Технологическая карта урока по геометрии для 7 класса по теме "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ПАРАЛЛЕЛЬНОСТИ ПРЯМЫХ"

  • doc
  • 14.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 31.doc

Урок 31. Решение задач
на применение признаков параллельности прямых

Цели деятельности учителя

Создать условия для закрепления и систематизации изученного материала, обучения применению признаков параллельности прямых при решении задач; способствовать развитию логического мышления учащихся; содействовать воспитанию аккуратности при построении чертежей на доске и в тетрадях

Термины и понятия

Параллельные прямые, накрест лежащие углы, соответственные углы, односторонние углы

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Владеют геометрическим языком, умеют его использовать для описания предметов окружающего мира, имеют достаточно высокий уровень пространственных представлений и изобразительных умений, владеют навыками геометрических построений

Познавательные: умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы.

Регулятивные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки.

Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать самостоятельно.

Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И)

Образовательные
ресурсы

•  Чертежи к задачам.

•  Задания для самостоятельной работы

I этап. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель деятельности

Совместная деятельность

Систематизировать
теоретические знания

(Ф/И)

1. Проверить правильность выполнения домашнего задания.

2. Провести теоретический опрос по признакам параллельности прямых.

3. Решить задачи по готовым чертежам (устно).

1) Докажите, чтоа || b.             2) Докажите, чтоа || с.       3)Докажите, чтоа || b и т || п, если Ð1 = Ð2 = Ð3.

                 Рис. 1                                       Рис. 2                                                              Рис. 3

4) Дано:Ð1 = 83°, Ð2 больше Ð1 на 14°.                          5) Дано:Ð2 = 114°, Ð1 меньше Ð2 на 20°.

Параллельны ли прямые MN и AB?                                   Параллельны ли прямые СЕ и AB?

                           Рис. 4                                                                                         Рис. 5

 

II этап. Решение задач

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Совершенствовать
навыки решения задач

(Ф/И)

Организует деятельность учащихся.

1. Решить задачу № 190 по рисунку 109 (на доске

и в тетрадях).

2. Решить задачу № 213 по рисунку 121 (на доске

и в тетрадях).

3. Решить задачу № 215 по рисунку 122 (устно).

Указание: рисунок 122 заранее перенести
на доску и ввести цифровые обозначения углов. Сначала доказывается параллельность прямых а
и b (сумма односторонних углов: 115° + 65° =
= 180°)

№ 190.

Дано:АВ = ВС, АD = , ÐС = 70°, ÐЕАС = 35°.

Доказать:DЕ || АС.

 

Рис. 6

Доказательство:

1) Так как АВ = ВС, то ÐА = ÐС = 70° (свойство равнобедренного треугольника).

2) Так как ÐЕАС = 35°, ÐА = 70°, то ÐDАЕ = 35°.

3) Так как DАDЕ – равнобедренный, то ÐDАЕ = ÐDЕА = 35° (по свойству).

4) ÐDЕА = ÐЕАС = 35°. ÐDЕА и ÐЕАС – накрест лежащие при прямых и АС

и секущей АЕ. || АС, что и требовалось доказать.

№ 213.

Дано: СЕ = ЕD, ВЕ = EF, KE || AD.

Доказать: KE || BC.

 

Рис. 7

Доказательство:

1) Рассмотрим DВСF и DFDЕ. ВЕ = EF (по усл.), СЕ = ЕD (по усл.), Ð1 = Ð2
(вертик.), тогда
DВСЕ = DFDЕ (по двум сторонам и углу между ними),
ÐСВЕ = ÐDFЕ (по определению равных треугольников).

2) ÐСВЕ = ÐDFЕ – накрест лежащие при прямых BC и AD и секущей ВF,
ÐСВЕ = ÐDFЕ (по п. 1), тогда BC || AD по признаку.

3) KE || AD (по усл.), BC || AD (из п. 2), тогда KE || BC (свойство параллельных прямых), что и требовалось доказать

III этап. Самостоятельная работа

Цель деятельности

Задания для самостоятельной работы

Проверить умение применять признаки параллельности при решении задач

(И)

Самостоятельная работа выполнятеся на листках и сдается на проверку учителю (см. Ресурсный материал)

IV этап. Итоги урока. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Ф/И)

– Оцените свою работу на уроке.

– Задайте три вопроса по теме

(И) Домашнее задание: повторить материал пунктов 24–26; решить задачи № 214, 216

 

Ресурсный материал

Самостоятельная работа

Вариант I

1. Параллельны ли прямые d и е, изображенные на рисунке 1?

2. На рисунке 2 точка О– середина отрезков EL и KF. Докажите, что EF || KL.

Вариант II

1. Параллельны ли прямые m и n, изображенные на рисунке 3?

2. На рисунке 4 точка F – середина отрезков и NP. Докажите, что MN || PO.

Вариант III

1. Какие из прямых, изображенных на рисунке 5(m, n и p), являются параллельными? Ответ обоснуйте.

2. В равнобедренных треугольниках СDЕ и FPK, изображенных на рисунке 6, Ð1 = Ð2. Докажите, что СD || PF.

Вариант IV

1. На рисунке 7 МD = NP, Ð1 = Ð2. Докажите, что MN || DP.

2. В равнобедренных треугольниках АВС и DЕF, изображенных на рисунке 8, Ð1 = Ð2. Докажите, что AB || EF.

Рис. 1                                            Рис. 2                                               Рис. 3                                               Рис. 4   

Рис. 5                                            Рис. 6                                                      Рис. 7                                            Рис. 8