Технологическая карта урока по формированию финансовой грамотности на тему : " Семейный бюджет" 7 класс
Оценка 4.9

Технологическая карта урока по формированию финансовой грамотности на тему : " Семейный бюджет" 7 класс

Оценка 4.9
docx
08.09.2024
Технологическая карта урока по формированию финансовой грамотности на тему : " Семейный бюджет" 7 класс
Технологическая карта урока .docx

 

Дата проведения

02.12.2022

Тема

Семейный бюджет

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Познакомить учащихся с понятием бюджет, ролью бюджета в семье, формировать умение составлять бюджет семьи,  определять вид бюджета

 

Планируемый  результат

 

Предметные:  знать понятия и пользоваться ими «бюджет», «доход», « расход», «обязательные», произвольные», «сбалансированный бюджет», «дефицитный бюджет», «профицитный бюджет». Рассчитывать бюджет на месяц на конкретных примерах.

Личностные: осознавать значение бюджета, более рационально его планировать, критически отстаивать свои действия и поступки.

Метапредметные: коммуникативные : организовывать, планировать учебное сотрудничество, уметь отражать, излагать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: уметь самостоятельно выделять цель деятельности, оценивать степень достижения цели.

Познавательные: находить, анализировать информацию для решения заданий, строить логически обоснованные рассуждения, представлять информацию в форме текста, схемы.

Ресурсы

Презентация, кейс-задания

Методы и формы обучения

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах

Технологическая карта урока по обществознанию по формированию финансовой грамотности 7Д класс


 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации взаимодействия

Формируемые УУД

Организационный этап. Мотивация к деятельности.

Приветствие учителя, проверка готовности класса

Деление класса на группы.

Здравствуйте! Садитесь! Сегодняшнее занятие хочется начать со слов немецкого писателя Бертольда Авербаха. Нажить много денег – храбрость;

сохранить их – мудрость,

а умело расходовать – искусство. (слайд №1)

Приветствие учителя , демонстрирует готовность к работе , слушают учителя.

Фронтальная

Личностные – положительное отношение к учению.

Познавательные-осознают познавательную задачу.

 Регулятивные - как способность к мобилизации сил на работу.

Целеполагание

Как вы считаете, о чем эти слова? А откуда берутся деньги?

А где вы берете деньги?

Смогли бы вы и ваша семья в настоящее время прожить без денег? (нет) А почему?

А для чего вам нужны деньги? (для удовлетворения потребностей).

Какая тема сегодняшнего занятия?

Правильно-Семейный бюджет

(слайд №2)

 

Слушают учителя, отвечают на вопросы .Учащиеся определяют тему урока на основе заданных вопросов.

Семейный бюджет

Фронтальная

 

Познавательные –выполняют учебно-познавательные действия.

Коммуникативные – излагают  свое мнение. Отстаивать свою точку зрения.

Актуализация знаний

Что вы знаете по данной теме?

Что хотели бы узнать по данной теме ?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

 

 

 

Фронтальная

Познавательные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Открытие новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление знаний

Учитель дает определение что такое «Семейный бюджет», структуру бюджета и его виды. Бюджет (англ. «денежная сумка», «кошелёк») Сведения из истории - это сумка, в которой министр финансов носил деньги и свои счета. Семейный бюджет - это  финансовый план на определенный период времени (чаще всего на месяц или на год). Он представляет собой список статей доходов и расходов семьи.

Структура семейного бюджета

 

Доходы семьи          расходы семьи

(слайд№3)

Кто может составлять такой план? )

 

Бюджет

 

 


Государство    фирма     семья

Возвращаемся к структуре бюджета.

Доход - это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности

: Расходы - это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей: например расходы на жилье .Составляется схема на доске.

Приведите примеры расходов и доходов семьи???.

Подумайте, на какие две категории можно разделить РАСХОДЫ?

