Технологическая карта урока окружающий мир в 4 классе "Леса России"

  • docx
  • 28.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала окр мир 4.docx

                                                                             ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

 

Тема урока: Леса России

Класс: 4

Цель фрагмента урока: создание условий для формирования представлений о лесной зоне

 

Задачи фрагмента урока:

Дидактические: создать условия для усвоения учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге, смешанных и широколиственных лесах), растениях и животных этой природной зоны; формирования умения определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерные для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны;

Развивающие: Способствовать развитию правильной  речи. содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи, Умение работать с вопросами, различными источниками информации, развивать умение делать выводы, умение работать в паре. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, любовь к окружающему миру, взаимопомощь, взаимопроверку, самооценку учащихся. Привитие навыков дружеского общения. Формирование положительного отношения к учебе. Формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны. Способность к оценке своей учебной деятельности.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

 

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные)

Личностные

Мотивационный этап

 

Словесный

 

Рассказ

 

 

Беседа

Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Проверка готовности к уроку

 – Проверь-ка, дружок,

   Ты готов начать урок?

   Все ль на месте,

   Все ль в порядке:

   Учебник, ручка и тетрадка?

Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно изучать окружающий мир?

Пригодится ли это нам в дальнейшем?

Приветствуют учителя. Организуют свое

рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

 

 

Фронтальная

 

 

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

положительное отношение к процессу учения

Актуализация знаний и осуществление первичного действия

 

Практический

Письменный опрос

 

Взаимопроверка

 

Повторение

 

Беседа

 

Пояснение

 Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним одну из природных зон, с которыми мы познакомились на предыдущем уроке.

(Раздаю листы)

-По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке?

1. Зона тундры расположена:

А) Севернее арктических пустынь;

Б) Южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена:

А) На равнинах;

Б) На возвышенностях;

В) В горах.

3. В тундре:

А) Ярко выражены все 4 времени года;

Б) Длинная суровая зима и жаркое лето;

В) Длинная суровая зима и прохладное лето.

4. Главное занятие коренного населения:

А) Рыболовство;

Б) Оленеводство;

В) Земледелие.

5. К растениям тундры относятся:

А) Верблюжья колючка, саксаул, кактус;

Б) Кедр, осина, пальма;

В) Карликовая береза, мох- ягель, черника.

6. В тундре обитают:

А) Тюлени, моржи, киты;

Б) Песцы, лемминги, волки;

В) Верблюды, лошади, коровы.

7. Тундровый заповедник расположен:

А) На полуострове Ямал;

Б) На полуострове Таймыр;

В) На Кольском полуострове.

Поменяйтесь листочками и оцените друг друга)

(Оценивание производится по баллам: 7б-«5», 6б-«4», 5б-«3».)

 

 

 

 

 

 

 

Это была зона тундры.

Правильные ответы:

 

 

Б

 

 

 

 

А

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная, парная

Листы,

Интерактивная доска

Контроль,Самоконтроль, взаимокнтроль

 

 

Р: волевая саморегуляция, взаимоконтроль.

К: полное и точное выражение своих мыслей. умение работать в паре

Л: Воспитывать интерес к предмету, любовь к окружающему миру, взаимопомощь, взаимопроверку, Формирование положительного отношения к учебе..

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения

 

СловесныйБеседа

 

Постановка проблемной ситуации

 

Постановка системы перспектив

Ребята, послушайте стихотворение:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

- Какую природную зону мы будем исследовать? ( природную зону леса)

- А что означает слово « лес»? (высказывания детей)

- Автор стихотворения говорит « Здравствуй, лес, дремучий лес…» Что значит «дремучий»? (тёмный, густой, труднопроходимый)

- А все ли леса в России дремучие? (нет, есть и светлые)

- Почему одни леса тёмные, а другие светлые?

Более точный ответ на этот вопрос узнаем в ходе нашего исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Природную зону леса

 

-Высказывают свое мнение

 

 

-Темный, густой, труднопроходимый

 

 

 

-Нет, есть и светлые

 

Фронтальная, групповая

интерактивная доска

Самоконтроль, контроль

 

Регулятивные:

 

Адекватно воспринимать предложения учителя.

 

 

 

Коммуникативные: использовать простые речевые средства

Л: Воспитывать интерес к предмету, любовь к окружающему миру, Формирование положительного отношения к учебе.

Построение плана по разрешению возникших затруднений

Словесный Беседа

Беседа

В какую природную зону мы сегодня отправимся.

