Николай Заболоцкий.
Детство.
Веретельник Светлана Ивановна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
учитель начальных классов
Ноябрьск, 2022 год
Пояснительная записка
Тема урока |
Николай Заболоцкий. Детство. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Целевая аудитория урока, класс, возраст |
Урок в начальном общем образовании, 4 класс, 10 - 11 лет |
Роль и место урока в системе работы педагога. |
Первый урок раздела «Стихи Н.А.Заболоцкого» |
Цели и задачи урока |
Познакомить со стихотворением и учить выразительно читать на основе анализа текста стихотворения: выделения выразительных средств языка, расстановки пауз и логических ударений, определения настроения, т.е. создать партитуру стихотворения. Образовательная: Ø знакомство со стихотворением Николая Заболоцкого «Детство» находить образные языковые средства, использованные автором при создании стихотворения. Развивающая: Ø развитие навыков выделения выразительных средств языка (сравнение, олицетворение, эпитет, метафора) при анализе стихотворения Ø развитие внимания, творческого воображения, эмоциональной чуткости, тонкости восприятия художественной речи, интереса к предмету и культуре общения. Воспитательная: воспитание любви к Родине, природе, бережного отношения к ней |
Планируемые результаты. |
Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способствовать повышению учебной мотивации. Предметные: анализировать стихотворение; определять тему чтения; определять темп, тон и ритм чтения; выделять логические ударения в стихотворных строках, указывать паузы в строфах; выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и понимать их значение; использовать в работе словарь синонимов, толковый онлайн-словарь, словарь настроений Метапредметные: Познавательные: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогии, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений; ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности; строить речевые высказывания; проводить рефлексию способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: принимать участие в работе группы; уметь договариваться, приходить к общему решению; строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Регулятивные: осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества. |
Форма проведения. |
Фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Используемые педагогические технологии, методы, приемы. |
Технология сотрудничества с включением учащихся в субъект-субъектные отношения, метод самостоятельной работы, облачная технология Google. |
Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.). |
программа Web2 https://youtu.be/-vP63Y2WlkA https://power.gybka.com/song/179574691/Neposedy_-_Detstvo_-eto_smeh_i_radost/
http://www.vedu.ru/expdic/
https://docs.google.com/document/d/1_Bdlu2rm8ZzxrhrDmbs1WMP5e5zSRWhi/
|
Технологическая карта урока
Ход урока |
||
Этап урока |
Содержание учебного материала: |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Организационный этап |
- Мы начинаем урок литературного чтения, а каждый урок — это сотрудничество. |
Учащиеся проверяют рабочее место.
|
Актуализация знаний Целеполагание |
- Чтобы определить тему произведения, выполните задание на карточке. - Что значит для человека Родина? - Как бы вы поступили на его месте? - Подберите синонимы к слову Родина. - Обратите внимание на стенд с выставкой книг. Назовите автора?
- Рассмотрите модель обложки, о чём можно сказать? |
Учащиеся выполняют задание на карточке. (Приложение) Ответы учащихся.
Учащиеся используют словарь синонимов.
Николай Заболоцкий.
Познакомимся со стихотворением Николая Заболоцкого, стихотворение о Родине. |
Мотивация (встреча c проблемой, постановка учебной задачи) |
- Чтобы сформулировать цель урока, определим название стихотворения. - Звучит музыка («Детство, детство, детство – это смех и радость» сл. М.Пляцковского, муз. Ю.Чичкова) https://power.gybka.com/song/179574691/ - Какие слова, прозвучавшей мелодии, говорят о названии стихотворения. - По модели обложки сформулируйте цель урока.
|
Учащиеся слушают отрывок из песни
Детство.
Учащиеся формулируют цель урока. |
Первичное восприятие стихотворения |
- А сейчас, ребята, предлагаю вам расслабиться, закрыть глаза и представить сельский дворик. Звучит музыка. Учитель читает стихотворение. - Что вы представили? |
Учащиеся озвучивают свои представления. |
Поисково-исследовательский этап |
- Итогом работы на уроке станет партитура стихотворения, которая поможет вам при подготовке домашнего задания. - Назовите этапы работы над выразительным чтением стихотворения.
- Чтобы успеть реализовать план урока поработаем в группе. - На столе лежат информационные листы, распределите роли в группе. (Приложение) - Роль информаторов?
- Что делают аналитики?
- Какую работу выполняют корректоры?
