Технологическая карта урока «Плакаты Великой Отечественной войны» Урок удостоен диплома лауреата регионального этапа конкурса «Уроки Победы» в номинации «Лучший урок истории» |
|||
Выполнила: В.В. Копланова, учитель истории и обществознания гимназии № 402 Колпинского района |
|||
Тема: Плакаты Великой Отечественной войны |
|||
Комментарий автора: Материал сознательно дан с избытком, так как урок может быть проведен для обучающихся любого уровня обучения, так как учитель легко может адаптировать предложенные материалы к возрастным и психологическим особенностям класса, в котором он работает. Кроме того, данный урок может быть использован как сценарий занятия внеурочной деятельности. В сценарии урока нет жёстких рекомендаций, учитель может, используя представленный материал, как провести урок целиком, так и выбрать любой смысловой фрагмент урока и построить свою работу в зависимости от контингента, с которым педагог работает. Возможно проведение интегрированного урока совместно с учителями изобразительного искусства или МХК. |
|||
Цель: Погружение в историю Великой Отечественной войны |
|||
Задачи - Познакомить учащихся с искусством плаката времен Великой Отечественной войны - Содействовать формированию чувства патриотизма и сопричастности - Познакомить учащихся со страницами истории Великой Отечественной войны, находящимися вне пределов школьного курса истории - Создать условия для эмоционального восприятия событий Великой Отечественной - Способствовать развитию чувства прекрасного |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: § систематизировать знания учащихся по теме «Искусство плаката. § выяснить основные направления развития плакатного искусства в годы Великой Отечественной § оценить роль плакатов как средства пропаганды и поднятия боевого духа в годы войны
|
Метапредметные: § развитие познавательной активности; § создание условий для формирования способности сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; § формирование навыков работы с учебной информацией (объяснение смысла новых терминов и понятий; осуществление поиска необходимой информации в источнике; анализ, сравнение, обобщение материала, подведение итогов); установление причинно- следственных связей между явлениями. § развитие коммуникативных умений учащихся в ходе групповой работы. § развитие умения распределения обязанностей при работе в группе § формирование навыков работы в создании мини-проекта § |
Личностные: § уважать мнение других; § уважать историю и традиции народа § сознавать важность принятия решения в ситуации выбора § уметь оценивать результаты собственной деятельности и деятельности товарищей § оценивать свои возможности при выборе вида деятельности в творческой группе § осознавать глубину трагедии человека, прошедшего через Великую Отечественную войну § давать оценку нравственной стороны подвига советского народа |
|
Межпредметные связи: литература, обществознание, ИКСПб, МХК |
|||
Ресурсы урока: выставка плакатов времён Великой Отечественной, мультимедийная презентация, видеофрагменты, музыкальные фрагменты. Презентация в полном формате доступна по ссылке: https://yadi.sk/d/3ByE7hL5BTcQJA
|
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
Используемый ресурс урока |
|
Мотивация познавательной деятельности |
|||
«Погружение» в эпоху. Первый плакат Великой Отечественной. Текстовый фрагмент для учителя: В этом учебном году наша страна отметит 75-ю годовщину Великой Победы. Великая Отечественная заставила перестроиться на военный лад все стороны жизни советских людей. Мирные люди одевали военную форму и брали в руки оружие, мирные заводы начинали выпускать оружие и снаряды, артисты уходили во фронтовые бригады, поэты становились военкорами, композиторы писали солдатские песни. |
В младших классах; Обучающиеся слушают рассказ учителя; в старших классах организуется беседа, позволяющая актуализировать знания учащихся о переходе всей жизни Советского Союза на военный лад. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя: - Что значит перестройка жизни на военный лад?
|
Видеофрагмент «Объявление о начале войны» Мультимедийная презентация, слайд «определения понятия»
|
|
Актуализация необходимых знаний |
|||
Не остались в стороне и те, кому жизнь наградила величайшим даром – говорить с людьми языком живописи. Художники вместе со всем народом встали в воинский строй. Молодые мастера направились в военкоматы, чтобы записаться добровольцами в Красную Армию. Но в военное время не менее важным, чем мужество на фронте, нужно было умение поднять боевой дух людей, повести их на борьбу, поддержать в трудную минуту и порадоваться успехам. Необходимость сделать это непосредственно и быстро – все это послужило в годы войны основой для развития плакатного искусства Плакат обращался к миллионам, часто решая с ними проблемы жизни и смерти. По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня, плакат оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины. Многие плакаты стали классикой советского искусства. |
Вместе с учителем выясняют, почему искусство плаката было востребованным в годы войны Формулируют тему урока, определяют цель и задачи работы на уроке. Цель: определить роль плакатного искусства в годы войны Задачи: -познакомиться с тематикой плакатов - познакомиться с творчеством художников-плакатистов - познакомиться с историей создания наиболее известных плакатов |
Мультимедийная презентация, слайд 2
|
|
Организация познавательной деятельности |
|||
1. Первый плакат Великой Отечественной Учитель организует беседу о самом первом плакате Великой Отечественной. Знакомит с краткой историей создания самого первого плаката: Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти. Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах. |
Отвечают на вопросы: Как Вы думаете, какой плакат появился самым первым? Почему Вы так решили? (Как правило, школьники вспоминают плакат «Родина-Мать зовёт»
|
Слайд 3
|
|
2. «Родина-мать зовёт! История создания плаката» Текст для учителя: «Родина-мать зовет!» - образ матери в плакатах военных лет Образ матери, зовущей на борьбу с врагом, впоследствии часто использовали художники плакатисты, но только этот стал символом первых дней Великой Отечественной войны. Плакат с известным произведением И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР, и его популярность не случайна. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте. Интересна история создания плаката, которую рассказали жена и сын художника. Тамара Тоидзе фактически подтолкнула мужа к созданию плаката В то июньское утро, в тот ошеломляющий миг, когда страна узнала страшную новость, Тамара стала олицетворением всех женщин — молодых и старых, которым выпала в этот день тяжкая участь провожать сыновей на войну. И этот жест, который она, русская женщина, незаметно для себя переняла у землячек мужа — грузинских женщин — и который был так знаком ему, помог создать художнику его лучшее творение. В этой женщине олицетворяется и каждая мать бойца, ушедшего на фронт, и разоренная, призывающая помочь и защитить ее Родина-мать. |
Если на предыдущем этапе ученики назвали указанный плакат, возвращаемся к беседе о причинах их выбора, если нет, то учитель сразу знакомит с историей создания плаката, предваряя рассказ вопросом: Почему образ матери часто использовался художниками-плакатистами? |
Слайды 4-6, инструментальная версия песни «Вставай, страна огромная!»
|
|
3. Образ матери в военных плакатах Учитель организует работу с плакатами, представленными на слайдах Центральным образом многих плакатов стала женщина средних лет, которая ассоциировалась с матерью, с оставленным отчим домом, с Родиной. В этой женщине олицетворяется и каждая мать бойца, ушедшего на фронт, и разоренная, призывающая помочь и защитить ее Родина-мать. В плакате Д. Шмаринова «Воин, ответь Родине победой» - аллегорическое изображение Родины в виде молодой женщины, в руках у которой автомат и сноп пшеницы. Это уже образ жены солдата, неустанно работающей в тылу, но готовой каждую минуту встать в ряды воинов с оружием в руках. |
Обучающиеся сравнивают разные образы матерей на плакатах, делают выводы |
Слайды 7-8 презентации
|
|
4. Сюжетные линии советских плакатов военных лет. Учитель, рассказывая о сюжетных линиях плакатов, организует беседу по вопросам и комментирует ответы учащихся. Тест для учителя: В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборств советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага. Многофигурность композиции этих плакатов должна была подчеркнуть мысль о всенародном характере сопротивления врагу. В июне 1941 года В. Корецкий создал композицию «Будь героем!». Этот плакат, увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. Защитников Ленинграда вел в бой плакат В. Серова «Наше дело правое — победа будет за нами». |
Обучающиеся анализируют изображения на плакатах, выявляют сходство, отвечают на вопрос: «Какие чувства должны были «разбудить» плакаты? О чём плакаты говорили людям? К чему призывали? |
Слайды 9-10
|
|
5. Обращение к героическому прошлому. Учитель организует беседу о причинах обращения к историческому прошлому. В плакатах 1941 года содержание часто углублялось присутствием второго символического плана, исторической параллели. Художники прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условных аллегорических изображений, символизирующих Родину. В плакатах неоднократно изображались национальные герои России, призывающие потомков к борьбе с врагом. Были выпущены листы, изображавшие Александра Невского, Суворова, Кутузова, а также героев гражданской войны Чапаева и Щорса. Независимость и сила народа, который корнями уходило в героическое прошлое России. Как прадеды прогнали Наполеона, так и нынешнее поколение прогонит Гитлера, как дрались наши отцы за революцию и свободу, так и мы будем драться – подобные лозунги писали на плакатах и листовках, и вряд ли в этом было сомнение.
|
Обучающиеся обсуждают вопрос, каких героев истории художники могли бы изобразить на плакатах и объясняют свой выбор. |
Слайды 11-12
|
|
6. Одним из наиболее распространенных сюжетов был образ женщины, заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна. Плакаты с изображениями тружеников тыла напоминали, что каждый час, каждая минута труда рабочих и колхозников – это тоже удар по врагу. |
Слушают рассказ учителя |
Слайд 13
|
|
7. Плакаты в тылу врага Учитель организует работу с текстом «Рассказ ветерана о плакатах» Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой. «...Ночь. На подмогу разведчикам приходят местные жители. Тихо, крадучись во мгле по деревенским улицам и проулкам, осторожно обходя немецкие караулы и патрули, бесстрашные патриоты расклеивают, а в том случае, когда это не удается, раскладывают на земле цветные полотнища советских плакатов и «Окон ТАСС». Плакаты клеят на заборы, сараи, дома, где стоят немцы. Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты - это весточка великой Родины, напоминание о том, что друзья близко. Население, лишенное советского радио, советской печати, сплошь и рядом узнает правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся плакатов...» - так рассказывает о плакате ветеран Великой Отечественной войны. Оккупация немецкими войсками огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан, поставили перед авторами новые задачи. Героями художников стали женщины и дети. Одни плакаты раскрывали идею протеста и борьбы, другие показывали беду и страдание так, как она есть, призывая тем самым советских людей к отмщению и помощи тем, кто не в силах сам себе помочь. Особый отклик вызывает у детей информация о том, что у человека с оружием, задержанного оккупантами , был шанс выжить, а у задержанного с плакатами - нет |
Комментированное чтение рассказа ветерана. Обсуждают особую значимость плаката как средства пропаганды на оккупированной территории.
|
Слайды 14-15
|
|
7. «Воин Красной Армии, спаси!» Учитель организует анализ плаката «Воин Красной Армии, спаси!» или рассказывает о плакате. Текст для учителя: Плакат В.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 года, вызывал у бойцов ненависть к врагу. Драматическая сила этого плаката поражает и по сей день. Древний мотив - мать с ребенком на руках – получает в плакате совсем другую интерпретацию, нежели мы привыкли видеть в картинах мастеров прошлого. В данной работе нет идиллических черт, сердечности и теплоты, которые обычно присутствуют в сценах с матерью и ребенком, здесь мать изображается защищающей своего ребенка от опасности. Плакат решен в два цвета: серый и красный, тональная разработка серого на фотографии, и красным изображены кровавое пятно на штыке и надпись. Лица матери и ребенка напряжены, молчаливы, но плакат словно кричит, призывая к спасению, защите и мщению. «Для повышения выразительности плаката художник прибегает к весьма действенному композиционному приему. Острие длинного штыка, устремленного по диагонали из нижнего левого угла, находится точно в геометрическом центре картины. На своем пути штык касается руки ребенка, затем лица и выходит за его головой. Ужасающая линия!» С одной стороны, в плакате мы видим неравное столкновение двух сил: холодное, кровавое оружие с одной стороны, и две беззащитные человеческие фигуры – с другой. Но вместе с тем, плакат не производит угнетающего впечатления, благодаря тому, что Корецкий смог показать силу и глубокую правоту советской женщины, не смотря на то, что в руках ее нет оружия, она символизирует силу и дух русского народа, который не склонится перед агрессором. Своим протестом против насилия и смерти плакат возвещает грядущую победу. При помощи простых средств работа Корецкого внушает силу и уверенность, становится одновременно и призывом, и просьбой, и приказом; так выражены в нем нависшая над людьми опасность и никогда не покидающая их надежда. |
Ученики могут обсудить вопросы композиции плаката: · Какие чувства у Вас вызвал плакат? · Какие цвета выбраны? Почему? · Куда устремлена линия, продолжающая штык? · Почему выбран именно такой цвет для лозунга?
