Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме“Природные зоны России”
Оценка 4.8

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме“Природные зоны России”

Оценка 4.8
docx
20.09.2023
Технологическая карта урока окружающего мира  в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме“Природные зоны России”
УРОК 2.docx

Касьянова Ирина Вячеславовна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №33 г. Сызрани

Самарской области

 

Технологическая карта урока окружающего мира

в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС

 

 

 

Тема урока: “Природные зоны России”

Система: “Школа России”

Класс: 4

Тип урока: урок-обобщение

Цель: обобщение  знаний о природных зонах России, их особенностях и обитателях; 

Задачи:

·       формировать умения определять природную зону, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;

·       cформировать умение различать и объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей;

·       воспитывать у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе;

·       развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать и обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли на уроках окружающего мира.

Планируемые результаты:

Предметные:

- сформировать у детей умения определять природную зону, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;

- уметь классифицировать природные зоны;

- учить находить признаки природных зон;

- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.   

Метапредметные:

Личностные УУД:

- формировать положительное отношение к уроку;

- следовать в поведении моральным и этическим требованиям.;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- формулировать умение соотносить определение и термин;

- осуществлять самоконтроль;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь одноклассников на уроках окружающего мира;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формировать умение работать в парах, в группе;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД:

- обобщать и анализировать информацию путём наблюдения;

- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и проблему;

- Формировать умение работать с информацией и обмениваться ею.

 

Оборудование: карта «Природные зоны России», карточки с изображением животных, карточки с заданиями, конверты с заданиями, презентация в программе POWER POINT, электронное приложение к учебнику, видеофильм на сервисе YOUTUBE.

Формы обучения:
фронтальная, групповая, парная.


Методы обучения: частично-поисковый

 

Ход урока:

Этап урока

            Деятельность учителя

            Деятельность учащихся

Универсальные действия

Организационный этап урока

Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое.

Условия для жизни организмов очень разнообразны, и в разных уголках нашей страны сложились совсем разные природные зоны.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Личностные УУД:

·       формировать положительное отношение к уроку;

·       следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

Коммуникативные УУД:

·       слушать и понимать речь одноклассников на уроках окружающего мира;

Целеполагание и мотивация, постановка цели и задач урока.

Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Путешествие по природным зонам России». Совершая виртуальные экскурсии по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны.

- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

-Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме.

- А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашей страны?

- Обобщить и проверить знания о природных зонах

Познавательные УУД:

·       формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и проблему;

Личностные УУД:

·       формирование мотивационной основы учебной деятельности

Регулятивные УУД:

·       планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

·       формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Актуализация опорных знаний

- А начнем мы наше путешествие с разминки. За каждый правильный ответ вы получаете картинку с изображением животного.

1. Сколько природных зон на территории России?

2. Самая северная природная зона.

3. Самая большая природная зона по территории.

4. Природная зона, где мы с вами живем.

5. Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли.

6. В каких природных зонах есть вечная мерзлота?

7. Зона субтропиков на территории России.

8. Самая жаркая природная зона.

9. В каком направлении идет смена природных зон?

10. В каких местах на территории нашей страны природные зоны изменяются вместе с высотой?

11. Как называется эта зона?

12. Это явление можно увидеть полярной ночью в Арктике. В небе появляется свечение, напоминающее разноцветный, переливающийся занавес.

13. Как называется сухой ветер степей?

14. Перечислите промежуточные природные зоны.

15. Река, впадающая в Каспийское море.

16. Какие горы есть на территории нашей страны?

17. Какие горы называют «каменным поясом России»

Отвечают на вопросы

Показывают стрелками на доске.

- 6

- Ледяная зона

- Лесная зона

- Зона степей

- Вечная мерзлота

- Арктика, тундра

- Черноморское побережье Кавказа

- Зона пустынь

- С севера на юг

- В горах

- Области с высотной поясностью

- Полярное сияние

- Суховей

- Лесотундра, лесостепь, полупустыня

- Волга

- Уральские, Алтай, Саяны, Кавказ

- Уральские

Регулятивные УУД:

·       осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

·       формировать умение соотносить определение и термин.

Обобщение и систематизация знаний о природных зонах. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Станция «Географическая»

- Сейчас мы будем работать в группах.

Каждая группа получает конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача выбрать правильные ответы, а затем 1 человек из группы рассказывает о вашей природной зоне по плану:1) положение зоны  2)климат  3) занятия населения

Станция «Зоологическая»

Игра «Рассели животных по природным зонам».

- Назовите животных, которые расселены ребятами в Арктике (тундре, лесах и т. д.)

- Что вы знаете об этих животных?

