Технологическая карта урока на тему "Кислоты"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока на тему "Кислоты"

Оценка 4.6
docx
06.05.2020
Технологическая карта урока на тему "Кислоты"
кислоты-техкарта урока.docx

Тема урока— «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации ».
Класс8класс
УМК: О.С. Габриелян

Учитель: Рыжкова Галина Владимировна

МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца»


Тип урока: изучение нового материала

Дидактические цели: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Форма урока: урок-дискуссия с элементами проблемного обучения.


Оборудование:интерактивная доска для демонстрации озвученных видеофрагментов к уроку, набор оборудования и химических реактивов для проведения эксперимента, таблица растворимости, ПСХЭ, таблица ряд напряжения металлов, изменение окраски индикаторов в различных средах, матрица для контроля и оценки учащимися своих образовательных результатов (лист оценки, с определенными критериями оценки).
Образовательные цели урока:
Воспитательные:

обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

 способствовать развитию у учащихся исследовательских умений и навыков;

 продолжить формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и бережного отношения к окружающей среде.

Развивающие:

развивать умение работать с текстом учебника;

 работать в парах (проведение эксперимента по предложенному алгоритму);

 развивать умение логически мыслить, решать проблемные задачи;

 содействовать развитию умений применять полученные знания в повседневной жизни; формировать умение планировать свою деятельность, оценивать эффективность своей работы, вклад в достижение поставленной цели, степени успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Обучающая:

предполагается, что к концу урока ученики буду знать химические свойства кислот;

 распознавать кислоты с помощью индикаторов;

 планируется, что к концу урока будут устранены пробелы в знаниях учащихся о составе кислот.

Планируемые результаты урока:
Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования. Метапредметные:уметь под руководством учителя формулировать цель урока, планировать свою деятельность, контролировать процесс и результаты своей деятельности;

уметь работать в паре (отстаивать свою позицию,

уметь слушать и вступать в диалог;

 участвовать в коллективном обсуждении проблемы);

 соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии;

 осваивать приемы исследовательской деятельности.

Предметные:
«Базовый уровень »
 Правильно называет химические формулы кислот.
Записывать уравнения химических реакций, характерных для кислот.
Уметь определять кислоту с помощью индикатора.
Знать применение кислот в быту.

 «Повышенный уровень»
Знать состав, свойства и классификацию кислот.
Уметь определять кислоту с помощью разных индикаторов, проводить эксперименты, доказывающие свойства кислот.

«Высокий уровень»
Находить кислоту из предложенных веществ.
Знать механизм образования кислотных дождей и их влияние на окружающую среду.
Ход урока.

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Формирование УУД.

Организационный момент

ЭПИГРАФ: «Каждый успех наших знаний ставит больше проблем, чем решает»

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Личностные
Знание моральных норм и правил поведения

Мотивация к учебной деятельности.

В начале урока хочу обратить ваше внимание на эпиграф. Прочтите его. Неправда ли, противоречивое высказывание? Как вы его понимаете?

Я предлагаю обдумать его и проверить справедливость этих слов в течение нашего урока. Создаю проблемную ситуацию. Подвожу к определению темы и цели урока. Выполните задание«Верные и неверные утверждения».
Учащимся предлагается ряд высказываний, по поводу которых надо высказать своё мнение: (+ ) верно или (–) неверно. — Продукты обладают одинаковым вкусом? (Нет)
— Клюква и лимон кислые на вкус? (Да)
— В состав этих продуктов входят одинаковые вещества? (Да)
— Если вещество кислое на вкус – это кислота? (Да)
— Все ли кислоты обладают сходными свойствами?
 (Да) или(Нет)

— Обосновать, выдвинуть гипотезы. Используем на стадии вызова для настраивания на изучение новой темы. Предлагается несколько утверждений по ещё неизученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. А затем по ходу урока формулируются правильные высказывания.  Тема урока“Кислоты в свете теории электролитической диссоциации”. Работать будем с оцениванием каждого этапа урока. Ориентирует учащихся на оценку эффективности своей работы в течение урока по Матрице оценивания образовательных результатов.

Должно быть наоборот. Мы, узнавая что-то новое, решаем проблему

 

 

Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу.

.

Познавательные
Внимательно читать текст и извлечение информацию.

Коммуникативные:формулировать свои мысли в письменной и устной форме.

Регулятивные: уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.
.