- А итог работы каждой группы мы увидим в Google– облаке, где вы составите партитуру стихотворения. |
Учащиеся называют этапы работы.
Учащиеся распределяют роли.
Работают с незнакомыми словами, используют онлайн-словарь http://www.vedu.ru/expdic/ Находят выразительные средства языка. Расставляют паузы и определяют логические ударения. |
Первичное усвоение новых знаний |
- Итак, подводим итог.
- Слушайте внимательно и заполняйте партитуру стихотворения на своих листах.
- Как вы думаете, название стихотворения «Детство» потому, что написал ребенок или это воспоминания поэта? |
Учащиеся защищают свои работы. Комментатор – объясняет паузы, выразительные средства языка, диктор – выразительно читает. https://docs.google.com/document/d/1_Bdlu2rm8ZzxrhrDmbs1WMP5e5zSRWhi/edit Ответы учащихся.
|
Первичная проверка новых знаний |
- У каждого из вас партитура стихотворения. Что мы теперь можем сделать? - Поработайте в паре. - Послушаем выразительное чтение. - Предлагаю чтение за диктором. Можете тихо читать за диктором, а можете слушать. |
Потренироваться в выразительном чтении стихотворения.
Учащиеся читают друг другу в паре. Чтение за диктором: https://youtu.be/-vP63Y2WlkA |
Домашнее задание |
- Научились читать стихотворение выразительно? - Домашнее задание - выучить стихотворение наизусть. |
Учащиеся обсуждают достигнуты ли цели урока. Учащиеся записывают домашнее задание. |
Рефлексия |
- Я благодарю вас за работу на уроке. Вы очень хорошо потрудились. - Если вы считаете, что работа получилась успешной, вы готовы к выполнению домашнего задания поднимите – солнышко. - Если остались вопросы – тучку.
|
Учащиеся поднимают по выбору солнышко или тучку. |
Заключение.
Выбор всех методов и приемов на уроке оправдан. Групповая работа — это та активная форма, которая позволяет максимально обеспечить деятельностный подход в обучении.
Для оптимизации учебного процесса, повышения интереса к обучению, для совместной работы была использована облачная технология Google. Достоинство этой технологии: учащиеся внесли итог работы группы в Google-облако, создали партитуру стихотворения. Это очень удобно, поскольку вся информация хранится в облаке, всегда доступна и освобождает от использования дополнительных носителей информации. Но так как не у всех детей есть возможность использовать интернет – поэтому предлагается и бумажный вариант. При помощи облачной технологии я смогла отслеживать и оказывать посильную помощь каждой группе.
Для организации самостоятельной работы в группе использовала информационный лист, средство для поиска информации – толковый словарь.
Результатом урока стал продукт совместной деятельности – партитура стихотворения, которая окажет помощь при подготовке домашнего задания.
Приложение.
1 группа Информационный лист
1. Прочитайте стихотворение, понятен ли вам смысл выделенных слов?
Детство
Николай Заболоцкий
1) Огромные глаза, как у
нарядной куклы,
Раскрыты широко. Под стрелами ресниц,
Доверчиво-ясны и правильно округлы,
Мерцают ободки младенческих зениц.
На что она глядит? И чем необычаен
И сельский этот дом, и сад, и огород,
Где, наклонясь к кустам, хлопочет их хозяин,
И что-то, вяжет там, и режет, и поет?
Два тощих петуха дерутся на заборе,
Шершавый хмель ползет по столбику крыльца.
А девочка глядит. И в этом чистом взоре
Отображен весь мир до самого конца.
Он, этот дивный мир, поистине впервые
Очаровал ее, как чудо из чудес,
И в глубь души ее, как спутники живые,
Вошли и этот дом, и этот сад, и лес.
И много минет дней. И боль сердечной смуты
И счастье к ней придет. Но и жена, и мать,
Она блаженный смысл короткой той минуты
Вплоть до седых волос всё будет вспоминать.
2. Прочитайте 1 строфу. Распределите роли. Выполните задания.
Информаторы
- С помощью онлайн - словаря найдите и запишите значение выделенных слов:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аналитики - найдите выразительные средства в 1 строфе, выделив их жирным шрифтом и объясните их смысл
1) Эпитеты: _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2) Сравнения: ___________________________________________________________
3) Метафора: ___________________________________________________________
Корректоры - расставьте в первой строфе паузы (/, //), подчеркните слова (__________), на которые падают логические ударения.
