Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», 4 класс.
Оценка 5

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», 4 класс.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
05.12.2017
Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», 4 класс.
Цели урока: - учить понимать смысл поступков, духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои "Сказки…", понимать людей и самих себя, видеть взаимосвязь событий и характеров; - создать условия для формирования умения анализировать текст с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики; - развивать коммуникативные навыки, сопоставлять различные точки зрения, в том числе и авторской, и аргументировать собственные суждения. Для достижения целей урока использована технология проблемного обучения (создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся), развития критического мышления (развитие мышления путем наложения новой информации на жизненный личный опыт и осмысление этой информации с целью самосовершенствования и саморазвития), На уроке дети: - рассматривают иллюстрации сказок А.С. Пушкина, - проговаривают скороговорки, - читают эпиграф, - оценивают поступки героев, - пытаются разобраться чему учит эта сказка, - слушают аудиозапись сказки, - обращаются к толковому словарю, - рассуждают, о том какую мысль пронёс А.С. Пушкин через свою сказку. Ответ на проблемный вопрос урока позволил каждому ученику выразить свое отношение к поступкам героев, пропустить их сквозь собственные нравственные ценности, приобрести для себя социально значимый опыт жизни.
Открытый урок по литер. чтению.docx
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» Тема урока:  (4 д класс) Цели: 1.  Закрепить знания учащихся сказок А.С. Пушкина 2.  Познакомить с историей создания «Сказки о попе…» 3.  Формировать у учащихся тип правильной читательской деятельности 4.  Развивать интерес к чтению, образное мышление, память, речь 5.   Воспитывать уважительное отношение к прошлому своего народа, нравственные  качества личности. Оборудование: Ход урока I. Орг. момент ­ Наш урок мне хочется открыть стихотворением: Все дети мира любят Песни, загадки и пляски, Но нет ничего интересней, Чем наши волшебные сказки. II. Речевая разминка ­ В какой сказке мы окажемся, вы скажете попозже. Посмотрите на доску. (На доске прикреплены иллюстрации сказок А.С. Пушкина) ­ Какие сказки вам знакомы? (Дети называют сказки) ­ Кто написал эти сказки? (А.С. Пушкин) Речевая разминка.  Повторите скороговорку (медленно, хором, затем темп ускоряем.) ­ Променяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят. ­ Пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все. ­ Где происходит действие в скороговорке? (На базаре) ­ В начале какой сказки А.С. Пушкина мы тоже оказываемся на базаре? (В "Сказке  о попе и работнике его Балде") ­ Сформулируйте тему урока. (А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его  Балде») ­ Сегодня мы окунёмся в замечательный мир сказок А.С. Пушкина. К уроку я  подобрала эпиграф (читаем вместе…) Сказка ­ ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. III. Постановка проблемы ­ Какая идея заключена в эпиграфе? (Оценивая поступки героев; мы узнаем, чему  учит эта сказка) ­ Сказка была написана 1830 году. При жизни поэта сказка не печаталась.  Впервые она была напечатана В.А. Жуковским в 1840 году. Но по цензурным причинам Жуковский заменил попа на купца. Сказка начиналась так: «Жил­был  купчина Кузьма Остолоп // По прозванию Осиновый­Лоб», далее всюду «поп»  был заменён на «Кузьму». Только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений  сказка была напечатана по рукописи Александра Сергеевича.   IV. Работа над темой урока. Послушайте сказку (звучит аудиозапись сказки) ­ Какая это сказка? ­ авторская, бытовая. ­ "Сказка о…" – прямая наследница народной сказки. Она написана ярким,  выразительным, простым, близким к народной речи языком. Вы прочитали дома  сказку, прослушали в классе. Какие слова вам были не понятны? (Дети называют  слова) 1. Словарная работа. Давайте прочитаем значение некоторых таких слов. Оброк – денежный или натуральный сбор. Супостат – противник, враг Толоконный – глупый. Полба – колосовое растенье между пшеницей и ячменём, каша из нее. Розь – разные, различные Подворье – дом с хозяйственными постройками Авось – удача, счастливый случай Базар – торговля на открытом месте 2.Физминутка.  3. Работа над образами героев. ­ Назовём героев сказки. А в этом нам поможет игра «Расшифруй имена героев  сказок» Дети разделены на группы. Каждой группе раздаются корзинки, в которой  находятся буквы, прищепки и картон. Группе предлагается расшифровать имя  героя сказки (Балда, поп, попадья, попёнок, бес, бесёнок), прикрепляя буквы  прищепками на картон.  