Технологическая карта урока по литературному чтению Для 1 «А» класса На тему: «Признаки художественного текста. Олицетворение как художественный приём. В. Инбер «Оттепель», Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива...»
Оценка 4.6

Технологическая карта урока по литературному чтению Для 1 «А» класса На тему: «Признаки художественного текста. Олицетворение как художественный приём. В. Инбер «Оттепель», Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива...»

Оценка 4.6
docx
18.03.2020
Технологическая карта урока по литературному чтению Для 1 «А» класса На тему:  «Признаки художественного текста. Олицетворение как художественный приём. В. Инбер «Оттепель»,   Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива...»
Литер.чтение 1 А.docx

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П.Раменского»

 

 

 

Технологическая карта урока по литературному чтению

Для 1 «А» класса

На тему:

 «Признаки художественного текста. Олицетворение как художественный приём. В. Инбер «Оттепель»,

  Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива...»

 

 

Выполнила:

Студентка группы Ш-32

Шварева Екатерина Алексеевна

Проверили:

Руководитель от школы:

Брандт Анастасия Артуровна

______________________

Руководитель от колледжа:

Прягаева Елена Алексеевна

______________________

Отметка «     »   (                                                 )

 

Соликамск, 2018

Структура технологической карты

Тема урока

«Признаки художественного текста. Олицетворение как художественный приём. В. Инбер «Оттепель»,

  Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива...»»

УМК

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Цели деятельности уроки

Ознакомление с признаками художественного текста, с олицетворением как художественный прием. Ознакомление детей с  авторами и их стихотворениями: В. Инбер «Оттепель», Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива, опираясь на костыль».

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний. Отличать новое уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Личностные: формировать интерес к учению.

Методы и формы обучения

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Оборудование и инвентарь

Аудио и мультимедиа, доска.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

 

Формы организации со взаимодействия

 

Универсальные учебные действия

Орг.момент.

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Екатерина Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-Ребята, посмотрите на гостей. Улыбнитесь им, друг другу, мне подарите свои улыбки.

Приветствуют учителя.

Фронтальная

Коммуникативные: приветствие учителя; Регулятивные: умение организовать себя и своё рабочее место. Соблюдать дисциплину.

СТИЦ

- Ребята, послушайте стихотворение Владимира Степанова и постарайтесь определить, чему сегодня будет посвящён наш урок литературного чтения.

 

Что такое река?

На воде облака.

Над водою - ивы.

Весенние разливы.

Окуни, ерши.

Кувшинки, камыши.

Пена на песке,

Лодка вдалеке.

В гнёздышке утёнок,

В домике бобрёнок.

Под корягой рак,

На берегу рыбак. 

 

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Наводящие вопросы:

- Как называются такое произведение?

(Стихотворение – это произведение, где строки связаны рифмой) - Прочитав стихотворение, значит, сегодня мы будем читать стихи.

- О ком и о чём это стихотворение? 

– Значит, мы будем читать об окружающей среде.

 – Действительно, тема нашего урока: «Признаки художественного текста. Олицетворение как художественный приём. В. Инбер «Оттепель», Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива, опираясь на костыль»»

-Ребята, а что же такое олицетворение?

(Олицетворение- это художественный прием, при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются именно человеческие свойства. ИМЕННО ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ)

-Приведите (строки из стихотворения) примеры к олицетворению.

(Я привела такой пример, из строк стихотворения А.С. Пушкина

«Уж небо осенью дышало» -Что необычного вы увидели в данной строке?

Строка из стихотворения С.Есенина

«Здесь даже камни плачут»

-Что вы увидели не обычного в строке С.Есенина?)

Сегодня на уроке мы будем читать стихотворения разных авторов   об окружающей среде, посмотрим какие признаки художественного текста, использует автор, а также рассмотрим художественный приём, как олицетворение.

Рассмотрим стихотворения в которых присутствуют не только слова автора, а слова, которые могут «очеловечить» любой неживой предмет.

