Педагогические задачи: прививать интерес к чтению; учить приемам, способствующим отработке умения выразительно читать, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; расширять кругозор учащихся; развивать наблюдательность, любознательность; помочь открывать «тайны» природы
У р о к 7 2 0 2 . 0 3 В. П. АСТАФЬЕВ «СТРИЖОНОК СКРИП».
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: прививать интерес к чтению; учить приемам, способствующим отработке умения
выразительно читать, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова,
соблюдая паузы между предложениями и частями текста; расширять кругозор учащихся; развивать
наблюдательность, любознательность; помочь открывать «тайны» природы
Предметные:
п о з н а к о м я т с я с
произведением
В. П. Астафьева «Стрижонок
Скрип»;
н а у ч а т с я : анализировать
поступки героев, давать
характеристику; вести внутренний и
внешний диалог как необходимое и
достаточное условие развития
творческих способностей детей,
задавать вопросы: креативные,
когнитивные, экстенсивные,
доказывать или опровергать
утверждения, аргументировать
свою точку зрения
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Метапредметные:
Познавательные: сравнивать мотивы поступков
героев из одного литературного произведения,
выявлять особенности их поведения в
зависимости от мотива.
Регулятивные: формулировать учебную задачу
урока в минигруппе (паре), принимать ее,
сохранять на протяжении всего урока,
периодически сверяя свои учебные действия с
заданной задачей.
Коммуникативные: вырабатывать в группе или
паре критерии оценивания выполнения того или
иного задания (упражнения); оценивать
достижения участников групповой или парной
работы по выработанным критериям
О б о р у д о в а н и е : у ч е б н и к
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Личностные:
осознавать
эстетическую ценность
произведения,
проявляющуюся в
оригинальности и
индивидуальности
авторского
мировоззрения;
осознавать, что
благодаря
использованию
изобразительно
выразительных средств
автор проявляет
собственные чувства и
отношение к героям
своих произведений
Этап урока
I.
Актуализация
опорных
знаний.
Проверка
домашнего
задания
II. Сообщение
темы урока.
Определение
целей урока
III.
Подготовка к
восприятию
произведения.
Знакомство
Содержание деятельности учителя
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Посмотрите, сколько замечательных, удивительных «гостей» у нас сегодня на уроке. Обо
всех них, об их характерах, привычках, вкусах, мечтах мы узнаем, прочитав рассказы Е. И.
Чарушина.
Далее учитель отбирает те книги, в которых иллюстрации выполнены автором.
– Рисунки в этих книгах (показ) выполнены самим Е. И. Чарушиным.
– Глядя на рисунки, что вы можете сказать о человеке, который их выполнил?
– Какими вам представляются животные, изображенные Евгением Чарушиным?
– О ком бы вы хотели прочитать на уроке?
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова.
– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
– Как вы думаете, о чем это произведение?
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в
тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией В. П. Астафьева
Рассказывает о творчестве В. П. Астафьева, свой рассказ сопровождает показом его
портрета.
– Виктор Петрович Астафьев стал писать после войны, а о том, что побудило его это сделать,
он сам вспоминал так: «После войны занимался в литературном кружке одной уральской
газеты. Там я прослушал однажды рассказ кружковца, который взбесил меня надуманностью иЭтап урока
с биографией
автора
IV. Работа
над
содержанием
текста.
Работа с
толковым
словарем.
Первичное
чтение произ
ведения
V. Повторное
чтение и
анализ
произведения
Содержание деятельности учителя
фальшью. Тогда я написал рассказ о своем фронтовом друге». Большинство произведений В.
Астафьева о войне и… о природе. Его произведения отличает искренность и правдивость. С
повестями, романами В. Астафьева вы познакомитесь позже, а его рассказы о природе
«Капалуха», «Пищуженец» вам уже известны.
А сегодня нас ждет встреча с маленьким, но очень любознательным стрижонком по имени
Скрип
Проводит словарную работу.
– Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по
толковому словарю.
– Подберите синонимы к словам «мерцала», «серьезный», «угревшись», «потухло».
– Подберите антонимы к словам «мерцала», «строгий», «тревога».
Учитель читает рассказ В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип».
– От чьего лица ведется рассказ?
– Назовите героев произведения.
– Какими вы представили себе стрижат?
– Какова мамастрижиха?
– Что вы узнали о жизни стрижей из рассказа?
– Так кто же был стрижонок Скрип?
– Как сложилось его детство?
– Какое чувство пробудила в вас эта история?
– Что понравилось вам в этой истории?
– А я обратила внимание на то, как мама заботливо ухаживала за своими детьми. Она была
большая труженица. Я подумала о дальнейшей судьбе Скрипа. Мне кажется, он вырастет
сильным и вернется назад в свое гнездо. Жаль маму, жаль и неопытного стрижонка, но он не
один. Вот это важно. Он всегда найдет поддержку у стаи
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– Как родился стрижонок?
– Какие слова автор употребляет?
– Прочитайте, как повел себя стрижонок?
– Хорошо ли ему было в гнездышке? Зачитайте отрывок.
– Прочитайте отрывок о том, как вели себя птенцы без мамы?
– Зачем улетела мама?
– Понравилась ли стрижонку капелька дождя?
– А как вела себя мама?
– Вот мы с вами прочитали первую часть рассказа и увидели, что в ней тоже есть маленькие
законченные смысловые части.
– За что мамастрижиха наказывала Скрипа?
– Когда Скрипу становилось жутко? Почему? Как об этом сказано в рассказе? Прочитайте.
– Какова стрижиная стая? Прочитайте, как о ней говорит писатель.
– Какие чувства вы пережили?
– Какой оказалась стрижиная стая?
– Что нового узнали о жизни стрижей?
– Прочитайте о том, как стрижи учат своих птенцов летать.
– Что пережил Скрип во время «учебных полетов»?
– Какая беда приключилась со Скрипом?
– Как он вышел из этого положения? Как это его характеризует?
– Что понял Скрип? Чему научился?
– Как изменился Скрип? Прочитайте.
– Как вы понимаете слова: «Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето…».
Проводит графический диктант.Этап урока
Содержание деятельности учителя
– Если высказывание верное, то поставьте знак «+». Если высказывание неверное, то знак «–».
Высказывание
Ответ
Стрижонок вылупился из яичка в темном гнезде и удивленно пискнул
Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала ее Скрипу – первому
стрижонку
Понял стрижонок, какая у них серьезная и строгая мама
Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало
Скрип был любопытный стрижонок
Однажды мамастрижиха вылетела на битву с врагом – разбойником
коршуном
Стрижи – очень дружный народ
Скрип сразу сделал себе глубокую норку
Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето
–
+
+
–
+
–
+
–
+
– Поменяйтесь тетрадямими в паре, проверим работу.
– Какие пословицы подходят к рассказу?
• Один за всех, все за одного.
• Мир не без добрых людей.
• Учись смолоду – пригодится в старости.
• Делу – время, потехе – час.
• Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота
VI. Домашнее
задание
Объясняет домашнее задание.
Выписать эпитеты, использованные для описания лебедей и стрижей из произведения
«Приемыш»
Д. Н. МаминаСибиряка и «Стрижонок Скрип»
В. П. Астафьева. Взять в библиотеке книги рассказов М. Пришвина, В. Бианки, Е.
Чарушина, принести их на урок
VII. Итог
урока.
Рефлексия
Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения.
Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Что вы открыли для себя,
читая рассказ В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»?
– Что вы чувствовали, переживали?
– Изменил ли чтото в вас наш урок?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя