Е. И. ЧАРУШИН «КАБАН».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Педагогические задачи: показать особое отношение писателя к животным; учить читательской самостоятельности; развивать навык беглого, сознательного выразительного чтения, учить делить текст на логические законченные части; содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления, умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать; создать условия для эмоционально-эстетического воспитания любви к природе; учить понимать «братьев наших меньших»
Иконка файла материала Урок 71 01.docx
У р о к   7 1 . 01.03  Е. И. ЧАРУШИН «КАБАН». ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ  Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: показать особое отношение писателя к животным; учить читательской  самостоятельности; развивать навык беглого, сознательного выразительного чтения, учить делить текст на  логические законченные части; содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной  работой мышления, умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать; создать условия  для эмоционально­эстетического воспитания любви к природе; учить понимать «братьев наших меньших»  Предметные: п о з н а к о м я т с я  с  произведением Е. И.  Чарушина «Кабан»;  н а у ч а т с я :   выделять  события, составляющие  основу художественного  произведения, определять  тему и главную мысль  произведения, пересказывать текст, делить текст на  смысловые части, составлять его простой план П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст  с опорой на систему вопросов учителя (учебника),  выявлять основную мысль произведения,  формулировать ее на уровне обобщения в совместной  коллективной деятельности. Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения  (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и  назначение позитивных установок на успешную  работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке,  проговаривая во внешней речи. Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознавать цель  своего высказывания О б о р у д о в а н и е :   у ч е б н и к   О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Личностные:  осознавать эстетическую  ценность произведения,  проявляющуюся в  оригинальности и  индивидуальности  авторского  мировоззрения;  осознавать, что  благодаря использованию изобразительно­ выразительных средств  автор проявляет  собственные чувства и  отношение к героям  своих произведений Этап урока Содержание деятельности учителя I.  Организация начала  урока Проверка готовности к уроку.– Проверим готовность к уроку. – C каким настроением вы сегодня пришли в школу?  – Попробуйте передать свое настроение при помощи цвета. Выберите цветной мелок и закрасьте  один лепесток своего дивного цветка. Какие цвета вы выбрали?  – Можно сказать, что весна разноцветна II.  Актуализаци я опорных  знаний. Проверка  домашнего  задания III.  Сообщение  темы урока.  Определение целей урока IV.  Подготовка  к  восприятию  произведени Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе – Продолжат раздел «Природа и мы» произведения Евгения Ивановича Чарушина.  – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в  тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Е. И. Чарушина Рассказывает о творчестве Е. И. Чарушина, свой рассказ сопровождает показом его  портрета. – Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека? – Кем он может быть по профессии? Может он быть писателем или художником? – Е. И. Чарушин не только изучал повадки, характеры животных, понимал их и любил, но умелЭтап урока Содержание деятельности учителя я.  Знакомство  с биографией Е. И. Чару­ шина очень интересно рассказать об увиденном.  Читая рассказы Е. И. Чарушина, невольно чувствуешь себя участником событий, а рассматривая  рисунки животных, выполненные писателем и художником Е. И. Чарушиным, видишь воочию и  маленьких медвежат­сирот, которых привезли в зоопарк, где ухаживали за ними, как за  маленькими детьми, и понятливого щенка Томку, который, как и люди, видел сны, и ловкого  кота Епифана, который помогал нести службу старому бакенщику, и многих­многих других  таких интересных и разных героев Евгения Ивановича Чарушина  V. Работа  над  содержание м текста. Работа с  толковым  словарем. Первичное  чтение  произведения Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по  толковому словарю. Работают с толковым словарем. Баловство – шалость. Унимать – успокаивать. Сшибить – сразить, побить, уронить. Сопеть – издавать носом свистящие, сиплые звуки. Гуськом – один вслед за другим, вереницей. Зоосад – зоологический сад, в котором живут животные и птицы. Студень – холодец. Зуд – болезненно­щекочущее раздражение кожи, вызывающее потребность чесать раздраженное  место. Небоскреб – высокий дом. Буянить – скандалить, буйствовать. Марал – крупный олень, распространенный в Саянах, на Тянь­Шане и Джунгарском Алатау, у  самцов – большие ветвистые рога; разводят в питомниках для получения пантов. – Замените слово «начальник» противоположным по значению. – Что вы знаете о кабанах? – Мы прочитаем рассказ о том, как однажды писатель рисовал животных в зоопарке, и узнаем,  что с ним приключилось.  Учитель читает рассказ Е. И. Чарушина «Кабан».  – Что нового узнали? Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения. – Кто из обитателей зоопарка вам понравился больше всего? Чем?  – Каким вы его себе представили?  – Каким настроением наполнен рассказ?  – Какое, по­вашему, это произведение: грустное или веселое? Почему вы так считаете? – Соответствует ли название рассказа его содержанию? – Было ли вам страшно за автора? В какой момент? Найдите эти строки, прочитайте. – А в какой момент стало страшно автору? – Кто испугал автора? Сравним, оправдался ли наш прогноз? – Почему Е. И. Чарушин назвал рассказ именно так? – Кабан – страшный зверь? Почему автор его испу­гался? – Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как автор. – Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему? VI.  Повторное  чтение и  анализ  произведени я Организует повторное (выборочное) чтение и обсуждение содержания произведения.  Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.  – Где и когда происходят эти события? – Зачем автор пришел в зоосад? Какие животные там жили? – Как автор описывает животных? Прочитайте этот отрывок в тексте. – Что же напугало автора? – Найдите отрывок в рассказе, который подтверждает ваш ответ. – Прочитайте отрывок, как автор описывает кабанов. – Какие чувства могли бы быть у вас в такой ситуации? – Как повел себя автор в такой обстановке?Этап урока Содержание деятельности учителя – Чего устыдился Чарушин? – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. – Кто изображен на этой иллюстрации? – Какой эпизод изобразил художник? Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте. – Какими художник изобразил кабанов? – Как вы думаете, какие чувства испытывает сейчас Чарушин? – Как это изобразил художник? – Теперь давайте попробуем представить себя на месте Чарушина. Представьте, что вы сами  оказались в такой ситуации. – Давайте попробуем выразительно прочитать понравившийся вам отрывок. – Какие пословицы подходят к этому рассказу? •  У страха глаза велики.  •  Трусливому зайцу и пень волк.  •  Волков бояться – в лес не ходить.  •  Трус своей тени боится.  •  Кто дрожит – тот и бежит.  – Какой порок высмеивают пословицы? Объясняет домашнее задание.  Перечитать рассказ Е. И. Чарушина «Кабан». Нарисовать того животного из рассказа, который  особенно понравился; принести на следующий урок книги с рассказами Е. И. Чарушина. Прочитать один из рассказов Е. И. Чарушина  (по выбору) Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Учитель  предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:  – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет  задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените  себя  VII.  Домашнее  задание VIII. Итог  урока.  Рефлексия