Технологическая карта урока математики в 11 классе по теме
«Комбинаторика при вычислении вероятностей. Схема Бернулли. Теорема Бернулли»
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
· Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, доски.
Учитель |
Киреева Инна Юрьевна |
||
Класс |
11 |
||
Раздел |
Комбинаторика и вероятность |
||
Результаты обучения по разделу |
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
1) ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; 2) умение контролировать, оценивать и анализировать процесс и результат учебной и математической деятельности; 3) умение управлять своей познавательной деятельностью; 4) умение взаимодействовать с одноклассниками и учителем; 5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
|
1) умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе; 2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3) умение самостоятельно принимать решения, проводить анализ своей деятельности, применять различные методы познания; 4) формирование понятийного аппарата, умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; 5) умение самостоятельно осуществлять поиск в различных источниках, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации, необходимой для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. |
Выпускник научится: — оперировать понятиями: частота и вероятность события, сумма и произведение вероятностей; вычислять вероятности событий на основе подсчёта числа исходов; — владеть основными понятиями комбинаторики и уметь применять их при решении задач; — иметь представление об основах теории вероятностей; — выделять необходимую информацию для нахождения вероятностей событий; выдвигать гипотезы и их обосновывать; — самостоятельно создавать способы решения проблем; — вычислять или оценивать вероятности событий в реальной жизни.
|
|
Система задач |
1) продолжать формировать умения и навыки учащихся в нахождении вероятности событий с применением формул комбинаторики, учить переносить свои знания и умения в нестандартные ситуации; познакомить учащихся со схемой и теоремой Бернулли; 2) способствовать развитию вычислительных навыков, устной и письменной математической речи, памяти, внимания; развивать алгоритмическую культуру учащихся, приводя упражнения к знакомым алгоритмам различными приемами и методами; 3) приучать учащихся к самоконтролю и взаимоконтролю; продолжать формировать умение доводить любое учебное задание до конца; воспитывать умение слушать, слышать и понимать партнера, уважать мнение оппонента, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; 4) формировать уровень овладения системой математических знаний и умений при решении комбинаторных и вероятностных задач, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных предметов. |
Виды работы, формы, методы, приёмы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
1. Организационный момент |
|||
Словесное приветствие |
Приветствует детей. - Добрый день, ребята! - Каково ваше настроение? - Поприветствуйте одноклассников улыбкой и сохраните хорошее настроение в течение всего урока. Проверяет готовность к уроку. Настраивает на активную работу. Создаёт позитивное настроение. |
Организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку. Здороваются с учителем, приветствуют одноклассников.
|
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог. Регулятивные: организовывают рабочую среду, быстро включаются в деловой ритм, психологически настраиваются на работу; прогнозируют свою деятельность. |
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний |
|||
Фронтальный опрос |
Спрашивает учеников: - что нужно знать для успешного решения задач по теории вероятностей?
Ведёт диалог.
Систематизирует информацию и демонстрирует на экране определения основных понятий, теоремы и формулы. |
Отвечают: - понятие события и виды событий; - классическое определение вероятности; - теоремы умножения и сложения вероятностей; - понятия и формулы комбинаторики. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Сопоставляют своё мнение с мнением одноклассников. |
Познавательные: осознают познавательную задачу; слушают, извлекая нужную информацию понимают информацию, представленную на слайдах. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и вступают в диалог. Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действий. |
Проверка домашнего задания
Работа в парах |
Организует работу по проверке домашнего задания. Говорит: - вы дома подготовили карточки устной работы для работы в парах - сейчас вам предстоит работать устно в парах по карточкам. С алгоритмом работы вы знакомы, если что-то забыли он есть на экране и у вас на партах.
Создаёт в классе атмосферу сотрудничества.
