Тема урока: Правила вежливости
Тип урока: Комбинированный урок
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация презентации), практические (упражнения)
Цель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.
Задачи: 1. Расширять знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.
2. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3. Воспитывать в детях чувство собственного достоинства, бережного отношения друг к другу.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми;
- обсуждать вопросы о культуре поведения.
Формирование УУД:
Личностные:
Проявлять способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь систематизировать и преобразовывать информацию;
- регулятивные: уметь планировать свою деятельность; осознавать, что уже усвоено и что нужно усвоить;
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение;
- коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь работать в паре: находить общее решение; уметь аргументировать свое предложение.
Предметные:
Получить знания о группах «вежливых» слов, навыках культуры общения и поведения.
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Оргмомент |
2 мин |
- Прозвенел уже звонок, Начался у нас урок, Будьте все старательны, Спокойны и внимательны!
- К нам на урок пришли гости, покажем, как мы можем активно работать и внимательно слушать. |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу
|
II. Минутка календаря |
3 мин |
-Начнём наш урок с минутки календаря
- Отгадайте загадку: Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад Заглянул к нам месяц ….
- Охарактеризуем погоду сегодняшнего дня?
- Верно. - Какие изменения происходят в неживой природе?
- Как изменится живая природа с приходом весны?
- Чем занимаются люди в марте, весной?
Вывод: Из-за изменения высоты солнца, оно стало греть больше, прибавился день. Начинаются дожди и оттепель. Животные пробуждаются из спячки, птицы прилетают из теплых стран. |
- март
Температура – Облачность – Осадки –
- Изменилась высота солнца, светит ярче. Продолжительность дня стала длиннее. К крыш свисают сосульки. Тает снег на открытых участках. - Начнут прилетать птицы, появятся почки на деревьях. -готовятся к посевам, готовят рассаду.
|
III. Проверка домашней работы IV. Подведение к теме урока
|
8 мин.
4 мин
|
-На прошлых уроках мы говорили, как должны вести себя в школе. - Проверим, как вы подготовили д\з. Выполним тест. - Посмотрите видеофрагмент, и подумайте, как будет звучать тема нашего урока. (Начало мультфильма «О вежливости и доброте» - 1,5 мин) (до слов: «Садись, двойка!») - За что получил двойку Мишуня? -Можно ли назвать его вежливым? -А что значит «быть вежливым»? -Как вы себе представляете такого человека?
- Какая же тема нашего урока? (Правила вежливости) |
Внимательно слушают учителя Выполняют тест.
Внимательно смотрят видеофрагмент
-Это человек, который правильно себя ведет и использует «волшебные слова»
|
V.Изучение нового материала
Физкультминутка
|
10 мин. |
– А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»? - До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами. Вежливость — это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.
- Что должны вспомнить сегодня?
– Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по - волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть. –-А почему они называются волшебными? Какое волшебство они совершают?
–Вежливые слова условно можно разделить на следующие группы: (Учитель вывешивает на доску таблички)
1. Слова приветствия 2. Слова извинения 3. Слова прощания 4. Слова просьбы 5.Слова благодарности
- Сейчас прочитаем четверостишья и попробуем определить, к какой же группе оно относится.
1гр.
«Добрый вечер»,
«Добрый день»
2гр. Каждый скажет на прощанье, Уходя, всем «До свиданья». Другу уходить пора – Скажем мы ему «Пока».
3гр. Если ты
сломал игрушку
4гр. «Приятного аппетита!» - Блюдо первое налито. Супчик скушали мы с вами, Скажем все «Спасибо» маме.
5гр. Чтобы что-то попросить, Нужно вежливыми быть. Мы «пожалуйста» добавим – Будут все довольны нами. Игра "Будь внимателен" - Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "волшебное слово". Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки! Будьте добры, похлопайте в ладоши! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста. Будьте любезны, руки вперед. Опустите руки, пожалуйста. Будьте добры, наклоните голову вперед. Наклоните, назад, пожалуйста. Влево. Вправо. Будьте любезны, садитесь на свои места.
|
Внимательно слушают
(Вспомнить вежливые слова, научиться быть вежливыми, добрыми)
(Они стали волшебными потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной)
- Слова приветствия
- Слова прощания
- Слова извинения
- Слова благодарности
-Слова просьбы
|
VI.Закрепление изученного
Резерв
|
7 мин |
- У каждого на краю парты лежит конверт. Возьмите в конверте задание. В нем лежит сердцевина цветка с названием группы слов, которые вам нужно выбрать. - Вам нужно найдите слова своей группы и наклеить их в виде цветочка. Будьте внимательными, там есть лишние слова.
- У кого получилось? Кто желает прочитать слова 1-5 гр.?
- Откройте учебник на с. - Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником. А что может произойти в таком случае, мы сейчас узнаем. Послушайте телефонный разговор героев нашего учебника- попугая Ильи, пса Рыжика и Сережи
- Нравится ли вам такой разговор? Как вы считаете, как нужно разговаривать по телефону?
(Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке. Делается коллективный вывод, что разговаривать по телефону нужно вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. Не следует говорить слишком долго.)
-А теперь с помощью этой схемы давайте попробуем составить правильный, культурный диалог по телефону. Примерная схема разговора 1. «Алло». 2. Приветствие. 3. Объяснение цели своего звонка — собственно разговор. 4. Благодарность. 5. Прощание. Заслушиваются диалоги. -Я думаю, что у нас получились неплохие варианты разговора. Но хотелось бы добавить, что разговор должен быть лаконичен, понятен, приятен и «оставлять после себя» хорошее настроение. Работа в группах 1 группа Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» Какие ошибки он допустил? Как нужно было обратиться к прохожему?
2 группа
Одна девочка жаловалась маме: - Во дворе один мальчик зовёт меня Танькой. - А как ты его зовёшь? – спросила мама. - А я ему просто кричу: «Эй ты!» Скажите, права ли Таня?
3 группа Сравните две ситуации: 1) Денис сказал: – Никита, дай карандаш, и побыстрее. 2) Саша попросил: – Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.
Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему? 4 группа
Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та разговаривала с другой учительницей. Она подбежала к учительнице и сказала: «Тамара Фёдоровна ….» Что бы вы посоветовали Лене?
5 группа Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись.
Кто из них должен уступить дорогу, если возраст одного мальчика 8 лет, а другому 11 лет.
|
Выполняют задание
Проверяют
(дети читают по ролям диалог из учебника на с. 53).
(Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись за то, что вы его побеспокоили, и употребить «вежливые» слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)
|
VII.Рефлексия
Подведение итогов |
2 мин
2 мин |
А теперь мне бы хотелось, чтобы вы закончили следующие фразы: · Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... . · Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... . · Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ...
- О чем мы говорили на уроке? - Что вы узнали? Чему научились? - Какие группы слов запомнили? |
Отвечают на вопросы, поднимают руку
|
VIII.Домашние задание |
1 мин
|
-Откройте дневники и запишите домашнее задание: |
Открывают дневники, записывают домашнее задание |
IX. Орг. момент |
1 мин |
-Урок окончен. Можете быть свободны |
Прощаются с учителем. Убирают свои рабочие места. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.