Продолжи схему ……………

(слайд№4)

Расходы

 

постоянные                                   переменные

 

В зависимости от соотношения доходов и расходов выделяют следующие виды бюджетов:

профицитный  (доходы превышают расходы)

дефицитный  (расходы превышают доходы)

Расход = Доход - СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ (доходы равны расходам) (слайд№5)

-Какая формула будет наилучшей? - Почему? Ваши варианты?

Физкультминутка с пользой

Игра «Доходрасход»: определить, что является доходом, а что расходом семьи.

«ДОХОД» правую руку вверх, а если «РАСХОД», то левую руку вверх

«ДОХОД» правую руку вверх, а если «РАСХОД», то левую руку вверх

Папа получил премию (доход)

Взяли кредит в банке (доход)

Бабушка заболела (расход, дети поясняют почему)

Мама заплатила штраф (расход)

Выиграли в лотерею 3 тысячи рублей (доход)

Потеряли кошелёк (расход)

Продали картофель с дачного участка (доход)

Нашли 100 рублей (доход)

Заменили лампы накаливания сейчас на энергосберегающие

(доход в будущем за счет экономии электроэнергии)

Сдали пальто в химчистку (расход)

Заплатили за воду (расход).

- Спасибо, вы были внимательны!

Из предложенных слов составьте пословицы и объясните их смысл.

 

 

 

 

Сейчас вашему вниманию будет предложен мультфильм, где вы повторите что такое «бюджет» и из чего он состоит. Сборник мультфильмов по финансовой грамотности «Богатый Бобренок» 10 серия «Бюджет»

(слайд №6)

Давайте посмотрим на примере, как составляется бюджет семьи.

 

Учитель раздает кейс-задания и задания группам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают в тетрадь определение «Бюджет», структуру бюджета».

Составляют схему семейного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приводят примеры, записывают в тетради

Продолжают работать со схемой в тетради

Расходы : постоянные и переменные. Приводят примеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют задание: Труд человека кормит, а лень портит.

Лентяй да шалопай – два родных брата.

Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

 

Просмотр мультфильма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные: сознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, отражают информацию в схеме.

Регулятивные: планируют действия .

 

Коммуникативные – организовывают и планируют учебное сотрудничество в группе.

Личностные-приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

Регулятивные – планирование работы в микрогруппе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включение в систему знаний

Организуется работа в группах с помощью кейс-заданий .

Раздаточный материал № 1 – для группы обучающихся № 1

Ситуация «Семья Ивановых»

В семье Ивановых 7 человек. Дедушка и бабушка – пенсионеры, которые ежемесячно получают пенсию по 12 000 рублей. Папа работает главным инженером на заводе и получает заработную плату 40 000 рублей. Мама работает продавцом в магазине и получает 20 000 рублей. Сын Сережа – ученик 11 класса, который в этом месяце участвовал в конкурсе проектов и выиграл 2 000 рублей. Дочь Алена ученица 6-го класса и Наташа ученица 2-го класса.

Каждый месяц семья Ивановых тратит на питание 30 000 руб-лей, на коммунальные услуги 8 000 рублей, оплата кредита составляет 3 000 руб. в месяц, расходы на проезд составляют 1 500 рублей, прочие расходы составляют 25 000 рублей, оплата занятий по английскому языку в языковой школе составляет 2 000 руб. в месяц.

 

Задание .

Проанализируйте условия ситуации и составьте бюджет семьи Ивановых, используя таблицу. Таблица

 Бюджет семьи Ивановых

Член семьи

 

 

 

 

 

Итого

Сбережения

 

 

                                   

Определите, к какому виду относится бюджет (профицитный, дефицитный, сбалансированный)? Что вы можете порекомендовать семье Ивановых, чтобы оптимизировать бюджет?

Ситуация «Семья Кузнецовых»

В семье Кузнецовых 5 человек. Бабушка – пенсионерка, которая ежемесячно получает пенсию 12 000 рублей. Папа работает генеральным директором крупной компании и получает заработную плату 45 000 рублей. Мама работает ведущим специалистом в издательстве и получает 40 000 рублей. Сын Иван – студент университета, который получает стипендию 3 000 рублей. Сын Сергей – ученик 11 класса.

