Технологическая карта урока по литературному чтению, 4 класс

  • docx
  • 12.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Открытый урок 06. 12.docx

Технологическая карта урока

Учитель: Чудакова Елена Алексеевна

Школа: МБОУ СОШ №7 г. Мирный

Учебный предмет: литературное чтение

 УМК: Планета Знаний

Класс: 4 «Б»

Тема урока: «Басни И. А. Крылова «Трудолюбивый медведь»

Тип урока: урок усвоения новых знаний учащимися

Цель деятельности учителя: создать условия для активного усвоения новых знаний, для проявления познавательной активности и развитие правильной читательской деятельности обучающихся.

Цель урока: формирование опорной системы знаний по изучаемой теме.

Задачи урока:

Предметные:

-познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Трудолюбивый медведь»;

-научить находить в тексте мораль;

-работать над выразительностью чтения;

-развивать творческое воображение, технику чтения, умение анализировать и делать выводы;

-развивать у учащихся  умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы товарищей;

-воспитывать интерес к чтению.

Метапредметные:

- создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, ставить цели и предлагать пути

их решения;

- осознавать и анализировать свои знания по изучаемой теме; создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;

- способствовать развитию навыков исследования, наблюдательности, умения давать полный связный ответ, умения сравнивать, обобщать,  делать выводы, оценивать результат своей деятельности  (проводить самоконтроль и самооценку);

- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,

- воспитывать нравственные ориентиры через оценочную деятельность, через эмоционально-чувственное восприятие образов и событий;

- воспитывать умение работать в группах, в парах, чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу;

- проводить самоконтроль и самооценку; планировать учебное сотрудничество;

- повышать  познавательную  активность, обогащать  словарный  запас  обучающихся;

- развивать  логическое мышление, устную  речь, внимание, творческое  воображение  и  память  обучающихся.

Личностные:

- воспитывать умение учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач;

- развивать  коммуникативные  качества  обучающихся  через  организацию совместной  работы;

- формировать культуру чтения и оценочные суждения;

- формирование аккуратности и умения организовывать свое рабочее место.

Методическое оснащение урока:

1.Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный  проектор, экран.

2.Дидактическое обеспечение: учебник - Литературное  чтение: 4 класс, 2 часть: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Мультимедийная  презентация  по теме  урока; карточки (рефлексия), с заданиями для  парной и индивидуальной работы.

3. Программное обеспечение: Windows, PowerPoint, Word.

Формы работы (по организации деятельности) на уроке: фронтальная (коллективная), групповая, индивидуальная,

Метапредметные:

личностные:

1.       Освоить роль ученика;

2.       Развивать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

3.       Ориентироваться в нравственном содержании.

регулятивные:

1.       Организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

2.       Принимать и сохранять учебную задачу;

3.       Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

4.       Адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников.

познавательные:

1.       Устанавливать аналогии;

2.       Формулировать собственное мнение;

3.       Выделять существенную информацию;

4.       Строить понятные для партнёра высказывания.

коммуникативные:

1.       Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

2.       Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

3.       Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

4.       Соблюдать правила работы в парах, в группах.

 

 

 

Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

- Я  очень рада видеть ваши улыбки. Надеюсь,  наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями. (слайд 1)

 

 

Учащиеся приветствуют учителя и настраиваются на рабочий лад.

Регулятивные: целеполагание

Личностные:

учебная мотивация

 

Коммуникативные:

соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться



2. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.





 

 

 

 

 

3. Сообщение темы урока, целей





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(работа в парах)









 

 

 

 

 

 

4. Работа над темой урока

а) знакомство с биографией писателя

























































 

б) знакомство с басней.



















в) работа с учебником





г) работа с текстом басни

обмен впечатлениями

словарная разминка

















5. Физминутка













6. Анализ текста басни















7. Работа в группах





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Итог урока

 

 

 

 

 

 

 

10. Домашнее задание

 

Тема урока у нас непроста,

Гостья будет у нас хороша:

Поучительна, мудра,

Кто же такая она?(слайд 2)

( на слайде буквы «раскиданы» и дети собирают из них слово)

 

- Посмотрите внимательно на слайд. Скажите, кто на нем изображен?

- Ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока?

- Чему вы должны сегодня научиться?

