Технологическая карта урока по биологии для 5 класса
Оценка 4.8

Технологическая карта урока по биологии для 5 класса

Оценка 4.8
docx
12.12.2019
Технологическая карта урока по биологии для 5 класса
Технологическая карта урока.docx

Конспект урока на тему «Бактерии»

 

Предмет

Биология

Класс

5

УМК

1. Учебник: И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. Биология. М.: Вента-Граф, 2013 год

2. Авторская  программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)

3.Биология:5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.А.Корнилова, И.В.Николаев, Л.В.Симонова; под ред. проф.И.Н.Понамаревой.-М.:Вента-Граф,2013.-80 с.: ил.

Оборудование

1. Раздаточный материал: Лист самоконтроля, задания для работы в группах, тест

2. Рабочая тетрадь по биологии 5 класс.

3. Персональный компьютер

4. Мультимедийный проектор

5.Экран

6. Интерактивная доска

7. Мультимедийная презентация Microsoft Power Point

8.Учебник по биологии И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. Биология. М.: Вента-Граф, 2013 год

9. м/ф Смешарики - Пин-код: «Супербактерия» (режим доступа: http://smesharik.net/pin-kod/1-32-superbakterija),

Тема урока

Бактерии

Тип урока

Урок «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода

Цель урока

Формирование представлений об отличительных признаках представителей  царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.

Задачи урока

Образовательные: способствовать формированию знаний  об особенностях строения и жизнедеятельности бактерий

Развивающие: продолжить развитие мыслительных операций: сравнения, обобщения, анализа, установления причинно-следственных связей при решении проблемно-познавательных заданий. Развивать умение работать в группе.

Воспитательные: создать условия для воспитания интереса к изучению природы, формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся.

Основные понятия и термины

 

Клетка. Бактерии - доядерные организмы. Ядерное вещество. Кокки, спириллы, вибрионы, бациллы. Спорообразование. Деление. Бактериальные заболевания.

Планируемые результаты обучения

 

Личностные:

  • Формирование ответственного отношения  к выполнению учебных задач;
  • Формирование познавательных интересов и мотивов к учению, направленных на изучение живой природы;
  • Формирование  навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • Осознание ценности здорового и безопасного  образа жизни.
  • Формирование уважительного отношения к мнению другого человека.

Предметные:

Ученик научится:

·         выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий;

·         называть основные признаки представителей царства бактерий;

·         определять бактерии на предложенных рисунках;

·         называть примеры значения бактерий в природе и в жизни человека;

·         называть меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Ученик получит возможность научиться:

·         соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

Метапредметные:

Ученик научится:

  • осуществлять сравнение, классификацию;
  • проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное;
  • использовать, извлекать и перерабатывать  дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

·         оценивать свою работу и работу своих одноклассников;

·         выделять в тексте смысловые части;

Ученик получит возможность научиться:

  • строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

 

Межпредметные связи

Цитология, экология человека, информатика, бактериология, медицина.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная  групповая, парная

 

 

 

 

 

 

 

Структура урока:

1)      Организационный. Самоопределение к деятельности

2)      Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

3)      Постановка учебной задачи.

4)      Открытие нового знания

5)      Первичное закрепление

6)      Самостоятельная работа.

7)      Включение нового знания в систему знаний и повторение

8)      Рефлексия деятельности (итог урока)


Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме  «Бактерии»

Этап

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Этап 1.  Организационный. Самоопределение к деятельности

1 мин

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Включение  в  деловой  ритм.

Знакомство с материалами урока «Оценочный лист» и приложения.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

 

Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

3 мин

 

 

 

Мотивирует обу­чающихся к опреде­лению темы  и к по­становке познава­тельной цели урока.

Демонстрирует (Слайд 1)

«Трио» (на экране три картинки: микроскоп, молочнокислые продукты, поврежденное яблоко-какое слово их объединяет).

Загадка:

Хоть меня не видит глаз,

Заразить могу я вас.

И холерой, и ангиной,

Насморком и скарлатиной.

Без меня не сваришь сыра,

 И не сделаешь кефира.

Простоквашу и творог,

Приготовить я помог.

О них наш сегодняшний разговор.

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Демонстрирует (Слайд 2)

Отгадывают загадку, выдвигают предположения о теме урока.

 

Воспринимают информацию

(Слайд 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспринимают информацию

(Слайд 2)

 

Этап 3. Постановка учебной задачи.