Отвечает на вопросы учащихся. |
Работают в парах. Задают друг другу вопросы, которые подготовили дома для устной работы. Сначала один выполняет функцию учителя: следит за правильностью ответа по обратной стороне карточки и выставляет в лист учета отметку о количестве правильных ответов. Затем меняются ролями. В случае разногласий обращаются к учителю. |
Познавательные: структурируют знания. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других; проявляют доброжелательность и доверие к собеседнику при работе в паре. Регулятивные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способы взаимодействия. |
Фронтальный опрос |
Организует устную работу, направленную на развитие умений и навыков применения полученных ранее знаний для решения комбинаторных и вероятностных задач. · Готовит учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности. Демонстрирует на слайдах разнообразные задания в тестовой форме. Тест содержит задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Есть задания с кратким ответом и на сопоставление.
Проводит беседу, контролирует правильность ответов. |
Устно отвечают на поставленные вопросы. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Сопоставляют своё мнение с мнением одноклассников. |
Познавательные: слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадях; выдвигают гипотезы, ищут наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи. Коммуникативные: слушают учителя и одноклассников, строят понятные для всех высказывания, формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действий и вносят необходимые коррективы; составляют план деятельности. |
3. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся |
|||
Формулирование темы и целей урока |
Демонстрирует на экране задачу на нахождение вероятности.
1) В случайном эксперименте симметричную монету бросают трижды. Найдите вероятность того, что орел выпадет ровно два раза. С помощью учащихся оформляет решение задачи на доске. Решение. Все исходы: ООО, ООР, ОРО, ОРР, РОО, РОР, РРО, РРР Благоприятные исходы: ООР, ОРО, РОО
Ответ: 0,375 Демонстрирует на экране вторую задачу на нахождение вероятности. Создаёт проблемную ситуацию, необходимую для постановки учебных целей и задач. 2) В случайном эксперименте симметричную монету бросают пять раз. Найдите вероятность того, что орел выпадет ровно два раза. С помощью учащихся оформляет решение задачи на доске. Решение. Благоприятные исходы: ООРРР или ОРОРР или ОРРОР или ОРРРО или РООРР или РОРОР или РОРРО или РРООР или РРОРО или РРРОО Все исходы: ? С помощью учащихся оформляет решение задачи на доске. Решение. 1 способ. (с помощью формул комбинаторики)
2 способ. (с помощью теорем сложения и умножения вероятностей) A: ООРРР или ОРОРР или ОРРОР или ОРРРО или РООРР или РОРОР или РОРРО или РРООР или РРОРО или РРРОО Вероятность каждого из десяти событий равна:
Ответ: 0,3125 Демонстрирует на экране ещё одну задачу на нахождение вероятности.
Создаёт проблемную ситуацию, чтобы подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. 3) Найдите вероятность того, что при 9 бросаниях монеты «орел» выпадет ровно 4 раза. Результат округлите до тысячных. Подводит к названию темы. Сообщает учащимся, что швейцарский математик начала XVIII века Якоб Бернулли объединил задачи, в которых необходимо найти сколько раз может произойти или не произойти событие в серии повторений, в единую вероятностную схему. Эту схему принято называть схемой Бернулли. Уточняет тему: «Комбинаторика при вычислении вероятностей. Схема Бернулли. Теорема Бернулли». Вместе с учащимися определяет цели и задачи урока. Говорит: - запишите в тетрадях цели и задачи лично для себя на этот урок. В конце работы мы обсудим, стали вы ближе к своим целям или нет. |
Высказывают свои мысли по поводу решения предложенной задачи. Предлагают для решения задач пользоваться классическим определением вероятности.
А подсчёт числа всех и благоприятных исходов осуществить перебором. Оформляют решение задачи в тетради.
Предлагают решить вторую задачу аналогично первой.
Пытаются решить проблему. Вспоминают, что могут помочь формулы комбинаторики и теоремы умножения и сложения вероятностей.
Оформляют решение задачи в тетради.
Предлагают решение задачи. Убеждаются, что осуществить перебор даже благоприятных исходов, сложно. Осознают необходимость в получении новых знаний.
Сообщают тему урока и свои цели.