Приветствие учителя, организация рабочего места, настрой на урок.

Фронтальная

Коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников; Регулятивные: определение задач урока с помощью учителя;

Подготовка к восприятию текста.

- Познакомимся с автором Вера Михайловна Инбер.

Краткая биографическая справка

Инбер Вера Михайловна появилась на свет в Одессе, в достаточно обеспеченной и хорошо образованной семье.

Получила домашнее образование, затем закончила обучаться в гимназии и поступила на Высшие женские курсы, где изучала историю и филологию. С детства писала стихи, свои стихи она опубликовала в одесских газетах после окончания гимназии. Затем уехала лечиться в Швейцарию и Францию, вышла замуж за Натана Осиповича Инбера. В русской типографии в Париже был напечатан ее первый стихотворный сборник” Печальное вино”. Вернулась в Россию, решив обосноваться в Москве. Вышли еще два сборника стихов -” Горькая услада” и” Бренные слова” . В Москве был издан сборник” Цель и путь”, с которого, по мнению Инбер, началась ее подлинная писательская биография. Так же она пробовала себя в качестве актрисы и постановщика пьес.

Выставка книг

-Вера Инбер написала множество интересных книг, такие как: Автобиографическая повесть «Когда я была маленькая», в которой Вера Михайловна рассказывает о своем детстве в солнечной Одессе на берегу Чёрного моря.

Книга:«Хватит мучать детей», в котором главные мучители детей - это взрослые. Они постоянно вмешиваются в ребячью жизнь, не дают своим чадам весело проводить время, заставляют учиться, и иногда наказывают! Писала стихотворения к примеру: «Сороконожки», «О мальчике с веснушками»

-Данные книги, вы можете взять и прочитать в библиотеке города или библиотеке школы.

Знакомство с биографией автора

 

Фронтальная

Коммуникативные: умение выслушать мнение одноклассника, аргументировать собственное мнение.

 

Регулятивные: контроль выполнения задания; коррекция ошибок.

 

Личностные: проявление познавательного интереса к знаниям;

 

 

-Посмотрите на страницу 63 учебника. Поставьте палец на фамилию и имя автора. Сейчас мне помогут прочитать данное стихотворение молодые учителя (заранее выбираю помощников).

Следящее чтение детьми

Индивидуальная, фронтальная

 

Проверка первичного восприятия.

-Что вас удивило в этом стихотворение?

 -Какое впечатление у вас произвело прочитанное стихотворение?

-В стихотворении встречаются не только слова автора но слова вербы.

-Наступление весны, все вокруг тает

Фронтальная

Коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников;

Повторное чтение.

-Прочитайте стихотворение жужжащим чтением.

-Вслух прочитает стихотворение…

Чтение стихотворения

Фронтальная

Личностные:Умение слушать Коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников;

Анализ прочитанного

-О каком времени года и о каком явлении природы говорится в стихотворении?

-Как вы думаете, что главное в тексте информация или настроение ожидания весны?

-Докажите, что это художественный текст, ЗАЧЕМ он написан, О ЧЁМ и КАКИМИ словами говорит поэтесса? Подсказка есть во второй строке стихотворения. Где еще есть подсказка?

-А что такое рифма? Признак художественного или научного текста?

РИФМА-это созвучие концов стихотворных строк.

Автор

Название стихотворения

Олицетворение

(строки из стихотворения)

Вера Михайловна Инбер

«Оттепель, оттепель…»

«Стоило южному ветру подуть,

Градусник ожил, и дрогнула ртуть.»

-Весна

 

-Настроение ожидания весны

 

 

 

- РИФМА-это созвучие концов стихотворных строк.

Фронтальная

Личностные:

Умение слушать

Подготовка к

выразительно

му чтению.

- Давайте прочитаем стихотворение выразительно.

- Как следует читать строки автора?

-Какие эмоции нужно передать, прочитав данное стихотворение?