Комментатор представит работу группы.
Диктор прочитает выразительно первую строфу.
Словарь настроений
РАДОСТНОЕ СПОКОЙНОЕ ТРЕВОЖНОЕ ПЕЧАЛЬНОЕ ВОСХИЩЁННОЕ
2 группа Информационный лист
1. Прочитайте стихотворение, понятен ли вам смысл выделенных слов?
Детство
Николай Заболоцкий
Огромные глаза, как у нарядной куклы,
Раскрыты широко. Под стрелами ресниц,
Доверчиво-ясны и правильно округлы,
Мерцают ободки младенческих зениц.
2) На что она глядит? И чем необычаен
И сельский этот дом, и сад, и огород,
Где, наклонясь к кустам, хлопочет их хозяин,
И что-то, вяжет там, и режет, и поет?
Два тощих петуха дерутся на заборе,
Шершавый хмель ползет по столбику крыльца.
А девочка глядит. И в
этом чистом взоре
Отображен весь мир до самого конца.
Он, этот дивный мир, поистине впервые
Очаровал ее, как чудо из чудес,
И в глубь души ее, как спутники живые,
Вошли и этот дом, и этот сад, и лес.
И много минет дней. И боль сердечной смуты
И счастье к ней придет. Но и жена, и мать,
Она блаженный смысл короткой той минуты
Вплоть до седых волос всё будет вспоминать.
2. Прочитайте 2 строфу. Распределите роли. Выполните задания.
Информаторы
- С помощью онлайн - словаря найдите и запишите значение выделенных слов:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аналитики
- Найдите и подчеркните, что видит девочка?
- О чём говорит эта картина?
картины?
Корректоры - расставьте во второй строфе паузы (/, //), подчеркните слова (__________), на которые падают логические ударения.
Комментатор представит работу группы.
Диктор прочитает выразительно вторую строфу.
Словарь настроений
РАДОСТНОЕ СПОКОЙНОЕ ТРЕВОЖНОЕ ПЕЧАЛЬНОЕ ВОСХИЩЁННОЕ
3 группа Информационный лист
1. Прочитайте стихотворение, понятен ли вам смысл выделенных слов?
Детство
Николай Заболоцкий
Огромные глаза, как у нарядной куклы,
Раскрыты широко. Под стрелами ресниц,
Доверчиво-ясны и правильно округлы,
Мерцают ободки младенческих зениц.
На что она глядит? И чем необычаен
И сельский этот дом, и сад, и огород,
Где, наклонясь к кустам, хлопочет их хозяин,
И что-то, вяжет там, и режет, и поет?
3) Два тощих петуха дерутся на заборе,
Шершавый хмель ползет по столбику крыльца.
А девочка глядит. И в этом чистом взоре
Отображен весь мир до самого конца.
Он, этот дивный мир, поистине впервые
Очаровал ее, как чудо из чудес,
И в глубь души ее, как спутники живые,
Вошли и этот дом, и этот сад, и лес.
И много минет дней. И боль сердечной смуты
И счастье к ней придет. Но и жена, и мать,
Она блаженный смысл короткой той минуты
Вплоть до седых волос всё будет вспоминать.
2. Прочитайте 3 строфу. Распределите роли. Выполните задания.
Информаторы
- С помощью онлайн - словаря найдите и запишите значение выделенных слов:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аналитики - найдите выразительные средства в 3 строфе, выделив их жирным шрифтом
1) Метафора: ___________________________________________________________
2) Олицетворения: _______________________________________________________
- Какие картины рисует поэт? Подчеркните.
- Каким общим выражением все эти картины называет автор?
автор?
Корректоры - расставьте в третьей строфе паузы (/, //), подчеркните слова (__________), на которые падают логические ударения.
Комментатор представит работу группы.
Диктор прочитает выразительно третью строфу.
Словарь настроений
РАДОСТНОЕ СПОКОЙНОЕ ТРЕВОЖНОЕ ПЕЧАЛЬНОЕ ВОСХИЩЁННОЕ
4 группа Информационный лист
1. Прочитайте стихотворение, понятен ли вам смысл выделенных слов?
Детство
Николай Заболоцкий
Огромные глаза, как у нарядной куклы,
Раскрыты широко. Под стрелами ресниц,
Доверчиво-ясны и правильно округлы,
Мерцают ободки младенческих зениц.