|
Слайд 16 |
|
8. Боевой карандаш Учитель организует знакомство с творчеством группы ленинградских художников. Текст для учителя. Особое место в плакатном искусстве эпохи Великой Отечественной войны занимает творческое объединение Ленинградских художников «Боевой карандаш». Родилось оно во время советско-финской войны, и снова возродилось в Великую Отечественную. В июньские дни 1941 года «Боевой карандаш» возобновил свою деятельность и стал одним из самых популярных и любимых видов массовой художественной агитации. Он удачно сочетал в себе черты плаката и народного лубка. Это были небольшие по размеру листы, в которых отдельные, но связанные единым сюжетом яркие картинки сопровождались текстом, как правило, стихотворным. Печатались они литографским способом. От других видов плаката «Боевой карандаш» отличало, явно выраженное в нем близкое ощущение фронта, он и предназначался прежде всего для фронтовой обстановки. Листки «Боевого карандаша» можно было увидеть в цехах заводов и школах, в землянках и блиндажах Ленинградского фронта, на кораблях Балтики и даже на бортах фронтовых машин. «Боевой карандаш» был рассчитан не на спешный взгляд и быстрое прочтение, а на внимательное изучение всех деталей, на постепенное вникание в сюжет, в его подробности, в текст. Работал в «Боевом карандаше» коллектив художников, среди которых были скульпторы, графики, живописцы. Тексты сочиняли поэты Н. Тихонов, В. Саянов, А. Прокофьев, С. Спасский, Б. Тимофеев. Тематика работ была многообразна. Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла. Они были злободневны, исполнены оптимизма, созвучны чувствам и мыслям защитников города. Наибольшей популярностью пользовались листы сатирического характера, высмеивавшие врага. Художникам нередко приходили письма от ленинградцев. В одном из них были такие слова: «Смотришь на ваши плакаты, и становится легче дышать. Верим, наш народ непобедим!» Популярность «Боевого карандаша» была так велика, что вскоре стали появляться родственные ему издания — например, сатирические листы «Балтийского прожектора», издаваемые Политуправлением Краснознаменного Балтийского флота. Здесь работали художники Ю.Непринцев, С.Бойм, В.Трескин. |
Выявляют особенности плакатных произведений «Боевого карандаша», отвечая на вопросы: Чем они отличаются от плакатов, с которыми уже познакомились на уроке? Почему? |
Слайд 17
|
|
9. Окна ТАСС Учитель сам определяет форму организации работы на данном этапе урока. Рекомендуется организовать отдельную работу с высказыванием М.И. Калинина и четверостишием С.И. Маршака, со слайдом, на котором представлена статистическая информация о тиражах плакатов. Текст для учителя: На экране слова М.И.Калинина – Председателя ВЦИК, человека, которого в 30-40-е гг. называли «Всесоюзным старостой», посвященные уникальному явлению в истории плаката – коллективу «Окна ТАСС» Под этим окном не поют серенады, На этом окне резеда не цвела. За этим окном разрывались снаряды, И армия наша на подвиги шла. - так напишет об одной из самых ярких страниц истории плакатного искусства Великой Отечественной С.Я.Маршак 24 июня 1941 года в Союзе Художников было созвано первое организационное собрание, на котором был избран коллектив, ставший в дальнейшем коллективом «Окон ТАСС». 27 июля 1941 года в 4 часа дня в Москве на Кузнечном мосту были вывешены первые «Окна ТАСС». Плакаты «Окон ТАСС» вошли в историю Великой Отечественной войны героической страницей как один из грозных видов идеологического оружия. Плакаты делались, как правило, мастерски и обладали большим воздействием на зрителя, их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии. Министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в выпуске «Окон ТАСС», приезжавшие с фронтов за плакатами красноармейцы и партизаны рассказывали о показаниях на допросах плененных немецких офицеров, которые имели директиву высших органов фашистской власти: «Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах». Газета «Красная Звезда» в марте 1942 г. Опубликовала корреспонденцию партизана Саши «Плакаты - в тылу врага»: «Багаж» партизана велик и разнообразен. В поход он берет с собой вооружение, инструменты, боеприпасы, продовольствие на несколько дней, литературу и... Плакаты, листовки «Окон ТАСС». Последний груз - один из наиболее неудобных: плакаты трудно проносить, бумага «Окон ТАСС» чересчур плотна и громко хрустит. Но партизан не останавливают трудности: они берут и этот груз в рискованнейшие операции. В Москву с фронта приезжали автомашины, чтобы свежие «Окна ТАСС» доставить на передовую. В увеличенном виде, на фанерных щитах они выставлялись на виду маршевых рот и непосредственно на передовой. «Окно ТАСС» представляло собой лист оберточной бумаги с наклеенными на него рисунками и текстом, выполненными по трафарету в 3-5 красок. Тираж «Окон» иногда достигал тысячи экземпляров, но бывали и небольшие выпуски. Плакаты наклеивались в витрины магазинов, но часто, за неимением более подходящего места, клеились на стены и заборы, как печатные плакаты. Художники «Окон ТАСС» добивались лаконичного, меткого рисунка и контрастного цвета, литераторы сочиняли остроумный текст и легко запоминающуюся рифму. Вот некоторые текстовые подписи на первых плакатах: «Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут», «Каждый удар молота - удар по врагу!», «Смерть фашистской гадине!», «Мы знали: защитник Москвы не сплошает!», «Громя фашистов без пощады, морские пушки говорят: кто бьет врага у Ленинграда, тот защищает Сталинград! Врага на Севере уложишь - на Волге бить врага поможешь!» и другие. Работа редакции «Окон» была напряженной. Два раза в день, а в экстренных случаях чаще, из ТАСС поступали сводки Информбюро. Художественный руководитель и литературный редактор отбирали наиболее важные сообщения и решали, как будет подан этот материал в «Окнах». Затем избранная тема передавалась художнику и писателю. Обычным сроком изготовления окон были одни сутки. Для отсылки на фронт плакаты размножали литографским способом в виде листовок небольшого формата – тиражи достигали 20 тысяч экземпляров. От обычных плакатов «Окна ТАСС» отличались большой гибкостью и многообразием, они были тесно связаны с каждодневным ходом событий. Основным качеством изображений «Окон ТАСС» являлась подчеркнутая наглядность, художник имел возможность проявлять здесь свое творчество. Стиль плакатов изменялся от выпуска к выпуску. Каждый художник, приходивший в творческий коллектив плакатистов, вносил в этот стиль новые черты. «Окна ТАСС» художественно индивидуальны, как статьи в газете, написанные разными авторами. Но их объединяет общая политическая направленность и нравственная основа. В создании плакатов участвовали многие талантливые художники: А. Дейнека, Б. Пророков, В. Бялыницкий-Бируля, Б. Иогансон, Д. Моор, А. Бубнов, Ю. Пименов, Кукрыниксы - всего 125 художников-профессионалов высокого класса. Над текстами работали 83 писателя и поэта, в их числе П. Антокольский, Н. Асеев, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров, С. Михалков, К. Симонов, И. Эренбург и другие. В 1942 году труд девяти авторов «Окон ТАСС» - С. Маршака, Кукрыниксов, П. Соколова-Скаля, Г. Савицкого, Н. Радлова, П. Шухмина, М. Черемных - был отмечен Государственной премией СССР. Метко решено художниками «Окно» №640 – «Превращение фрицев» - непобедимые шеренги нацистский армий устремляются на восток, но с каждым шагом для них все ближе смерть. Используя выразительную и точную метафору, художники показали грядущую смерть фашистских завоевателей. Большое число «Окон» создал П.Соколов-Скаля. К лучшим его произведениям относится «Окно» №444 «России двинулись сыны!» - на фоне памятника А.С.Пушкину в Москве идут строем советские пехотинцы на фронт. На совещании художников и руководства мастерской «Окон ТАСС» 19 декабря 1942 г. председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И.Калинин пророчески отметил: «Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут мимо «Окон ТАСС», как не пройдут мимо «Окон РОСТА». И серьезный историк, и будущий художник, касаясь эпохи Отечественной войны, обратятся к этому материалу». |
