ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П.Раменского»
Технологическая карта урока по литературному чтению
Для 1 «А» класса
На тему:
«Признаки художественного текста. Олицетворение как художественный приём. В. Инбер «Оттепель»,
Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива...»
Выполнила:
Студентка группы Ш-32
Шварева Екатерина Алексеевна
Проверили:
Руководитель от школы:
Брандт Анастасия Артуровна
______________________
Руководитель от колледжа:
Прягаева Елена Алексеевна
______________________
Отметка « » ( )
Соликамск, 2018
Структура технологической карты
Тема урока |
«Признаки художественного текста. Олицетворение как художественный приём. В. Инбер «Оттепель», Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива...»» |
УМК |
Система развивающего обучения Л.В. Занкова |
Цели деятельности уроки |
Ознакомление с признаками художественного текста, с олицетворением как художественный прием. Ознакомление детей с авторами и их стихотворениями: В. Инбер «Оттепель», Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива, опираясь на костыль». |
Тип урока |
Комбинированный |
Планируемые образовательные результаты |
Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний. Отличать новое уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: Уметь формулировать цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Личностные: формировать интерес к учению. |
Методы и формы обучения |
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический |
Оборудование и инвентарь |
Аудио и мультимедиа, доска. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формы организации со взаимодействия |
Универсальные учебные действия |
||||||||||||
Орг.момент. |
- Здравствуйте, дети. Меня зовут Екатерина Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. -Ребята, посмотрите на гостей. Улыбнитесь им, друг другу, мне подарите свои улыбки. |
Приветствуют учителя. |
Фронтальная |
Коммуникативные: приветствие учителя; Регулятивные: умение организовать себя и своё рабочее место. Соблюдать дисциплину. |
||||||||||||
СТИЦ |
- Ребята, послушайте стихотворение Владимира Степанова и постарайтесь определить, чему сегодня будет посвящён наш урок литературного чтения.
Что такое река? На воде облака. Над водою - ивы. Весенние разливы. Окуни, ерши. Кувшинки, камыши. Пена на песке, Лодка вдалеке. В гнёздышке утёнок, В домике бобрёнок. Под корягой рак, На берегу рыбак.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Наводящие вопросы: - Как называются такое произведение? (Стихотворение – это произведение, где строки связаны рифмой) - Прочитав стихотворение, значит, сегодня мы будем читать стихи. - О ком и о чём это стихотворение? – Значит, мы будем читать об окружающей среде. – Действительно, тема нашего урока: «Признаки художественного текста. Олицетворение как художественный приём. В. Инбер «Оттепель», Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива, опираясь на костыль»» -Ребята, а что же такое олицетворение? (Олицетворение- это художественный прием, при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются именно человеческие свойства. ИМЕННО ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ) -Приведите (строки из стихотворения) примеры к олицетворению. (Я привела такой пример, из строк стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» -Что необычного вы увидели в данной строке? Строка из стихотворения С.Есенина «Здесь даже камни плачут» -Что вы увидели не обычного в строке С.Есенина?) Сегодня на уроке мы будем читать стихотворения разных авторов об окружающей среде, посмотрим какие признаки художественного текста, использует автор, а также рассмотрим художественный приём, как олицетворение. Рассмотрим стихотворения в которых присутствуют не только слова автора, а слова, которые могут «очеловечить» любой неживой предмет. |
Приветствие учителя, организация рабочего места, настрой на урок. |
Фронтальная |
Коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников; Регулятивные: определение задач урока с помощью учителя; |
||||||||||||
Подготовка к восприятию текста. |
- Познакомимся с автором Вера Михайловна Инбер. Краткая биографическая справка Инбер Вера Михайловна появилась на свет в Одессе, в достаточно обеспеченной и хорошо образованной семье. Получила домашнее образование, затем закончила обучаться в гимназии и поступила на Высшие женские курсы, где изучала историю и филологию. С детства писала стихи, свои стихи она опубликовала в одесских газетах после окончания гимназии. Затем уехала лечиться в Швейцарию и Францию, вышла замуж за Натана Осиповича Инбера. В русской типографии в Париже был напечатан ее первый стихотворный сборник” Печальное вино”. Вернулась в Россию, решив обосноваться в Москве. Вышли еще два сборника стихов -” Горькая услада” и” Бренные слова” . В Москве был издан сборник” Цель и путь”, с которого, по мнению Инбер, началась ее подлинная писательская биография. Так же она пробовала себя в качестве актрисы и постановщика пьес. Выставка книг -Вера Инбер написала множество интересных книг, такие как: Автобиографическая повесть «Когда я была маленькая», в которой Вера Михайловна рассказывает о своем детстве в солнечной Одессе на берегу Чёрного моря. Книга:«Хватит мучать детей», в котором главные мучители детей - это взрослые. Они постоянно вмешиваются в ребячью жизнь, не дают своим чадам весело проводить время, заставляют учиться, и иногда наказывают! Писала стихотворения к примеру: «Сороконожки», «О мальчике с веснушками» -Данные книги, вы можете взять и прочитать в библиотеке города или библиотеке школы. |
Знакомство с биографией автора
|
Фронтальная |
Коммуникативные: умение выслушать мнение одноклассника, аргументировать собственное мнение.
