Технологическая карта урока
Ф.И.О: Ивакина Н.П.
Предмет: математика (УМК «Школа России»)
Класс: 4 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема |
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
Цель урока |
Создание условий для формулирования и усвоения учащимися алгоритма действий при умножении на числа, оканчивающихся нулями через проблемно-диалогическую деятельность. |
Задачи |
Образовательные: 1. Изучить правила письменного умножения двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями.. 2. Создать условия для отработки навыков и умений в применении правила. 3. Сформировать навыки к их практическому применению.
Развивающие: 1. Создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности. 2. Способствовать умению анализировать и делать выводы. 3. Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности. 4. Создать условия для развития памяти, мышления, внимания, воображения. 5. Содействовать умению осуществлять рефлексивную деятельность. Воспитательные: 1. Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах. 2. Способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения. 3. Содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи. 4. Содействовать развитию интереса к изучению математики. 5. Содействовать воспитанию культуры общения. |
Прогнозируемый результат |
Предметные: В конце урока ученики 1.Знают алгоритм письменного умножения на числа, оканчивающихся нулями. 2.Умеют письменно умножать на числа, оканчивающихся нулями. Метапредметные 1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы. 2. Умеют выполнять и строить алгоритмы; представлять, анализировать и интерпретировать данные. 3.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: 1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.
|
Ресурсы: · основные · дополнительные |
Математика 4 класс, УМК «Школа России». ЦОР, презентация, дидактические материалы |
Технология |
проблемно-диалогическая |
Деятельность |
Деятельность |
Результаты этапа |
УУД |
|
Этап 1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. 2 мин. Цель: формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. |
||||
Учитель организует проговаривание правил поведения на уроке. « С малой удачи начинается большой успех». Слайд 1. Вопросы: Как вы понимаете её смысл? Сможет ли эта пословица пригодиться нам на уроке?
Учитель координирует деятельность учащихся. Подводит итог беседы.
-Сегодня на уроке вы будете оценивать себя сами, т.е. за каждое выполненное задание вы будете ставить себе оценку в оценочный лист ( при формировании самоконтроля и самооценки применяется прием «Оценочный лист». Оценочный лист заполняется со 2 этапа. |
Проговаривают правила поведения на уроке.
Выдвигают предположения об информации на слайде.
Слушают вопросы учителя. Ответы: Если ты не торопишься и спокойно выполняешь свою работу, по немногу, потом ты сможешь преодолеть всё больше и больше.
Записывают в тетрадь число и «классная работа».
|
Создать эмоциональный настрой.
Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность.
Настроить на работу с «Оценочным листом».
|
П: - умение определять понятия, выдвигать предположения об информации.
К:- взаимодействовать с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Высказывать и обосновывать мнение.
Р:- анализировать познавательную деятельность, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Л:- правильно соотносить свои действия, свои поступки с принятыми нормами поведения в обществе.
|
|
Этап 2. Создание проблемной ситуации. 7 мин. Цель: сформировать способности учащихся к освоению новых знаний. |
||||
Ведёт подводящий диалог. ( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память) - Посмотрите внимательно на экран и предложите работу, которую мы можем выполнить. -Какую закономерность вы установили, исследуя первое выражение? -Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения. 1) 6·9= 54 2) 26·3 3) 139·0 4) 264·10 5) 92· 100 6) 523·300 ( По мере поступления ответов на экране появляются результаты рассуждения)
-Чему будем учиться? |
Можно выявить закономерность. 1) табличное умножение 2) внетабличное умножение ( разбиваем на разрядные слагаемые) 3) умножение на нуль 4) увеличение числа в 10 раз, приём умножения на 10 5) приём умножения на 100 6) затрудняются
Сверяют решения с эталоном.
Высказывают предположения о связи результата выполненного задания с новой темой урока.
Заполняют в оценочном листе «Этап 2».
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Фиксируют место – шаг, где возникло затруднение.
Выявляют во внешней речи причину затруднения, указывая конкретные знания умения, которых не хватает для решения учебной задачи.
Выдвигают версии. |
Повторить умение выполнять и объяснять алгоритм устного умножения на однозначное число.
Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого фиксируется операция, где возникло затруднение.
Выявить причины затруднения – тех конкретных знаний и умений, которых недостает для решения данного задания.
Учиться высказывать и обосновывать свое мнение. |
П: - осуществлять способ поиска решения задачи; - излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; - перерабатывать полученную информацию;
К: - принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы); - высказывать и обосновывать свое мнение
Р:- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом; - сверять свои действия с эталоном и, при необходимости, исправляют ошибки; - оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.
Л: Дают себе оценку успешности усвоения.
|
|
Этап 3. Постановка учебной задачи. 2 мин. Цель: формирование умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения в совместной деятельности с учителем. |
||||
-Теперь давайте уточним тему нашего урока.
-Чему будем учиться? Чем же мы будем заниматься? Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? Знаем ли мы, как это сделать?
|
Выдвигают предположения о теме урока, с опорой на ранее выполненные задания.
Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь. « Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями».
Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение.
|
Построить с учащимися проект будущих учебных действий: уточнение темы урока, уточнение цели урока, построение плана достижения цели.
|
Р: принимать и сохранять учебную цель, задачи. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
П: - анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; выдвигать версии решения проблемы.
К: - корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, перефразировать свою мысль. Взаимодействовать с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Л: проявляют интерес к данному виду учебной деятельности. |
|
Этап 4. Решение учебной задачи.6 мин. Цель: планирование процесса получения нового знания. |
||||
Подводит к построению алгоритма умножения на числа оканчивающиеся нулями выполнению учебных действий по построенному алгоритму.
Организует работу в парах по заданиям на карточках, предлагает познакомится с алгоритмом учебных действий.
Подводит к восприятию, осмыслению, запоминанию учебного материала.
Активизирует необходимые для решения проблемы знания.
Вместе обсуждают алгоритм и результаты работы в группах (фиксируют запись примера в столбик).
Физминутка: Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.
|
Учащиеся работают в парах по алгоритму (все рассматривают пример 523 × 300 этапа 2): Учащиеся работают в сопровождении 1.Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне. 2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули. 3.К полученному результату приписываю нули. 4.Читаю ответ.
Осуществляют моделирование содержания.
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Выполняют физкультминутку. |
Организовать активизацию нового способа действия.
Зафиксировать в речи и в знаковой форме (с помощью схемы) запись примера в столбик.
Создать эмоциональный настрой. |
П: актуализация учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала; первичная фиксация новых знаний. Р: выделять общую точку зрения в парной работе; выполнять необходимые действия в соответствии с учебной деятельностью
К: принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником. Эффективно сотрудничать в группах.
Л: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Взаимно контролировать действия. |
|
Этап 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.5 мин. Цель: сформировать навыки к практическому применению алгоритма. |
||||
Учитель подводит к восприятию, осмыслению, запоминанию учебного материала, применение на практике. Организует индивидуальную работу с последующей проверкой в группе и самопроверкой по эталону. Внимание на экран. Перед вами 3 задания. - Какое из них далеко от темы нашего урока? А) 736·300 6 324· 50 Б) 6 895+ 72 456 + 658 В) 784 · 600 + 2 907 · 30 . Организует деятельность. - Великий Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. -Так и вы можете научиться умножать такие числа, думая только своей головой и пытаясь решить самостоятельно.
|
Слушают учителя. нализируют и делают вывод, что лишнее задание Б. -Лишнее задание Б, так как оно не подходит к теме нашего урока. Оно подошло бы к теме – сложение многозначных чисел. Формулируют уровень сложности заданий и конкретизируют их. А – выполнить умножение столбиком, В - вспомнить порядок действий и вычислить Выбирают и выполняют задание
Выполняют задание, применяя новые знания, пользуясь алгоритмом.
Все ученики работают в тетрадях, желающие работают у доски с проговариванием.
Все вместе обсуждают результаты с проговариванием решений. Заполняют «Оценочные листы» Дети слушают, высказывают свои предположения.
|
Выполнить фронтальную работу с проговариванием вслух.
Зафиксировать способ письменного умножения на числа оканчивающиеся нулями.
Способствовать формированию умения работать с алгоритмом.
|
П: - выполняют работу и осуществляют самопроверку, сравнивают результаты решения; - комментируют решение; - осуществляют моделирование содержания.
К: - выделяют общую точку зрения в дискуссии; - излагают своё мнение, аргументируя его; - слушают собеседника; - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности.
Р: - оценивать продукт своей деятельности; - сверять свои действия с поставленными задачами и, при необходимости, исправлять ошибки.
Л: - оценивать свои и чужие поступки; - дать себе оценку успешности усвоения.
|
|
Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.12 мин. Цель: уметь самостоятельно применять алгоритм решения.
|
||||
Организует самостоятельную работу с последующей самопроверкой в парах по эталону.
1 ряд: 588х70 279х600 2 ряд: 647х30 175х900 3ряд: 804х80 950х500 1 ученик решает у доски. 3007х60 799х200
Учитель организует работу в парах для составления слова по результатам самостоятельной работы.
- Скажем хором «МЫ - …»
- Заполните «Оценочный лист» этапа 6.
|
Учащиеся слушают учителя.
Самостоятельно выполняют задание. Все ученики работают в тетрадях. Применяют алгоритм письменного приема умножения на числа оканчивающиеся нулями. Организуют совместную деятельность с учителем при необходимости Проверяют результаты друг у друга по эталону. Заполняют «Оценочный лист» этапа 6. 41 160 О 167 400 Ц 19 410 М 157 500 О 64 320 Л 475 000 ! 180 420 Ы 159 800 Д слово МОЛОДЦЫ! Высказывают своё мнение. - Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. |
Повторить умножение и деление на однозначные числа.
