Технологическая карта урока музыки "Мелодия и темп"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока музыки "Мелодия и темп"

Оценка 4.7
docx
29.05.2022
Технологическая карта урока музыки "Мелодия и темп"
темп.docx

Технологическая карта урока музыки для 5 класса «Мелодия и темп»

 Автор: Дубровина Любовь Анатольевна  - учитель музыки МБОУ СШ№17 городского округа – город  Камышин Волгоградской области

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся о ладе, тембре, регистре, знакомство с понятием темп, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.

Задачи:

Образовательная: познакомить с основными темпами музыки.

Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал, развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.

План урока

1.Орг. момент. Приветствие

2.Вхождение в урок.

3. Актуализация опорных  знаний учащихся по теме урока.

4. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.

5. Физ. минутка

6.Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

7. Итог урока.

8. Рефлексия.

 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Организация этапа. Оборудо-

вание.

До

Зи

ро

в

ка

в

ре

ме

ни

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

 

1.Орг. момент.

Приветствие.

 

 

2

 

Здравствуйте, девчонки!          

Здравствуйте, мальчишки!      

Здравствуйте, ребята!               

 

 

 

«Здравствуйте»

«Здравствуйте»

«Здравствуйте».

 

Принятие социальной роли обучающегося.

 

2.Вхождение в урок.

 

 

 

Арт-терапевтическое упражнение «Ветер по морю гуляет…» (на фоне музыки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

- Закройте глаза, ощутите себя на морском просторе, где дует легкий теплый ветерок. Давайте подуем на свои ладоши и убедимся, что воздух теплый.
На воде появляются волны

- А сейчас мы будем подражать шуму волн: стоя, на вдохе легко и плавно поднимаем руки вверх, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускаем руки, принимаем исходное положение и длительно произносим звук [ш].
Учитель: «Садитесь так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза. Представьте, что вы лёгкое пёрышко в море. Вас окружает вода: иногда слабое течение, а иногда бушующие, разрушительные волны. Почувствуйте, как волна обтекает ваше неподвижное тело. Вот вы превращаетесь в разноцветную водоросль.

 

Вслушайтесь в звук барабана, пусть звук «проникнет» в ваши движения.

 А теперь откройте глаза и поприветствуйте друг друга рукопожатием».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(дети сплетают пальцы обеих рук «в замок» и выполняют волнообразные движения).

 

 

 

 

 

 

 

Приветствуют друг друга

 

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

 

 

3.Актуали-

зация

опорных  знаний учащихся по теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

попевка

«Мы пятиклассники»

 

 

5

 

- В музыке, как и в любом другом предмете, науке есть своя система понятий, терминов, которые применяются только в музыке. Их называют элементами музыкальной речи или средства музыкальной выразительности.
- О каких средствах музыкальной речи мы говорили на предыдущих уроках?

- Какой бывает регистр?

- Какой бывает лад?

- Давайте исполним попевку «Мы пятиклассники» в разных ладах.

Молодцы ребята.

 

 

 

 

 

 

 

- Нам знакомы следующие средства музыкальной речи: мелодия, лад, регистр, тембр.
- регистр бывает низкий, средний, высокий.

- Лад бывает мажорный и минорный.

Исполняют

 

 

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

 

 

 

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

 

4.Открытие новых знаний

и первичное закрепление

полученных знаний.

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

Таблица

Буквенная сетка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Попевка

«Разные ребята»

 

 

 

 

Слайд 2

Таблица темпов

 

 

 

Песня

 

 

 

 

Слвйд 3

фрагмент балета «Конёк - Горбунок»

музыка Родиона Щедрина.

20

От лада зависит характер музыки. Сегодня мы продолжим знакомство со средствами музыкальной выразительности, и узнаем, только ли от лада зависит характер музыки.

Тему урока вы сможете узнать, если найдете слово в таблице.

Один из ведущих элементов музыкальной речи это мелодия.
Если вы побывали на концерте, в театре или в кино, где звучало много музыки, то, возвращаясь домой, и, вспоминая услышанное, вы напеваете про себя или вслух. То, что вы напеваете, и есть мелодия. А что такое темп, я надеюсь, что вы сами определите в ходе урока. Мы с вами все разные. Давайте вспомним попевку про разных ребят.

 

Какие ребята были?

Как вы определили?

