Технологическая карта урока музыки для 5 класса «Мелодия и темп»
Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки МБОУ СШ№17 городского округа – город Камышин Волгоградской области
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся о ладе, тембре, регистре, знакомство с понятием темп, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.
Задачи:
Образовательная: познакомить с основными темпами музыки.
Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал, развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности.
Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.
План урока
1.Орг. момент. Приветствие
2.Вхождение в урок.
3. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.
4. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.
5. Физ. минутка
6.Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.
7. Итог урока.
8. Рефлексия.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Организация этапа. Оборудо- вание. |
До Зи ро в ка в ре ме ни |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1.Орг. момент. Приветствие. |
|
2 |
Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте, мальчишки! Здравствуйте, ребята!
|
«Здравствуйте» «Здравствуйте» «Здравствуйте». |
Принятие социальной роли обучающегося. |
2.Вхождение в урок.
|
Арт-терапевтическое
упражнение «Ветер по морю гуляет…» (на фоне музыки).
|
3 |
-
Закройте глаза, ощутите себя на морском просторе, где дует легкий теплый
ветерок. Давайте подуем на свои ладоши и убедимся, что воздух теплый. -
А сейчас мы будем подражать шуму волн: стоя, на вдохе легко и плавно
поднимаем руки вверх, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускаем руки,
принимаем исходное положение и длительно произносим звук [ш].
Вслушайтесь в звук барабана, пусть звук «проникнет» в ваши движения. А теперь откройте глаза и поприветствуйте друг друга рукопожатием». |
(дети сплетают пальцы обеих рук «в
замок» и выполняют волнообразные движения).
Приветствуют друг друга |
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
|
3.Актуали- зация опорных знаний учащихся по теме урока.
|
попевка «Мы пятиклассники»
|
5 |
-
В музыке, как и в любом другом предмете, науке есть своя система понятий,
терминов, которые применяются только в музыке. Их называют элементами
музыкальной речи или средства музыкальной выразительности. -
Какой бывает регистр? -
Какой бывает лад? - Давайте исполним попевку «Мы пятиклассники» в разных ладах. Молодцы ребята.
|
-
Нам знакомы следующие средства музыкальной речи: мелодия, лад, регистр,
тембр. - Лад бывает мажорный и минорный. Исполняют
|
Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
|
4.Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.
|
Слайд 1 Таблица Буквенная сетка.
Попевка «Разные ребята»
Слайд 2 Таблица темпов
Песня
Слвйд 3 фрагмент балета «Конёк - Горбунок» музыка Родиона Щедрина. |
20 |
От
лада зависит характер музыки. Сегодня мы продолжим знакомство со средствами
музыкальной выразительности, и узнаем, только ли от лада зависит характер
музыки. Тему урока вы сможете узнать, если найдете слово в таблице. Один
из ведущих элементов музыкальной речи это мелодия.
Какие ребята были? Как вы определили?
Темпы бывают медленные, умеренные и быстрые. Давайте посмотрим, что о темпе сказано в энциклопедии. Для определения темпов применяются итальянские обозначения. У каждого обучающегося на столе таблица.
Ребята, давайте попробуем исполнить песню «Степь широкая» . Подберите темп к этой песне.
Послушайте, фрагмент из балета «Конёк - Горбунок», который сочинил Родион Щедрин. Изменения темпа во время слушания запишите в тетрадь.
Ребята, обратите внимание на отличие мелодии вступления и основной части.
-Почему мелодия шествия вначале звучит торжественно, а затем становится неуклюжей, звучит с паузами и акцентами?
Изменяется ли характер? Как изменяется темп? Подберите соответствующие итальянские обозначения темпа.
Назовите инструменты симфонического оркестра, которые исполняют вступление.
|
Исполняют попевку «Разные ребята» в разных темпах. (ответы детей) По темпу
Обращение к энциклопедии.
Подбирают темп
Прослушивание фрагмента балета «Конёк - Горбунок» Изменения темпа во время слушания уч-ся записывают в тетрадь
(ответы детей)
(подбирают)
(называют)
|
Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Использовать информационные ресурсы для поиска информации.
-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;
Устанавливать причинно следственные связи.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
|
5. Физ. минутка |
Песня с движениями «Четыре шага» |
2 |
Молодцы, ребята, а теперь давайте потанцуем. Исполним песню-танец«Четыре шага» |
Исполняют с ускорением |
Умение планировать и регулировать свою деятельность |
6. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.
7.Итог урока. |
Фрагмен- ты произведе-ний
|
8
3
|
А теперь исполним песни в разных темпах, и определим - изменился ли характер музыки.
Что такое темп?
-Запишите определение в тетрадь
-Ребята, а вы знаете, что такое конкурс?
А
у нас конкурс дирижёров. Кто лучше запомнил темпы? Называй темп
- С каким средством музыкальной выразительности мы сегодня познакомились? Что такое темп?
С какими средствами мы встречались? –
Какой
из этих элементов наиболее важный? |
От темпа зависит характер произведения
Это скорость движения музыки. Записывают определение в тетрадь
Это соревнование лучших исполнителей: пианистов, скрипачей, дирижёров.
Дирижируют.
-характер
музыки зависит не только от лада, но и от темпа.
темп Это скорость движения музыки.
Мелодия,
лад, регистр, тембр, темп ?
|
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
8.Рефлек сия.
|
Карта само оценки Слайд 4
|
2 |
Заполните, пожалуйста, карту самооценки. Урок окончен. - Вы меня порадовали своей активной работой. -Спасибо за работу на уроке! |
Заполняют карту самооценки
|
Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.