У одного героя есть интересное имя, не Федул, не Иван­ дурак, как народных  сказках. Почему автор даёт ему имя Балда? С помощью имя автор уже создаёт  образ. Обратимся к словарю. Слово балда имеет два значения: 1).бран., прост. "бестолковый, глупый человек"; 2). спец. "тяжелый кузнечный молот". В говорах балдА ­ «долговязый и неуклюжий дурень» У Пушкина Балда ­ личное имя, возможно, под влиянием многочисленных сказок о  глупцах пушкинского Балду стали смешивать с дурнем народной сказки. ­ А мы каким видим Балду? (весёлый, трудолюбивый, уверенный, смелый,  находчивый) ­ Что на базаре делал Балда? (Ходит без дела, может и денег нет у него.) ­ С какой целью отправился поп на базар? (Искать работника) ­ Какого работника ищет поп? Прочитайте. «Не слишком дорогого» ­ Почему Балда согласен работать за проживание, пищу и 3 щелка? (хотел  проучить, возможно ему негде жить) ­ Поп сразу согласился? Прочитайте. «Призадумался поп, стал себе почёсывать  лоб …» ­ Чего поп боится? (Расплаты) ­ Что заставляет попа согласиться на эти условия? ­ На что понадеялся поп? Прочитайте. «На русский авось» ­ Каким автор изображает попа?  ­ Как проявил себя Балда в поповском доме? (Веселый, трудолюбивый, уверенный) ­ Всем Балда нравится (Попадье, попёнку), а каким показан поп? (Трусливый,  глупым, жадным)  ­Какую службу заказал поп Балде? (невыполнимую, набожный человек не станет  водиться с нечистой силою) ­Какие черты проявил герой в этой ситуации? (смелость, верен своему слову,  "Буду служить…")  – Появляются новые герои  в сказке – бесы. Это злая нечистая сила.  Но Балда вступает с ними в борьбу и побеждает их. Прочитайте. (Вот из моря вылез старый Бес: «Зачем ты, Балда, к нам залез?» ************************** Экого послали супостата! Подожди­ка моего меньшого брата».) ­ Какие человеческие качества помогли Балде победить? (ум, смекалка,  находчивость)  ­ Прочитайте. Каким автор показывает бесёнка? (жалкий, глупый, наивный)  ­ Прочитайте. Как Балда вернулся с победой. Почему он рад? (всё получилось,  накажет попа) ­ Прочитайте. Как ведет себя поп видя Балду? (боится?) Почему? (Балда –  сильный, молодой, здоровый парень) 4. Ответ на основной вопрос урока ­ Какими словами автор заканчивает сказку? «Не гонялся бы ты, поп, за  дешевизной» ­ Какой хотел дать урок автор? (Сказка учит не жить за чужой счет, быть  трудолюбивым и щедрым.) ­ Назовите основной закон сказки. (В сказках добро побеждает зло). ­ В чьём лице изобразил добро и зло Пушкин?                    (Зло ­ в лице ленивого и жадного попа.                   Добро ­ в лице веселого и трудолюбивого Балды.) ­Добро победило зло? (да) ­ А почему нам не весело? ­ На протяжении всей сказки автор говорит: " Поп ",­ и только один раз в конце –  "старик". Какие чувства вызывает само слово старик? (жалость, беспомощность,  слабость) ­Подтвердите текстом настроение автора, о его отношении к попу (…Вышибло ум у старика…) ­А правильно поступил Балда?  Должен ли так поступать идеальный герой?  Можно было простить попа и не проявлять жестокость или надо было проучить  попа? Поп уже себя наказал. Он всё это время жил в страхе. Найдите слова в  начале текста. (Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит: Лоб у него заранее трещит.) ­ Не только в этой сказке Пушкин даёт нам помыслить о милосердии и прощении.  Приведите примеры. VI. Итог урока. Вернёмся к эпиграфу. ­ Какую мысль пронёс Пушкин через эти сказки? (умейте прощать, но прощение не должно превращаться в покорность). ­ А вы согласны с этим утверждением? Почему? (Зло порождает зло.) ­ А в реальной жизни? ­ Так какими нужно быть злыми или добрыми? ­ Какие УУД формировали? (Самостоятельно высказывали предположения. Перерабатывали информацию  (давали характеристику каждому герою). Работали с информацией из словарей.) VII. Домашнее задание. Найдите в сказке пословицы и поговорки. Запишите их. Ест за четверых, работает за семерых. Думу думать. Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив. На русский авось Попляши­ка ты под нашу балалайку.

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», 4 класс.

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», 4 класс.

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», 4 класс.

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», 4 класс.

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», 4 класс.

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», 4 класс.

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», 4 класс.

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», 4 класс.

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», 4 класс.

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», 4 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2017