В. П. АСТАФЬЕВ «СТРИЖОНОК СКРИП».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Педагогические задачи: прививать интерес к чтению; учить приемам, способствующим отработке умения выразительно читать, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; расширять кругозор учащихся; развивать наблюдательность, любознательность; помочь открывать «тайны» природы
Иконка файла материала Урок 72 02.docx
У р о к   7 2       0 2 . 0 3     В. П. АСТАФЬЕВ «СТРИЖОНОК СКРИП». Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: прививать интерес к чтению; учить приемам, способствующим отработке умения  выразительно читать, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова,  соблюдая паузы между предложениями и частями текста; расширять кругозор учащихся; развивать  наблюдательность, любознательность; помочь открывать «тайны» природы  Предметные: п о з н а к о м я т с я  с  произведением  В. П. Астафьева «Стрижонок  Скрип»;  н а у ч а т с я :  анализировать  поступки героев, давать  характеристику; вести внутренний и внешний диалог как необходимое и  достаточное условие развития  творческих способностей детей,  задавать вопросы: креативные,  когнитивные, экстенсивные,  доказывать или опровергать  утверждения, аргументировать  свою точку зрения П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы Метапредметные: Познавательные: сравнивать мотивы поступков  героев из одного литературного произведения,  выявлять особенности их поведения в  зависимости от мотива. Регулятивные: формулировать учебную задачу  урока в мини­группе (паре), принимать ее,  сохранять на протяжении всего урока,  периодически сверяя свои учебные действия с  заданной задачей. Коммуникативные: вырабатывать в группе или  паре критерии оценивания выполнения того или  иного задания (упражнения); оценивать  достижения участников групповой или парной  работы по выработанным критериям О б о р у д о в а н и е :   у ч е б н и к О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Личностные:  осознавать  эстетическую ценность  произведения,  проявляющуюся в  оригинальности и  индивидуальности  авторского  мировоззрения;  осознавать, что  благодаря  использованию  изобразительно­ выразительных средств  автор проявляет  собственные чувства и  отношение к героям  своих произведений Этап урока I.  Актуализация опорных  знаний. Проверка  домашнего  задания II. Сообщение темы урока.  Определение  целей урока III.  Подготовка к  восприятию  произведения. Знакомство  Содержание деятельности учителя Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Посмотрите, сколько замечательных, удивительных «гостей» у нас сегодня на уроке. Обо  всех них, об их характерах, привычках, вкусах, мечтах мы узнаем, прочитав рассказы Е. И.  Чарушина.  Далее учитель отбирает те книги, в которых иллюстрации выполнены автором.  – Рисунки в этих книгах (показ) выполнены самим Е. И. Чарушиным.  – Глядя на рисунки, что вы можете сказать о человеке, который их выполнил?  – Какими вам представляются животные, изображенные Евгением Чарушиным?  – О ком бы вы хотели прочитать на уроке?  – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в  тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией В. П. Астафьева Рассказывает о творчестве В. П. Астафьева, свой рассказ сопровождает показом его  портрета. – Виктор Петрович Астафьев стал писать после войны, а о том, что побудило его это сделать,  он сам вспоминал так: «После войны занимался в литературном кружке одной уральской  газеты. Там я прослушал однажды рассказ кружковца, который взбесил меня надуманностью иЭтап урока с биографией  автора IV. Работа  над  содержанием  текста. Работа с  толковым  словарем. Первичное  чтение произ­ ведения V. Повторное  чтение и  анализ  произведения Содержание деятельности учителя фальшью. Тогда я написал рассказ о своем фронтовом друге». Большинство произведений В.  Астафьева о войне и… о природе. Его произведения отличает искренность и правдивость. С  повестями, романами В. Астафьева вы познакомитесь позже, а его рассказы о природе  «Капалуха», «Пищуженец» вам уже известны.  А сегодня нас ждет встреча с маленьким, но очень любознательным стрижонком по имени  Скрип  Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по  толковому словарю. – Подберите синонимы к словам «мерцала», «серьезный», «угревшись», «потухло». – Подберите антонимы к словам «мерцала», «строгий», «тревога». Учитель читает рассказ В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип».  – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения. – Какими вы представили себе стрижат?  – Какова мама­стрижиха?  – Что вы узнали о жизни стрижей из рассказа?  – Так кто же был стрижонок Скрип? – Как сложилось его детство? – Какое чувство пробудила в вас эта история?  – Что понравилось вам в этой истории? – А я обратила внимание на то, как мама заботливо ухаживала за своими детьми. Она была  большая труженица. Я подумала о дальнейшей судьбе Скрипа. Мне кажется, он вырастет  сильным и вернется назад в свое гнездо. Жаль маму, жаль и неопытного стрижонка, но он не  один. Вот это важно. Он всегда найдет поддержку у стаи Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.  Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.  – Как родился стрижонок? – Какие слова автор употребляет?  – Прочитайте, как повел себя стрижонок? – Хорошо ли ему было в гнездышке? Зачитайте отрывок. – Прочитайте отрывок о том, как вели себя птенцы без мамы? – Зачем улетела мама? – Понравилась ли стрижонку капелька дождя? – А как вела себя мама?  – Вот мы с вами прочитали первую часть рассказа и увидели, что в ней тоже есть маленькие  законченные смысловые части.  – За что мама­стрижиха наказывала Скрипа?  – Когда Скрипу становилось жутко? Почему? Как об этом сказано в рассказе? Прочитайте.  – Какова стрижиная стая? Прочитайте, как о ней говорит писатель.  – Какие чувства вы пережили?  – Какой оказалась стрижиная стая?  – Что нового узнали о жизни стрижей?  – Прочитайте о том, как стрижи учат своих птенцов летать.  – Что пережил Скрип во время «учебных полетов»? – Какая беда приключилась со Скрипом?  – Как он вышел из этого положения? Как это его характеризует?  – Что понял Скрип? Чему научился?  – Как изменился Скрип? Прочитайте.  – Как вы понимаете слова: «Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето…». Проводит графический диктант.Этап урока Содержание деятельности учителя – Если высказывание верное, то поставьте знак «+». Если высказывание неверное, то знак «–». Высказывание Ответ Стрижонок вылупился из яичка в темном гнезде и удивленно пискнул Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала ее Скрипу – первому  стрижонку Понял стрижонок, какая у них серьезная и строгая мама Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало Скрип был любопытный стрижонок Однажды мама­стрижиха вылетела на битву с врагом – разбойником  коршуном Стрижи – очень дружный народ Скрип сразу сделал себе глубокую норку Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето – + + – + – + – + – Поменяйтесь тетрадямими в паре, проверим работу. – Какие пословицы подходят к рассказу? •  Один за всех, все за одного. •  Мир не без добрых людей. •  Учись смолоду – пригодится в старости. •  Делу – время, потехе – час. •  Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота VI. Домашнее задание Объясняет домашнее задание.  Выписать эпитеты, использованные для описания лебедей и стрижей из произведения  «Приемыш»  Д. Н. Мамина­Сибиряка и «Стрижонок Скрип»  В. П. Астафьева. Взять в библиотеке книги рассказов М. Пришвина, В. Бианки, Е.  Чарушина, принести их на урок  VII. Итог  урока.  Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения.  Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Что вы открыли для себя, читая рассказ В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»?  – Что вы чувствовали, переживали?  – Изменил ли что­то в вас наш урок?  – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя