ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Леса России
Класс: 4
Цель фрагмента урока: создание условий для формирования представлений о лесной зоне
Задачи фрагмента урока:
Дидактические: создать условия для усвоения учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге, смешанных и широколиственных лесах), растениях и животных этой природной зоны; формирования умения определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерные для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны;
Развивающие: Способствовать развитию правильной речи. содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи, Умение работать с вопросами, различными источниками информации, развивать умение делать выводы, умение работать в паре. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, любовь к окружающему миру, взаимопомощь, взаимопроверку, самооценку учащихся. Привитие навыков дружеского общения. Формирование положительного отношения к учебе. Формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны. Способность к оценке своей учебной деятельности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)
|
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные) |
Личностные |
||||||||
Мотивационный этап |
|
Словесный
Рассказ
Беседа |
Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверка готовности к уроку – Проверь-ка, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Учебник, ручка и тетрадка? Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно изучать окружающий мир? Пригодится ли это нам в дальнейшем? |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
|
Фронтальная |
|
|
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
положительное отношение к процессу учения |
Актуализация знаний и осуществление первичного действия |
|
Практический Письменный опрос
Взаимопроверка
Повторение
Беседа
Пояснение |
Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним одну из природных зон, с которыми мы познакомились на предыдущем уроке. (Раздаю листы) -По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? 1. Зона тундры расположена: А) Севернее арктических пустынь; Б) Южнее арктических пустынь. 2. Тундра расположена: А) На равнинах; Б) На возвышенностях; В) В горах. 3. В тундре: А) Ярко выражены все 4 времени года; Б) Длинная суровая зима и жаркое лето; В) Длинная суровая зима и прохладное лето. 4. Главное занятие коренного населения: А) Рыболовство; Б) Оленеводство; В) Земледелие. 5. К растениям тундры относятся: А) Верблюжья колючка, саксаул, кактус; Б) Кедр, осина, пальма; В) Карликовая береза, мох- ягель, черника. 6. В тундре обитают: А) Тюлени, моржи, киты; Б) Песцы, лемминги, волки; В) Верблюды, лошади, коровы. 7. Тундровый заповедник расположен: А) На полуострове Ямал; Б) На полуострове Таймыр; В) На Кольском полуострове. Поменяйтесь листочками и оцените друг друга) (Оценивание производится по баллам: 7б-«5», 6б-«4», 5б-«3».) |
Это была зона тундры. Правильные ответы:
Б
А
В
Б
В
Б
Б
|
Фронтальная, индивидуальная, парная |
Листы, Интерактивная доска |
Контроль,Самоконтроль, взаимокнтроль |
|
Р: волевая саморегуляция, взаимоконтроль. К: полное и точное выражение своих мыслей. умение работать в паре |
Л: Воспитывать интерес к предмету, любовь к окружающему миру, взаимопомощь, взаимопроверку, Формирование положительного отношения к учебе.. |
Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения |
|
СловесныйБеседа
Постановка проблемной ситуации
Постановка системы перспектив |
Ребята, послушайте стихотворение: Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таиться? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои! - Какую природную зону мы будем исследовать? ( природную зону леса) - А что означает слово « лес»? (высказывания детей) - Автор стихотворения говорит « Здравствуй, лес, дремучий лес…» Что значит «дремучий»? (тёмный, густой, труднопроходимый) - А все ли леса в России дремучие? (нет, есть и светлые) - Почему одни леса тёмные, а другие светлые? Более точный ответ на этот вопрос узнаем в ходе нашего исследования. |
-Природную зону леса
-Высказывают свое мнение
-Темный, густой, труднопроходимый
-Нет, есть и светлые
|
Фронтальная, групповая |
интерактивная доска |
Самоконтроль, контроль |
|
Регулятивные:
Адекватно воспринимать предложения учителя.
Коммуникативные: использовать простые речевые средства |
Л: Воспитывать интерес к предмету, любовь к окружающему миру, Формирование положительного отношения к учебе. |
Построение плана по разрешению возникших затруднений |
Словесный Беседа |
Беседа |
В какую природную зону мы сегодня отправимся.
Откройте учебник на стр.95 и прочитайте тему нашего урока. Верно. Тема урока «Леса России». А что мы должны узнать на уроке?
|
-В стихотворении говорится о лесе. Значит, мы отправимся в лесную зону.
