Технологическая карта урока музыки для 5 класса «Ритм и размер музыки»
Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки МБОУ СШ№17 городского округа – город Камышин Волгоградской области
Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний.
Цель урока: Сформировать у учащихся осознанное представление о ритме как о средстве музыкальной выразительности.
Задачи:
Обучающая: раскрыть выразительное и изобразительное значение ритма, осознать связь ритма с другими элементами музыкального языка. Умение уч-ся находить связь музыки с математикой.
Коррекционно-развивающая:Коррекция логического мышления, координации движений, соотношение их с музыкальным сопровождением, активизация словаря учащихся, развитие музыкального воображения и ассоциативности музыкального мышления, музыкальной памяти и внимания, мелодического и ритмического слуха, восприятие соотношения различных длительностей, музыкально-творческих способностей, музыкально-эстетического вкуса.
Воспитательная: воспитывать культуру слушателя, стремиться к выявлению взаимосвязи музыки и жизни.
План урока
1. Орг. момент. Приветствие.
2. Вхождение в урок.Коммуникативная игра
3. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.
4. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.
5. Физ.минутка
6. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.
7. Итог урока.
8. Рефлексия.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Организация этапа. Оборудо- вание. |
До зи ро в ка в ре ме ни |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1.Орг. момент. Приветствие. |
|
2 |
Здравствуйте, ребята!
|
«Здравствуйте, Любовь Анатольевна!»
|
Принятие социальной роли обучающихся. |
2.Вхождение в урок Коммуни- кативная игра |
|
3 |
Дети стоят по кругу. Учитель берет обучающегося, стоящего справа (слева) за руку и поёт первый куплет, ритмично раскачивая сомкнутые руки в такт с музыкой (вперед-назад): Как здорово, что все мы здесь Собрались, собрались. Ты мне, (имя ребенка), улыбнись, Улыбнись! И так все 7 куплетов, пока все дети не сомкнут руки в одну ритмично раскачивающуюся цепочку. Окончание: (речитативом) Все мы с вами снова вместе! Ура! (сцепленные руки поднимаем вверх) |
Затем этот обучающийся берет за руку рядом стоящего и проделывает то же самое (поет и раскачивает сомкнутые руки)….
|
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
|
3.Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока. |
Презента ция ребусы с математическими названиями Слайд 1 - 6 .
Слайд 7
Слайд 8
|
5 |
У.-Давайте вспомним, чем же мы занимались на прошлом уроке? На предыдущих уроках мы с вами говорили о средствах муз выразительности. Сегодня мы познакомимся ещё с одним из них. Но прежде вспомним о нотах, без которых не могло быть музыки. У.- Подумайте, ребята и скажите, с какими учебными предметами может дружить музыка? У.-Чтобы записать слова – мы используем буквы, чтобы записать числа – цифры, а музыку (музыкальные звуки) мы записываем нотами. Предлагаю вам отгадать ребусы с математическими терминами и найти в словах ноты. 1.Математический знак действия вычитания. 2. Геометрическая фигура с тремя углами. 3.Древнегреческий философ, установивший связь между математикой и музыкой. 4.Часть числа (доля).5.Отгадайте шараду: С буквой Н, мои друзья, ничего не значу я, Н на С перемените - смело в суп меня кладите 6.Каким свойством обладают данные фигуры? Учитель: Мы получили названия нот. А сколько их? Мы повторили математические термины и названия и расположение нот на нотном стане
Учитель: Мы знаем, что при записи мелодии, звуки имеют свою длину (длительность). В музыке длительности составляют основу любого ритма. Какие длительности нот вы знаете?
|
(ответы детей)
(Перечисляют предметы, среди них - математика).
(минус). (треугольник).
(Пифагор)
(соль).
(симметрия).
(7).
(целая, половинная, четвертная, восьмая) |
Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
|
4.Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний. |
Попевка «В нашем классе десять стульев»
Работа с Диском Музыкальный класс. Размеры Песня «Осень»
фрагмент Марш
фрагмент Вальс.
|
20 |
У. Не стоит забывать, что мы на уроке музыки, значит, мы будем не только размышлять и считать, но и слушать, и петь. Поэтому нам необходимо подготовиться. Давайте сядем удобно и споём попевку в разных жанрах. Попевка «В нашем классе десять стульев» (исполняется как полька, вальс) Ребята как вы отличили вальс от польки Совершенно верно. Тема нашего урока ритм и размер музыки. Учитель:Окружающий нас мир полон ритмов . Оглядитесь вокруг: ритмично наше дыхание, ритмично звучат шаги, шумит море , поют птицы … Приведите свои примеры ритмичного в нашей жизни. Когда мы произносим слово ритм, наши мысли обращаются к музыке и это вполне понятно: ведь ритм – один из важнейших элементов музыки. В музыке мы встречаемся со звуками долгими и короткими. Чередования их, одинаковых или разных по длительности, образуют ритм.
