|
Технологическая карта урока
Тема: В. А. Жуковский – родоначальник русского романтизма. Счастье и судьба в балладе «Светлана»
Класс:9
Учитель : Зассеева З.С.
Технологическая карта урока Тема: В. А. Жуковский – родоначальник русского романтизма. Счастье и судьба в балладе «Светлана» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи |
Учебное задание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 этап: Целеполагание и мотивация |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему |
Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль, И, внемля им, вздохнет о славе младость, Утешится безмолвная печаль И резвая задумается радость. А. С. Пушкин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выявить пробелы в знаниях уч-ся Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы Актуализировать знания учащихся о романтизме как направлении в литературе. |
Назовите основные признаки романтизма. В чем отличие русского романтизма? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 этап: Первичное усвоение материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала. Продолжить знакомство с личностью В.Жуковского и его творчеством. Дать понятие о балладе |
Творческий путь В. А. Жуковского Василий Андреевич Жуковский родился в семье тульского помещика Афанасия Ивановича Бузина у турчанки Сальхи, захваченной в плен при штурме русскими войсками Бендер. Мальчик был усыновлен Андреем Григорьевичем Жуковским, жившим в доме Бунина. Для получения дворянства, согласно тогдашним обычаям, необходимо было зачислить Жуковского на военную службу. Он воспитывался в семье Буниных, там получил начальное образование, которое было продолжено сначала в частном пансионе, затем в народном училище, а позднее в доме его крестной матери В. А. Юшковой. Именно здесь он приобщился к литературному творчеству. В 1797 г. он поступил в Благородный пансион при Московском университете, где обрел душевно близких ему друзей, влюбленных, как и он, в европейскую изящную словесность. В пансионе Жуковский встретился с опытными воспитателями и учителями (А. А. Прокоповичем-Антонским, И. П. Тургеневым), которые увлекались проблемами нравственного самоусовершенствования личности и гражданских деятельного филантропа. Здесь же окончательно утвердились художественные вкусы Жуковского, сформировавшиеся на основе эстетики сентиментализма и предромантизма. По окончании пансиона Жуковский становятся активным членом дружеского литературного общества, сыгравшего важную роль в утверждении романтических идей и представлений в русской литературе начала века. Участники этого общества записали в уставе в качестве своей основной задачи служение добродетели и истине. Высокая степень идеализации личности присуща атмосфере и университетского пансиона, и дружеского литературного общества. Члены общества поставили перед собой задачу знакомить русское общество с новинками западноевропейской литературы. Началом литературной деятельности Жуковского стало «Сельское кладбище» (1802), перевод в 1801 г. элегии английского поэта Т. Грея. Элегия принесла Жуковскому успех у читателей и широкую известность. Участие Жуковского в журнале «Вестник Европы», основанном Карамзиным, способствовало утверждению романтической эстетики в русской литературе. Годы пребывания поэта в Москве (1808—1810) отличаются творческой активностью и в области литературной критики. Расцвету лирического творчества сопутствовали глубокие личные переживания Жуковского, вызванные любовью к Маше Протасовой. Отказ ее матери дать согласие на брак с поэтом вызвал в его душе чувство глубокого разочарования в жизни и придал его лирическим произведениям драматическую окраску. Неудачное замужество Маши, последовавшая затем ее ранняя смерть наложили печать трагизма на всю жизненную судьбу поэта. В августе 1812 г. Жуковский вступил в Московское народное ополчение. Отечественная война 1812 г. нашла в его поэзии яркий отклик — «Певец во стане русских воинов». Наполеоновская тема, имевшая своим истоком указанные события, впоследствии также обрела глубокое отображение — «Ночной смотр» (1836), «Четыре сына Франции» (1849). В мае 1817 г. Жуковский переселяется в Петербург, где активно участвует в литературной и общественной жизни столицы. Приобретя известность в светских кругах Петербурга, поэт получает приглашение стать чтецом при императрице Марии Федоровне. И позднее он продолжает службу при дворе: учит русскому языку великую княгиню Александру Федоровну, затем становится на ставником наследника престола Александра Николаевича (будущего Александра II). В исполнении своих обязанностей при императорском дворе он усматривал гражданский долг — воспитать мудрого и образованного монарха, способного благоприятствовать расцвету державы. Жуковский в эти годы — один из ведущих литераторов России, друг Пушкина. Ом принял деятельное участие в смягчении участи декабристов, помогал их женам, благодаря его усилиям был освобожден от крепостной зависимости украинский поэт Т. Г. Шевченко. После трагической гибели Пушкина, которую он всячески старался предотвратить, Жуковский оказался в разладе со своим придворным окружением. Он уходит в почетную отставку в 1841 г., переезжает жить в Германию, где женится на дочери своего друга художника Е. Рейтерна, Елизавете. В 1852 г. Жуковский умер в Баден-Бадене, похоронен в Петербурге.
В. А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор) Для создания эмоционального настроя урок можно начать с выразительного чтения двух-трех произведений Жуковского. В. А. Жуковский стал основоположником романтизма в русской литературе. Незаконный сын помещика Бунина, перенесший сидение под арестом за занятия литературой, драматическую историю несчастной любви, ранение на войне 1812 года и лечение в госпитале, он научился спокойно, кротко, с верой и молитвой переносить удары судьбы. В литературном творчестве проявился незаурядный талант Жуковского-поэта. Он написал 39 баллад и сделал балладу жанром, который укоренил романтизм на русской почве. В лирической поэзии он стал мастером изображения тонких, неуловимых движений человеческой души. Он придал общественное содержание личным переживаниям, утверждая, что счастье человека — в его душевном богатстве, что наполнило его лирику общечеловеческим содержанием. Язык его произведений включает слова и выражения разговорного стиля. Поэт разрабатывает такие жанры, как элегия, романс, послание, песня, баллада. Сведения о детстве и юности Жуковского, его участии в войне 1812 года могут прозвучать в сообщениях учащихся. Необходим и эмоциональный рассказ учителя о неразделенной любви В. А. Жуковского к М. А. Протасовой. Можно почитать стихи, посвященные ей: «Песня» («Мой друг, хранитель-ангел мой…»), «К ней», «19 марта 1823 года» и др. 1. Раннее творчество (до 1808 года) На лирику поэта повлиял сентиментализм Карамзина. Для ранних стихов Жуковского характерен элегический колорит, тоска по несбывшимся надеждам. Может прозвучать элегия «Сельское кладбище», дуэт Полины и Лизы из I акта «Пиковой дамы» Чайковского (фрагмент стихотворения Жуковского «Вечер»). В стихотворении «Вечер» Жуковский рисует не природу, а свои ощущения от ее образов. Пейзаж сливается с переживаниями лирического «я», наполняя поэзию психологизмом. По мысли автора, человек должен воспринимать мир более душою, нежели рассудком. Человек в поэзии Жуковского — обыкновенное земное существо. Но смысл его жизни — воспитать в своей душе чуткость и милосердие к чужим страданиям, стремление к высоким идеалам. Счастье человека, по мысли поэта, в силах его души, в богатстве чувств и помыслов. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать свой духовный мир. Однако в реальном мире правит сознание косного общества, что рождает противоречия между личностью и социумом. В творчестве романтиков берет начало конфликт между человеком и миром, источник так называемого романтического двоемирия. Не принимая атмосферы пороков и страстей, человек ищет уединения, одиночества. Его душа вмещает всю Вселенную, принимает жизнь во всех проявлениях, озаренная верой в торжество прекрасного и возвышенного в ином, идеальном мире. Отсюда зыбкость пространства этого идеального мира, стремление к которому побуждает человека преодолеть груз земной жизни, отказаться от мелкого и бытового и предназначить себя служению прекрасному и возвышенному. 2. Романтические искания (1808—1830) Этот период связан с романтическими идейно-художественными исканиями поэта. Известно, что, получив отказ Екатерины Афанасьевны, матери Машеньки Протасовой, на брак с ее дочерью и запрет на выражение своих чувств, Жуковский в чине поручика московского ополчения направляется в действующую армию, принимает участие в военных действиях против Наполеона и 26 августа 1812 года присутствует при Бородинском сражении. Впечатления от увиденного легли в основу стихотворения «Певец во стане русских воинов». При чтении фрагментов стихотворения следует обратить внимание учащихся на сочетание различных эмоциональных состояний лирического соединение черт разных литературных направлений. 3. Жуковский-переводчик (с 1830 г.) С начала 1830-х годов Жуковский посвятил себя переводческой деятельности. В 1826 году он был назначен наставником наследника русского престола, впоследствии императора Александра II. Жуковский много путешествует по России и Европе, сближается с немецкими романтиками, изучает философию Фихте. В 1831 году поэт издает свои «Баллады и повести» и особенно сближается с Пушкиным, который после женитьбы поселяется в Царском Селе. Вместе с Гоголем они занимаются литературной обработкой народных сказок. Жуковского более всего привлекают переводы сказок братьев Гримм. И Пушкин, и Жуковский были сотрудниками появившейся в 1830 году «Литературной газеты» А. Дельвига. Их литературные позиции были сходны. Отношение романтика к слову Идейно-эстетическая платформа Жуковского-романтика основана на таких философских позициях: 1) Поэзия — это Божественный дар, имеющий особую духовную власть, помогающий видеть в земном мире черты вечного, пробуждать в человеке стремление к идеалу. 