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

  • О чем говорили на предыдущих уроках?
  • Что называют электролитической диссоциацией?
  • Какие вещества называют электролитами?
  • Что происходит в растворе с электролитом?
  • Что является причиной диссоциации электролита?
  • Что такое ионы?
  • Во что превращаются ионы под действием электрического тока?

 

  • Процесс распада электролита на ионы.
  • Вещества, растворы которых проводят электрический ток.
  • При растворении в воде электролиты распадаются (диссоциируют) на ионы.
  • Причина диссоциации электролита - гидратация.
  • Это положительно или отрицательно заряженные частицы, в которые превращаются атомы или группы атомов.

В катионы и в анионы

Познавательные
умение выдвигать гипотезу и обсуждать ее, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Коммуникативные
умение излагать свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом
.

 

3.Совместное открытие новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Закрепление изученного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Рефлексия

 

Мы продолжаем говорить об электролитической диссоциации.

1.Организую дискуссию по вопросу:
-От чего зависят свойства веществ?(от состава)

— Если в состав всех кислот входит атом водорода, будут ли кислоты обладать сходными свойствами?
Сегодня нам предстоит выяснить: какими свойствами обладают кислоты как электролиты, от чего зависит электролитическая диссоциация кислот?

2. Проведение эксперимента, подтверждающего
правильность высказанных гипотез.
3. Организация показа демонстрационных опытов по изучению химических свойств кислот. Обсуждение
применения изученных свойств кислот в быту.

Инструктивная карта №1
Как можно доказать наличие в растворекислотной среды?
Опорные знания: индикатор(лакмус), кислая среда.
Цель эксперимента: определить окраску индикатора (лакмуса)в растворе соляной кислоты)
Ход эксперимента:
1.в раствор кислоты внести несколько капель индикатора: лакмуса.
Что наблюдаете?
Сделайте выводо распознавании кислот.

Инструктивная карта №2
Как можно доказать наличие в растворекислотной среды?
Опорные знания: индикаторы; изменение окраски индикаторов в кислой среде.
Цель эксперимента: определить окраску индикаторовв растворах серной и соляной кислоты.
Ход эксперимента:
1.в растворы выданных кислот внести несколько капель индикаторов: лакмуса, метилового оранжевого;
Что наблюдаете?
Сделайте выводо распознавании кислот.

Инструктивная карта №3
Как можно доказать наличие в растворекислотной среды?
Опорные знания: индикаторы; изменение окраски индикаторов в разных средах.
Цель эксперимента: определить наличие кислоты по изменению окраски индикаторовв предложенных растворах.
Ход эксперимента:
1.Каждый из предложенных растворов разделить на две части.
2. В одну часть раствора внести несколько капель лакмуса, в другую часть — метилового оранжевого;
Что наблюдаете?
Сделайте выводы
1. В какой пробирке находится кислота?
2. С помощью чего вы это доказали?
Ключевое слово – химические свойства
кислот
Могут ли неорганические кислоты
образовываться в природе?
(Обоснование, выдвижение гипотез, обоснование собственной точки зрения.)

А что вам известно про кислоты? Где с кислотами мы можем встречаться в жизни?

Как данные свойства можем использовать мы?

Где нам могут пригодиться эти знания?

Какие могут быть кислоты?


(Физминутка)
4.Организую обсуждение по вопросу:
«Могут ли неорганические кислоты
образовываться в природе?»
5. Демонстрация видеофрагмента
«Образование кислотных дождей»
6. Предлагаю учащимся
познакомиться
с материалом учебника и дополнительной литературы по данной теме, с последующим обсуждением в группах (по отраслям применения кислот).

Предлагаю составить
Синквейн на тему «Кислоты

Синквейнот французского слова «cing» – пять. Используется как способ синтеза материала. Он предложен как задание для работы в парах. План 1 строка – 1 слово- существительное- название темы
2 строка – 2-3 слова – прилагательные - свойства темы
3 строка – 2-3 слова – глаголы - действия темы
4 строка- 4-5 слов – ваше отношение к данной теме
5 строка – 1 –2 слова – философское понятие данной темы, синоним первой строки



Планирование работы на следующий урок.
Предлагает домашнее задание на
следующий урок:
§… ,упр……
Творческое задание, презентация по теме «Кислоты вокруг нас»
Дифференцированный
Создаёт условия для заключительной рефлексии:
-Сегодня на уроке я научилась(ся)…
-Сегодня на уроке я узнал(а)…
-Что ещё я хотел(а) бы узнать о кислотах …
-Неожиданностью для меня явилось то, что….
-Сегодня на уроке я понял(а), что…
-Особенно интересным было…

 

 

Отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

Выполнение химического эксперимента по предложенному алгоритму «Изменение окраски индикатора в кислой среде» (работают по группам)
Наблюдение за экспериментом, используя CD «Виртуальная лаборатория». Обсуждение, составление кластера, запись уравнений химических реакций в тетрадь совместно с учителем.
.
.

