Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Куликовская битва"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Куликовская битва"

Оценка 4.8
docx
18.12.2019
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Куликовская битва"
окр.мир.19.04.docx

Технологическая карта урока

Тема урока:

Цель урока:

Куликовская битва

 - знать  ход и значение  Куликовской битвы; качества   великого князя Дмитрия Донского;

- развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; 

- развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости);

- воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.

Метапредметные :

*Регулятивные: 

1.Осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

2.Планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;

3.Осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач.

*Коммуникативные: 

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.

2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

4.Постановка вопросов .

*Познавательные: 

1.Давать определения понятиям.

2.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Предметные:

1. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты);

2.Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Тип урока:

комбинированный

Формы, приемы и методы:

 

Методы работы: объяснительно–иллюстративные, частично–поисковые, словесные, наглядные, практические. 

Формы: коллективная, групповая.

Приемы: работа с презентацией

Образовательные ресурсы:

Учебник "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриева 3 класс

 

План урока:

1. ОНУ (целеполагание): приветствие, эмоциональный настрой (1-2мин)

2.Актуализация знаний (3-4мин)

3.Усвоение новых знаний (20-22мин)

4.Закрепление (5мин)

5.Рефлексия (4мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

1. ОНУ (целеполагание): приветствие, эмоциональный настрой (1-2мин)

Учитель

 

 

 

 

 

 

- Здравствуйте, ребята!

- Сейчас урок окружающего мира.

- Садитесь!

  Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”

         Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит,  во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

          А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события ,  с которыми  мы с вами уже познакомились.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний (3-4мин)

Учитель

 

 

Историческая разминка

Работа в группах.

Соотнеси даты и события

1223г.                                   Нашествие монголо-татар на Русь

1237г.                                   Битва на реке Калке

15 июля 1240г.                    Ледовое побоище

5 апреля 1242г.                    Невская битва

1380г.                                    

Фронтальная  работа (проверка  )

-С каким событием можно соотнести эту дату?

- В  этот год произошло  очень важное   для  России  событие .

                  Это Куликовская битва.

(Запись в календаре исторических дат)

Целеполагание.

-На уроке мы ответим на следующие вопросы:

С  кем  была  эта  битва?

Почему   она  произошла?

Где   она   была?

Как  происходил    ход   битвы?

Кто победил в этой битве?

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

познавательные:

умение вычленять нужную информацию  из общей информации;

коммуникативные: умение высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнера.

3.Усвоение новых знаний (20-22мин)

 

 

 

 

 

Учитель

 

 

 

 

 

Проблемный вопрос, на который вам предстоит ответить в конце урока: Какое значение имела победа на Куликовском поле для Руси? Слайд

Покажите на карте местоположение Москвы. В чем выгодность её географического положения?

(Ответы детей)

(Она находилась в центре русских княжеств, которые прикрывали её от ударов из вне; в Москву со всех сторон стекались люди, и это увеличивало численность её населения; Москва находилась на пересечение важных торговых путей: водных и сухопутных; торговые пошлины стали важным источником пополнения княжеской казны.)

IV. Подготовительный этап. Вводное слово учителя (мотивация). 

В 1380 году   в Москве княжил   внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович Донской

Юность Дмитрия Ивановича прошла в боях и походах. Поэтому военачальником он был опытным, а вот с грамотой дело было плохо.  Отношения Дмитрия с Ордой  всё время обострялись, м наконец он отказался выплачивать дань. Из-за ранней смерти отца князь Дмитрий вступил на престол уже в девятилетнем возрасте и уже в десять лет возглавлял московскую рать. Командовали, конечно, опытные воеводы, но присутствие князя поднимало дух воинов.

Прочитайте части предложений из первого столбика  и найдите их продолжение во втором.

1.В первые десятилетия после похода  хана  Батыя  на  Русь…

…русские уже сами собирали дань со своих земель.

2.Со времён  Ивана  Калиты…

…стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду.

3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича…

…дань собирали монгольские баскаки.

  Дмитрий Иванович, московского князь,  не обращал   внимания на  требования  хана,  не хотел ему платить той  дани, которую платили прежде московские князья.

          Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве... На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде. А ваш князь стал неуважительно относится к завоевателям монголо-татрам.

-Предположите, как  отреагировали   татары на эту дерзость   московского князя? (Мнения детей)

- Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле.

В 1380 году огромное ордынское войско во главе с Мамаем двинулось на Русь.

- Что делать в этой ситуации русскому князю?

