ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Авторы, разработчики: |
Учебник под ред. А.В.Торкунова «История России» |
Предмет |
история |
Класс |
6 |
Цель урока |
Способствовать формированию представления о ролипервых князей в процессе становления Древнерусского государства |
Задачи урока |
Образовательная: · сформировать у учащихся представление о предпосылках и этапах создания Древнерусского государства, · охарактеризовать политику первых князей. Развивающая: · продолжить работу по формированию умения работать с историческими источниками. Воспитательная: · способствовать воспитанию любви и уважения к истории своей страны. |
Тип урока |
Открытие нового знания |
Тема урока |
Становление Древнерусского государства |
Основные понятия |
Князь, дружина, дань, полюдье, уроки, погосты. |
Основные даты |
882 г. – объединение Новгорода и Киева, 907 г. – поход князя Олега на Константинополь. 911 г. – договор Руси с Византией. 941 г. – поход князя Игоря на Константинополь. 944 г.- договор Руси с Византией. |
Персоналии |
Рюриковичи: Олег, Игорь, Ольга, Святослав |
Планируемые результаты |
Личностные: Формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Предметные: Овладеть целостным представлением об историческом пути наших предков на основании исследования свидетельств древних летописцев; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; устанавливать причины активной внешней политики первых русских князей. Метапредметные: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в парах; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; оценивать результаты своей деятельности. |
Ресурсы урока |
Учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, компьютер, мультимедийный проектор. |
Домашнее задание |
1. Прочитать параграф 5. 2. Задания на выбор: - выполнить (письменно) одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на стр. 49 учебника. - написать мини-сочинение на тему «Святослав – Александр Македонский Восточной Европы»
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока |
Время |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности |
2 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися |
Обсуждают тему и цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Высказывают мнения по эпиграфу к уроку. |
Фронтальная работа |
Регулятивные:самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
|
II. Актуализация знаний |
8 |
Работа с заданиями в рабочей тетради Беседа |
Учитель организует работу учащихся в рабочих тетрадях по пройденному материалу: стр. 12-13; задания № 1-4 Просмотр фильма «История государства Российского»(«ИГР») серия № 1 Вопросы: 1. При каких обстоятельствах норманны (варяги) появились на территории, которую занимали славянские племена? 2. Кого стали называть русами? Как называли варяжских вождей? (Термин «конунг» (князь) учащиеся записывают в тетрадь.) 3. С какой целью славянские племена приглашали варяжских князей? |
Выполнение заданий в рабочей тетради Отвечают на вопросы, по просмотренному фильму, высказывают собственное мнение. |
Индивидуальная работа Фронтальная работа |
Познавательные:используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы |
Работа в тетради Устные ответы |
III. Изучение нового материала |
17 |
Работа в группах Просмотр тематических фильмов Работа с документами Заполнение таблицы |
Учитель делит учащихся на группы и раздаёт задания для групп. 1 группа «князь Олег» 2 группа «князь Игорь» |
1 группа«князь Олег» смотрит фильм «ИГР», серия № 5, выполняют задания документа из хрестоматии на С. 38, заполняют таблицу (см. приложение) 2 группа«князь Игорь» смотрит фильм «ИГР», серия № 6, выполняют задания документа из хрестоматии на С. 40-41, заполняют таблицу (см. приложение) ) |
Групповая работа |
Личностные:проявляют
интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к
процессу познанияПознавательные:извлекают необходимую информацию Коммуникативные:аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
Работа в группе с индивидуальными раздаточными материалами |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
8 |
Подведение итогов проделанной работы в группах |
Организует работу с учащимися Проверка заполненных таблиц самими учащимися и учителем |
Выступление групп с результатами проделанной работы Обмен мнениями |
Фронтальная работа |
Познавательные:самостоятельно осуществляют поиск нужной информации |
Устные ответы учащихся |
V. Итоги урока. Рефлексия |
7 |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Проводит беседу по вопросам: - Кто и в связи, с чем сказал эти слова: «Как повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его»? - Кто и в связи, с чем сказал эти слова: «Иду на Вы!»? - Как погиб князь Игорь? - Какому князю посвятил А.С. Пушкин свою поэму? - Какие изменения внесла княгиня Ольга в управление Древнерусским государством? В чем их значение? - Что общего было в деятельности первых русских князей? - Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей? - Что такое полюдье? - Кто и в связи, с чем сказал эти слова: «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь»? - Что такое погост? - Покажите на карте направление походов Святослава и опишите их словами. |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Фронтальная работа |
Личностные:понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание |
3 |
|
Конкретизирует домашнее задание: §4-5. 1 вариант С.47-48 учебника вопросы и задания 2 вариант Рабочая тетрадь §4-5, задания №№ 3,4,7,8 3 вариант - составление кроссворда по теме |
Учащиеся выбирают домашнее задание и записывают его |
Индивидуальная работа |
|
|
Приложение 1.
Таблица. Деятельность первых русских князей.
Линия сравнения |
Имя князя (княгини) |
1. Краткие сведения о личности. |
|
2. Укрепление власти киевского князя. |
|
3. Отношения с Византийской империей. |
|
4. Отношения с восточными соседями. |
|
5. Итоги правления |
|
Таблица. Деятельность первых русских князей.