Значит и строки автора, мы будем читать с недоумением и интересом.

 

-Эмоционально, выразительно, с интонацией, недоумением и интересом

 

Фронтальная

Выразите

льное чтение.

-Но прежде чем приступить нам необходимо расставить ноты выразительности, обратите на слайд.

- Давайте прочитаем стихотворение выразительно. В данном стихотворение есть не только слова автора, но и строка слов вербы. Кто желает прочитать за автора и одну строку за вербу?

- Мы определили, что в данном стихотворении в основном присутствуют строки автора. Автор передала свои чувства и эмоции в стихотворении.

Выразительное чтение стихотворения

Фронтальная

Физминутка.

-Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Первый раз показываю-вы наблюдаете. Второй раз-повторяете только движения, в третий раз все вместе.

Это лёгкая забава —

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Выполняют физминутку

Фронтальная

 

Подготовка к

первичному

восприятию

-Познакомимся с ещё одним автором. Нина Густавовна Орлова.

Краткая биографическая справка

Нина Густавовна Орлова-Маркграф родилась на Алтае, в селе Андронове, там же прошло ее детство, там она начала писать стихи. Когда девочке исполнилось 15 лет, ее семья переехала в город Камышин на Волге. С тех пор минуло уже больше сорока лет, но камышинские пейзажи, по словам писательницы, как живые, стоят у нее перед глазами. Нина поступила в камышинское медицинское училище, где были на редкость строгие и требовательные преподаватели, благодаря которым ей до сих пор удается лечить всех, кто этому не сопротивляется. В училище тяга к литературному творчеству не покидала будущую писательницу, и она на втором курсе стала издавать журнал "Медсестринское созвездие", будучи его единственным автором, художником и редактором.

 

Выставка книг

Нина Орлова написала множество прекрасных стихотворений.

Например, такие стихотворения как: «Пасхальный подарок», «День ангела», «Рождественский подарок» и др. стихотворения.

- Погуляем вместе с поэтом по берегу реки, посмотрим на мир его глазами. Берем с собой хорошее настроение, наблюдательность, фантазию.

Вот - дерево. Послушайте стихотворение поэтессы Н. Орловой и подумайте, какой поэтический образ создает поэт?

(Настрой на восприятие нового текста. Развитие воображения.)

Знакомство с автором

 

Фронтальная форма

 

Первичное

чтение

- Давайте, познакомимся ещё с одним её чудесным стихотворением, откройте страницу учебника 64. Я начинаю читать, а вы следите за мной.

Слушают и читают за учителем

Фронтальная форма

 

Проверка

первичного

восприятия

-Что вас удивило в этом стихотворение?

 -Какое впечатление у вас произвело прочитанное стихотворение?

 

Ответы на вопрос

-Название произведения

Фронтальная форма

 

Повторное чтение

-Прочитайте стихотворение жужжащим чтением.

-Вслух прочитает стихотворение нам …

Самостоятельно жужжащее чтение детей.

Чтение вслух

Фронтальная,индивидуальная форма

 

Анализ прочитанного

-Как вы думаете, почему, чтобы посмотреть на необычное дерево, надо проснуться очень рано: разве нельзя это сделать днем?

 

 

 

-Какая особенность дерева, похожего на жирафа, кажется невероятной, сказочной?

- Как воспринимает поэтесса дерево?

- А из чего это видно? Какие действия оно выполняет?

 

-Как вы думаете, какое настроение у поэта и его попутчика? Почему вы так решили?

Автор

Название стихотворения

Олицетворение

(строки из стихотворения)

Вера Михайловна Инбер

«Оттепель, оттепель…»

«Стоило южному ветру подуть,

Градусник ожил, и дрогнула ртуть».

Нина Густавовна Орлова

«Дерево-жираф»

«Где речка прячется в рукав, где дерево гуляет как жираф».

 

 

-Прием, который использует Нина Орлова, оживляя, очеловечивая неживые предметы, называется олицетворением.Мы определили, что в данном стихотворении в основном присутствуют строки автора.

-Рано утром мир еще не совсем проснулся, людей еще нет, природа может приоткрыть свои тайны особо любознательным.

 

-Гуляет

 

-Как живое существо

-Гуляет, слушает, шевелит ушами, носит украшение.

-Отличное. Они поют

Фронтальная

 

Подготовка к

первичному

восприятию

Познакомимся с биографией Льва Савельевича Друскина.

Краткая биографическая справка

Родился в семье аптекарей, вследствие перенесенного в детстве инфекционного заболевания, всю жизнь был прикован к постели, вынужден был пользоваться инвалидной коляской. В детстве посещал «Литературный кружок» под руководством Самуила Яковлевича Маршака, который в дальнейшем много ему помогал. Занятия в ВУЗе ему пришлось прервать после первого курса. Друскин начал сочинять стихи там же, в клинике Турнера, и с тех пор ощущал себя в первую очередь поэтом.

Во время войны был эвакуирован в Ташкент. Перевёл на русский язык много поэзии народов СССР. В своем творчестве Друскин прежде всего следует традициям С. Маршака. Стихотворения Друскина понятны, в них отражаются текущие события жизни в том виде, в каком они доходят до поэта.

Выставка книг

Лев Савельевич писал увлекательные и интересные произведения, такие как: «Спасенная книга», «Прикосновение» и книга «Стихи»

-Данные книги вы можете взять в библиотеке школы или в библиотеке города.

Мы познакомились с Львом Савельевичем и с произведениями, которые он написал.

Слушают биографию Льва Друскина.

Фронтальная форма

 

Первичное

чтение

- Давайте приступим к чтению стихотворения Льва Савельевичева Друскина «Там ива, опираясь на костыль…». Откройте учебники на странице 65.

-Я начинаю читать. В это время вы пальчиком внимательно следите в учебнике. Поставьте пальчик на фамилию и имя автора.

Следящее чтение детьми

Индивидуальная

Познавательные: Развивать умение читать вслух и про себя.

Проверка

первичного

восприятия

- Что вас удивило в стихотворении?

-Какой поэтический образ вы представили?

- Если в стихотворении Нины Орловой дерево сравнивается с животным, то в стихотворении JI. Друскина с кем оно сравнивается?

 

Ответы детей

Образ дерева – человека

 

 

С горькой калекой

(Горькая обида, горькие

слезы, горькая доля)

Фронтальная форма

 

Повторное чтение

- Прочитайте стихотворение жужжащим чтением.

 -Теперь прочитаем по одному четверостишию, кого я задену тот и будет продолжать читать.

Чтение четверостишия детей

Фронтальная

Познавательные: Развивать умение читать вслух и про себя.

Анализ прочитанного

- Почему один поэт, увидев согнутое дерево, сравнивает его с веселым пятнистым жирафом, а второй поэт, который тоже увидел согнутое дерево, сравнивает его с несчастным, искалеченным человеком?

- Что здесь важнее всего: внешнее сходство или разная порода деревьев? Может быть, разное настроение поэтов?

 

-Докажите словами из текста, что ива постоянно вызывала у героя острое чувство жалости

- Если бы герой стихотворения сам не признался, что видел в иве человека, вы бы догадались, что ива напоминает герою именно человека.

- А какого именно человека?

 

-Каким человеком представляется вам рассказчик?

 

Ответы на вопросы

 

 

 

-И время года разное, и разная порода деревьев, и погода, и настроение поэтов.

-Теперь, раньше.

 

- Опираясь на костыль, взять за локоть, сама заговорит.

 

-Старого, больного, нуждающегося в защите

-Чутким

 

 

Подготовка к

выразительн

ому чтению

 

- Давайте прочитаем стихотворение выразительно.

- Как следует читать строки автора?

-Какие эмоции нужно передать, прочитав данное стихотворение?

