Дата проведения |
02.12.2022 |
Тема |
Семейный бюджет |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
Цель урока |
Познакомить учащихся с понятием бюджет, ролью бюджета в семье, формировать умение составлять бюджет семьи, определять вид бюджета
|
Планируемый результат
|
Предметные: знать понятия и пользоваться ими «бюджет», «доход», « расход», «обязательные», произвольные», «сбалансированный бюджет», «дефицитный бюджет», «профицитный бюджет». Рассчитывать бюджет на месяц на конкретных примерах. Личностные: осознавать значение бюджета, более рационально его планировать, критически отстаивать свои действия и поступки. Метапредметные: коммуникативные : организовывать, планировать учебное сотрудничество, уметь отражать, излагать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Регулятивные: уметь самостоятельно выделять цель деятельности, оценивать степень достижения цели. Познавательные: находить, анализировать информацию для решения заданий, строить логически обоснованные рассуждения, представлять информацию в форме текста, схемы. |
Ресурсы |
Презентация, кейс-задания |
Методы и формы обучения |
Работа фронтальная, индивидуальная, в группах |
Технологическая карта урока по обществознанию по формированию финансовой грамотности 7Д класс
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации взаимодействия |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап. Мотивация к деятельности. |
Приветствие учителя, проверка готовности класса Деление класса на группы. Здравствуйте! Садитесь! Сегодняшнее занятие хочется начать со слов немецкого писателя Бертольда Авербаха. Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство. (слайд №1) |
Приветствие учителя , демонстрирует готовность к работе , слушают учителя. |
Фронтальная |
Личностные – положительное отношение к учению. Познавательные-осознают познавательную задачу. Регулятивные - как способность к мобилизации сил на работу. |
|||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание |
Как вы считаете, о чем эти слова? А откуда берутся деньги? А где вы берете деньги? Смогли бы вы и ваша семья в настоящее время прожить без денег? (нет) А почему? А для чего вам нужны деньги? (для удовлетворения потребностей). Какая тема сегодняшнего занятия? Правильно-Семейный бюджет (слайд №2)
|
Слушают учителя, отвечают на вопросы .Учащиеся определяют тему урока на основе заданных вопросов. Семейный бюджет |
Фронтальная |
Познавательные –выполняют учебно-познавательные действия. Коммуникативные – излагают свое мнение. Отстаивать свою точку зрения. |
|||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний |
Что вы знаете по данной теме? Что хотели бы узнать по данной теме ? |
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
|
Фронтальная |
Познавательные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
|||||||||||||||||||||||||||
Открытие новых знаний
Первичное закрепление знаний |
Учитель дает определение что такое «Семейный бюджет», структуру бюджета и его виды. Бюджет (англ. «денежная сумка», «кошелёк») Сведения из истории - это сумка, в которой министр финансов носил деньги и свои счета. Семейный бюджет - это финансовый план на определенный период времени (чаще всего на месяц или на год). Он представляет собой список статей доходов и расходов семьи. Структура семейного бюджета
Доходы семьи расходы семьи (слайд№3) Кто может составлять такой план? )
Бюджет
Государство фирма семья Возвращаемся к структуре бюджета. Доход - это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности : Расходы - это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей: например расходы на жилье .Составляется схема на доске. Приведите примеры расходов и доходов семьи???. Подумайте, на какие две категории можно разделить РАСХОДЫ? Продолжи схему …………… (слайд№4) Расходы
постоянные переменные
В зависимости от соотношения доходов и расходов выделяют следующие виды бюджетов: профицитный (доходы превышают расходы) дефицитный (расходы превышают доходы) Расход = Доход - СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ (доходы равны расходам) (слайд№5) -Какая формула будет наилучшей? - Почему? Ваши варианты? Физкультминутка с пользой Игра «Доходрасход»: определить, что является доходом, а что расходом семьи. «ДОХОД» правую руку вверх, а если «РАСХОД», то левую руку вверх «ДОХОД» правую руку вверх, а если «РАСХОД», то левую руку вверх Папа получил премию (доход) Взяли кредит в банке (доход) Бабушка заболела (расход, дети поясняют почему) Мама заплатила штраф (расход) Выиграли в лотерею 3 тысячи рублей (доход) Потеряли кошелёк (расход) Продали картофель с дачного участка (доход) Нашли 100 рублей (доход) Заменили лампы накаливания сейчас на энергосберегающие (доход в будущем за счет экономии электроэнергии) Сдали пальто в химчистку (расход) Заплатили за воду (расход). - Спасибо, вы были внимательны! Из предложенных слов составьте пословицы и объясните их смысл.
Сейчас вашему вниманию будет предложен мультфильм, где вы повторите что такое «бюджет» и из чего он состоит. Сборник мультфильмов по финансовой грамотности «Богатый Бобренок» 10 серия «Бюджет» (слайд №6) Давайте посмотрим на примере, как составляется бюджет семьи.
Учитель раздает кейс-задания и задания группам.
|
Учащиеся записывают в тетрадь определение «Бюджет», структуру бюджета». Составляют схему семейного бюджета.