Самоанализ урока
Учитель: Ляпустинаи Анна Викторовна
Дата проведения урока: 25.01.2017
Класс: 6
Предмет: История
Тема: Становление Древнерусского государства
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока:Способствовать формированию представления о ролипервых князей в процессе становления Древнерусского государства
Задачи урока:
Образовательная:
· сформировать у учащихся представление о предпосылках и этапах создания Древнерусского государства,
· охарактеризовать политику первых князей.
Развивающая:
· продолжить работу по формированию умения работать с историческими источниками.
Воспитательная:
способствовать воспитанию любви и уважения к истории своей страны.
Формируемые УУД:
Личностные:
Формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Предметные:
Овладеть целостным представлением об историческом пути наших предков на основании исследования свидетельств древних летописцев; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; устанавливать причины активной внешней политики первых русских князей.
Метапредметные:
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в парах; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; оценивать результаты своей деятельности.
Оборудование: Учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
Место данного урока в теме: 7 урок, до этого изучалась тема: Первые известия о Руси. Данная тема рассчитана на часа.
Форма урока: урок-путешествие
Методы и приемы: проблемное обучение, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, с картой и с раздаточным материалом, сравнение исторических личностей, комментированное чтение, заполнение таблицы.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны - формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологи и системно-деятельностный подход.. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. На уроке была использована технология интегрированного обучения.
1. Характеристика класса. ( 4 обучающихся)
Межличностные отношения в классе носят обоюдный характер, вид-приятельские отношения.
На проведенном уроке учебники и тетради были у всех учащихся. Уровень обученности класса-средний.
Характеристика триединой цели урока (ТЦУ).
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологическихоснов процесса усвоения новых знаний. Развивающий и воспитывающий аспекты ТЦУ поставлены, исходя из характеристики класса с учётом индивидуальных особенностей мышления учащихся.
Характеристика замысла урока (план).
Изучение новой темы базируется на умениях обучающихся работать с картой и учебником, заполнять таблицу, выполнять задания разной сложности
Усвоение нового материала запланировано через практическую (проектную) работу, так как класс способен логически мыслить, анализировать.
Закрепление спланировано через фронтальную, индивидуальную и групповую работу Всё это будет способствовать реализации всех аспектов триединой цели урока
Структура урока отвечает дидактическим целям и задачам урока.
На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем.
Урок состоял из этапов:
I. Мотивация к учебной деятельности: На данном этапе проводилась эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Обсуждались тема, цели и задачи урока.
II. Актуализация знаний: На данном этапе учащимся предлагалось выполнить задания в рабочей тетради по пройденному материалу: стр. 12-13; задания № 1-4. Просмотр фильма «История государства Российского»(«ИГР») серия № 1. Учащиеся отвечали на вопросы, поставленные учителем.
III. Изучение нового материала: На данном этапе учащимся предлагается разбиться на две группы, и заполнить таблицы по деятельности двух князей: Олега и Игоря. Заполнение таблиц происходит при помощи просмотров фильмов, чтения параграфа учебника, а также работы с Повестью временных лет.
IV. Первичное закрепление и осмысление полученных знаний: данный этап предполагает выступления групп, и проверки заполненных таблиц.
V. Итоги урока и рефлексия: ученики с помощью наводящих вопросов учителя подводят итоги, и оценивают своё эмоциональное состояние.
VI. Домашнее задание: раздача домашнего задания на выбор и комментирование д\з.
Структурный аспект самоанализа.
Структурно урок выдержан. Структура урока построена с использованием технологии критического мышления: «вызов - осмысление - рефлексия» и систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, задание творческого характера.
Все задания были направлены на достижение конечного результата: Выяснить, какую роль играли первые князья в процессе становления Древнерусского государства
Базовая модель этой технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенное его познания и включает следующие стадии: фаза вызова (вызов), фаза реализации мысли (осмысление), фаза рефлексии (размышление)
Первая фаза - вызов; активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения материала). Ребенок ставит перед собой вопрос :"Что я знаю?" по данной теме, формируется представление, чего он знает: "Что хочу я узнать? " На этой стадии использованы были опорные слова на доске. (- изучить, - познакомиться, - научиться), приём «Корзина идей» (о чем на ваш взгляд пойдет разговор на уроке?)
Главными задачами второй фазы является активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация и отслеживание собственного понимания, то есть осмысление нового материала. На стадии осмысления идёт активная самостоятельная работа учащихся. Здесь применяю такие приемы: заполнение таблицы .Третья фаза (рефлексия ) - размышление, направлена на суммирование и систематизацию новой информации
Функциональный аспект самоанализа.
Структура урока была подчинена триединой цели урока (ТЦУ) и содействовала достижению конечного результата урока (КРУ). Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим.
Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока способствовали практически все УВМ: умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить, рефлексировать свою деятельность
Задачи воспитания коллектива осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательного отношения учителя и учеников
Аспект оценки КРУ (конечный результат урока)
Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.(личностно-ориентированное обучение)
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками.
Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием содержания урока возрасту учащихся.
Активность класса можно оценить как высокую. Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу на уроке, цели достигнуты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.