Регулятивные: контроль выполнения задания; коррекция ошибок.
Личностные: проявление познавательного интереса к знаниям;
|
||||||||||||
|
|
Следящее чтение детьми |
Индивидуальная, фронтальная |
|
||||||||||||
Проверка первичного восприятия. |
-Что вас удивило в этом стихотворение? -Какое впечатление у вас произвело прочитанное стихотворение? |
-В стихотворении встречаются не только слова автора но слова вербы. -Наступление весны, все вокруг тает |
Фронтальная |
Коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников; |
||||||||||||
Повторное чтение. |
-Прочитайте стихотворение жужжащим чтением. -Вслух прочитает стихотворение… |
Чтение стихотворения |
Фронтальная |
Личностные:Умение слушать Коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников; |
||||||||||||
Анализ прочитанного |
-О каком времени года и о каком явлении природы говорится в стихотворении? -Как вы думаете, что главное в тексте информация или настроение ожидания весны? -Докажите, что это художественный текст, ЗАЧЕМ он написан, О ЧЁМ и КАКИМИ словами говорит поэтесса? Подсказка есть во второй строке стихотворения. Где еще есть подсказка? -А что такое рифма? Признак художественного или научного текста? РИФМА-это созвучие концов стихотворных строк.
|
-Весна
-Настроение ожидания весны
- РИФМА-это созвучие концов стихотворных строк. |
Фронтальная |
Личностные: Умение слушать |
||||||||||||
Подготовка к выразительно му чтению. |
- Давайте прочитаем стихотворение выразительно. - Как следует читать строки автора? -Какие эмоции нужно передать, прочитав данное стихотворение? Значит и строки автора, мы будем читать с недоумением и интересом. |
-Эмоционально, выразительно, с интонацией, недоумением и интересом
|
Фронтальная |
|||||||||||||
Выразите льное чтение. |
-Но прежде чем приступить нам необходимо расставить ноты выразительности, обратите на слайд. - Давайте прочитаем стихотворение выразительно. В данном стихотворение есть не только слова автора, но и строка слов вербы. Кто желает прочитать за автора и одну строку за вербу? - Мы определили, что в данном стихотворении в основном присутствуют строки автора. Автор передала свои чувства и эмоции в стихотворении. |
Выразительное чтение стихотворения |
Фронтальная |
|||||||||||||
Физминутка. |
-Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Первый раз показываю-вы наблюдаете. Второй раз-повторяете только движения, в третий раз все вместе. Это лёгкая забава — Повороты влево-вправо. Нам известно всем давно — Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания.) А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.) |
Выполняют физминутку |
Фронтальная |
|
||||||||||||
Подготовка к первичному восприятию |
-Познакомимся с ещё одним автором. Нина Густавовна Орлова. Краткая биографическая справка Нина Густавовна Орлова-Маркграф родилась на Алтае, в селе Андронове, там же прошло ее детство, там она начала писать стихи. Когда девочке исполнилось 15 лет, ее семья переехала в город Камышин на Волге. С тех пор минуло уже больше сорока лет, но камышинские пейзажи, по словам писательницы, как живые, стоят у нее перед глазами. Нина поступила в камышинское медицинское училище, где были на редкость строгие и требовательные преподаватели, благодаря которым ей до сих пор удается лечить всех, кто этому не сопротивляется. В училище тяга к литературному творчеству не покидала будущую писательницу, и она на втором курсе стала издавать журнал "Медсестринское созвездие", будучи его единственным автором, художником и редактором.