 

Темпы бывают медленные, умеренные и быстрые. Давайте посмотрим, что о темпе сказано в энциклопедии.

Для определения темпов применяются итальянские обозначения.

У каждого обучающегося на столе таблица.

 

 

Ребята, давайте попробуем исполнить песню «Степь широкая» .

Подберите темп к этой песне.

 

 

Послушайте, фрагмент из балета «Конёк - Горбунок», который сочинил Родион Щедрин. Изменения темпа во время слушания  запишите в тетрадь.

 

Ребята, обратите внимание на отличие мелодии вступления и основной части.

 

-Почему мелодия шествия вначале звучит торжественно, а затем становится неук­люжей, звучит с паузами и акцентами?

 

Изменяется ли  характер?

Как изменяется темп?

Подберите соответствующие итальянские обозначения темпа.

 

Назовите инструменты симфоническо­го оркестра, которые исполняют вступление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполняют попевку «Разные ребята» в разных темпах.

(ответы детей)

По темпу

 

 

 

Обращение к энциклопедии.

 

 

 

 

 

 

 

Подбирают темп

 

 

Прослушивание фрагмента балета «Конёк - Горбунок»

Изменения темпа во время слушания уч-ся записывают в тетрадь

 

 

 

(ответы детей)

 

 

 

 

(подбирают)

 

 

 

 

(называют)

 

 

 

Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства

 

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 

 

 

Использовать информационные ресурсы для поиска информации.

 

 

-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;

 

Устанавливать причинно следственные связи.

 

 

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 

 

 

 

 

 

 

5.

Физ. минутка

Песня с движениями

«Четыре шага»

2

Молодцы, ребята, а теперь давайте потанцуем.

Исполним песню-танец«Четыре шага»

Исполняют с ускорением

Умение планировать и регулировать свою деятельность

6. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмен-

ты произведе-ний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

А теперь исполним песни в разных темпах, и определим - изменился ли характер музыки.

 

Что такое темп?

 

-Запишите определение в тетрадь

 

 

 

 

-Ребята, а вы знаете, что такое конкурс?

 

 

А у нас конкурс дирижёров. Кто лучше запомнил темпы? Называй темп
и дирижируй  в  характере музыки.                                                                                  
Можно сделать вывод, что характер музыки зависит не только от лада, но и от темпа?

 

 

- С каким средством музыкальной выразительности мы сегодня познакомились?

Что такое темп?

 

 

С какими средствами мы встречались? –

 

Какой из этих элементов наиболее важный?

- Каждый элемент важен по-своему: в мелодии присутствует и лад, и регистр, и тембр, и темп. На следующем уроке мы продолжим знакомство с элементами музыкальной речи.

От темпа зависит характер произведения

 

 

Это скорость движения музыки.

Записывают определение в тетрадь

 

 

 

Это соревнование

лучших исполнителей:

пианистов, скрипачей, дирижёров.

 

 

Дирижируют.

 

-характер музыки зависит не только от лада, но и от темпа.

 

 

темп

Это скорость движения музыки.

 

Мелодия, лад,  регистр,  тембр, темп

?

 

 

 

 

 

 

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

 

 

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

 

 

 

 

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

 

 

 

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

 

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

8.Рефлек

сия.

 

 

Карта само

оценки

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Заполните, пожалуйста, карту самооценки.

Урок окончен.

- Вы меня  порадовали своей активной работой.

-Спасибо за работу на уроке!

 

                 Заполняют карту самооценки

 

 

 

 

 

 

 

 

Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

 

 


 

Технологическая карта урока музыки для 5 класса «

Технологическая карта урока музыки для 5 класса «

Деятельность учителяДеятельность ученикаФормируемые

Деятельность учителяДеятельность ученикаФормируемые

Закройте глаза, ощутите себя на морском просторе, где дует легкий теплый ветерок

Закройте глаза, ощутите себя на морском просторе, где дует легкий теплый ветерок

Слайд 1 Таблица Буквенная сетка

Слайд 1 Таблица Буквенная сетка

Слвйд 3 фрагмент балета «Конёк -

Слвйд 3 фрагмент балета «Конёк -

Физ. минутка Песня с движениями «Четыре шага»2Молодцы, ребята, а теперь давайте потанцуем

Физ. минутка Песня с движениями «Четыре шага»2Молодцы, ребята, а теперь давайте потанцуем

Итог урока.

Итог урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2022