помощью светофориков.
17,16,13,12,9,6,5,4,3,2
-15, 14. -12.
-А.С.Пушкин |
Регулятивные УУД: настраивание на активную работу, осознание этапов урока, умение организовывать своё рабочее место, Личностные: проявляют интерес к процессу познания; положительно относятся к школе.
Коммуникативные: формирование умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать математические термины, речь других. Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, умения фиксировать возникшие затруднения. Регулятивные: способность выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, оценивать степень успешности своей деятельности.
|
III. Постановка цели и задачи урока.
Цель: организовать и направить к цели деятельность учащихся, создать условий для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность
IV. Работа по теме урока. Цель: усвоить алгоритм вычитания в случаях 15- , закрепить знание таблицы сложения и вычитания в пределах 20 .
1.Работа в тетради. Каллиграфическая минутка
2.Объяснение алгоритма вычитания из 15 по электронному приложению.
3. Знакомство со способом вычитания вида 15- по частям. (Работа с использованием наглядного материала.) Практическая работа.
Физкультминутка Цель: Снять мышечное напряжение, усталость, восстановить силы.
V. Закрепление. 4.Решение примеров по теме урока
5.Работа над задачей.
Цель: содействовать развитию умений выделять в задаче условие, вопрос, выбирать ход решения, формулировать ответ
6. Работа в группах
Гимнастика для глаз. Цель: Снять напряжение и усталость глаз.
Самостоятельная работа в парах
VI. Итог урока Рефлексия. Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.
|
- Посмотри внимательно на эти примеры. Догадайтесь, с какой темой мы будем знакомиться на нашем уроке?: 13-9 14-9 15-9 13-8 14-8 15-8 13-7 14-7 15-7 -Кто догадался, чему мы должны сегодня научиться на уроке? - Чем мы еще будем заниматься на уроке? -А где можно посмотреть точную формулировку того, чему будем учиться? - Откройте учебник на с. 87, прочитайте. -Итак, тема нашего урока: «Вычитание вида15-». Цель: Научиться вычитать однозначное число из 15, закрепить знание таблицы сложения и вычитания в пределах 20, развивать умение решать задачи.
-Уменьшаемое 15.Что можете сказать об этом числе? -Придумайте загадки про это число.
-Какие цифры понадобятся при записи числа 15? - Посмотрите на доску, как правильно пишутся данные цифры. (показ) 15 15 15 15(слайд) - Пропишите всю строку до конца. Помним, как сидеть при письме, как кладем тетрадь, держим ручку правильно. Оцените свою каллиграфию. Отметьте точкой самые удачные цифры.
-Давайте поострим объяснение по электронному приложению, как можно вычесть из 15
-Молодая царевна из этой сказки испекла 15 пирожков для семи богатырей. А из какой она сказки? Давайте достанем из конвертов кружочки. Сколько их?(15) Раскладываем десяток сверху и 5 пониже. За завтраком съели 8 пирожков. Каким действием мы узнаем сколько пирожков осталось?
- Ой, вдалеке виднеется корабль. Это, наверное, корабль, который плывет в царство славного Гвидона, к острову Буян. А как называется эта сказка? - Встали.
-В сказке «Руслан и Людмила» ученый кот ходит по цепи, а мы с вами сейчас устно с объяснением решим по цепочке примеры на с.86, вычитание из 15.А остальные будем показывать ответы пальчиками, пусть поработают и пальцы.
- Давайте отправимся в гости к рыбаку и к его старухе в следующую сказку. Но с пустыми руками в гости не ходят. Возьмем вместо гостинцев то, что будет у нас в задаче №3. -Прочитайте. -Что известно? Что надо найти? -Какие опорные слова напишем для краткого условия? -Что сказано про яблоки? - Как понимаете «2 ящика яблок, по 8 кг»? - Сколько груш? -Что найдем сначала? Потом?
-Живет
Балда в поповом доме, - А как называется эта сказка Александра Сергеевича? - Мы с вами поработаем в группах. Первая группа решает 1 пример, а вторая группа – 2 пример №4. Объясните, как рассуждал Саша?
- Прежде чем приступить к дальнейшей работе, выполним зрительную гимнастику. Представьте, что золотой петушок из следующей сказки великого поэта летит по линиям, по стрелочке, а вы глазами проделываете этот путь.