Выставка книг Нина Орлова написала множество прекрасных стихотворений. Например, такие стихотворения как: «Пасхальный подарок», «День ангела», «Рождественский подарок» и др. стихотворения. - Погуляем вместе с поэтом по берегу реки, посмотрим на мир его глазами. Берем с собой хорошее настроение, наблюдательность, фантазию. Вот - дерево. Послушайте стихотворение поэтессы Н. Орловой и подумайте, какой поэтический образ создает поэт? (Настрой на восприятие нового текста. Развитие воображения.) |
Знакомство с автором
|
Фронтальная форма |
|
||||||||||||
Первичное чтение |
- Давайте, познакомимся ещё с одним её чудесным стихотворением, откройте страницу учебника 64. Я начинаю читать, а вы следите за мной. |
Слушают и читают за учителем |
Фронтальная форма |
|
||||||||||||
Проверка первичного восприятия |
-Что вас удивило в этом стихотворение? -Какое впечатление у вас произвело прочитанное стихотворение?
|
Ответы на вопрос -Название произведения |
Фронтальная форма |
|
||||||||||||
Повторное чтение |
-Прочитайте стихотворение жужжащим чтением. -Вслух прочитает стихотворение нам … |
Самостоятельно жужжащее чтение детей. Чтение вслух |
Фронтальная,индивидуальная форма |
|
||||||||||||
Анализ прочитанного |
-Как вы думаете, почему, чтобы посмотреть на необычное дерево, надо проснуться очень рано: разве нельзя это сделать днем?
-Какая особенность дерева, похожего на жирафа, кажется невероятной, сказочной? - Как воспринимает поэтесса дерево? - А из чего это видно? Какие действия оно выполняет?
-Как вы думаете, какое настроение у поэта и его попутчика? Почему вы так решили?
-Прием, который использует Нина Орлова, оживляя, очеловечивая неживые предметы, называется олицетворением.Мы определили, что в данном стихотворении в основном присутствуют строки автора. |
-Рано утром мир еще не совсем проснулся, людей еще нет, природа может приоткрыть свои тайны особо любознательным.
-Гуляет
-Как живое существо -Гуляет, слушает, шевелит ушами, носит украшение. -Отличное. Они поют |
Фронтальная |
|
||||||||||||
Подготовка к первичному восприятию |
Познакомимся с биографией Льва Савельевича Друскина. Краткая биографическая справка Родился в семье аптекарей, вследствие перенесенного в детстве инфекционного заболевания, всю жизнь был прикован к постели, вынужден был пользоваться инвалидной коляской. В детстве посещал «Литературный кружок» под руководством Самуила Яковлевича Маршака, который в дальнейшем много ему помогал. Занятия в ВУЗе ему пришлось прервать после первого курса. Друскин начал сочинять стихи там же, в клинике Турнера, и с тех пор ощущал себя в первую очередь поэтом. Во время войны был эвакуирован в Ташкент. Перевёл на русский язык много поэзии народов СССР. В своем творчестве Друскин прежде всего следует традициям С. Маршака. Стихотворения Друскина понятны, в них отражаются текущие события жизни в том виде, в каком они доходят до поэта. Выставка книг Лев Савельевич писал увлекательные и интересные произведения, такие как: «Спасенная книга», «Прикосновение» и книга «Стихи» -Данные книги вы можете взять в библиотеке школы или в библиотеке города. Мы познакомились с Львом Савельевичем и с произведениями, которые он написал. |
Слушают биографию Льва Друскина. |
Фронтальная форма |
|
||||||||||||
Первичное чтение |
- Давайте приступим к чтению стихотворения Льва Савельевичева Друскина «Там ива, опираясь на костыль…». Откройте учебники на странице 65. -Я начинаю читать. В это время вы пальчиком внимательно следите в учебнике. Поставьте пальчик на фамилию и имя автора. |
Следящее чтение детьми |
Индивидуальная |
Познавательные: Развивать умение читать вслух и про себя. |
||||||||||||
Проверка первичного восприятия |
- Что вас удивило в стихотворении? -Какой поэтический образ вы представили? - Если в стихотворении Нины Орловой дерево сравнивается с животным, то в стихотворении JI. Друскина с кем оно сравнивается?
