Технологическая карта урока математики "Виды треугольников" УМК "Начальная школа 21 века" 4 класс

  • docx
  • 21.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока математики 4 класс.docx

Технологическая карта урока математики  4 класс

 

Рудницкая В.Н. Математика:    4 класс: учебник для общеобразовательных организаций:  2ч. –М.: Вентана – Граф, 2019

 

 

ТЕМА: Виды треугольников

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с классификацией треугольников по величинам их углов и по длинам их сторон; способствовать формированию умений распознавать и изображать треугольники; совершенствовать умения решать арифметические задачи

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с классификацией треугольников по величинам их углов и по длинам их сторон;

научатся классифицировать треугольники по величинам их углов (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный); по длинам их сторон (разносторонний, равнобедренный, равносторонний)

Метапредметные:

Познавательные: овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство.

Регулятивные: умеют работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Личностные: расширяют познавательные интересы и учебные мотивы; умеют устанавливать, с какими учебными задачами могут справиться самостоятельно


 

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка.

 

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

 

– Поставьте знак «>», «<» или «=», чтобы записи были верными:

14088 : (3 · 8) ... 14088 : 8 · 3         

30492 : 36 ... 30492 : 9 : 4

80919 : 9 · 9 ... 80919 : 81                

19915 : 35 ... 19915 : 7 : 5

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного   счета.

 

Решение:

14088 : (3 · 8) < 14088 : 8 · 3          

30492 : 36 = 30492 : 9 : 4

80919 : 9 · 9 > 80919 : 81                

19915 : 35 = 19915 : 7 : 5

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения

по существу полученного задания

Геометрический материал.

– Сколько треугольников на рисунке?

Ответ: 4 треугольника.

Задача

– Таня живет на II этаже. Ваня – в том же подъезде, но ему приходится подниматься по лестнице, в которой в 2 раза больше ступенек. Ступенек до подъезда и до I этажа нет.
На каком этаже живет Ваня?

Ответ. на III этаже живет Ваня

III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

(с. 135–136).

Задание 1.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Определите вид углов в каждом треугольнике.

– Почему красный треугольник называют остроугольным?

– Почему синий треугольник считается прямоугольным?

– Почему зеленый треугольник тупоугольный?

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

 

– Красный треугольник называют остроугольным, потому что все углы острые.

– Синий треугольник считается прямоугольным, потому что есть прямой угол.

– Зеленый треугольник тупоугольный, так как есть тупой угол.

Планировать   решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию,  необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Осуществлять  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Осуществлять контроль по результату

Задание 2.

– Определите вид каждого треугольника, используя угольник.

– 1-й треугольник – тупоугольный; 2-й треугольник – прямоугольный; 3-й треугольник – остро-угольный.

Задание 3.

– Измерьте длины сторон каждого треугольника.

– Почему красный треугольник называют разносторонним?

– Почему синий треугольник называют равнобедренным?

 

– Почему зеленый треугольник называют равносторонним?

– Красный треугольник называют разносторонним, так как все стороны разной длины.

 

– Синий треугольник называют равнобедренным, так как две стороны равны по длине.

 

– Зеленый треугольник называют равносторонним, так как все стороны равны по длине.

Заполняют таблицу в тетради.

Вид треугольника

Равно-

бедренный

Равно-

сторонний

Разно-

сторонний

Прямо-угольный

 

 

Тупо-

угольный

 

 

Остро-угольный

Задание 4.

– Можно ли равносторонний треугольник назвать равнобедренным?

– Можно ли равнобедренный треугольник назвать равносторонним?

– Можно равносторонний треугольник назвать равнобедренным.

– Нельзя равнобедренный треугольник назвать равносторонним, так как только две стороны имеют равную длину.

Задание 5

– Верно или неверно высказывание?

– Высказывание «Разносторонний треугольник не может быть прямоугольным» – ложно.

– Высказывание «Равнобедренный треугольник не может быть тупоугольным» – ложно.

– Высказывание «В треугольнике могут быть только два острых угла» – истинно

IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее

изученным, освоенным.

Работа по учебнику

(с. 138–139).

Задание 11.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.

 

 

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

– Сколько денег было у мамы?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Запись:

Было

Потратила

Осталось

? р.

Решение:

1) 26 · 2 + 32 = 84 (р.) – потратила.

2) 84 · 5 = 420 (р.) – осталось.

3) 420 + 84 = 504 (р.) – было.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

Задание 12*.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

– Какое расстояние человек пройдет: за 30 мин;  за 20 мин; за 5 мин?

Решение (см. ресурсный материал к уроку).

Задание 13.

– Составьте выражения.

Выполняют задание (см. ресурсный материал    к уроку).

Задание 14.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

– Сколько секунд пройдет с момента встречи машинистов до момента встречи проводников, стоящих у последних дверей последних вагонов?

Решение:

1) 45 + 45 = 90 (км/ч) – скорость, с которой приближаются поезда.

2) 250 + 250 = 500 (м) расстояние между последними дверями последних вагонов, когда  встретятся машинисты.

90 км/ч = 90000 м/ч = 25 м /с.

3) 500 : 25 = 20 (с) – пройдет с момента встречи машинистов до встречи проводников.

Задание 15.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

– С какой скоростью шел другой агроном?

Запись:

u

t

s

80 м/мин

40 мин

6 км

? м/мин

Решение:

1) 80 м/мин · 40 мин = 3200 м – пройдет первый за 40 мин.

2) 6000 м – 3200 м = 2800 м – пройдет второй   за 40 мин.

3) 2800 м : 40 мин = 70 м/мин – скорость второго.

Задание 16.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

– На каком расстоянии от шалаша находится озеро?

Решение:

5 км/ч = 5000 м/ч.

1) 5000 : 2 = 2500 (км) – прошёл охотник за полчаса.

2) 2500 · 3 = 7500 (км) – озеро находится от шалаша.

Задание 17

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

– Сколько было пятитонных грузовиков?

Запись:      Пятитонных – ? м.

                        Трехтонных – 8 м.

                        Всего – 54000 кг.

Решение:

1) 3 · 8 = 24 (т) – погрузили в трехтонные машины.

2) 54000 кг = 54 т;

    54 – 24 = 30 (т) – погрузили в пятитонные машины.

3) 30 : 5 = 6 (м.) – было пятитонных

V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы  хотели бы поделиться дома?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик, синий – если некоторые вопросы вызвали затруднения

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи. Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

 

Ресурсный материал к уроку

Задание 12*.

u

t

s

6 км/ч

30 мин

? км

20 мин

? км

5 мин

? км

Решение:

1) 30 минут – половина часа.

    6 : 2 = 3 (км) – пройдет за 30 мин.

2) 20 минут – третья часть часа.

    6 : 3 = 2 (км) – пройдет за 20 мин.

3) 6 км/ч = 6000 м/ч = 100 м/мин.

    100 · 5 = 500 (м).

 

 

 

 

Задание 13.

1) 226 · 41 + 3120 : 390 = 9274

    

 

2) 27 · 307 – 4685 : 937 = 8284