 

 

 

Работа с учебником и дополнительной литературой.
Обсуждение вопроса в группе.
Обмен мнениями.

Знают состав кислоты.
Знают определение понятий: индикатор и кислотная среда.
Знают как изменяется окраска индикатора в кислой среде.
Запись выводов в тетрадь.
Составление кластера, запись уравнений химических реакций в тетрадь.
Знают, что кислотные дожди образуются в природе в результате человеческой деятельности.
Записаны уравнения химических реакций по желанию.
Выступление представителя из группы о применении кислот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют Синквейн, представляют окружающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово «кислота»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают задания к следующему уроку.
Записывают задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают свои знания.

Личностные
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Записана тема урок

Коммуникативные
формируем умение слушать и понимать других, учитывая позицию собеседника.

Познавательные
умение самостоятельного поиска способов решения проблемы;
умение проводить
эксперимент, делать выводы;
умение  работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами;
извлечение необходимой информации из просмотра учебного материала;
умение структурировать знания.
Личностные
самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные
умение планировать свою деятельность, оценивать эффективность своей работы и группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные
формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения.
Коммуникативные
умение высказывать свои мысли

 

Технологии оценивания образовательных результатов.

Виды деятельности

Отлично «5 баллов»

Хорошо «4 балла»

Удовлетворительно «3 балла»

Познавательная деятельность
(оценка теоретических знаний)

— Активно участвовал в обсуждении проблемы.
— Внимательно не перебивая, выслушивал ответы других, принимал участие в их обсуждении.
— На все поставленные вопросы отвечал полным ответом и самостоятельно, приводил собственные примеры, доказательства и аргументы.

— Активно участвовал в обсуждении проблемы.
— Внимательно не перебивая, выслушивал ответы других.
— Отвечал на отдельные вопросы полным ответом. Приводил собственные примеры по теме обсуждения.
При этом допускал несущественные ошибки, исправленные в ходе совместного обсуждения.

— Слушал обсуждение проблемы другими.
— Отвечал на отдельные вопросы совместно с учителем или
— Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Исследовательская деятельность
— оценка экспериментальных умений

Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.



Групповая деятельность
— оценка при работе в группе


— Взаимопомощь, сотрудничество;
— Внимательно выслушивал мнение другого;
— Совместная выработка общего решения.


— Взаимопомощь, сотрудничество;
— Перебивал, не давал высказаться другому, навязывал свою точку зрения.


— Принял пассивное участие, соглашался с мнением других, не высказывал свою точку зрения. Не был заинтересован в общем результате совместной деятельности.



Таблица перевода баллов в отметку

Количество баллов

Самооценка ученика

Отметка учителя

14-15 баллов

5 (отлично)

11-13 баллов

4 (хорошо)

9-10 баллов

 3 (удовлетворительно)




 

Тема урока — « Кислоты в свете теории электролитической диссоциации »

Тема урока — « Кислоты в свете теории электролитической диссоциации »

Правильно называет химические формулы кислот

Правильно называет химические формулы кислот

Да) — Если вещество кислое на вкус – это кислота? (Да) —

Да) — Если вещество кислое на вкус – это кислота? (Да) —

Во что превращаются ионы под действием электрического тока?

Во что превращаются ионы под действием электрического тока?

Закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала

Домашнее задание 6

Домашнее задание 6

Дифференцированный Создаёт условия для заключительной рефлексии: -Сегодня на уроке я научилась(ся)… -Сегодня на уроке я узнал(а)… -Что ещё я хотел(а) бы узнать о кислотах …

Дифференцированный Создаёт условия для заключительной рефлексии: -Сегодня на уроке я научилась(ся)… -Сегодня на уроке я узнал(а)… -Что ещё я хотел(а) бы узнать о кислотах …

Познавательная деятельность (оценка теоретических знаний) —

Познавательная деятельность (оценка теоретических знаний) —
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2020