|
Ответы детей Образ дерева – человека
С горькой калекой (Горькая обида, горькие слезы, горькая доля) |
Фронтальная форма |
|
||||||||||||
Повторное чтение |
- Прочитайте стихотворение жужжащим чтением. -Теперь прочитаем по одному четверостишию, кого я задену тот и будет продолжать читать. |
Чтение четверостишия детей |
Фронтальная |
Познавательные: Развивать умение читать вслух и про себя. |
||||||||||||
Анализ прочитанного |
- Почему один поэт, увидев согнутое дерево, сравнивает его с веселым пятнистым жирафом, а второй поэт, который тоже увидел согнутое дерево, сравнивает его с несчастным, искалеченным человеком? - Что здесь важнее всего: внешнее сходство или разная порода деревьев? Может быть, разное настроение поэтов?
-Докажите словами из текста, что ива постоянно вызывала у героя острое чувство жалости - Если бы герой стихотворения сам не признался, что видел в иве человека, вы бы догадались, что ива напоминает герою именно человека. - А какого именно человека?
-Каким человеком представляется вам рассказчик?
|
Ответы на вопросы
-И время года разное, и разная порода деревьев, и погода, и настроение поэтов. -Теперь, раньше.
- Опираясь на костыль, взять за локоть, сама заговорит.
-Старого, больного, нуждающегося в защите -Чутким |
|
|
||||||||||||
Подготовка к выразительн ому чтению
|
- Давайте прочитаем стихотворение выразительно. - Как следует читать строки автора? -Какие эмоции нужно передать, прочитав данное стихотворение? Значит и строки автора, мы будем читать с недоумением и интересом. |
Выразительное чтение стихотворения |
Фронтальная форма |
|
||||||||||||
Выразите льное чтение |
- Давайте прочитаем стихотворение выразительно. В данном стихотворение нам встретились слова только одного автора. Кто желает прочитать за автора?
- Мы определили, что в данном стихотворении присутствуют строки автора и слова человека. Автор передал свои чувства и эмоции в стихотворении. |
|
|
|
||||||||||||
Обобщаю щее слово. |
-Настроение – это внутренне душевное состояние. Оно довольно быстро меняется (то хорошее, то плохое), а герой постоянно видел в образе ивы несчастного старого человека. -Каким приемом пользуется Лев Друскин, чтобы подчеркнуть особенность этого дерева? |
Олицетворением |
Фронтальная форма |
Коммуникативные: Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения. Воспитательные: Воспитывать аккуратность, ответственность |
||||||||||||
Итог урока Рефлексия |
– Читая произведения, мы обращали внимание, что присутствует такой художественный прием-ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. -Что нового вы узнали на уроке? Были ли вы у вас сложности? -А что такое РИМФА? РИФМА-это созвучие концов стихотворных строк. |
Ответы детей Подводят итог урока -Познакомились в авторами и их стихотворениями. -Заполняли таблицу |
Фронтальная форма |
Коммуникативные: Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения. Воспитательные: Воспитывать аккуратность, ответственность |
||||||||||||
- Какое открытие вы для себя сегодня сделали? - Какое задание вам больше всего понравилось? -Если у вас получилась плодотворная работа на уроке-поднимите зеленый круг, если были затруднения желтый, а если ничего не узнали нового-поднимите оба-зеленый, красный. |
Рефлексия учащихся Поднимают соответствующий круг |
Индивидуальная форма |
Коммуникативные: Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения. Воспитательные: Воспитывать аккуратность, ответственность |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.