2) Лирическое «я» в романтической поэзии — это не маска, надеваемая поэтом в зависимости от жанра, а устойчивый образ, отражающий мировосприятие поэта. 3) Душа поэта необъятна и находится одновременно в двух мирах; реальном и идеальном. Слово передает не конкретные картины мира, а ощущения от них, высокие чувства, освобождающие душу от мирской суеты. 4) В описании мирских картин преобладает зыбкость очертаний, предметы размыты, неопределенны. Поэту важны не сами предметы, а их проекция на чувства, состояния души. Поэтому поэты-романтики подбирают слова, вызывающие определенные эмоциональные ощущения. 5) Поэты-романтики расширили словарь русской лирики, обнаружив в словах дополнительные смыслы, способные передавать переживания и настроения. Элегии и баллады Жуковского Излюбленные жанры произведений Жуковского — элегия и баллада. Оригинальное творческое дарование поэта раскрылось в элегии «Вечер» (1806), опубликованной в журнале «Вестник Европы». В ней глубоко и полно отразился внутренний мир личности поэта, его психологический облик, своеобразие переживания чувств радости и утраты. Элегия знаменовала становление романтического биографизма как особого способа воссоздания лирического «я» автора или воображаемого персонажа. Весь окружающий мир воспринимается поэтом-романтиком в сфере личного опыта, в индивидуальной форме передачи особых душевных состояний. Жуковский утвердил жанр баллады в русской поэзии. Он познакомил читателей с самыми выдающими-ся образцами этого жанра в европейской литературе: «Кубок», «Рыцарь Тогенбург», «Ивиковы журавли», «Кассандра» Шиллера, «Лесной царь» Гёте, «Замок Смальгольм» В. Скотта, «Суд божий над епископом» Саути, «Роланд оруженосец» Уланда и др. Одновременно он создал в «Людмиле», «Светлане» национальную форму баллады. В ходе полемики о сущности нового жанра, в которой участвовали Гнедич и Грибоедов, имя Жуковского стояло в центре литературных споров. Образ Жуковского-«балладчика» известен нам по портрету О. Кипренского, где он изображен на фоне таинственного пейзажа, столь частого в его балладах: башни, замки, рвы, холмы, туманная даль, а в центре находится задумчивый мечтатель, устремляющий свой взор ввысь. В основе эстетики баллады лежит представление об ужасном событии в судьбе человека, оно реализуется у романтиков в образах привидений, мертвецов, которые оживают в гробах; мертвых женихов, скачущих ночью на коне за невестой; сатаны, являющегося за душой грешника; злодеев, продавших душу ребенка дьяволу. Действие происходит в особой полуфантастической обстановке: кладбище, разверстые могилы, каркающие вороны, багровая луна, освещающая пляшущих духов или скелеты, ночной лес, горящие деревья. Поэтика фантастического и ужасного, атмосфера таймы, нарочито запуганные проблемы романтической этики (справедливость, возмездие, самопожертвование, верность долгу, любовь и бескорыстие) — основные слагаемые нового художественного мира, открывшегося русскому читателю в балладах Жуковского. Жизнь как постоянное противостояние судьбе, как поединок человека и обстоятельств, которые одерживают верх над ним, трагическая обреченность человека, наличие неподвластной человеку силы рока — такова этикофилософская проблематика баллад. Основа балладного сюжета заключена в преодолении человеком преграды между посюсторонним и потусторонним миром. «В. Жуковский и А. Пушкин». Необходимо подчеркнуть ту роль, которую сыграл Жуковский в жизни Пушкина: поддерживал в годы гонений и ссылки (1824-1826), улаживал намечающиеся между царем и поэтом конфликты, помог предотвратить первую дуэль Пушкина с Дантесом, после смерти стал его душеприказчиком, принял на себя заботы о семье и рукописном наследии погибшего. Высказывания Пушкина о Жуковском, материалы их переписки ученики найдут в литературно-художественном сбор-нике «Живое слово». «Жуковский — переводчик». В сообщении