МБОУ «Григорьевская СОШ» Гусь- Хрустальный район
Предмет: финансовая грамотность
Тема урока: «Семейный бюджет»
Класс: 5
Технология: системно-деятельностный подход, приёмы ТРКМчп
Автор: Учитель истории и обществознания Миронова Елена Вячеславовна
Схема конспекта урока
Педагог: Миронова Елена Вячеславовна
Предмет: финансовая грамотность (внеурочная деятельность)
Класс 5
Тема урока: «Семейный бюджет»
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:
- учебник
- презентация
- рабочий лист
- ресурсы интернета
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Формы работы учащихся:
- фронтальная
- индивидуальная
- работа в группах
Виды организации деятельности учащихся:
- составление кластера
- работа с рабочим листом
Необходимое оборудование: рабочий лист, презентация
Цель урока: обобщить знания по теме «Семейный бюджет»
Задачи урока:
Предметные:
1. Формировать понятие «семейный бюджет»
2.Формировать представление о структуре семейного бюджета
3. В процессе практической работы формировать знания о планировании семейного бюджета.
4. Анализировать, обобщать и делать выводы по результатам наблюдений.
Метапредметные:
Создавать условия для личностного развития ученика; активизации самостоятельной деятельности и работы в группе; развития наблюдательности, умения сравнивать и делать выводы.
Личностные:
1. Создать условия для воспитания уважения к труду, бережного отношения к окружающему миру, заботы о близких людях, взаимопомощи.
2. Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других; воспитание чувства взаимопомощи и поддержки.
1. Организационный момент •Цель учащихся: достижение готовности к уроку (наличие учебника, дневника, тетради, письменных принадлежностей) •Цели и задачи учителя: - определение готовности класса к уроку •Методы организации работы учащихся на начальном этапе урока: -Взаимные приветствия учителя и учащихся; -проверка внешнего состояния классного помещения; -проверка подготовленности учащихся к уроку; -организация внимания и внутренней готовности.
|
||||||||||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечания |
||||||||||||
Проверка готовности к уроку Приветствие учителя Сообщение дежурных |
Приветствие учащихся Получение информации от дежурных. Оценка готовности учащихся и кабинета |
|
||||||||||||
2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу • Цель, поставленная перед учащимися: заполнить кластер, составленный учителем Цели учителя: актуализация знаний по теме «Расходы и доходы семьи» для систематизации и обобщения изучения материала: · Методы, способствующие решению поставленных целей и задач:
беседа заполнение кластера практическая работа
|
||||||||||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечания |
||||||||||||
По наводящим вопросам учащиеся заполняют кластер. (слайды 2-7) Говорят о трёх видах бюджета: сбалансированном, избыточном и дефицитном; о двух главных составляющих бюджета – доходах и расходах. Называют источники семейного дохода: труд, предпринимательская деятельность, владение природными ресурсами, владение имуществом, свободные средства, выплаты от государства. Говорят о постоянных и переменных расходах. Приводят примеры постоянных и переменных расходов.
Создают синквейн. Пример: Бюджет. Семейный, государственный. Планировать, составлять, сбалансировать. Семейный бюджет – план доходов и расходов семьи за месяц. План. |
- Почему от опорного понятия – семейный бюджет – вверх идут три стрелки? О каких трёх видах бюджета идёт речь? - Из каких двух частей состоит семейный бюджет? - Назовите источники семейного дохода.
- Вспомните, что относится к постоянным и переменным расходам?
- Вспомним алгоритм создания синквейна. Ключевое экономическое понятие – бюджет
|
Семейный бюджет
|
||||||||||||
3. Обобщение знаний по теме. Синтезирование информации Цель, поставленная перед учащимися: рассмотреть соотношение доходов и расходов и объяснить последствия их неравенства или равенства. Цели и задачи учителя: создать условия для формирования: - представлений о структуре семейного бюджета; -знаний о планировании семейного бюджета. - умений анализировать, обобщать и делать выводы по результатам наблюдений. |
||||||||||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
||||||||||||
Мотивация |
||||||||||||||
Отгадывают ребус |
Учитель предлагает ребус: Ж, Е, Т, Д ,Б, Ю ( слайд № 8) |
Познавательные УУД - подведение под понятие.
|
||||||||||||
Целеполагание |
||||||||||||||
Что я знаю о бюджете? Чего не знаю? - Что узнаю сегодня на уроке? Что мне поможет? Зачем мне нужны эти знания? |
- Задайте себе вопрос: Что я знаю по этой теме? Чего не знаю?
|
Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения). Коммуникативные УУД Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). |
||||||||||||
Практическая работа |
||||||||||||||
Учащиеся делятся на группы, составляют план работы
Составляют бюджет семьи на месяц, решают задачу в рабочем листе, данные оформляют в таблицу в рабочем листе. ( приложение 1)
Представляют бюджет своей группы – «семьи».
|
Составьте план вашей работы работы. Что вам поможет?
Как будете работать?
|
Познавательные УУД построение логической цепи рассуждений; Практическое применение знаний в окружающем мире
|
||||||||||||
4 Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель, поставленная перед учащимися: - формирования навыка самооценки. Цель и задача учителя: - осуществлять контроль за формированием навыка самооценки. |
||||||||||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечания |
||||||||||||
Подводят итог урока.
Обсуждение затруднений
Помещают монетки в кошелек .
|
Учитель просит учащихся сделать вывод по уроку. Выставляет оценки всем учащимся . Какие задания вызвали у вас затруднения? Как вы справились с трудностями?
«Кошелек успеха» (слайд№9) На доске изображен кошелек, каждый из вас должен взять одну монетку золотую, серебряную, медную, соответствующую вашей эмоции на данный момент. Опустите монетку в наш кошелек ( золотая – все удалось, удовлетворен уроком, серебряная – что-то было непонятно, частично удовлетворен уроком, медная – ничего не понятно, не удовлетворен уроком). |
Регулятивные УУД Оценка (выделение и осознание)
|
Литература
1.Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы обще образоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
2.Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3.Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.