Технологическая карта урока музыки и логопедического занятия по теме «Речевые и музыкальные интонации».
Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки;
Кравченко Виктория Евгеньевна – учитель-логопед МБОУ СШ№17 городского округа – город Камышин Волгоградской области
Цель: Сравнение музыкальной и речевой интонации через нахождение общих средств выразительности.
Задачи:
Обучающие: сформировать понятие музыкальной и речевой интонации, как средства выразительности;
определить, в чем сходство и различие между речевой и музыкальной интонацией.
Коррекционно-развивающие: развивать образное восприятие, самостоятельность мышления; через песенный и художественный материал развивать вокально - хоровые навыки и выразительность художественного исполнения.
Развивать умение: произвольно изменять темп речи; изменять основной тон высказывания в зависимости от ситуации; воспринимать различные эмоциональные состояния.
Воспитывающие: через музыкальные и художественные произведения воспитывать чувство дружбы и доброжелательности.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, магнитофон, баян, карточки для обратной связи, костюм для буратино, маски лисы и медведя.
План урока
1.Орг. момент. Приветствие
2.Актуализация опорных знаний. Определение темы урока, задач урока.
3.Работа по теме урока
4.Физкультурная минутка.
5.Закрепление учебного материала
6. Итог урока. Рефлексия.
Технологическая карта урока
|
Этапы урока |
Организация этапа.
Оборудо вание. |
До Зи ро в ка в ре ме ни |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
|
1.Орг. момент. Приветствие. |
Баян Приложение1
|
2 |
Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте, мальчишки! Здравствуйте, ребята! Здравствуйте! Приветствие логопеда. |
Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте, учитель!
|
Принятие социальной роли обучающегося
|
|
2. Актуализация опорных знаний. Определение темы урока, задач урока.
|
(у каждого обучающегося на столе буквы) (на доске появляется тема урока Интонация) Приложение2
Звучит музыка, входит грустный Буратино.
Приложение 3 |
4 |
Л.- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы побываем одновременно на уроке музыки и на логопедическом занятии. Атему нашего урока вы узнаете, если расшифруете ребус
Л.- Что такое «интонация»?
Л.-Здравствуй, Буратино! Что случилось? Почему ты такой грустный?
Л. - За что же ты её получил?
Л.-Вы поняли, ребята, почему буратино получил плохую отметку? Л.- Буратино, не расстраивайся! Ты пришёл к нам вовремя. Ведь тема нашего урока сегодня ИНТОНАЦИЯ. И мы все вместе попробуем узнать, что нужно сделать для того, чтобы речь стала выразительной. У. - Ребята, а в музыке интонация имеет значение?
У.-Какие средства музыкальной выразительности вы знаете?
|
Дети складывают слово ИНТОНАЦИЯ
Интонация - это выразительность, это то, как мы говорим. Буратино - Я расстроен, так как вчера получил плохую оценку на уроке. Меня попросили прочитать текст. Я прочитал его вот так…(читает невыразительно) (Читал невыразительно, без пауз, монотонно.) -Да. Буратино читал невыразительно
(динамика, темп, лад, тембр, регистр, ритм, мелодия…….)
|
Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
|
|
3.Работа по теме урока.
|
На доску прикрепляется Таблица музыка речь «Радуга» Е. Благининой.
Таблица громко тихо Слайд №1
Таблица форте- пиано Песня « До, ре, ми». Приложение4
Игра «Угадай по голосу».
Фрагменты музыкальных произведе ний Таблица тембр Приложение5 Карточки с инструментами (обратная связь)
Таблица темп.
Таблица быстро и медленно.
Слайд 2
музыкальная пьеса С.С. Прокофьева «Болтунья». Слайд №3
|
15 |
У.- Сегодня мы попытаемся найти общие средства выразительности в речи и в музыке. Л.– Часто в школе говорят: «Не кричи, говори тише», а иногда так хочется покричать, выйти на лесную полянку, на берег реки и кричать во весь голос, как в стихотворении «Радуга» Е. Благининой.
Л.-Какое настроение в этом стихотворении?
Л.- Какое средство интонации помогло передать радость, восторг? Голос может звучать тихо и громко. -Давайте это докажем и прочитаем знакомое нам стихотворение, меняя в зависимости от содержания силу голоса У.- Ребята! Как в музыке обозначается сила звука? У. – Какая она? У.- Правильно. А, как одним словом назвать? Как называется сила звука? У. - Давайте исполним песню До, ре, ми с динамическими оттенками. У. –Вывод: как в речи так и в музыке существует динамика звука. Л.- Ребята, как мы можем узнать друг друга, если не видим человека? Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай по голосу». Мы узнаём друг друга по голосу, потому что каждый голос имеет свой тембр. Что такое тембр? У.- Ребята, я вам тоже предлагаю поиграть. Только узнавать по тембру мы будем не людей, а инструменты.
У.- Послушайте, пожалуйста, фрагменты музыкальных произведений, и определите инструмент, на котором исполняется пьеса. У.-Какие инструменты звучали? Как вы узнали? У.-Тембр–это ещё одно средство выразительности, которое есть в речи и в музыке.
Л - Вам не раз говорили: «Не тараторь, говори медленнее!» И вы даже обижались на это замечание. Но есть стихотворение, которое можно и нужно произносить с улыбкой, громко, быстро. Логопед читает стихотворение «Тараторка». Л.–Как вы понимаете слово «тараторить»? - «Болтает», «тараторит», «трещит», – так говорят о человеке, речь которого похожа на скороговорку. Л.- Мы можем говорить быстро и медленно. И это средство выразительности называется … темпом. Л.-Как называется маленькое стихотворение, которое нужно говорить быстро ? Л.- Ребята! У вас было задание подготовить сообщение о том, что такое скороговорка. Владик расскажет Л.- Давайте произнесём скороговорку: сначала медленно, затем быстро. Л. - Ребята, помните, мы с вами на занятиях читали стих А.Барто «Болтунья»? Какой была Лида? Лида болтает без остановки, ей везде хочется успеть, она постоянно торопится
У. - Композиторы в своих произведениях стремятся приблизить музыку к интонации разговорной речи. Ярким примером этому может послужить музыкальная пьеса С.С. Прокофьева с таким же названием. «Болтунья». У.- Послушайте пьесу С.С. Прокофьева «Болтунья» и подумайте, почему она так называется? У.-Как удалось композитору передать характер Лиды?
У.-Лида всячески старается показаться рассудительной и степенной девочкой, но стремительная скороговорка выдает ее неудержимую болтливость.
|
Читает ученица
Радостное
(сила голоса). (дети читают хором и постепенно поднимают руку вверх ) (Ответы детей) форте пиано (Громко – тихо)
(Динамика) поют песню с динамическими оттенками
(по голосу)
(окраска звука)
Дети показывают инструменты на карточках. (по тембру)
(Тараторит – значит, быстро говорит.)
(Скороговорка.)
Рассказывает о скороговорке (Произносят мальчики, затем девочки или по рядам)
Прослушивание фрагмента
(Ответы детей) (темпом)
|
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства
-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;
Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства
использовать информационные ресурсы для поиска информации.
Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства -извлечение из музыкального произведения необходимой информации;
|
|
4.Физкультурная минутка
5.Закрепление учебного материала
6. Итог урока. Рефлексия.
|
Приложение6
Видео просмотр отрывка из сказки «Двенадцать месяцев».
Стихотворение «Про Мишу» С. Михалкова исполняется по ролям, (на головах у детей маски лисы и медведя). Приложение7
Песня о Дружбе Приложение8
Презента-ция №2. Пазл. Проверь себя.
Карта самооценки. Приложение9
|
3
10
2
2
2
5 |
У.- А сейчас попробуем изобразить темп движениями. У.- Делаем движения под текст. У.- А теперь музыка «подскажет» как нужно шагать.
У.- Вывод: и в музыке, и в речи существует темп, как средство выразительности. У.- Ребята, только ли по темпу мы узнали, как должны шагать большие и маленькие ноги? Л. Когда шли большие ноги звучал мужской голос, и звучал он низко. А женский голос звучал высоко. У. музыкальные звуки тоже бывают высокими и низкими. Значит и в музыке, и в речи существует высота звука, отличие лишь в том, что в музыке мы можем показать высоту звуков нотами.
Л.- Наряду со всеми этими выразительными средствами, большое значение в разговорной речи и в музыке играет тон.
Л.- Наверное, вам приходилось слышать такие замечания: «Каким тоном ты со мной говоришь?» «Никогда не говори таким тоном!» «Что это за тон?» А также похвальные слова, например: «Меня тронул твой тон», «ты нашла верный тон». Л. – Посмотрите отрывок из сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и скажите, что вам показалось особенно возмутительным в разговоре 14-летней королевы и пожилого профессора? Л.– Кто должен отдавать распоряжения, требовать во время урока – профессор или его ученица?. Л. - Вывод: Действительно, тон, каким мы часто говорим, нередко бывает важнее самих слов. Сейчас ребята покажут инсценировку. Слушая текст, определите, пожалуйста, тон героев стихотворения.
Л.– Как относится к больному лиса? Каким тоном она говорит? Л.– А каким тоном ей отвечает Мишка? У.- Ребята, тон в музыке тоже создаёт настроение. Как бы вы спели песню о маме?(нежно, ласково) О войне? (тревожно, грустно) Об осени?(Пасмурно, тоскливо) О дружбе? (весело, радостно). Давайте споём песню о дружбе.
У.Весёлый тон песни создал нам хорошее настроение. Л.-Буратино, ты понял, как нужно читать, чтобы получать хорошие оценки?
Л.-Мы нашли общие средства выразительности в речи и в музыке. Давайте вспомним…
У.- Интонация – основа музыки и речи. От яркости интонации зависит выразительностьречи и музыки. У. -Ребята, а все ли средства выразительности мы сегодня вспомнили. Мы об этом поговорим на следующих уроках. А сейчас проверим, всё ли вы усвоили сегодня на уроке. Если вы правильно ответите на все вопросы, то у вас получится картинка.
Л. - Ребята! Оцените свою работу на уроке. В листе самооценки укажите Фамилию и имя и стрелочками укажите своё отношение к уроку. Дежурный собирает листы самооценки. У. Спасибо вам, ребята, за хорошую работу на уроке. Урок окончен. До свидания!
|
Дети шагают под текст и под музыку.
(ответы детей)
- Конечно, учитель
Инсценировка детей
(Сочувствует, нежно, ласково…) (Жалобно.)
(Я понял, что нужно читать и петь с интонацией) динамика, тембр, темп, высота звуков.
Работа в карте самооценки |
-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;
Устанавливать причинно следственные связи. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Устанавливать причинно следственные связи.
Умение планировать и регулировать свою деятельность
Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности
-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.