-«Леса России»
-Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения. |
Фронтальная |
учебник |
Контроль |
|
Регулятивные:
Понимать выделенные учителем ориентиры действия. |
Личностные:
Положительное отношение к изучаемому материалу |
Этап открытия нового знания |
познакомить детей со временем глагола, повторить и закрепить изученные признаки глагола. |
Практический (работа с учебником)
Словесный (беседа)
Языковой анализ,синтез
|
Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. Найдите на карте природную зону лесов. (Учащиеся показывают на карте.)Приложение 1 Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
Какая поверхность у зоны лесов?
Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.
Между тундрой и зоной лесов есть еще одна зона. Что это за зона? Какую роль она выполняет?
Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес. Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла. Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно. Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки. Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки. Физкультминутка: Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их всех лучи согрели. Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет. Раз – наклон И два – наклон, Зашумел листвою клен.
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. Рассмотрите иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 98–99 учебника, назовите животных этой зоны.
Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы. Показываю рисунки и фотографии, изображающие животных, и дает краткое описание. Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов. Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками. Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать. Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы. Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней. Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.
К югу от тайги расположены смешанные леса. Здесь как бы смешались хвойные и лиственные деревья. Еще южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями. К таким деревьям относятся: Дуб, клен, липа, ясень, вяз. Эти породы называют широколиственными, в отличие от мелколиственных, к которым относят березу, осину. |
-Учащиеся показывают на карте.
-Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом. - Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. -Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье. - Это самая большая природная зона. В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет. -Это лесотундра. Выполняет плавный переход от одной природной зоны к другой.
-Кедровка, сокол, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полевка.
|
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Учебник, презентация, тетрадь |
Контроль, самоконтроль |
создать условия для усвоения учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге, смешанных и широколиственных лесах), растениях и животных этой природной зоны; формирования умения определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерные для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны; |
Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: - общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать), развитию правильной речи. содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи, |
Л: Воспитывать интерес к предмету, любовь к окружающему миру, взаимопомощь, взаимопроверку, самооценку учащихся. Привитие навыков дружеского общения. Формирование положительного отношения к учебе. Формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны. |
Первичное закрепление нового знания. |
|
Словесный Практический Беседа, упражнение, самостоятельная работ а |
Какие три части можно выделить в лесной зоне?
Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу. Учащиеся выполняют схему в тетради. Теперь давайте проверим правильно ли вы выполнили задание. Если правильно ставим себе +, если есть ошибки !. Приложение2
|
Тайга, смешанный лес и широколиственный лес.
|
Фронтальная, индивидуальная |
Учебник, тетрадь |
Самоконтроль, контроль |
усвоения учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге, смешанных и широколиственных лесах), |
Коммуникативные:
выражение своих мыслей; аргументация своего мнения;
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
Л:
способность к оценке своей учебной деятельности. |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. |
|
Практический Самостоятельная работа
Упражнение |
Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 98–99 учебника, запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса. Затем мы с вами проверим правильность вашей работы и вы оцените себя. |
Растения ® заяц-беляк ® рысь; Растения ® мышь-полевка ® соболь; Растения ® белка ® сокол.
|
Индивидуальная |
Учебник, тетрадь |
Самоконтроль, взаимоконтроль |
различать наиболее характерные для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны; |
П: - анализ, сравнение, классификация; - рефлексия способов и условий действий.
Р: - самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действий, внесение необходимых коррективов. |
Л:
способность к оценке своей учебной деятельности. Формирование положительного отношения к учебе |
Этап рефлексии деятельности. |
|
Словесный Беседа
Самооценка
|
Ребята, давайте подведём итоги нашего занятия. Какую тему мы сегодня с вами изучали? Какие задачи мы с вами поставили на сегодняшний урок? Все ли получилось реализовать? Что мы сегодня узнали на уроке? Чему мы с вами сегодня научились на уроке? Кому было все понятно поднимает палец вверх, кто, что-то не понял поворачиваем его горизонтально, а кто совсем ничего не понял палец вниз. Молодцы, урока закончен. Ставлю отметки за работу/
|
-Отвечают на вопросы |
Фронтальная |
Интерактивная доска, |
|
|
самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, переоценка результатов работы (Р); |
Л:
способность к оценке своей учебной деятельности. |
Приложение 1
Приложение 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.