-Поработаем в парах. Примеры №1, два столбика. Первый пример решает один ученик, второй ученик слушает и проверяет его решение. Второй ученик решает следующий пример, а первый ученик проверяет и т.д. - Закончили, а теперь поменяйтесь тетрадями и еще раз проверьте ответы примеров по слайду.
- Вот наше занятие подходит к концу. Но ученый кот из сказки нам задает такие вопросы: -Чему вы научились на уроке? - Как вы считаете, добились ли мы решения поставленных задач? - Какие сказки Пушкина мы вспомнили? Сколько их? -Кот мурлычет, хвалит вас и просит показать, понравился вам урок или нет. У вас на партах лежат ваши светофоры, покажите. -Если на уроке вам все понравилось, все было интересно и вам легко было решать задания возьмите зеленый цвет -Если вам все понравилось, но было чуть-чуть трудно возьмите желтый цвет. -А если вам было тяжело и не интересно на уроке возьмите красный цвет. -Спасибо. Урок окончен.
|
Рассматривают представленные столбики примеров, высказывают свое мнение в результате сравнений и приходят к выводу, что в столбиках разные уменьшаемые, что вычитать из 15 пока не учили. Делают вывод, что нужно научиться вычитать из 15. Отвечают.
- В книге.
Оно двузначное…
Это число больше 14, но меньше 16; число на единицу меньше 16; число предыдущее числу 16 и т.п.
1 и 5
Правильная осанка, положение тетради, ручки. Учащиеся прописывают предложенные числа.
Оценивают себя.
Дети смотрят на экран.
Смотрят, слушают.
-«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Выкладывают индивидуальный раздаточный материал в соответствии с необходимостью решить поставленную задачу и инструкцией учителя. Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно комментируют способ вычитания из 15 числа по частям.
-«Сказка о царе Салтане…»
-Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.) Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки в перед.) Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.) Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.) Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.) Ищем ракушки в песке (Наклоны.) И сжимаем в кулаке (Дети сжимают кулачки.) Чтоб побольше их собрать, - Надо чаще приседать. (Приседания.) Сядем дружно на песок. Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)
Дети по очереди устно с объяснением решают примеры, полученное число показывают пальцами. (Пальчиковая гимнастика)
Дети читают, слушают, отвечают, пишут. Следят за осанкой.
-«Сказка о Попе и его работнике Балде». Соблюдают правила работы в группах.
Учащиеся выполняют упражнения для снятия напряжения глазных мышц.
Учащиеся выполняют задание и взаимопроверку.
Учащиеся перечисляют поставленные в начале урока задачи, отвечают.
-6: «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рубаке и рыбке», «Золотой Петушок», «Сказка о Попе и его работнике Балде», «Руслан и Людмила» |
Познавательные: умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы Коммуникативные: формирование умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: формировать умение высказывать свое предположение, умение определять и формулировать тему и цель урока.
Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: формулируют ответы на вопросы. Личностные: -моторное восприятие. Регулятивные: принимают учебную задачу.
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль; оценивают правильность действий
Личностные: умение слушать учителя. Познавательные: строят рассуждение, доказательство своей точки зрения; решают возникшую проблему Коммуникативные: признавать свои ошибки, соглашаться, если на ошибки указывают другие.
Личностные: формирование развития эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности, черт незакомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни.
Познавательные: сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный; Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: строить логически обоснованное рассуждение
Регулятивные: планируют свои действия, применяют установленные правила в планировании способа решения, включаются в диалог; формулируют ответы на вопросы.
Познавательные: -использование знаково-символических средств; -анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, -постановка и формулирование учебной проблемы; -структурирование знаний. Регулятивные: подбирать к проблеме адекватную ей теоретическую модель. Коммуникативные: понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы, распределять функции в группе при выполнении заданий Личностные: формирование умения соблюдать здоровый образ жизни.
Регулятивные: Формирование умения выполнять последовательность действия Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний Личностные: осознавать позицию по отношению к своей работе в паре.
Личностные: способствовать самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Регулятивные: Формирование умения проговаривать последовательность действия на уроке, оценивать правильность выполнения действия. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.