 

 

 - Ребята, сегодня у нас с вами состоится встреча с замечательным поэтом-баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым, с произведениями которого мы уже с вами знакомились. (слайд 3)

 

- Посмотрите на портрет Ивана Андреевича Крылова.

- Каким он вам представляется по характеру?

 

- На какой жанр литературы  похожа басня, если животные разговаривают или действуют как люди? Чем?

 

- Может кто – то из вас знает, что такое басня?

- Басня – стихотворное или прозаическое произведение сатирического нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

А что такое «Аллегория»?

Аллегория – это иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты

 

-Какое нравоучительное заключение содержит басня?

 

- Кто является героями басен?

 

Герои басен - животные, предметы, люди, в образах которых скрыты  отрицательные человеческие качества: жадность, глупость, зазнайство, хвастовство.

- Какие качества людей высмеивают в баснях? (Слайд 5)

- Чему нас учат басни?(Слайд 6)

- С какими баснями И. А. Крылова вы  уже знакомы?

 

- Я предлагаю вам выполнить задание на карточках, а заодно вспомнить басни, с которыми вы уже знакомы. Соотнесите знакомые басни И.А.Крылова с крылатыми выражениями. Соедините стрелкой левую и правую части.

 (Слайд 7) После того как выполните работу, прошу вас обменяться карточками и проверить друг друга. Та пара, которая справилась с заданием, поднимает руки.

(учитель ведет опрос пар, которые справились с заданием)

- А теперь давайте сравним ваши ответы, с ответами на слайде. (Слайд 8)


Имя великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова известно всем.

Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году. У Крылова было трудное детство. Он рано остался без отца, а в наследство от отца получил только  солдатский сундучок с книгами. Поэтому уже с десяти лет ему пришлось работать писцом в суде. В трудах, лишениях и скитаниях прошла юность Крылова. Только к 40 годам он смог устроить свою жизнь, поступив в Петербурге на службу в Публичную библиотеку, где прослужил библиотекарем больше 30 лет.

Крылов был не только прекрасным баснописцем, поэтом, драматургом (писал комедии), но и прекрасно играл на скрипке, выучил теорию музыки, хорошо рисовал, разбирался в математике, самостоятельно выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски, знал французский язык.

А.С.Пушкин высоко ценил Ивана Андреевича Крылова, считал его "самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев.

Известный литературный критик В.Г.Белинский  высоко оценил творчество Крылова, говорил,  что его будет читать весь русский народ. А написал Крылов 205 басен, которые были переведены на 60 языков.

Уже при жизни И.А.Крылова знала вся Россия. Русский писатель Н.В.Гоголь  назвал его басни "книгой мудрости самого народа".

Крылов скончался в возрасте 75 лет.

Михаил Исаковский посвятил следующие свои строки И. А. Крылову

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Сокровищница мудрости народной

В них людям открывалась до конца,

И голос их прямой и благородный

К добру и правде открывал сердца (Слайд 9)

 

- Ребята, вы уже сказали, что героями басен являются животные. Вот и в новой басне, которую мы сегодня будем читать, главный герой – животное. А какое, вы узнаете, отгадав загадку.

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос. (Слайд 10)

- Познакомимся с басней «Трудолюбивый медведь» (Слайд 11)

- Послушайте мастера художественного слова. Затем сравните текст с учебником.

 

 


- Прочитайте текст самостоятельно





-Понравилась ли басня?

-Что заставило вас улыбнуться?

-Все ли слова понятны? (слайд 12)

·                                 дуга - часть упряжи лошади, на которой висит колокольчик ( слайд)

·                                 сбывает с рук - продаёт (избавляется)

·                                 верста - около 1 км

·                                 проказа - шалость

·                                 вяз - дерево

·                                 несметное число - огромное количество

·                                 ремесло - занятие, профессия


 
(Учитель осуществляет разъяснительную словарную работу с незнакомыми словами, знакомит учащихся с лексическим значением слов)



Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище)
Вот он по лесу идёт (Ходьба)
Мишка до пяти считает
Мишка гири поднимает

 (имитирующее упражнение «поднимаем гири») (Слайд 13)

 

 Ответы на вопросы  учебника с 40.

- .Почему названия зверей в басне пишутся с большой буквы?