Приводят примеры, записывают в тетради Продолжают работать со схемой в тетради Расходы : постоянные и переменные. Приводят примеры
Учащиеся выполняют задание: Труд человека кормит, а лень портит. Лентяй да шалопай – два родных брата. Хочешь есть калачи – не лежи на печи.
Просмотр мультфильма.
|
Индивидуальная, фронтальная |
Познавательные: сознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, отражают информацию в схеме. Регулятивные: планируют действия .
Коммуникативные – организовывают и планируют учебное сотрудничество в группе. Личностные-приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся.
Личностные: понимают значение знаний для человека. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. Регулятивные – планирование работы в микрогруппе.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Включение в систему знаний |
Организуется работа в группах с помощью кейс-заданий . Раздаточный материал № 1 – для группы обучающихся № 1 Ситуация «Семья Ивановых» В семье Ивановых 7 человек. Дедушка и бабушка – пенсионеры, которые ежемесячно получают пенсию по 12 000 рублей. Папа работает главным инженером на заводе и получает заработную плату 40 000 рублей. Мама работает продавцом в магазине и получает 20 000 рублей. Сын Сережа – ученик 11 класса, который в этом месяце участвовал в конкурсе проектов и выиграл 2 000 рублей. Дочь Алена ученица 6-го класса и Наташа ученица 2-го класса. Каждый месяц семья Ивановых тратит на питание 30 000 руб-лей, на коммунальные услуги 8 000 рублей, оплата кредита составляет 3 000 руб. в месяц, расходы на проезд составляют 1 500 рублей, прочие расходы составляют 25 000 рублей, оплата занятий по английскому языку в языковой школе составляет 2 000 руб. в месяц.
Задание . Проанализируйте условия ситуации и составьте бюджет семьи Ивановых, используя таблицу. Таблица Бюджет семьи Ивановых
Определите, к какому виду относится бюджет (профицитный, дефицитный, сбалансированный)? Что вы можете порекомендовать семье Ивановых, чтобы оптимизировать бюджет? Ситуация «Семья Кузнецовых» В семье Кузнецовых 5 человек. Бабушка – пенсионерка, которая ежемесячно получает пенсию 12 000 рублей. Папа работает генеральным директором крупной компании и получает заработную плату 45 000 рублей. Мама работает ведущим специалистом в издательстве и получает 40 000 рублей. Сын Иван – студент университета, который получает стипендию 3 000 рублей. Сын Сергей – ученик 11 класса. Каждый месяц семья Кузнецовых тратит на питание 30 000 рублей, на коммунальные услуги 7 000 рублей, оплата кредита составляет 10 000 в месяц, расходы на проезд составляют 3 000 рублей, прочие расходы составляют 50 000 рублей. Задание № 1.Проанализируйте условия ситуации и составьте бюджет семьи Кузнецовых, используя таблицу.
Определите, к какому виду относится бюджет (профицитный, дефицитный, сбалансированный)? Что вы можете порекомендовать семье Борисовых, чтобы оптимизировать бюджет? Раздаточный материал № 3 – для группы обучающихся № 3 Ситуация «Семья Петровых» В семье Петровых 5 человек. Папа работает начальником продуктовой базы и получает заработную плату 40 000 рублей. Бабушка получает пенсию 12 000 рублей. Мама работает торговым представителем и получает 25 000 рублей. Сын Александр – студент университета, который получает стипендию 5 000 рублей. Дочь Надежда – ученица 11 класса, занимается танцами. В семье живет кот Барсик. Каждый месяц, семья Петровых тратит на питание 30 000 рублей, на коммунальные услуги 7 500 рублей, на проезд составляют 2 000 рублей, на кота Барсика составляют 2 500 рублей, прочие расходы составляют 30 000 рублей, расходы на лекарства составляют 10 000 рублей, на занятие танцами 1 000 рублей Задание № 1. Проанализируйте условия ситуации и составьте бюджет семьи Петровых, используя таблицу.
Определите, к какому виду бюджет относится (профицитный, дефицитный, сбалансированный)? Что вы можете порекомендовать семье Петровых, чтобы оптимизировать бюджет?
|
Учащиеся сидят по группам. Каждая группа это семья . Используя ситуации каждая группа составляет бюджет семьи (заполняют таблицы). Определяют к какому виду относится бюджет каждой семьи. Рассчитывают долю каждого вида доходов/расходов.
|
Групповая |
Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательны: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни Регулятивные- оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Подведем итоги занятия. Давайте вспомним, с какими новыми понятиями мы познакомились сегодня? (Бюджет). Из чего состоит семейный бюджет? (из доходов и расходов семьи) Что научились делать? (научились составлять семейный бюджет, определять его вид). В чем полезность нашего урока? Давайте запишем домашнее задание. Составить синквейн «Семейный бюджет». Учитель подводит итоги урока, выставляет оцеки за урок. |
Учащиеся представляют структуру семейного бюджета, публично представляют результаты работы в группах. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Ученики записывают задание в тетрадь. |
|
Личностные - определяют значение и смысл данного урока. Регулятивные - оценка своей деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.