Касьянова Ирина Вячеславовна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №33 г. Сызрани
Самарской области
Технологическая карта урока окружающего мира
в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: “Природные зоны России”
Система: “Школа России”
Класс: 4
Тип урока: урок-обобщение
Цель: обобщение знаний о природных зонах России, их особенностях и обитателях;
Задачи:
· формировать умения определять природную зону, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;
· cформировать умение различать и объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей;
· воспитывать у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе;
· развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать и обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли на уроках окружающего мира.
Планируемые результаты:
Предметные:
- сформировать у детей умения определять природную зону, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;
- уметь классифицировать природные зоны;
- учить находить признаки природных зон;
- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- формировать положительное отношение к уроку;
- следовать в поведении моральным и этическим требованиям.;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- формирование мотивационной основы учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- формулировать умение соотносить определение и термин;
- осуществлять самоконтроль;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь одноклассников на уроках окружающего мира;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- формировать умение работать в парах, в группе;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные УУД:
- обобщать и анализировать информацию путём наблюдения;
- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и проблему;
- Формировать умение работать с информацией и обмениваться ею.
Оборудование: карта «Природные зоны
России», карточки с изображением животных, карточки с заданиями, конверты с
заданиями, презентация в программе POWER POINT, электронное приложение к учебнику,
видеофильм на сервисе YOUTUBE.
Формы обучения:
фронтальная, групповая, парная.
Методы обучения: частично-поисковый
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные действия |
Организационный этап урока |
Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое. Условия для жизни организмов очень разнообразны, и в разных уголках нашей страны сложились совсем разные природные зоны. |
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. |
Личностные УУД: · формировать положительное отношение к уроку; · следовать в поведении моральным и этическим требованиям. Коммуникативные УУД: ·
слушать
и понимать речь одноклассников на уроках окружающего мира; |
Целеполагание и мотивация, постановка цели и задач урока. |
Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Путешествие по природным зонам России». Совершая виртуальные экскурсии по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны. - Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? -Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме. - А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашей страны? |
- Обобщить и проверить знания о природных зонах |
Познавательные УУД: · формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и проблему; Личностные УУД: · формирование мотивационной основы учебной деятельности Регулятивные УУД: · планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; · формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; |
Актуализация опорных знаний |
- А начнем мы наше путешествие с разминки. За каждый правильный ответ вы получаете картинку с изображением животного. 1. Сколько природных зон на территории России? 2. Самая северная природная зона. 3. Самая большая природная зона по территории. 4. Природная зона, где мы с вами живем. 5. Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли. 6. В каких природных зонах есть вечная мерзлота? 7. Зона субтропиков на территории России. 8. Самая жаркая природная зона. 9. В каком направлении идет смена природных зон? 10. В каких местах на территории нашей страны природные зоны изменяются вместе с высотой? 11. Как называется эта зона? 12. Это явление можно увидеть полярной ночью в Арктике. В небе появляется свечение, напоминающее разноцветный, переливающийся занавес. 13. Как называется сухой ветер степей? 14. Перечислите промежуточные природные зоны. 15. Река, впадающая в Каспийское море. 16. Какие горы есть на территории нашей страны? 17. Какие горы называют «каменным поясом России» |
Отвечают на вопросы Показывают стрелками на доске. - 6 - Ледяная зона - Лесная зона - Зона степей - Вечная мерзлота - Арктика, тундра - Черноморское побережье Кавказа - Зона пустынь - С севера на юг - В горах - Области с высотной поясностью - Полярное сияние - Суховей - Лесотундра, лесостепь, полупустыня - Волга - Уральские, Алтай, Саяны, Кавказ - Уральские |
