Технологическая карта
дата: 05.04.2019
Предмет: Окружающий мир
Класс :4Д
Тема: Страницы истории XIX века.
Учитель: Сурова Г.М.
Цели |
Создать условия для ознакомления с реформами
Александра Второго; формирования представлений учащихся |
Тип урока |
открытие нового знания |
Планируемые |
Предметные (объем
освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность
научиться работать Метапредметные УУД: Познавательные: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций; Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной
|
методы
и формы |
объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование |
презентация, компьютер; портрет Александра II; учебник |
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формируемые умения |
I.Организационный момент. |
|
Слушают
учителя, принимают участие
|
Коммуникативные: планируют
учебное сотрудничество Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
II. Актуализация опорных знаний Проверка
|
- В каком году началась Отечественная война? - Какая страна напала на Россию? - Почему Наполеон нападал на разные страны? - Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками? - Где происходило Бородинское сражение? - Почему русские военные решили оставить Москву? -Что происходило в Москве, когда туда вошли французы? -Кто был командиром одного из партизанских отрядов? После Отечественной войны 1812 года многие надеялись на освобождение крепостных. Доблестные защитники, крестьяне-партизаны, надеялись, что их положение в стране изменится, но этого не произошло. После войны помещики увеличили барщину и оброк. |
Отвечают
|
Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково - символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета |
III.
Мотивация |
Прочитайте слова на доске: (На доске слова: декабрист, крепостной, конка, манифест, мануфактура, Транссибирская магистраль.) - Объясните значение данных слов. - Где мы можем узнать значение данных слов? - На уроке узнаем об этих словах. – Сегодня на уроке мы узнаем, когда стали свободными крепостные крестьяне. Пройдемся по Москве и Петербургу – от центра до окраин. Познакомимся с техническими новинками того времени. Тема урока: «Страницы истории XIX века». |
(Высказывания детей.) |
|
IV. Изучение Рассказ учителя (или подготовленного ученика)
Работа по учебнику.
Рассказ учителя.
Работа по учебнику. (работа по группам)
|
Рассказывает о крепостном праве. Крепостное право - законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ — помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» — крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие по несколько тысяч «душ». Крестьян, прикрепленных к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли — иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак. Были среди крепостных прекрасные художники, музыканты, скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, таланты многих погибали в крепостной неволе. Были законы, запрещавшие помещикам жестоко обращаться с крепостными, но они исполнялись плохо.
– Прочитайте текст в учебнике (с. 122–123). Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?
– С именем Александра II связано
много изменений Несмотря
на это, личная судьба Александра II была трагична. С 1866 года на его жизнь
было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб
– Новые времена наступили в жизни страны. 1группа – Прочитайте статью «Петербург и Москва» в учебнике (с. 123–124). Как изменился облик Москвы и Санкт-Петербурга в конце XIX века? 2 группа - Какие технические новшества появились в XIX веке? Прочитайте статью в учебнике (с. 124–125) «Какие технические новшества вошли в жизнь людей». |
слушают. Отвечают на вопросы.
Выполняют задание, отвечают на вопрос.
Внимательно слушают.
читают статью, заполняют схему.
Выполняют задания |
|
V. Включение
Работа по карте
Выполнение заданий в рабочей тетради
|
– Рассмотрите карту в учебнике (с. 120–121). Найдите Транссибирскую магистраль. Через какие города она проходит?
- Установите последовательность событий, выполняя задание 1 на с. 42.
|
Выполняют задание по карте.
1. Восстание декабристов. 2. Открытие железной дороги между Петербургом и Москвой. 3. Освобождение крепостных крестьян. 4. Начало строительства Транссибирской магистрали.
|
Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию; поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно - следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; логическую цепь рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают
свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предмета |
V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок |
– Когда крепостные крестьяне получили свободу? – Какое значение это имело? – Когда появилась первая железная дорога? – Какие города она соединила? – Что такое транссибирская магистраль?
|
Отвечают
|
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету |
VI. Домашнее задание |
Учебник, с. 122–126. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» |
Задают уточняющие вопросы |
Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.