3 мин

 

Конкретизирует цель урока.

Что бы вы хотели узнать на уроке?

Демонстрирует (Слайд 3)

 

 Называют цель урока.

-познакомиться с особенностями строения бактерий;

-познакомиться с особенностями жизнедеятельности бактерий; 

-познакомиться со значением бактерий.

-познакомиться с мерами профилактики бактериальных инфекций.

Воспринимают информацию

(Слайд 3)

 

Этап 4.  Открытие нового знания

15 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·      Предлагает  обу­чающимся про­блемные вопросы и задания с целью выявления суще­ственных призна­ков строения бак­терий.

- Бактерии существовали на нашей пла­нете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравни­тельно недавно. Почему?

·      Делают вывод о ма­лом размере бакте­рий.

·      Делают вывод об од­ноклеточности  бакте­рий.

 

 

 

 

Демонстрирует

·      Предлагает  обу­чающимся про­блемные вопросы и задания с целью выявления суще­ственных призна­ков строения бак­терий.

·      Направляет дея­тельность обуча­ющихся, связан­ную с постанов­кой проблемы, поиском решения  путей её .

·      Предлагает выполнить учебно-познавательные задачи, направленные на формирование  и оценку  умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний: первичному ознакомлению, обработке понятий.

·      Прочитать текст § 9, стр.40-41. Изучить строение бактериальной клетки

·         На экране вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему? Найти черты сходства и отличия?

 

·      Осуществляют сравне­ние организмов, вы­являют признаки их сходства и различия, осознают затрудне­ние, производят поиск способа его преодо­ления.

Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бак­терии, отвечают на проблемный вопрос.

 (Слайд 4)

 

·      Предлагает выполнить учебно-познавательные задачи, направленные на формирование  и оценку  умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний: первичному ознакомлению, обработке понятий.

Подписать названия частей клетки бактерии задание №1 в рабочей тетради  стр.27.

Предлагает подписать основные части клетки бактерии на рисунке?

Слайд 5.

Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа, проставьте отметку в оце­ночный лист.

(4 балла) (Приложение 1)

·      Выполняют задание в рабочей тетради.

·      Осуществляют про­верку и оценивание друг друга.

·      Выполняют задание на интерактивной доске (один из учащихся)

(Слайд 5,6)

 

 

Предлагает дать формулировку определения – бактерии.

Проверяется формулировка на доске.

Слайд 7.

Дают формулировку определения- бактерии.

·      Предлагает  обу­чающимся  задания с целью выявления суще­ственных призна­ков строения бак­терий.

1.      Назовите формы бактериальных клеток на Слайде 8.

2.      Как вы думаете,  в какой среде обитают бактерии имеющие жгутики?

Работают с рисунком на доске, изучают формы бак­терий, отвечают на  вопрос

1.Бациллы-палочковидные, кокки - шаровидные, вибрионы и спириллы - извитые.

2.Жгутики  служат для передвижения в жидкой среде.

Предлагает учебно-познавательные задачи направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместную работу в парах и разделением ответственности направленные  на конечный результат. Предлагает выполнить исследование работая парами.

Раздает произвольно вырезанные из бумаги фигуры фруктов (груши, яблоки) - формирует группы смешанного состава по названию фрукта.

Раздает текст(материал приложения)

Первой  группе

 Предлагает выполнить учебно-познавательную задачу направленную на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения переноса и интереса знаний. (Приложение 2)

 Ответить на вопросы:

1.      Почему многие учёные считают, что первыми на Земле появились бактерии? Что такое спора? Какова ее роль в жизни бактерий? Назвать процесс изображенный на схеме.

2. Обсудите ответы на вопросы в паре, выскажите своё мнение.

3. Сверьте свои ответы с ответом своих товарищей, проставьте отметку в оце­ночный лист. (4 балла)

Второй    группе - предлагает выполнить учебно-практические и  учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и на оценку навыка самостоятельного процесса и интеграции знаний.

(Приложение 3)

1.      Прочитайте текст.

2.      Выполните задание, работая  в паре «Польза и вред бактерий». Соотнесите свойства бактерий ( +  и  - ) и их название.

3.      Ответьте на вопрос: Какие опасные заболевания вызывают болезнетворные бактерии у человека?