Значит и строки автора, мы будем читать с недоумением и интересом.

Выразительное чтение стихотворения

Фронтальная форма

 

Выразите

льное чтение

- Давайте прочитаем стихотворение выразительно. В данном стихотворение нам встретились слова только одного автора. Кто желает прочитать за автора?

Автор

Название стихотворения

Олицетворение

(строки из стихотворения)

Вера Михайловна Инбер

«Оттепель, оттепель…»

«Стоило южному ветру подуть,

Градусник ожил, и дрогнула ртуть».

Нина Густавовна Орлова

«Дерево-жираф»

«Где речка прячется в рукав, где дерево гуляет как жираф».

Лев Савельевич Друскин

«Там ива, опираясь на костыль»

«Там ива, опираясь на костыль»

«Пусть отойдет-

Сама заговорит»

 

- Мы определили, что в данном стихотворении присутствуют строки автора и слова человека. Автор передал свои чувства и эмоции в стихотворении.

 

 

 

Обобщаю

щее слово.

-Настроение – это внутренне душевное состояние. Оно довольно быстро меняется (то хорошее, то плохое), а герой постоянно видел в образе ивы несчастного старого человека.

-Каким приемом пользуется Лев Друскин, чтобы подчеркнуть особенность этого дерева?

 

 

 

Олицетворением

Фронтальная форма

Коммуникативные: Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения. Воспитательные: Воспитывать аккуратность, ответственность

Итог урока

Рефлексия

– Читая произведения, мы обращали внимание, что присутствует такой художественный прием-ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

-Что нового вы узнали на уроке? Были ли вы у вас сложности?

-А что такое РИМФА?

РИФМА-это созвучие концов стихотворных строк.

Ответы детей

Подводят итог урока

-Познакомились в авторами и их стихотворениями.

-Заполняли таблицу

Фронтальная форма

Коммуникативные: Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения. Воспитательные: Воспитывать аккуратность, ответственность

- Какое открытие вы для себя сегодня сделали?

- Какое задание вам больше всего понравилось?

-Если у вас получилась плодотворная работа на уроке-поднимите зеленый круг, если были затруднения желтый, а если ничего не узнали нового-поднимите оба-зеленый, красный.

Рефлексия учащихся

Поднимают соответствующий круг

Индивидуальная форма

Коммуникативные: Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения. Воспитательные: Воспитывать аккуратность, ответственность

 

 

 


 

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени

Структура технологической карты

Структура технологической карты

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива, опираясь на костыль»» -Ребята, а что же такое олицетворение? (Олицетворение- это художественный прием, при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию…

Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива, опираясь на костыль»» -Ребята, а что же такое олицетворение? (Олицетворение- это художественный прием, при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию…

Вера Михайловна рассказывает о своем детстве в солнечной

Вера Михайловна рассказывает о своем детстве в солнечной

РИФМА-это созвучие концов стихотворных строк

РИФМА-это созвучие концов стихотворных строк

Когда девочке исполнилось 15 лет, ее семья переехала в город

Когда девочке исполнилось 15 лет, ее семья переехала в город

А из чего это видно? Какие действия оно выполняет? -Как вы думаете, какое настроение у поэта и его попутчика?

А из чего это видно? Какие действия оно выполняет? -Как вы думаете, какое настроение у поэта и его попутчика?

Данные книги вы можете взять в библиотеке школы или в библиотеке города

Данные книги вы можете взять в библиотеке школы или в библиотеке города

Выразите льное чтение -

Выразите льное чтение -

Технологическая карта урока по литературному чтению Для 1 «А» класса На тему: «Признаки художественного текста. Олицетворение как художественный приём. В. Инбер «Оттепель», Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива...»

Технологическая карта урока по литературному чтению Для 1 «А» класса На тему:  «Признаки художественного текста. Олицетворение как художественный приём. В. Инбер «Оттепель»,   Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива...»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2020