Педагогические задачи: показать особое отношение писателя к животным; учить читательской самостоятельности; развивать навык беглого, сознательного выразительного чтения, учить делить текст на логические законченные части; содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления, умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать; создать условия для эмоционально-эстетического воспитания любви к природе; учить понимать «братьев наших меньших»
У р о к 7 1 . 01.03 Е. И. ЧАРУШИН «КАБАН». ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: показать особое отношение писателя к животным; учить читательской
самостоятельности; развивать навык беглого, сознательного выразительного чтения, учить делить текст на
логические законченные части; содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной
работой мышления, умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать; создать условия
для эмоциональноэстетического воспитания любви к природе; учить понимать «братьев наших меньших»
Предметные:
п о з н а к о м я т с я с
произведением Е. И.
Чарушина «Кабан»;
н а у ч а т с я : выделять
события, составляющие
основу художественного
произведения, определять
тему и главную мысль
произведения, пересказывать
текст, делить текст на
смысловые части, составлять
его простой план
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Метапредметные:
Познавательные: анализировать литературный текст
с опорой на систему вопросов учителя (учебника),
выявлять основную мысль произведения,
формулировать ее на уровне обобщения в совместной
коллективной деятельности.
Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения
(бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и
назначение позитивных установок на успешную
работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке,
проговаривая во внешней речи.
Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для
доказательства своей точки зрения; осознавать цель
своего высказывания
О б о р у д о в а н и е : у ч е б н и к
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Личностные:
осознавать эстетическую
ценность произведения,
проявляющуюся в
оригинальности и
индивидуальности
авторского
мировоззрения;
осознавать, что
благодаря использованию
изобразительно
выразительных средств
автор проявляет
собственные чувства и
отношение к героям
своих произведений
Этап урока Содержание деятельности учителя
I.
Организация
начала
урока
Проверка готовности к уроку.– Проверим готовность к уроку.
– C каким настроением вы сегодня пришли в школу?
– Попробуйте передать свое настроение при помощи цвета. Выберите цветной мелок и закрасьте
один лепесток своего дивного цветка. Какие цвета вы выбрали?
– Можно сказать, что весна разноцветна
II.
Актуализаци
я опорных
знаний.
Проверка
домашнего
задания
III.
Сообщение
темы урока.
Определение
целей урока
IV.
Подготовка
к
восприятию
произведени
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе
– Продолжат раздел «Природа и мы» произведения Евгения Ивановича Чарушина.
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова.
– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
– Как вы думаете, о чем это произведение?
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в
тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Е. И. Чарушина
Рассказывает о творчестве Е. И. Чарушина, свой рассказ сопровождает показом его
портрета.
– Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека?
– Кем он может быть по профессии? Может он быть писателем или художником?
– Е. И. Чарушин не только изучал повадки, характеры животных, понимал их и любил, но умелЭтап урока Содержание деятельности учителя
я.
Знакомство
с биографией
Е. И. Чару
шина
очень интересно рассказать об увиденном.
Читая рассказы Е. И. Чарушина, невольно чувствуешь себя участником событий, а рассматривая
рисунки животных, выполненные писателем и художником Е. И. Чарушиным, видишь воочию и
маленьких медвежатсирот, которых привезли в зоопарк, где ухаживали за ними, как за
маленькими детьми, и понятливого щенка Томку, который, как и люди, видел сны, и ловкого
кота Епифана, который помогал нести службу старому бакенщику, и многихмногих других
таких интересных и разных героев Евгения Ивановича Чарушина
V. Работа
над
содержание
м текста.
Работа с
толковым
словарем.
Первичное
чтение
произведения
Проводит словарную работу.
– Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по
толковому словарю.
Работают с толковым словарем. Баловство – шалость.
Унимать – успокаивать.
Сшибить – сразить, побить, уронить.
Сопеть – издавать носом свистящие, сиплые звуки.
Гуськом – один вслед за другим, вереницей.
Зоосад – зоологический сад, в котором живут животные и птицы.
Студень – холодец.
Зуд – болезненнощекочущее раздражение кожи, вызывающее потребность чесать раздраженное
место.
Небоскреб – высокий дом.
Буянить – скандалить, буйствовать.
Марал – крупный олень, распространенный в Саянах, на ТяньШане и Джунгарском Алатау, у
самцов – большие ветвистые рога; разводят в питомниках для получения пантов.
– Замените слово «начальник» противоположным по значению.
– Что вы знаете о кабанах?
– Мы прочитаем рассказ о том, как однажды писатель рисовал животных в зоопарке, и узнаем,
что с ним приключилось.
Учитель читает рассказ Е. И. Чарушина «Кабан».
– Что нового узнали? Чему учит это произведение?
– От чьего лица ведется рассказ?
– Назовите героев произведения.
– Кто из обитателей зоопарка вам понравился больше всего? Чем?
– Каким вы его себе представили?
– Каким настроением наполнен рассказ?
– Какое, повашему, это произведение: грустное или веселое? Почему вы так считаете?
– Соответствует ли название рассказа его содержанию?
– Было ли вам страшно за автора? В какой момент? Найдите эти строки, прочитайте.
– А в какой момент стало страшно автору?
– Кто испугал автора? Сравним, оправдался ли наш прогноз?
– Почему Е. И. Чарушин назвал рассказ именно так?
– Кабан – страшный зверь? Почему автор его испугался?
– Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как автор.
– Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?
VI.
Повторное
чтение и
анализ
произведени
я
Организует повторное (выборочное) чтение и обсуждение содержания произведения.
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– Где и когда происходят эти события?
– Зачем автор пришел в зоосад? Какие животные там жили?
– Как автор описывает животных? Прочитайте этот отрывок в тексте.
– Что же напугало автора?
– Найдите отрывок в рассказе, который подтверждает ваш ответ.
– Прочитайте отрывок, как автор описывает кабанов.
– Какие чувства могли бы быть у вас в такой ситуации?
– Как повел себя автор в такой обстановке?Этап урока Содержание деятельности учителя
– Чего устыдился Чарушин?
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
– Кто изображен на этой иллюстрации?
– Какой эпизод изобразил художник? Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.
– Какими художник изобразил кабанов?
– Как вы думаете, какие чувства испытывает сейчас Чарушин?
– Как это изобразил художник?
– Теперь давайте попробуем представить себя на месте Чарушина. Представьте, что вы сами
оказались в такой ситуации.
– Давайте попробуем выразительно прочитать понравившийся вам отрывок.
– Какие пословицы подходят к этому рассказу?
• У страха глаза велики.
• Трусливому зайцу и пень волк.
• Волков бояться – в лес не ходить.
• Трус своей тени боится.
• Кто дрожит – тот и бежит.
– Какой порок высмеивают пословицы?
Объясняет домашнее задание.
Перечитать рассказ Е. И. Чарушина «Кабан». Нарисовать того животного из рассказа, который
особенно понравился; принести на следующий урок книги с рассказами Е. И. Чарушина.
Прочитать один из рассказов Е. И. Чарушина (по выбору)
Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Учитель
предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет
задуматься?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените
себя
VII.
Домашнее
задание
VIII. Итог
урока.
Рефлексия