А что же такое ритм? Серёжа нам подготовил сообщение о ритме.
Вы знаете, что все звуки можно записать в определённый ритмический рисунок. Ритм – одно из ключевых средств музыкальной выразительности, задающий определённый жанр, характер. Сегодня, я предлагаю вам убедиться, что между музыкой и математикой существует связь. У. Мы, конечно же, не будем сомневаться в заключениях таких великих ученых, как Пифагор, Кант, не будем углубляться в трудные законы математики, а сами, по-детски, легко и просто попробуем установить эту связь, найти общие элементы музыки и математики. А также познакомимся с новым понятием. Размер в музыке. Мы с вами познакомимся с самыми основными размерами в музыке 2/4,3/4 Определяем размер
У.А теперь вспомним песню, которую мы начали учить на прошлом уроке и попробуем определить её музыкальный размер. Правильно сели и… Двухдольный характеризуется одной сильной долей на одну слабую (РАЗ-два-РАЗ-два). Этот метр ощущается как шаг, марш, он чёткий и размеренный. - Трёхдольный характеризуется одной сильной долей на две слабых (РАЗ-два-три-РАЗ-два-три). Этот метр плавный, закруглённый, покачивающий. Как лодка на волнах.
|
Обучающиеся исполняют попевку «В нашем классе десять стульев» (по ритму)
(ответы обучающихся)
(сообщение) Ритм - это любая комбинация длительностей основанная на равномерной пульсации метра. Ритм может быть любой.
Люди уже очень давно задумывались о связи музыки и математики. И уже тогда, в древнем мире, ученые - философы (пифагорейцы) считали, что музыка без математики не существует. Путем долгих, сложных исследований, с помощью математических правил и законов древним ученым все-таки удалось эту связь доказать.
(Определить размер)
Поём все вместе. Отдельно девочки, мальчики. По цепочке.
( слушаем марш)
(слушаем вальс)
|
Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Использовать информационные ресурсы для поиска информации.
-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;
-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;
|
5. Физ. минутка |
Физ. минутка (под баян)
|
2 |
- А теперь покажите эти ритмы в движениях.
|
Учащиеся выполняют задание: прохлопывают ритмические рисунки: вальс, марш.
выполняют движения под музыку. |
Умение планировать и регулировать свою деятельность |
6. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.
|
Слайд 9
игра «Узнай размер». Аудио Диск
|
8
|
В любой музыке, в любой песенке кроме
мелодии очень важен ритм. Сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке
называется ритмическим рисунком. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все
понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша. У. Ребята. А где ещё мы можем увидеть ритм? У. Все в мире имеет ритм. Наше сердце - сердечный ритм;
есть ритмы мозга, есть суточный ритм-сон и бодрствование, или утро, день,
вечер и ночь. Смена времен года - это ритм планеты. Мир наполнен разными
ритмами, подумайте, какие примеры ритмов вы могли бы еще привести. У. В музыке всегда присутствует равномерная пульсация. Мы можем её явно не слышать, но ощущаем всегда..
У.Как же они характеризуются?
Вспомнить песни с цифрами и определить размер
|
Анализируют орнамент
-Орнаменты мы можем видеть на одежде, посуде, в архитектуре (например
решетка и ограды парков)
(Время года, часы…
Ритм
в переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное
чередование каких-либо элементов, в нашем случае звуков.
Ритм заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать -Двухдольный характеризуется одной сильной долей на одну слабую (РАЗ-два-РАЗ-два). Этот метр ощущается как шаг, марш, он чёткий и размеренный.Трёхдольный характеризуется одной сильной долей на две слабых (РАЗ-два-три-РАЗ-два-три). Этот метр плавный, покачивающий. Как лодка на волнах. Обратная связь (дети показывают карточки) |
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Использовать информационные ресурсы для поиска информации.
-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
7.Итог урока.
8.Рефлек сия.
|
Слайд 10
|
3
2 |
Что такое ритм? С какими размерами музыки мы познакомились сегодня? Существует ли связь музыки и математики? Правильно! Молодцы! Музыкальный размер- это количество долей в такте. Запишите, пожалуйста, это определение в словарь. - Итак, что нового вы узнали на уроке? -Что вам особенно понравилось? -О чем вы расскажете своим друзьям и родителям? -Закончите фразу.
Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Урок окончен. Спасибо за активную работу на уроке! |
Ответы учащихся.
Записывают определение.
Ответы учащихся Ответы учащихся Ответы учащихся Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Было интересно Испытывал трудности Еще хочу узнать Справился со всеми заданиями |
Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. Устанавливать причинно следственные связи. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.