V. Изучение новой темы.

     Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо–татарами все русские княжества должны объединить свои силы.         Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии. 36 городов участвовали в собирании рати, готовили снаряжения, ковали мячи. Давайте послушаем и посмотрим как выглядели воины, участвующие в сражении.

 (на интерактивной доске изображения воинов в старинных доспехах )

Сражение на Куликовом поле.

-     И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того  врага.

 - Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения.(Слайд 13)

      -  Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон в ночь с 7 на 8 сентября 1380г

       -После   переправы   русских   войск   через   реку Дмитрий Иванович  приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано?

(Мнения детей.)

1.                   Чтобы никто и не думал о возможности отступления.

2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.

- Работа по карте - схеме

Посмотрите на карту – почему именно это поле? В чем его преимущество?

Давайте проведём исследование.

С трех сторон: запада, севера и востока – поле ограничено реками Дон и Непрядва. За рекой Смолка находился лес, в котором можно было поставить общий резерв и частично засадный полк.

         

     Работа по учебнику - Настало утро  8 сентября 1380 год. День встречи враждующих войск совпал с православным праздником Рождества Богородицы Рассеивается утренний туман.

              Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.    

             Давайте рассмотрим  как расположил Дмитрий свои войска на поле битвы?    

     Работа по учебнику      с 64

Что ещё предпринял князь московский?

 Сам Дмитрий, переодевшись в доспехи простого ратника, стал в ряды воинов большого полка.

     Работа по учебнику      с 65

Обратимся к репродукции картины     

           Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Что такое поединок , найдите  в толковом словаре объяснение этого слова.(Работа со словарём)

             Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не  что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог.

 

И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке  Стрелы падали дождём, копья ломались. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней.

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
 
До самого низовья.

Мамай, наблюдавший издали за ходом сражения и увидев поражение, бежал с малыми силами, как только засадный полк русских вступил в бой. Оставшись без командования всё татарское войско побежало с поля битвы.

Русские конные отряды преследовали противника на расстоянии сорока верст до самой реки Мечи, захватив множество верблюдов, навьюченных разным имуществом, а также стада крупного рогатого и мелкого скота

— Одним из первых пал на поле брани любимый друг Дмитрия, принявший обличие князя.

— А что же великий князь?

После того, как Куликовская битва была завершена, выяснилось, что Дмитрий Иванович после битвы не объявился, как сказали бы теперь, пропал без вести.

 — По-разному рассказывают о судьбе великого князя во время сражения. Выберите версию, которой вы поверили:

1.   Согласно одним авторам, его тяжело ранили, сбили с коня и он вынужден был укрыться в чаще до конца сражения.

2.   По другой же версии, Дмитрий до самого конца участвовал в битве и «стал на костях татарских», то есть сам провозгласил победу.

3.   А по третьей версии, его нашли без сознания среди груды трупов и без единой царапины.

- Дорогой ценой досталась победа в Куликовской битве. Но к чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на поле Куликовом, погибших  хоронили восемь дней.

 С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской.

В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. Повсюду славили князя Дмитрия Иоанновича и прозвали его  Донским.  

Познавательные: 

получение новой информации.

Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям;

коммуникативные:  уметь

ориентироваться в

своей системе

знаний;

осуществлять

анализ объектов

 

 

4.Закрепление (5мин)

 

 

Учащиеся

Фронтальная проверка  заданий.

Блиц – турнир. 

·    В каком году произошла Куликовская битва?

5 апреля 1242 8 сентября 1380 15 апреля 1380

·         Как звали монахов-богатырей, отправленных Сергием Радонежским в войско Дмитрия Ивановича?

Пересвет, Ослябя.

·         Кто благославил Дмитрия Ивановича перед битвой?

Сергий Радонежский

·         Кто правил Золотой Ордой в год Куликовской битвы?

хан Мамай

·         Как звали ордынского воина,  участвовавшего в поединке перед Куликовской битвой?

Челубей

·         Как называлась река и её приток, где происходила Куликовская битва?

Дон, Непрядва

·         Какое прозвище получил Дмитрий Иванович после  победы на Куликовом поле?

Донской

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний,

делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы;

личностные:

формирование целостного,

5.Рефлексия (4мин)

 

 

 

Какие задачи ставили на урок?

 

Домашняя работа:

С.63-66 (пересказ)

 

 

 

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Куликовская битва"

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Куликовская битва"

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Куликовская битва"

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Куликовская битва"

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Куликовская битва"

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Куликовская битва"

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Куликовская битва"

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Куликовская битва"

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Куликовская битва"

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Куликовская битва"

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Куликовская битва"

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Куликовская битва"

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Куликовская битва"

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Куликовская битва"

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Куликовская битва"

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Куликовская битва"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2019