Каждый месяц семья Кузнецовых тратит на питание 30 000 рублей, на коммунальные услуги 7 000 рублей, оплата кредита составляет 10 000 в месяц, расходы на проезд составляют 3 000 рублей, прочие расходы составляют 50 000 рублей.

Задание № 1.Проанализируйте условия ситуации и составьте бюджет семьи Кузнецовых, используя таблицу.

Член семьи

 

 

 

 

 

Итого

Сбережения

 

 

 

Определите, к какому виду относится бюджет (профицитный, дефицитный, сбалансированный)? Что вы можете порекомендовать семье Борисовых, чтобы оптимизировать бюджет?

Раздаточный материал № 3 – для группы обучающихся № 3

Ситуация «Семья Петровых»

В семье Петровых  5 человек. Папа работает начальником продуктовой базы и получает заработную плату 40 000 рублей. Бабушка получает пенсию 12 000 рублей. Мама работает торговым представителем и получает 25 000 рублей. Сын Александр – студент университета, который получает стипендию 5 000 рублей. Дочь Надежда – ученица 11 класса, занимается танцами. В семье живет кот Барсик.

Каждый месяц, семья Петровых  тратит на питание 30 000 рублей, на коммунальные услуги 7 500 рублей, на проезд составляют 2 000 рублей, на кота Барсика составляют 2 500 рублей, прочие расходы составляют 30 000 рублей, расходы на лекарства составляют 10 000 рублей, на занятие танцами 1 000 рублей

Задание № 1.

Проанализируйте условия ситуации и составьте бюджет семьи Петровых, используя таблицу.

Член семьи

 

 

 

 

 

Итого

Сбережения

 

 

 

Определите, к какому виду бюджет относится (профицитный, дефицитный, сбалансированный)? Что вы можете порекомендовать семье Петровых, чтобы оптимизировать бюджет?

 

 

Учащиеся сидят по группам. Каждая группа это семья .

Используя ситуации каждая группа составляет бюджет семьи (заполняют таблицы). Определяют к какому виду относится  бюджет каждой семьи.

Рассчитывают долю каждого вида доходов/расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательны: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни

Регулятивные- оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

 

 

Рефлексия

Подведем итоги занятия.

Давайте вспомним, с какими новыми  понятиями мы познакомились сегодня? (Бюджет).

Из чего состоит семейный бюджет? (из доходов и расходов семьи)

Что научились делать? (научились составлять семейный бюджет, определять его вид).

В чем полезность нашего урока?

 Давайте запишем домашнее задание. Составить синквейн «Семейный бюджет».

Учитель подводит итоги урока, выставляет оцеки за урок.

Учащиеся представляют структуру семейного бюджета, публично представляют результаты работы в группах.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Ученики записывают задание в тетрадь.

 

Личностные -  определяют значение и смысл данного урока.

 Регулятивные - оценка своей деятельности.

 


 

Дата проведения 02.12.2022

Дата проведения 02.12.2022

Этап урока Деятельность учителя

Этап урока Деятельность учителя

Открытие новых знаний

Открытие новых знаний

Первичное закрепление знанийУчитель дает определение что такое «Семейный бюджет», структуру бюджета и его виды

Первичное закрепление знанийУчитель дает определение что такое «Семейный бюджет», структуру бюджета и его виды

Первичное закрепление знанийУчитель дает определение что такое «Семейный бюджет», структуру бюджета и его виды

Первичное закрепление знанийУчитель дает определение что такое «Семейный бюджет», структуру бюджета и его виды

Давайте посмотрим на примере, как составляется бюджет семьи

Давайте посмотрим на примере, как составляется бюджет семьи

Дочь Алена ученица 6-го класса и

Дочь Алена ученица 6-го класса и

Папа работает генеральным директором крупной компании и получает заработную плату 45 000 рублей

Папа работает генеральным директором крупной компании и получает заработную плату 45 000 рублей

Раздаточный материал № 3 – для группы обучающихся № 3

Раздаточный материал № 3 – для группы обучающихся № 3

Включение в систему знаний

Включение в систему знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2024