Технологическая карта урока
Организационная информация:
|
|||||
Предмет |
Музыка |
||||
Класс |
3 класс |
||||
Тема |
«Опера «Руслан и Людмила»» |
||||
Образовательная программа по предмету (автор) |
Е. Д, Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина |
||||
Автор/ы урока (ФИО, должность) |
Карпова Анастасия Ивановна, учитель музыки |
||||
Образовательное учреждение |
МБОУ «Лицей №3» |
||||
Описание урока: |
|||||
Тип урока |
Комбинированный |
||||
Время реализации урока |
40 минут |
||||
Цели урока |
Расширить знакомство с музыкально-театральными жанрами (оперой), музыкой М.И. Глинки. |
||||
Задачи урока |
Формирование духовно-нравственного, эмоционально-ценностного отношения учащихся к разнообразным музыкальным жанрам. Выявление значения жанра сказки в музыкальной культуре разных стран и народов. Овладение опытом творческой деятельности, умений и навыков коллективного музицирования и личностно-оценочных суждений о роли музыки в жизни. |
||||
Планируемый результат |
Совершенствование умений воспринимать и анализировать музыку в процессе сопоставления контрастных образов в жанре оперы. Раскрывать в развёрнутых речевых высказываниях и дискуссии с одноклассниками образы героев оперы. Аргументировать своё понимание характеров образов главных героев оперы, их душевного состояния и переживаний через осмысленное прослушивание музыки. Сопоставление тембров голосов и музыкальных инструментов с характерами и образами героев. Оперировать музыкальной терминологией: Ари, хор, дуэт, увертюра, сопрано, баритон, бас и т.д. |
||||
УУД |
Личностные УУД: · интерес к музыке и музыкальной деятельности; · привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными стилями, жанром оперы; · воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов. Регулятивные УУД: · формирование эмоционально-осознанного отношения к искусству русских композиторов, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия; · совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности. Коммуникативные УУД: · формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности; · развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия и музицирования, а также поиска и сбора информации; · формирование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий); · поиск способов разрешения конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, её исполнения. Познавательные УУД: · поиск и использование в практической деятельности информации о творчестве композиторов; · владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке и словарём музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия и музицирования; · осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования; · владение формами рефлексивной оценки восприятия и исполнения музыкальных произведений.
|
||||
Межпредметные связи |
Окружающий мир, литературное чтение, история.
|
||||
Структура и содержание урока: |
|||||
Дидактическая структура урока* |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
||
Организационный момент |
Под музыку учащиеся входят в класс, занимают свои места у парт. Музыкальное приветствие. |
Организует активную деятельность учеников. Вход под музыку, музыкальное приветствие. |
Групповое движение под музыку, хоровое пение. |
|
|
Проверка домашнего задания |
Отвечают на вопросы учителя по предыдущей теме. |
Ведёт фронтальный опрос по теме прошедшего урока. (Звучащие картины, прощание с масленицей). |
Построение речевых высказываний по предыдущей теме. |
|
|
Мотивация учебной деятельности. Определение темы. |
На экране рисунок, изображающий иллюстрацию к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» . Учащиеся пытаются определить, что изображено. После наводящих вопросов учителя определяют, что речь пойдёт о поэме А.С. Пушкина и опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Записывают тему в тетрадь. Вспоминают, что тема раздела «В музыкальном театре». |
Представляет на экране иллюстрацию. Подталкивает учащихся в рассуждениях, подводит к поиску в правильном направлении. Помогает определить, что изображено на рисунке. Задаёт вопросы, мотивирующие творческое обсуждение. Представляет портрет композитора. Подводит к формулированию темы урока. |
Проведение сравнительного анализа в групповом обсуждении. Творческий «поиск», рассуждение. Построение речевых высказываний, определение вывода. |
||
«Открытие» нового знания. |
Обсуждают литературный источник оперы, вспоминают сюжет. Вспоминают, определяют с помощью учителя главных героев оперы, ключевые номера оперы. Читают информацию в учебнике, отвечают на вопросы учителя, записывают в тетрадь (Название номера из оперы и название певческого голоса). Слушают арию Руслана, рассуждают о музыкальном образе героя. Во время слушания, каждый обучающийся записывает несколько слов, характеризующих музыкальный образ Русланаи, затем читают классу. Так же читают информацию в учебнике, отвечают на вопросы учителя, записывают в тетрадь (Название номеров из оперы, название певческих голоов). Смотрят отрывоки из оперы – каватина Людмилы, ария-рондо Фарлафа. Обсуждают звучание инструментов оркестра, средства муз. выразительности, использованные композитором в этой сцене. Читают свои записи о харектере героев. |
Сообщает о литературном источнике, по которому написана опера. Даёт задание, связанное с чтением информации в учебнике. Задаёт вопросы о прочитанном, руководит записью. Даёт задание, связанное с прослушиванием, организует слушание. После прослушивания музыки задаёт вопросы об образе героя - Руслана, его характере, инструментах, исполняющих темы, средствах музыкальной выразительности, использованных композитором. Также мотивирует обсуждение образа Людмилы, Фарлафа и музыкальных особенностей каватины Людмилы и арии-рондо Фарлафа. |
Смысловое чтение. Осмысленное слушание тем произведения, творческая индивидуальная работа. Построение речевых высказываний, рассуждение о тембрах голосов главных героев, тембрах инструментов симфонического оркестра, средствах музыкальной выразительности. |
|
|
Вокально-хоровая работа. |
Исполняют песню С.Намина «Богатырская сила», разученную на предыдущих уроках, предварительно обсудив, что образы героев используются не только в произведениях прошлых веков, но и в современной музыке. |
Организует вокально- хоровую работу над песней. Мотивирует обсуждение образов героев в музыке разных веков и направлений. |
Вокально- хоровая работа. Построение речевых высказываний, рассуждение. |
||
Закрепление нового материала. Рефлексия содержания |
Вспоминают тему урока. Композитора и произведение, с которым знакомились. Отличительные черты героев произведения. |
Задаёт вопросы: Получилось ли самостоятельно определить тему? Какие цели и задачи стаяли на уроке и получилось ли их достигнуть? |
Творческий «поиск», рассуждение. Построение речевых высказываний, определение вывода. |
|
|
Рефлексия |
Рисуют в тетради один из трёх смайликов – весёлый, печальный или равнодушный. |
Предлагает изобразить в тетради смайлик: если тема понравилась – весёлый, если нет – грустный, если вам всё равно – равнодушный. |
Самоанализ работы на уроке. |
||
|
|||||
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.