 

 

 

Откройте учебник на стр.95 и прочитайте тему нашего урока.

Верно. Тема урока «Леса России». А что мы должны узнать на уроке?

 

-В стихотворении говорится о лесе. Значит, мы отправимся в лесную зону.

 

-«Леса России»

 

 

 

-Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.

Фронтальная

учебник

Контроль

 

Регулятивные:

 

Понимать выделенные учителем ориентиры действия.

Личностные:

 

Положительное отношение к изучаемому материалу

Этап открытия нового знания

познакомить детей со временем глагола, повторить и закрепить изученные признаки глагола.

Практический (работа с учебником)

 

Словесный (беседа)

 

Языковой анализ,синтез

 

 

 

 

 

 

 

Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. Найдите на карте природную зону лесов. (Учащиеся показывают на карте.)Приложение 1 Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

 

 

 

В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?

 

 

 

 

 

Какая поверхность у зоны лесов?

 

 

 

Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Между тундрой и зоной лесов есть еще одна зона. Что это за зона? Какую роль она выполняет?

 

 

Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес.

Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.

Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. 

Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Физкультминутка:

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

 

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. Рассмотрите иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 98–99 учебника, назовите животных этой зоны.

 

 

 

Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Показываю рисунки и фотографии, изображающие животных, и дает краткое описание.

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

 

К югу от тайги расположены смешанные леса. Здесь как бы смешались хвойные и лиственные деревья.

Еще южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями.  К таким деревьям относятся: Дуб, клен, липа, ясень, вяз. Эти породы называют широколиственными, в отличие от мелколиственных, к которым относят березу, осину.

 

-Учащиеся показывают на карте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом.

- Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето.

-Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье.

- Это самая большая природная зона. В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет.

-Это лесотундра. Выполняет плавный переход от одной природной зоны к другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Кедровка, сокол, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полевка.

 

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Учебник, презентация, тетрадь

Контроль, самоконтроль

создать условия для усвоения учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге, смешанных и широколиственных лесах), растениях и животных этой природной зоны; формирования умения определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерные для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны;

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: - общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать), развитию правильной  речи. содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи,

Л:

Воспитывать интерес к предмету, любовь к окружающему миру, взаимопомощь, взаимопроверку, самооценку учащихся. Привитие навыков дружеского общения. Формирование положительного отношения к учебе. Формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны.

Первичное закрепление нового знания.

 

Словесный

Практический

Беседа, упражнение, самостоятельная работ а

Какие три части можно выделить в лесной зоне?

 

Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу.

Учащиеся выполняют схему в тетради.

Теперь давайте проверим правильно ли вы выполнили задание. Если правильно ставим себе +, если есть ошибки !.

Приложение2

 

Тайга, смешанный лес и широколиственный лес.

 

Фронтальная, индивидуальная

Учебник, тетрадь

Самоконтроль, контроль

усвоения учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге, смешанных и широколиственных лесах),

Коммуникативные:

 

выражение своих мыслей; аргументация своего мнения;

 

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Л:

 

способность к оценке своей учебной деятельности.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

 

Практический

Самостоятельная работа

 

Упражнение

Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 98–99 учебника, запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса.

Затем мы с вами проверим правильность вашей работы и вы оцените себя.

 

 

 

 

Растения ® заяц-беляк ® рысь;

Растения ® мышь-полевка ® соболь;

Растения ® белка ® сокол.

 

Индивидуальная

Учебник, тетрадь

Самоконтроль, взаимоконтроль

различать наиболее характерные для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны;

П:

- анализ, сравнение, классификация;

- рефлексия способов и условий действий.

 

Р:

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действий, внесение необходимых коррективов.

Л:

 

способность к оценке своей учебной деятельности. Формирование положительного отношения к учебе

Этап рефлексии деятельности.

 

Словесный Беседа

 

Самооценка

 

Ребята, давайте подведём итоги нашего занятия.

Какую тему мы сегодня с вами изучали?

Какие задачи мы с вами поставили на сегодняшний урок?

Все ли получилось реализовать?

Что мы сегодня узнали на уроке?

Чему мы с вами сегодня научились на  уроке?

Кому было все понятно поднимает палец вверх, кто, что-то не понял поворачиваем его горизонтально, а кто совсем ничего не понял палец вниз.

Молодцы, урока закончен.

 Ставлю отметки за работу/

 

-Отвечают на вопросы

Фронтальная

Интерактивная доска,

 

 

самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, переоценка результатов работы (Р);

Л:

 

способность к оценке своей учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Приложение 2