- Почему Медведь «задумал жить такими же трудами», как мужик?

- Прочитай, как он стал осуществлять  свой замысел?

- В чем причина неудач Медведя?

- О каких человеческих качествах заставляет задуматься читателей этой басни автор?

 (Вместе с детьми анализирует ответы детей)

 

 

 

-А  теперь мы будем творить в наших творческих мастерских. Перед тем, как приступить к выполнению заданий, давайте вспомним правила работы в группах.

- Первое задание, которое вы должны выполнить в своих группах, это провести исследование басни по плану (слайд 14)

План исследования

l  Автор басни

l  Название

l  Назови героев и охарактеризуй их поступки

l  Подумай, какое человеческое качество осмеяно в этой басне

l  Найди в басне мораль, крылатые выражения

- Запишите свои ответы по плану на белом листе формата  - 4

 

 

-Второе задание – составить «синквейн» к слову «Басня». План «синквейна» вы можете увидеть на слайде (Слайд 15)

 

- А теперь по два представителя от каждой группы должны выйти к доске и выполнить защиту своих работ.

(Вместе с учащимися слушает защиту работ групп)

 

- На уроке мне было трудно

- На уроке я работал неплохо

- Я доволен своей работой на уроке (Слайд 16)

- Ребята, перед вами лежат смайлики. Если вы довольны своей работой, то закрасьте свой смайлик на столе в зелёный цвет. Если вы считаете, что сегодня работали неплохо, то закрасьте смайлик желтым цветом. А если вы собою не довольны, может быть считаете, что для вас слишком сложные были задания, то закрасьте смайлик красным цветом. А теперь я прошу вас поднять свои смайлики.

- Ребята, у каждого на столе лежит таблица самооценки. Заполните таблиц и поставьте оценку себе за урок. Сдайте мне таблицы. Рядом с вашей оценкой, я поставлю свою отметку, оценю вашу работу на уроке. (Слайд 17)

 

 

 

- С каким баснописцем познакомились на уроке?

- Какое произведение изучали?

- Что такое басня?

- Какова мораль басни?

 

 

Выучить эту басню И.А. Крылова или любую другую, которой нет в учебнике. А кто- то может быть попробует сочинить свою басню. Было бы здорово.

 

-Урок окончен. Спасибо за работу! Вы все молодцы!



Дети составляют слово «Басня»





И. А. Крылов


Формулируют цель и задачи урока.



Отвечают на вопросы учителя



 

 

 

 




Отвечают на вопросы учителя





Ответы учащихся





 

 

 

 

 

 

 

Мораль



 

 

Животные, предметы, люди




Ложь, лень, лицемерие итд

Дружбе, чести, благородству, трудолюбию итд



 

 

 

Работают с заданием в карточках. Осуществляют взаимопроверку.











 

 

Слушают внимательно учителя








































 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медведь

 

 

Слушают внимательно, сравнивают услышанное с текстом учебника.

 

 

 

Самостоятельное чтение басни в учебнике.

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

Вместе с учителем осуществляют работу над словарными словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют движения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с учебником. Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют правила работы в группах.

 

 

 

 

 

Осуществляют работу в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В группе составляют «Синквейн»

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока.

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание на выбор.

Познавательные:

Поиск и выделение информации

Коммуникативные:

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

выделять существенную информацию

Регулятивнаые:

Принимать и сохранять учебную задачу

Личностные:

учебная мотивация

Коммуникативные:

участвовать в диалоге на уроке .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

выделять существенную информацию

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные:

соблюдать правила работы в парах

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

выделять существенную информацию

 

Коммуникативные:

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

развивать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

 

Познавательные:

выделять существенную информацию

Коммуникативные:

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

Познавательные:

выделять существенную информацию

Коммуникативные:

участвовать в диалоге на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

выделять существенную информацию

Коммуникативные:

участвовать в диалоге на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

выделять существенную информацию

Коммуникативные:

соблюдать правила работы в парах, в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

формулировать собственное мнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников

 

 

 

 

 

Познавательные:

выделять существенную информацию

Коммуникативные:

участвовать в диалоге на уроке

 

 

Коммуникативные:

соблюдать простейшие нормы речевого этикета:  прощаться, благодарить