Записывают их в тетрадь. |
Познавательные: анализируют, выдвигают гипотезы, сравнивают, делают выводы; самостоятельно формулируют познавательные цели. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, способы взаимодействия; выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: планируют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; контролируют способ действия и его результат; вносят необходимые дополнения и коррективы.
|
4. Изучение нового материала, первичное осмысление и закрепление изученного |
|||
Восприятие и осмысление учащимися нового материала, первичная проверка понимания
Работа в группах
|
Даёт понятие независимых повторений испытаний с двумя исходами, знакомит учащихся со схемой Бернулли. С помощью решения третьей задачи подводит к формулировке теоремы Бернулли. 1 способ. (с помощью теорем сложения и умножения вероятностей)
Вероятность каждого из событий равна:
Сколько таких событий, вероятность которых равна Пусть число независимых повторений одного и того же испытания с двумя возможными исходами («успех» и «неудача»). число «успехов», тогда число «неудач».
Пусть вероятность «успеха» и вероятность «неудачи» в отдельном испытании. Тогда . Полученную формулу называют формулой Бернулли.
Ответ: 0,246
Разбивает детей на группы по 3 человека в каждой. Раздаёт листы с вероятностными задачами, которые следует решить разными способами. Первый учащийся из группы должен решить задачи с помощью формул комбинаторики. Второй учащийся из группы решает эти же задачи, используя теоремы сложения и умножения вероятностей. Третий учащийся должен использовать теорему Бернулли.
|
Слушают учителя, решают предложенную задачу, делают записи в тетради. Пытаются сформулировать теорему Бернулли.
Обсуждают разные точки зрения и вырабатывают общую (групповую) позицию. Каждый решает задачи одним из способов. Сверяют ответы, анализируют, выбирают наиболее рациональный способ решения.
|
Познавательные: достигают поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления; самостоятельно обобщают полученную информацию и выбирают необходимые способы действий для осуществления поставленной задачи. Коммуникативные: обсуждают проблемную ситуацию в группе, учитывают разные мнения и интересы, обосновывают собственную позицию; оказывают поддержку друг другу. Регулятивные: планируют свою деятельность в соответствии с целевой установкой; выполняют пробное учебное действие, фиксируют затруднения. |
5. Отработка и закрепление нового материала |
|||
Защита своих решений |
Организует фронтальную работу по проверке решения задач. Вызывает к доске по одному человеку из группы для защиты командного решения.
Говорит: - жребий решит, какую конкретно задачу вы будете представлять на доске.
|
Представители из каждой группы оформляют решение одной задачи разными способами. Остальные учащиеся контролируют правильность решения и оформления. Команды оценивают, дополняют, исправляют.
|
Познавательные: выбирают успешные стратегии в различных ситуациях, строят логически обоснованные рассуждения, преодолевают трудности. Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами. Регулятивные: контролируют правильность сопоставления информации, корректируют; контролируют собственное время, правильность и очередность высказываний своих и собеседника в процессе работы. |
6. Организация первичного контроля |
|||
Контроль знаний |
Даёт самостоятельную работу по вариантам.
|
Выполняют самостоятельную работу |
Познавательные: строят самостоятельно процесс поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Коммуникативные: строят речевые высказывания в письменной форме, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: составляют план и последовательность действий, выявляют свои слабые места в освоении материала. |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) |
|||
|
Проводит рефлексию деятельности после проделанной работы. Говорит: - давайте подведем итог нашей работы. Продолжите предложение Я сегодня повторил и закрепил … Я сегодня узнал…. Я научился…… Мне было интересно…… Теперь я смогу… Особенно мне понравилось… Я испытываю трудности…
Даёт домашнее задание.
|
Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. |
Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной формах, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: строят фразы, отвечают на поставленные вопросы, прислушиваются к мнению других. Регулятивные: определяют степень успешности выполнения своей работы, формулируют возникшие при этом затруднения, дают эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. |
В ходе данного урока был реализован системно-деятельностный подход. Каждый этап урока имел мотивацию и требовал напряженного труда учащихся. Вопросы учителя требовали от учащихся анализа своих действий и систематизации умений и навыков по решению вероятностных задач.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.