Станция «Ботаническая»

Узнайте растение по описанию

1.    Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах.

2.    У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят кормиться кабаны, белки,

3.    Это таежное дерево имеет не гниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму.  

4.    Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей.

5.    Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками.

6.    У этого растения твердый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких палочек, похожи на вязальные спицы.

7.    Длинный корень этого растения проникают на глубину 20 метров.

Разноуровневые задания в парах. Взаимопроверка.

Карточка 1.

Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет.

Ягель                                     Арктика

Лиственница                         Лес

Лишайник                            Тундра

Саксаул                                 Субтропики

Ковыль                                  Пустыни

Инжир                                    Степь

Карточка 2

По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой.

Корни-луковицы                           Арктика

Длинные корни                             Тундра

Деревья долгожители                 Субтропики

Карликовые деревья                   Степи

Живут на камнях                           Пустыни

- Обменяйтесь листочками.

Станция «Экологическая»

Многие растения и животные занесены в Красную книгу и находятся под охраной государства. Почти в каждой природной зоне есть свой национальный парк или заповедник.

Сообщения учащихся о заповедниках:

1.    Остров Врангеля

2.    Таймырский

3.    Черные земли

4.    Сочинский национальный парк

Обсуждение экологических ситуаций

1.    Один из «врагов » человека – комар. Что будет, если удастся каким-либо способом избавиться от всех комаров.

2.    В одном из степных районов для борьбы с вредителями полей применялись сильнейшие ядохимикаты. Вскоре в ближайшем озере стала гибнуть рыба. Почему?

Выбирают правильные ответы, рассказывают о природной зоне по плану

Учащиеся прикрепляют к карте природных зон картинки с изображением животных, исправляют ошибки друг друга

Соотносят описание растения с его названием.

- Лишайники

- Дуб

- Лиственница

- Ягель

- Ковыль

- Саксаул

- Верблюжья колючка

Выполняют задания разных уровней сложности. Обмениваются карточками, проверяют работу друг друга.

Использование доски.

Использование доски.

Заранее подготовленные ученики рассказывают о заповедниках, расположенных в разных природных зонах.

Обсуждают экологические ситуации

Познавательные УУД:

·       формировать умение работать с информацией и обмениваться ею;

·       обобщать и анализировать информацию путём наблюдения

Регулятивные УУД:

Формировать умение контролировать свою деятельность

Коммуникативные УУД:

Формировать сотрудничество со сверстниками;

осознанно строят речевые высказывания

Личностные УУД:

Формировать осознание ответственности за общее дело

Познавательные УУД:

Формировать умение соотносить определение и термин;

Формировать умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы

Регулятивные УУД:

исследуют условия учебной задачи;

анализируют собственную работу и работу соседа;

умение контролировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Личностные УУД:

проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

проявление самостоятельности

Познавательные УУД:

умение работать с информацией и обмениваться ею

Коммуникативные УУД:

аргументация своего мнения;

умение слушать оппонента

Личностные УУД:

следование в деятельности нормам эстетики

Подведение итогов урока и рефлексия

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Мы их достигли?

- На какой из станций вам было особенно интересно?

- Что не удалось?

- Что не получилось?

Домашнее задание

Подготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников

Соотносят цель и результаты.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Регулятивные УУД:

оценка своей деятельности на уроке

Личностные УУД:

самооценка

                                           

Приложение

 

Интернет ресурсы

 

https://youtu.be/kbfQWLl5ZjU?si=sUA2ecHgHRrLLU8G

 

https://youtu.be/gWRfiIiOoz4?si=cT6MzutKNEKdn1hw

 

Литература

Природные зоны России.  Школа России. Окружающий мир. 4 класс, 1 часть. Учебник А.А. Плешаков стр. 71-75, Москва, «Просвещение» 2021г


 

Скачано с www.znanio.ru

Касьянова Ирина Вячеславовна, учитель начальных классов

Касьянова Ирина Вячеславовна, учитель начальных классов

Метапредметные: Личностные УУД: - формировать положительное отношение к уроку; - следовать в поведении моральным и этическим требованиям

Метапредметные: Личностные УУД: - формировать положительное отношение к уроку; - следовать в поведении моральным и этическим требованиям

Формы обучения: фронтальная, групповая, парная

Формы обучения: фронтальная, групповая, парная

Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? -Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме

Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? -Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме

Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли

Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли

Применение знаний и умений в новой ситуации

Применение знаний и умений в новой ситуации

Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей

Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей

Корни-луковицы

Корни-луковицы

Обобщение и систематизация знаний о природных зонах

Обобщение и систематизация знаний о природных зонах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2023