На что она глядит? И чем необычаен
И сельский этот дом, и сад, и огород,
Где, наклонясь к кустам, хлопочет их хозяин,
И что-то, вяжет там, и режет, и поет?
Два тощих петуха дерутся на заборе,
Шершавый хмель ползет по столбику крыльца.
А девочка глядит. И в
этом чистом взоре
Отображен весь мир до самого конца.
4) Он, этот дивный мир, поистине впервые
Очаровал ее, как чудо из чудес,
И в глубь души ее, как спутники живые,
Вошли и этот дом, и этот сад, и лес.
И много минет дней. И боль сердечной смуты
И счастье к ней придет. Но и жена, и мать,
Она блаженный смысл короткой той минуты
Вплоть до седых волос всё будет вспоминать.
2. Прочитайте 4 строфу. Распределите роли. Выполните задания.
Информаторы
- С помощью онлайн - словаря найдите и запишите значение выделенных слов:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аналитики - найдите выразительные средства в 4 строфе, выделив их жирным шрифтом
1) Эпитеты: _____________________________________________________________
2) Сравнения: ___________________________________________________________
3) Олицетворения: _______________________________________________________
Корректоры - расставьте в четвёртой строфе паузы (/, //), подчеркните слова (__________), на которые падают логические ударения.
Комментатор представит работу группы.
Диктор прочитает выразительно четвёртую строфу.
Словарь настроений
РАДОСТНОЕ СПОКОЙНОЕ ТРЕВОЖНОЕ ПЕЧАЛЬНОЕ ВОСХИЩЁННОЕ
5 группа Информационный лист
1. Прочитайте стихотворение, понятен ли вам смысл выделенных слов?
Детство
Николай Заболоцкий
Огромные глаза, как у нарядной куклы,
Раскрыты широко. Под стрелами ресниц,
Доверчиво-ясны и правильно округлы,
Мерцают ободки младенческих зениц.
На что она глядит? И чем необычаен
И сельский этот дом, и сад, и огород,
Где, наклонясь к кустам, хлопочет их хозяин,
И что-то, вяжет там, и режет, и поет?
Два тощих петуха дерутся на заборе,
Шершавый хмель ползет по столбику крыльца.
А девочка глядит. И в
этом чистом взоре
Отображен весь мир до самого конца.
Он, этот дивный мир, поистине впервые
Очаровал ее, как чудо из чудес,
И в глубь души ее, как спутники живые,
Вошли и этот дом, и этот сад, и лес.
5) И много минет дней. И боль сердечной смуты
И счастье к ней придет. Но и жена, и мать,
Она блаженный смысл короткой той минуты
Вплоть до седых волос всё будет вспоминать.
2. Прочитайте 5 строфу. Распределите роли. Выполните задания.
Информаторы
- С помощью онлайн - словаря найдите и запишите значение выделенных слов:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аналитики
1) Эпитеты: _____________________________________________________________
2) Олицетворения: _______________________________________________________
Корректоры - расставьте в четвёртой строфе паузы (/, //), подчеркните слова (__________), на которые падают логические ударения.
Комментатор представит работу группы.
Диктор прочитает выразительно четвёртую строфу.
Словарь настроений
РАДОСТНОЕ СПОКОЙНОЕ ТРЕВОЖНОЕ ПЕЧАЛЬНОЕ ВОСХИЩЁННОЕ
Карточка
1. Прочитай притчу.
2. Обсуди с товарищем, почему человек бросил богатства и вернулся на Родину? Свои суждения доказывай словами из текста.
Жил Человек там, где родился. И, вот, захотелось
ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну. Отправился Он за тридевять
земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить.
Жилось ему там не хуже, чем в родных
краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды
носил он царские, за столами сиживал богатыми. Но для счастья ему всегда чего-то не хватало. Просила его душа, о чем-то, но понять Он ее не мог и
не знал, чего же ему недостает в тридевятом царстве.
Как-то лунной ночью задумался Человек
над словами незатейливой песенки: «Где
родился – там сгодился».
Затосковал Человек по отчей земле, но
бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог. А тоска все дольше и больше. Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме
родной земли, где стоит дом, им построенный. Бросил Человек тридевятое царство
богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную
сторонушку.
И зазвенели радостным звоном голоса в
душе его, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно
предвкушая Счастье, которое не купишь ни за какие богатства мира.
Это был путь на Родину, дорога к себе
самому!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.