|
Слайды 18- 20
|
|
10. КуКрыНиксы – личные враги Гитлера. Организует беседу о роли сатиры в годы войны. Текст для учителя: Много ярких интересных «Окон ТАСС» были выполнены Кукрыниксами. Это творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович. Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда (Куприянов — 1973, Крылов — 1972, Соколов — 1973). Карикатура, книжная иллюстрация, исторические картины и пейзажи — все жанры творчества художников ознаменованы блестящими успехами. Художественное мастерство Кукрыниксов было отмечено критиками еще в 30-е годы. Залогом их триумфа явилось единство взглядов и вкуса, а также большая личная дружба. В Окнах ТАСС художники обычно работали в содружестве с С.Маршаком. Сатирические образы Кукрыниксов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, художники сознательно преувеличивают существенные черты своих персонажей, заостряют их в них характерное. Кукрыниксы создали серию «Окон», направленных против Гитлера, Геббельса, Муссолини. Особенно много сатирических плакатов было создано в течение 1941 года. Среди них можно перечислить ряд интересных плакатов. Сатирический плакат показывал в смешном свете врага и тогда, когда он был грозен и опасен в начале войны, и в то время, когда немецкая армия начала терпеть первые поражения. |
Обсуждают вопрос о контрасте образа защитника Родины и образа врага. Анализируют изображения на плакатах. |
Слайд 22 |
|
11. Дойдем до Берлина!» - эмоциональный финал урока Авторы плакатов всегда верили в то, что победа придет, и они прославят ее своим искусством. Когда разгром врага был уже близок, от художников потребовалось создание жизнеутверждающих работ. Торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм - главная идея, объединяющая плакаты, третьего, победного этапа войны До окончательной победы над врагом путь был совсем не близок. В 1944 году художнику Л.Голованову в плакате «Дойдем до Берлина!» удалось создать запоминающийся образ воина. Слайд № 2, иллюстрация 1-я Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой — снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа. На переднем плане изображен сидящий на пне возле окопа молодой советский солдат, спокойными, неспешными движениями натягивающий сапог. Рядом лежит его автомат. С другой стороны на обочине дороги валяется проломанная немецкая каска. На заднем плане изображен небольшой европейский городок. По фронтовой дороге едут танки и машины, идет пехота и конница. Сцена почти идиллическая. Не будь здесь реквизитов войны, можно подумать, что перед нами веселый парень, решивший постранствовать по свету; по дороге он слегка устал, присел отдохнуть, и теперь, отдохнув, готовится продолжить свой путь. Он смотрит на нас с улыбкой, весь его облик дышит спокойствием и уверенностью. Фигура солдата, заполняющая почти все пространство картины, изображена сидящей, тем не менее она возвышается над всеми остальными деталями изображения: над силуэтом городка на заднем плане и над движущейся по дороге воинской частью. Максимально приближенный передний план – характерный для плаката прием, таким образом главное отделяется от второстепенного. Художник особенно выделяет солдатский сапог, помещает его на передний план и тщательно вырисовывает детали. Но если смотреть на плакат не детально, а в общем, то все сразу становится на свои места. «Дойдем до Берлина!» - такое сочетание изображения и текста вносит в плакат напряжение, повышает его содержательность, придает ему убеждающую силу и у нас не возникает сомнения, что обещание будет выполнено. Позднее, в 1946 году Голованов еще раз возвращается к этой теме. В плакате «Красной Армии Слава!» изображается