будут названы переводы «Слова о полку Игореве» (первый поэтический перевод), баллад (около трех десятков), эпоса европейских и восточных народов (в том числе «Одиссеи»), «Шильонского узника» Байрона, «Орлеанской девы» Шиллера, многочисленных стихов. Можно познакомиться с известными оценками мастерства Жуковского — переводчика другими поэтами и писателями. Например, Гоголь подчеркивал: «Не знаешь, как назвать его — переводчиком или оригинальным поэтом... Переводя, он оставил переводами початки всему оригинальному, внес но-вые формы и размеры, которые стали потом употреблять все другие наши поэты» (Гоголь «В чем же, наконец, существо русской поэзии...»). Опираясь на сюжет бюргеровской «Леноры», Жуковский задумал в 1808 году (закончил в 1812 году), опубликовал в 1813 году самую радостную балладу, которую назвал «Светлана». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Показать мастерство автора в создании баллады. Показать напряженный драматический рассказ о судьбе,таинственный и в то же время светлый, согретый верой в торжество доброго. Атмосферу народности в балладе. Ознакомить с особенностями баллады, показать, какое отражение находит в ней вопрос о соотношении понятий «счастье» и «судьба» Развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала |
В «Светлане» автор отходит от канонов европейской баллады, наполняя ее национальным содержанием и колоритом. Традиционный сюжет «Леноры» Бюргера Жуковский наполняет русскими приметами, обычаями и поверьями. Светлана не ропщет на судьбу в отсутствие жениха и молит о счастье. Светлый дух в образе голубка становится наградой за неотступную веру и защищает от злых сил. Ужасные картины автор рисует на стыке яви и сна, поэтому вера девушки разрушает злые чары, торжествует день, а все темное остается за гранью сна. Дорога Светланы направлена не к смерти, а к новой жизни. Символично и имя героини, олицетворяющее свет и жизнь. Ее, в отличие от Людмилы, ждет встреча с настоящим женихом, а не с призраком-мертвецом. Баллада «Светлана» - свадебный подарок Сашеньке Протасовой. Как вы понимаете термин «баллада»? К какому роду литературы она принадлежит? Лирика это или эпос? Верно, баллада – это лиро-эпический жанр. Запишем определение: «Баллада - лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера, в основе которого лежит необычный случай». Выделите особенности баллады как жанра из этого определения. Какие еще особенности баллады вы бы выделили? Итак, мы с вами выделели следующие особенности баллады как жанра: — наличие сюжета (есть завязка, развитие действия, кульминация и развязка) — эмоции автора и чувства героев выражены ярко — сочетание реального с фантастическим — романтический (необычный) пейзаж — мотив тайны — сочетание лирического и эпического начал — мотив судьбы — диалог играет важную роль — обилие изобразительно-выразительных средств - Скажите, пожалуйста, с чем связал автор, прежде всего, свою балладу? Баллада связана с русскими обычаями, с фольклорной традицией. Поэт изображает нам гадание девушек в крещенский вечерок. Перед нами открывается зимняя Русь со своими обычаями и традициями.
Докажем, что в балладе есть сюжет. Для этого прочитаем план баллады ВАРИАНТ А. 1. Крещенский вечер. Гадание девушек 2. Девушки поют гадальные ( подблюдные) песни 3. Светлана грустна. Девушки просят её погадать на суженого. 4. Светлана грустит по своему другу, которого нет рядом больше года. 5, Светлана начала гадать перед зеркалом. К ней явился милый друг. Он завёт её венчаться. 6. Светлана и Друг едут в санях. Светлана замечает, что он резко изменился: бледен и молчалив. 7. Они подъезжают к Божьему Храму. Входят в него. Светлана видит там чёрный гроб. 8. Неожиданно пропадает все: кони, сани, церковь. Поднялась вьюга. Светлана одна в пустом заброшенном доме. Она снова видит гроб, накрытый запоной. 9. Светлана упала перед иконой, помолилась, метель утихла. 10. К Светлане подлетел белый голубь. Обнял её крыльями. 11. Светлана увидела, что мертвец шевелится. 12. Голубь, защищая Светлану, сел на грудь мертвецу. И Светлана увидела, что мертвец - её Друг. 13. Светлана проснулась. Это был страшный сон. 14. Светлана слышит звон бубенцов, к дому приближается Статный гость. Её жених. 15. Соберитесь, стар и млад; Сдвинув звонки чаши, в лад Пойте: многи леты!