  1. Обсудите ответы на вопросы в паре, выскажите своё мнение.
  2. Сверьте свои ответы с ответом своих товарищей, проставьте отметку в оце­ночный лист

 (4 балла)

 

 

 

·         Занимают места в группах, работают в группах,  согласно инструкции

·      Заполняют таблицу.

·      Отвечают на вопросы

·      Выполняют задание на интерактивной доске заполнить таблицу (один из учащихся)

·      Называют болезни: брюшной тиф, чума, холера, туберкулёз, дизентерия.

(Слайд 9,10)

 

 

 

 

 

 

 

·      Заполняют таблицу.

·      Отвечают на вопросы

 

(Слайд 11)

 

физкультминутка

1 минута

«Царства природы» (смена поз):предлагается названия организмов, которые необходимо распределить в царства(1 ряд-царство Растений;2 ряд- царства Животные; 3 ряд – царство Грибы), встает тот ряд, к царству которого относится организм.

Выполняют упражнения физкультминутки

 

Этап 5.  Первичное закрепление

7 мин

 

Корректирует выступления учащихся, акцентируя внимание на основных моментах.

Предлагает посмотреть отрывок из мультфильма «Смешарики» (режим доступа: http://smesharik.net/pin-kod/1-32-superbakterija),

Каждая группа докладывает одноклассникам свои открытия.

Другие учащиеся воспринимают информацию по выступлениям товарищей.

Смотрят мультфильм

 

Этап 6.  Самостоятельная работа

5 мин

 

Предлагает учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания инструкции.

Предлагает прочитать текст.

Превратить текст описание в текст-инструкцию, и дать ему название. Инструкция должна содержать указание на оказание первой помощи. Используем глаголы повелительного наклонения.  Инструкция должна содержать краткие пункты.

(Слайд 11)

(Приложение 4)

Читают текст-инструкцию.

Правила гигиены.

1.Правильно храните и приготавливайте продукты питания.

2. Мойте овощи, фрукты.

3.  Не пейте сырую воду.

 4. Следите за чистотой своего тела и жилища.

 5. Делайте вовремя профилактические прививки.

 6. Проветривайте помещение.

7. Проводите уборку помещения при использовании дезинфицирующих средств.

 

Этап 7.  Включение нового знания в систему знаний и повторение

7 мин

Предлагает ответить на вопросы Теста «Бактерии»

(Приложение 5)

Поставьте количество заработанных баллов в листок самоконтроля - (Максимально - 5 баллов)

Предлагает провести самооценку за работу с тестовым заданием.

Поставить количество заработанных баллов в листок самоконтроля.

 

Отвечают на вопросы теста на листах.

 

 

Этап 8.  Рефлексия деятельности (итог урока)

2 мин

Предлагает учащимся оценить урок. На стене три рисунка «мусорное ведро» -мне эти знания не нужны; «мясорубка»-мне нужно подумать; «рюкзак» -эти знания мне пригодятся

 

Учащиеся при помощи стикеров оставляют информацию на рисунках.

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

Домашнее задание: § 9, вопросы на с. 42 (устно),

с помощью пластилина и цветной бумаги выполнить модель бактериальной клетки  (слайд 12)

Записывают в дневник домашнее задание

 


Информационные ресурсы

 

 

1. Сайт для учителя «Я иду на урок»

2.Статья  «Технология критического мышления на уроках биологии» /http://pedsovet.su/

3. Статья Бактерии /https://ru.wikipedia.org/wiki//

4. Отрывок из мультфильма «Смешарики» (режим доступа: http://smesharik.net/pin-kod/1-32-     superbakterija

Технологическая карта урока по биологии для 5 класса

Технологическая карта урока по биологии для 5 класса

Технологическая карта урока по биологии для 5 класса

Технологическая карта урока по биологии для 5 класса

Технологическая карта урока по биологии для 5 класса

Технологическая карта урока по биологии для 5 класса

Технологическая карта урока по биологии для 5 класса

Технологическая карта урока по биологии для 5 класса

Технологическая карта урока по биологии для 5 класса

Технологическая карта урока по биологии для 5 класса

Технологическая карта урока по биологии для 5 класса

Технологическая карта урока по биологии для 5 класса

Технологическая карта урока по биологии для 5 класса

Технологическая карта урока по биологии для 5 класса

Технологическая карта урока по биологии для 5 класса

Технологическая карта урока по биологии для 5 класса

Технологическая карта урока по биологии для 5 класса

Технологическая карта урока по биологии для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2019