стоящий возле стены рейхстага солдат в парадной форме, на груди его ордена и медали, на плечах офицерские погоны. На стене видна надпись: «Берлин», а над головой солдата изображен уже знакомый плакат «Дойдем до Берлина!». Обещание, некогда данное, выполнено. Победа! И звезды по-новому светят! Победа! И солнце светлее горит! Весенний, победный, стремительный ветер Летит над Отчизной и дух веселит. Знакомясь с советскими плакатами, созданными в годы Великой Отечественной войны, мы фиксируем не только хронику важнейших событий войны; перед нами развертывается полная шкала настроений и переживаний советских людей, мы вместе с героями плакатов испытываем напряжение, боль, гнев, печаль и радость. Советский военный плакат, как органическая часть общенародной борьбы, всегда отвечал своему назначению: он был оружием, бойцом в строю; он был одновременно и достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет. |
Слушают рассказ учителя, обращая внимание на изменение тональности плакатных обращений в конце войны. |
Слайд 23.
|
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке Учитель организует рефлексию: Кто
может поделиться своим открытием, сделанным сегодня на уроке? Какие ваши вопросы остались без ответа? Какова общая оценка значимости искусства плаката ? |
Обучающиеся работают с листами рефлексии. |
|
|
Музыкальный финал. Завершить урок можно любым музыкальным произведением, посвященным Великой Отечественной войне. Автор использовал оркестровый вариант песни Д. Тухманова «День Победы» |
|||
Домашнее задание. На выбор предлагается несколько вариантов домашнего задания. Вариант 1 (в группах постоянного состава, см. Приложение) Вариант 2. (индивидуальная работа на выбор, см. Приложение) Вариант 3. Напишите синквейн по теме «Плакаты Великой Отечественной. Вариант 4 (старшие классы) сочинение размышление на тему «Плакат – оружие Победы» |
|||
Приложение 1. Лист рефлексии и карточки для проведения жеребьёвки для выполнения домашнего задания в группах постоянного состава и по индивидуальному выбору обучающихся.
Карточка 1. Лист рефлексии
Продолжите незаконченные предложения:
1. Сегодня на уроке я узнал (а): __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
2. Сегодня на уроке я сделал открытие: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
3. Я бы хотел (а), чтобы на следующем уроке мне уточнили информацию о: _______________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 4. У меня есть вопросы, оставшиеся без ответа: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Я считаю, что искусство плаката в годы войны имело ______________________значение, потому что__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Карточка 2. Задания группам постоянного состава (для жеребьевки)
|
1. Представьте себе, что вы попали в творческий коллектив художников-плакатистов в первые месяцы войны Попробуйте совместно создать плакат, созвучный времени и подготовить его защиту (время защиты – 2-3 минуты) |
2. Представьте себе, что вы попали в творческий коллектив художников-плакатистов во время коренного перелома в ходе войны Попробуйте совместно создать плакат, созвучный времени и подготовить его защиту (время защиты – 2-3 минуты) |
3. Представьте себе, что вы попали в творческий коллектив художников-плакатистов блокадного Ленинграда Попробуйте совместно создать плакат, созвучный времени и подготовить его защиту (время защиты – 2-3 минуты) |
4. Представьте себе, что вы попали в творческий коллектив художников-плакатистов: в мае 1945 Попробуйте совместно создать плакат, созвучный времени и подготовить его защиту (время защиты – 2-3 минуты) |
Источники:
1. Бусыгина Екатерина "Советский плакат Великой Отечественной войны"//www.grafik.org.ru
2. http://psv.at.ua/publ/1-1-0-155
3. rhistory.ucoz.ru
4. victory.rusarchives.ru
5. www.9may.ru/posters
6. www.plakaty.ru/
7. https://mixmuz.ru/mp3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.