Регулятивные УУД: · осуществлять самоконтроль. Познавательные УУД: · формировать умение соотносить определение и термин. |
Обобщение и систематизация знаний о природных зонах. Применение знаний и умений в новой ситуации. |
Станция «Географическая» - Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получает конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача выбрать правильные ответы, а затем 1 человек из группы рассказывает о вашей природной зоне по плану:1) положение зоны 2)климат 3) занятия населения Станция «Зоологическая» Игра «Рассели животных по природным зонам». - Назовите животных, которые расселены ребятами в Арктике (тундре, лесах и т. д.) - Что вы знаете об этих животных? Станция «Ботаническая» Узнайте растение по описанию 1. Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. 2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят кормиться кабаны, белки, 3. Это таежное дерево имеет не гниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму. 4. Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей. 5. Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. 6. У этого растения твердый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких палочек, похожи на вязальные спицы. 7. Длинный корень этого растения проникают на глубину 20 метров. Разноуровневые задания в парах. Взаимопроверка. Карточка 1. Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет. Ягель Арктика Лиственница Лес Лишайник Тундра Саксаул Субтропики Ковыль Пустыни Инжир Степь Карточка 2 По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой. Корни-луковицы Арктика Длинные корни Тундра Деревья долгожители Субтропики Карликовые деревья Степи Живут на камнях Пустыни - Обменяйтесь листочками. Станция «Экологическая» Многие растения и животные занесены в Красную книгу и находятся под охраной государства. Почти в каждой природной зоне есть свой национальный парк или заповедник. Сообщения учащихся о заповедниках: 1. Остров Врангеля 2. Таймырский 3. Черные земли 4. Сочинский национальный парк Обсуждение экологических ситуаций 1. Один из «врагов » человека – комар. Что будет, если удастся каким-либо способом избавиться от всех комаров. 2. В одном из степных районов для борьбы с вредителями полей применялись сильнейшие ядохимикаты. Вскоре в ближайшем озере стала гибнуть рыба. Почему? |
Выбирают правильные ответы, рассказывают о природной зоне по плану Учащиеся прикрепляют к карте природных зон картинки с изображением животных, исправляют ошибки друг друга Соотносят описание растения с его названием. - Лишайники - Дуб - Лиственница - Ягель - Ковыль - Саксаул - Верблюжья колючка Выполняют задания разных уровней сложности. Обмениваются карточками, проверяют работу друг друга. Использование доски. Использование доски. Заранее подготовленные ученики рассказывают о заповедниках, расположенных в разных природных зонах. Обсуждают экологические ситуации |
Познавательные УУД: · формировать умение работать с информацией и обмениваться ею; · обобщать и анализировать информацию путём наблюдения Регулятивные УУД: Формировать умение контролировать свою деятельность Коммуникативные УУД: Формировать сотрудничество со сверстниками; осознанно строят речевые высказывания Личностные УУД: Формировать осознание ответственности за общее дело Познавательные УУД: Формировать умение соотносить определение и термин; Формировать умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы Регулятивные УУД: исследуют условия учебной задачи; анализируют собственную работу и работу соседа; умение контролировать свою деятельность. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками. Личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; проявление самостоятельности Познавательные УУД: умение работать с информацией и обмениваться ею Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения; умение слушать оппонента Личностные УУД: следование в деятельности нормам эстетики |
Подведение итогов урока и рефлексия |
- Какие цели мы ставили в начале урока? - Мы их достигли? - На какой из станций вам было особенно интересно? - Что не удалось? - Что не получилось? Домашнее задание Подготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников |
Соотносят цель и результаты. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности |
Регулятивные УУД: оценка своей деятельности на уроке Личностные УУД: самооценка |
Приложение
Интернет ресурсы
https://youtu.be/kbfQWLl5ZjU?si=sUA2ecHgHRrLLU8G
https://youtu.be/gWRfiIiOoz4?si=cT6MzutKNEKdn1hw
Литература
Природные зоны России. Школа России. Окружающий мир. 4 класс, 1 часть. Учебник А.А. Плешаков стр. 71-75, Москва, «Просвещение» 2021г
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.