Технологическая карта урока
учителя физики МБОУ СОШ № 4 города Липецка Сергачевой М. В.
Предмет: физика
Уровень образования: общеобразовательный 7 класс
Тема: «Архимедова сила»
Тип урока: урок усвоения новых знаний и способов деятельности.
Форма проведения урока: системно- деятельностный подход.
Цель: сформировать понятие об архимедовой силе; развивать умение применять формулу для расчета архимедовой силы; показать роль физического эксперимента; развивать умения сравнивать, систематизировать знания; развивать познавательную активность учащегося; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; оценка- осознание качества и уровня усвоения знаний, оценка результатов работы.
Личностные УУД: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике, научным достижениям человечества.
Оборудование: портрет Архимеда, ведерко Архимеда, сосуд с отливом, штатив, стакан с водой, свеча, спички, динамометры, набор тел, мензурка, стаканы с водой и раствором соли.
Ресурсы: мультимедийный проектор, ПК, презентация.
Информационные источники:
1.Перышкин А.В., Гутник Е.М.Физика 7 кл.: уч. для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2011. -300с.
2. Марон А. Е., Марон Е. А. Физика 7 класс.: дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2008. -123с.
Этапы урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность учащихся. ФОУД |
Формирование УУД |
1. Организационный момент |
Здравствуйте, садитесь. Тому, кто знает физику,
|
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку (наличие рабочей тетради, учебника, технических средств) |
Личностные: Самоопределение. Регулятивные: Целеполагание. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
|
2. Актуализация знаний |
Что такое вес, мы уже знаем, а сегодня на уроке узнаем, как древнегреческий ученый Архимед помог царю Гиерону разоблачить мошенника. Но, прежде чем узнавать что-то новое, надо проверить, что мы уже знаем. Урок сегодня пройдет в виде соревнования по преодолению препятствий. Первое препятствие – барьер. Преодолевать мы его будем разными способами: работать по карточкам с тестовыми и экспериментальными заданиями, отвечать на вопросы. Приложение 1 |
Отвечают на поставленные вопросы. Работают по карточкам. |
Познавательные: Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствие с целью. |
3. Постановка проблемного задания. |
Определите выталкивающую силу, действующую на погруженный в воду цилиндр. (Оборудование: мензурка, цилиндр, стакан с водой). Учитель: На прошлом уроке мы с вами, используя динамометр, определяли выталкивающую силу как разность между весом тела в воздухе и весом тела в воде. И это у нас прекрасно получалось. Но сегодня мы должны найти другой способ определения выталкивающей силы.
|
Формулируют тему и цели урока. Тема: «Архимедова сила». Цели: найти способ определения выталкивающей силы.
Вывод: Сила, выталкивающая целиком погруженное в газ или жидкость тело, равна весу газа или жидкости в объеме этого тела.
|
Познавательные: Постановка и формулирование проблемы. Регулятивные: Целеполагание. Личностные: Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
4. Изучение нового материала |
Итак, мы преодолели первое препятствие. Второе препятствие – яма с водой. Чтобы ее преодолеть, нам надо выяснить, от чего зависит выталкивающая сила. Впервые выталкивающую силу рассчитал древнегреческий ученый Архимед. Приложение 2 Выведем формулу для расчета архимедовой силы:
Итак, от каких величин зависит архимедова сила? Действительно ли это так? Послушаем ребят, которые проводили опыты.
Ребята, а как вы думаете, зависит сила Архимеда от плотности тела и веса тела? (Обсуждение) Вывод: сила Архимеда зависит от объема тела и от плотности жидкости. Заполните предложенную таблицу. Теперь мы с вами узнали от чего зависит архимедова сила, тем самым преодолели очередное препятствие в виде ямы с водой. |
Слушают, записывают основные моменты.
Учащийся из первой пары. Сила Архимеда зависит от объема тела, погруженного в жидкость. Учащийся из третьей пары. Сила Архимеда зависит от плотности жидкости. Учащийся из второй пары. Сила Архимеда не зависит от плотности тела и веса тела.
Заполняют таблицу. |
Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выявление признаков; синтез как составление целого из частей; Регулятивные: Планирование, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные: Постановка вопросов –инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
5.Первичное закрепление
Закрепление. |
Итак, молодцы, преодолели очередное препятствие! Следующее препятствие – вновь барьер, но уже более высокий, т. К. объем наших знаний стал больше. Чтобы перепрыгнуть барьер, мы должны решить задачи. Приложение 3
А теперь решаем задачи самостоятельно! Каждый выбирает задачу того уровня, которую может сделать. Приложение 4 |
Решают задачи, с помощью учителя. |
Анализ объектов с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: Соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; контроль, коррекция и оценка промежуточного результата с целью обнаружения отклонений в усвоенном материале и осознание качества усвоения. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества со сверстником, способов взаимодействия; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
6. Рефлексия. |
Что было сложного при изучении нового материала? Что было непонятно? Что было интересно? Выберите смайлик, который наиболее полно соответствует вашему состоянию после проведенного урока.
|
Отвечают на вопросы, обмениваются мнениями, оценивают себя. |
Личностные УУД: Нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей) Коммуникативные: Умение строить высказывания и воспринимать их. Регулятивные: Вносить необходимые коррективы на основе оценки и учета сделанных ошибок. |
7. Подведение итогов, домашнее задание
|
Последнее препятствие позади! С какой новой физической величиной мы сегодня познакомились? От чего она зависит? Почему тело в жидкости становится легче? Выставление оценок. Домашнее задание: 1. Параграф 49, упр. 24 2. Опыт: опустим в сосуд с водой стеариновую свечу (на ее нижнем конце закреплен небольшой грузик). Свеча плавает, как поплавок. Как долго будет гореть свеча?
|
Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. |
Познавательные: Осуществление анализа содержания учебного материала и формулирование выводов. Регулятивные: Вносить необходимые коррективы на основе оценки и учета сделанных ошибок. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.