Закрепить умение взаимно контролировать действия друг друга.
Закрепить умение работать индивидуально.
Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
Проверить способность к умножению многозначных чисел на двузначные числа.
|
П: - строить рассуждение на основе приема умножения на двузначное число; - строить модель на основе условий задачи и способа ее решения; - уметь самостоятельно применять алгоритм решения учебной задачи.
Р: - находить из предложенного варианта, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; - оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности; - сверять свои действия и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
К: - строить понятные для окружающих высказывания; - правильно выражать свои мысли; - эффективно сотрудничать в группах.
Л: - осуществляют самооценку; - правильно выполняют коррекцию своих действий.
|
|
Этап 7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. 7 мин. Цель: формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторению ранее усвоенных ЗУНов. |
||||
|
Учитель предлагает решить задачу № 41 с.13 На первой пасеке 30 ульев дали за лето по 36 кг мёда и на 2 пасеке 20 ульев по 42 кг. Сколько всего килограммов мёда получили с этих двух пасек?(Чем полезен мёд?)
- Прочитайте задачу. - О чём говорится в задаче? - Что известно? - Как звучит вопрос задачи? Выделите главные слова и сделайте краткую запись задачи
- Пригодилось ли нам умение умножать на числа оканчивающиеся нулями при решении задачи?
-Проверим решение другой задачи и оценим товарища.
|
Слушают задание.
Желающий ученик самостоятельно работает у доски, решая задачу за доской.
1- 30у.по 36кг 2- 20у по 42 кг Всего - ?
1) 36х30 =1080 (кг) 2) 42х20 = 840 (кг) 3) 1080 +840 = 1920 (кг)
Ответ: 1920 кг Измените вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием. 36х30-42х20=240 На сколько больше мёда собрали с первой пасеки, чем со второй? (на 240 кг) |
Закрепить умение решать текстовые задачи. Включить новые знания в систему учебных действий.
Использовать прием письменного умножения на двузначное число при повторении ранее усвоенных ЗУНов.
Создать ситуацию успеха. |
П: - излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - строить модель на основе условий задачи и способа ее решения.
Р:- уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать способы решения учебных и познавательных задач; - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе учебных действий.
К: - уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми.
Л: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. |
Этап 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.3 мин. Цель: оценить результаты своей деятельности на уроке. |
||||
Учитель организует рефлексивно-оценочную деятельность учащихся.
Просит ответить на вопросы: «Какова была тема урока? А проблема? Что нового вы сегодня узнали? Для чего мы учимся выполнять письменное умножение ? Какая пословица была эпиграфом нашего урока? « С малой удачи начинается успех» Восстановите алгоритм умножения на числа, оканчивающиеся нулями, работая в паре.
-Наш урок подошёл к концу. Какую цель мы ставили в самом начале? -Смогли мы её добиться? - На последующих уроках мы продолжим закреплять приобретённые сегодня знания.
Оцените свою работу на уроке, заполнив «Оценочный лист» и «Лесенку успеха».
Всем спасибо за урок! Теперь вы еще умнее и научились применять новое правило на практике.
|
Формулируют конечный результат своей работы на уроке, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. Соотносят цель и результаты учебной деятельности на уроке. Восстанавливают алгоритм своих действий. Алгоритм умножения на числа, оканчивающиеся нулями. ? К полученному результату справа приписываю нули.(3) ? Умножаю, не обращая внимания на нули.(2) ? Читаю результат(4) ? Второй множитель записываю так, чтобы нули остались справа в стороне.(1) Проверка по образцу Научиться умножать на числа, оканчивающиеся нулями.
Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии). Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения.
Заполняют «Оценочный лист» этапа 8 и «Лесенку успеха».
|
Оценить результаты собственной деятельности.
Уметь определять уровень овладения новым знанием.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Закрепить умение взаимно контролировать действия друг друга.
|
П: рефлексировать опыт разработки и реализации теоретического материала на основе поставленной цели.
Р: самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
К: делать оценочный вывод о взаимодействии с другими обучающимися и учителем во время совместного обсуждения.
Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
|
Домашнее задание. 1 мин. |
||||
Учитель объясняет сущность домашнего задания. 1) Вычислить выражения, применяя новые знания, запись решения письменное с.14 №47 2) По желанию решить уравнения и составить своё уравнение с.13 №44
|
Записывают задание в дневник, осмысление задания, внимательно слушают учителя до конца. |
Закрепить прием умножения на двузначные числа через организацию поисково – исследовательской деятельности учащихся.
Формировать у учащихся умение использовать полученные знания. |
П: осмысление задания.
К: уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Р: само регуляция для повышения мотивации учебной деятельности. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.