Комментированное чтение и заполнение таблицы 1) части, из которых состоит баллада; 2) звукопись; 3) цветопись; 4) душевное состояние героини на каждом этапе баллады.
- Как связана баллада с устным народным творчеством? Фольклорные мотивы: обряды гадания, подблюдные гадальные песни; баллада написана хореем (чередование 4-х-стопного с усеченной последней стопой и 3-х-стопного, к тому же чередуются мужская с женской рифмой), всё это создает своеобразный «рваный» ритм (эффект русской плясовой). Элементы христианской культуры. 12-я строфа: «свечка пред иконой», «пред иконой пала в прах, Спасу помолилась; и с крестом своим в руке, под святыми в уголке робко притаилась». 13-я, 14-я и 15-я строфы: уже упоминаемый выше голубок. Кроме того, есть и христианская трактовка событий, поведения героини. А именно: ожидаемая от мертвеца опасность, гибель героини – это, возможно, наказание за то, что Светлана гадает, т.к. церковь осуждала гадания, считая их общением с нечистой силой, с дьяволом. Спасение героини – за чистоту души и веру в Бога.) - Какой пейзаж выбрал автор, чтобы показать нам необычность происходящего! Пейзаж усугубляет фантастичность действия. Но ведь во сне есть и черные краски. Давайте покажем их и подумаем, зачем ввел их поэт? «Тускло светится луна», «сумрак тумана», «пусто все вокруг», «черный вран», «гроб». - Зачем такой страшный сон показывает нам автор? Ведь мы говорили о том, что это самая радостная баллада. Жуковский формулирует главную идею баллады словами: «Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье…».Что вы можете на это сказать? Может быть, автор хотел нам сказать, что жизнь на земле кратковременна, а настоящее и вечное – в загробном мире. - Как автор заканчивает балладу? Заканчивает свою балладу Жуковский прекрасным финалом: торжеством любви над смертью. - Согласны ли вы с тем, что человек должен проявлять покорность и смирение, принимая предначертанное ему, но при этом не переставать бороться за свое счастье, не сдаваться, сохранять веру в высшие силы, свое мужество и веру в близких людей? С верой нет ничего невозможного. (Пословица)
В мире интересного. 1) В 1810-е—1820-е годы чтение баллад в дворянских семьях становилось обязательным праздничным ритуалом; иногда литературная часть празднования святок ограничивалась декламацией «Светланы». В 1870-е годы в России появились книжки-пособия по организации различных детских утренников: в сценариях святочных празднеств обязательно присутствовала баллада Жуковского. 2) Во второй половине XIX века текст баллады начинает своё проникновение из дворянской среды в народную культуру. Нередко с искажениями баллада Жуковского издается в различных общедоступных сборниках-песенниках; при этом в публикациях не указывалось авторство, поэтому текст баллады воспринимался подлинно народным. Чаще всего в качестве популярной русской народной песни исполнялись первые две строфы баллады. 3) В начале 1820-х годов баллада перешагнула рамки собственно литературы: к этому времени относятся самые ранние попытки перенести балладу на театральные подмостки. В 1822 году появилась первая из опер, написанных на сюжет «Светланы»; её автором был Катерино Кавос, итальянец по происхождению, много и плодотворно работавший на ниве русского музыкального театра. В 1846 году состоялась премьера новой оперы «Светлана», на сей раз сочинения Ф. М. Толстого. К 1830-м годам относятся первые музыкальные произведения на слова баллады — три песни А. Н. Верстовского; в 1839 году Ю. К. Арнольд написал кантату на текст «Светланы». 4) Издания баллады часто сопровождались иллюстрациями, над которыми работали многие художники-графики; а в 1836 году Карл Брюллов создал портрет гадающей Светланы, со временем ставший самым известным иконографическим воплощением образа. Картина Брюллова стала не просто иллюстрацией к тексту Жуковского, но его эмблематическим выражением. Удачный сюжет картины (гадающая девушка в русском национальном костюме перед зеркалом) тиражировался в многочисленных литографиях, сопровождавших святочные номера российских периодических изданий во второй половине XIX века. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы |
В баллада «Светлана» Жуковский предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся в своем сюжете на национальные обычаи народа — в отличие от баллады «Людмила», являвшейся вольным переводом баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора». В «Светлане» поэт использовал древнее поверье о гаданиях крестьянских девушек в ночь перед Крещением. В начале ХIX в. гадания утратили свою первоначальную магическую основу, став излюбленной девической игрой. Единственным путем к перемене жизни девушки в прошлом было ее замужество, поэтому и вопрос, кто будет ее «суженым», был очень важным. Жуковский обращается только к некоторым из древних девических гаданий, поскольку ему важна не этнографическая полнота древнейших форм обрядности, а новые средства для создания национального колорита в стихотворении. В сюжете «Светланы» девушки бросают за ворота башмачок, и чей из них будет поднят первым случайным прохожим, та и выйдет первой замуж. Жуковский посвятил эту балладу своей племяннице Александре Андреевне Воейковой, урожденной Протасовой, поднеся ее в качестве свадебного подарка. Жуковский погружается в сферу народных легенд и суеверий в том виде, в каком они представали в сознании людей начала ХIХ в. Формой обращения поэтов-профессионалов к образам и сюжетам, почерпнутым из фольклора, также становится и баллада. «Светлана» — оригинальная баллада, косвенно связанная с серией европейских и русских подражаний «Леноре» Бюргера, поскольку сюжеты имеют сходную смысловую основу. Светлана тоже грустит из-за длительной разлуки с женихом, а в полночь гадает о судьбе своего возлюбленного, хочет узнать, как скоро он вернется к ней. В состоянии полудремы ей кажется, что к ней приезжает жених и увозит с собой. Затем они едут по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идет отпевание. Наконец жених привозит ее в уединенную хижину, войдя в которую, она видит гроб, из которого подымается ее жених-мертвец. Неожиданно появившийся «белый голубочек» защищает Светлану от мертвеца. А затем все ужасы исчезают и как бы отменяются в своей действительности неожиданным пробуждением героини: она заснула во время гадания, все страхи оказались сном, а в яви жених является к ней живым и невредимым, и счастье встречи любящих становится сюжетной концовкой баллады. Структура данной баллады отражает двойственность художественного метода этого жанра. Вначале «Светлана» исполнена романтического пафоса тайны и чуда, и поэт тонко передает восторженное и одновременно робкое состояние чувств молодой души, влекомой сладким страхом к неожиданным ночным событиям. В кульминационный момент автор нарушает изначально заданный национальный колорит, воссоздавая типично сентименталистскую ситуацию: «белоснежный голубок», преисполненный исключительной чувствительности по отношению к девушке, смело спасает ее от страшного скрежещущего зубами мертвеца. Стоит голубку обнять ее крылами, как она просыпается и возвращается к исходной реальности. Подобная концовка чрезвычайно идеализирует ситуацию, так как получается, что наяву всем сопутствует счастье, а несчастья возможны лишь во сне. В противоположность Людмиле, героине одноименной ранее написанной баллады, которая «жизнь кляла» и «Творца на суд звала», Светлана молит ангела-утешителя утолить ее печаль, и ее просьбы моментально услышаны. Любые нравственные нормы, известные человеку, в мире подлинно романтической баллады утрачивают свою действенность перед ликом неведомого и непознаваемого. Баллады Жуковского открыли романтическое течение в русской литературе, создали оригинальную жанровую традицию: фантастически напряженный ход событий, драматизированный сюжет, моралистический итог откровенная условность авторской позиции. После Жуковского в русской поэзии легендарность историко-героического сюжета стала необходимым условием балладного жанра. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 этап: Домашнее задание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Подготовить сообщения об элегиях «Море» и «Вечер». С. 75 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 этап: Рефлексия. Итог урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью. Оценить работу учащихся |
Индивидуальная «Рисунок по шаблону» 1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов 2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу…. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.