Технологическая карта урока музыки "Мелодия и темп"

  • docx
  • 29.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала темп.docx

Технологическая карта урока музыки для 5 класса «Мелодия и темп»

 Автор: Дубровина Любовь Анатольевна  - учитель музыки МБОУ СШ№17 городского округа – город  Камышин Волгоградской области

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся о ладе, тембре, регистре, знакомство с понятием темп, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.

Задачи:

Образовательная: познакомить с основными темпами музыки.

Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал, развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.

План урока

1.Орг. момент. Приветствие

2.Вхождение в урок.

3. Актуализация опорных  знаний учащихся по теме урока.

4. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.

5. Физ. минутка

6.Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

7. Итог урока.

8. Рефлексия.

 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Организация этапа. Оборудо-

вание.

До

Зи

ро

в

ка

в

ре

ме

ни

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

 

1.Орг. момент.

Приветствие.

 

 

2

 

Здравствуйте, девчонки!          

Здравствуйте, мальчишки!      

Здравствуйте, ребята!               

 

 

 

«Здравствуйте»

«Здравствуйте»

«Здравствуйте».

 

Принятие социальной роли обучающегося.

 

2.Вхождение в урок.

 

 

 

Арт-терапевтическое упражнение «Ветер по морю гуляет…» (на фоне музыки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

- Закройте глаза, ощутите себя на морском просторе, где дует легкий теплый ветерок. Давайте подуем на свои ладоши и убедимся, что воздух теплый.
На воде появляются волны

- А сейчас мы будем подражать шуму волн: стоя, на вдохе легко и плавно поднимаем руки вверх, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускаем руки, принимаем исходное положение и длительно произносим звук [ш].
Учитель: «Садитесь так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза. Представьте, что вы лёгкое пёрышко в море. Вас окружает вода: иногда слабое течение, а иногда бушующие, разрушительные волны. Почувствуйте, как волна обтекает ваше неподвижное тело. Вот вы превращаетесь в разноцветную водоросль.

 

Вслушайтесь в звук барабана, пусть звук «проникнет» в ваши движения.

 А теперь откройте глаза и поприветствуйте друг друга рукопожатием».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(дети сплетают пальцы обеих рук «в замок» и выполняют волнообразные движения).

 

 

 

 

 

 

 

Приветствуют друг друга

 

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

 

 

3.Актуали-

зация

опорных  знаний учащихся по теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

попевка

«Мы пятиклассники»

 

 

5

 

- В музыке, как и в любом другом предмете, науке есть своя система понятий, терминов, которые применяются только в музыке. Их называют элементами музыкальной речи или средства музыкальной выразительности.
- О каких средствах музыкальной речи мы говорили на предыдущих уроках?

- Какой бывает регистр?

- Какой бывает лад?

- Давайте исполним попевку «Мы пятиклассники» в разных ладах.

Молодцы ребята.

 

 

 

 

 

 

 

- Нам знакомы следующие средства музыкальной речи: мелодия, лад, регистр, тембр.
- регистр бывает низкий, средний, высокий.

- Лад бывает мажорный и минорный.

Исполняют

 

 

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

 

 

 

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

 

4.Открытие новых знаний

и первичное закрепление

полученных знаний.

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

Таблица

Буквенная сетка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Попевка

«Разные ребята»

 

 

 

 

Слайд 2

Таблица темпов

 

 

 

Песня

 

 

 

 

Слвйд 3

фрагмент балета «Конёк - Горбунок»

музыка Родиона Щедрина.

20

От лада зависит характер музыки. Сегодня мы продолжим знакомство со средствами музыкальной выразительности, и узнаем, только ли от лада зависит характер музыки.

Тему урока вы сможете узнать, если найдете слово в таблице.

Один из ведущих элементов музыкальной речи это мелодия.
Если вы побывали на концерте, в театре или в кино, где звучало много музыки, то, возвращаясь домой, и, вспоминая услышанное, вы напеваете про себя или вслух. То, что вы напеваете, и есть мелодия. А что такое темп, я надеюсь, что вы сами определите в ходе урока. Мы с вами все разные. Давайте вспомним попевку про разных ребят.

 

Какие ребята были?

Как вы определили?

 

Темпы бывают медленные, умеренные и быстрые. Давайте посмотрим, что о темпе сказано в энциклопедии.

Для определения темпов применяются итальянские обозначения.

У каждого обучающегося на столе таблица.

 

 

Ребята, давайте попробуем исполнить песню «Степь широкая» .

Подберите темп к этой песне.

 

 

Послушайте, фрагмент из балета «Конёк - Горбунок», который сочинил Родион Щедрин. Изменения темпа во время слушания  запишите в тетрадь.

 

Ребята, обратите внимание на отличие мелодии вступления и основной части.

 

-Почему мелодия шествия вначале звучит торжественно, а затем становится неук­люжей, звучит с паузами и акцентами?

 

Изменяется ли  характер?

Как изменяется темп?

Подберите соответствующие итальянские обозначения темпа.

 

Назовите инструменты симфоническо­го оркестра, которые исполняют вступление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполняют попевку «Разные ребята» в разных темпах.

(ответы детей)

По темпу

 

 

 

Обращение к энциклопедии.

 

 

 

 

 

 

 

Подбирают темп

 

 

Прослушивание фрагмента балета «Конёк - Горбунок»

Изменения темпа во время слушания уч-ся записывают в тетрадь

 

 

 

(ответы детей)

 

 

 

 

(подбирают)

 

 

 

 

(называют)

 

 

 

Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства

 

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 

 

 

Использовать информационные ресурсы для поиска информации.

 

 

-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;

 

Устанавливать причинно следственные связи.

 

 

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 

 

 

 

 

 

 

5.

Физ. минутка

Песня с движениями

«Четыре шага»

2

Молодцы, ребята, а теперь давайте потанцуем.

Исполним песню-танец«Четыре шага»

Исполняют с ускорением

Умение планировать и регулировать свою деятельность

6. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмен-

ты произведе-ний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

А теперь исполним песни в разных темпах, и определим - изменился ли характер музыки.

 

Что такое темп?

 

-Запишите определение в тетрадь

 

 

 

 

-Ребята, а вы знаете, что такое конкурс?

 

 

А у нас конкурс дирижёров. Кто лучше запомнил темпы? Называй темп
и дирижируй  в  характере музыки.                                                                                  
Можно сделать вывод, что характер музыки зависит не только от лада, но и от темпа?

 

 

- С каким средством музыкальной выразительности мы сегодня познакомились?

Что такое темп?

 

 

С какими средствами мы встречались? –

 

Какой из этих элементов наиболее важный?

- Каждый элемент важен по-своему: в мелодии присутствует и лад, и регистр, и тембр, и темп. На следующем уроке мы продолжим знакомство с элементами музыкальной речи.

От темпа зависит характер произведения

 

 

Это скорость движения музыки.

Записывают определение в тетрадь

 

 

 

Это соревнование

лучших исполнителей:

пианистов, скрипачей, дирижёров.

 

 

Дирижируют.

 

-характер музыки зависит не только от лада, но и от темпа.

 

 

темп

Это скорость движения музыки.

 

Мелодия, лад,  регистр,  тембр, темп

?

 

 

 

 

 

 

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

 

 

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

 

 

 

 

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

 

 

 

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

 

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

8.Рефлек

сия.

 

 

Карта само

оценки

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Заполните, пожалуйста, карту самооценки.

Урок окончен.

- Вы меня  порадовали своей активной работой.

-Спасибо за работу на уроке!

 

                 Заполняют карту самооценки

 

 

 

 

 

 

 

 

Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.