Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема урока:Саша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» - нет»

  • docx
  • 11.10.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект.docx

Дата:

УМК: «Школа России»

Класс: 1 «Б»

Тема урока: Саша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» - нет»

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ); наглядные (демонстрация презентации); практические (упражнения)

Цель: создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей; научить читать по ролям.

Задачи:

· Обучающие:

Совершенствования навыков выразительного чтения.

· Развивающие:

Развивать у детей логическое мышление, память, речь.

· Воспитывающие:

Воспитывать интерес к изучению предмета литературного чтения, к чтению дополнительной литературы

 

Планируемые результаты:

· Предметные УУД: Умение выразительно читать текст с передачей различных интонаций и умение читать произведение по ролям.

· Личностные УУД: Формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения; опыт оценки своих эмоциональных реакций на прочитанное произведение.

· Метапредметные УУД:

· - регулятивные – умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников и самостоятельно оценивать правильность выполненных действий; удерживают цель деятельности до получения ее результата.

· -познавательные –   умение сравнивать литературные произведения и их героев; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; выделять существенную информацию из стихотворений.

· -коммуникативные – умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, видеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.

Оборудование: презентация; доска, учебник литературного чтения, карточки.

 

 

 

 

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Оргмомент

1мин

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

 -Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я – зовут меня Ольга Николаевна.

-Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

-Приветствуют учителя. Самостоятельно организуют рабочее место, настраиваются на предстоящую работу.

Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний.

II. Актуализация знаний

4мин

- Начнём урок чтения с считалочек, открывайте книгу, начинайте читать.

 

- Посмотрите на доску, как вы думаете какие слова зашифрованы в этих буквах?

-шьелм (шмель)

- вачр (врач)

- зеям (змея)

- сакоаб (собака)

- Как думаете, какое слово лишнее? Почему?

- Молодцы!

 

- Что просит сказать врач, когда осматривает горло?

 

- Произнесём вместе звук «а»

- Какой это звук?

 

- Как жужжит шмель?

- Произнесём звук «ж» вместе

- Какой это звук?

 

- Как рычит собака?

- Произнесём вместе звук «р»

- Какой это звук?

 

- Как шипит змея?

- Произнесём звук «ш» вместе

- Какой это звук?

 

- Сделаем вывод, правильно мы выбрали лишнее слово?

- Как вы это доказали?

 

 

- Молодцы!

- В русском языке есть звуки, которые тянутся, их можно пропеть. А есть звуки, которые шипят, жужжат, свистят.

 

- Сегодня на уроке мы прочитаем два произведения о гласных и согласных звуках.

 

 

Достают книги, читают считалочки

 

 

Читают слова, разгадывают что зашифровано

 

- врач; отвечают на вопрос

 

 

 

-Ааа-ааа-аа

 

- Ааа-ааа

- гласный

 

 

-Ж-ж-ж-ж-ж

- Ж-ж-ж-ж

- согласный

 

- Р-рры

- Р-р-р-р-р-р

- согласный

 

- Ш-шш-шш

- Ш-ш-ш-ш

- согласный

 

 

- да

- т.к. животные произносят согласный звук, а врач просит произнести гласный

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают учителя

 

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические –выделяют существенную информацию из стихотворений.

 

 

Коммуникативные УУД: умеют использовать речь для регуляции своего действия.

 

III. Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 мин

- Посмотрите на доску, прочитаем все вместе чистоговорку:

Жу-жу-жу – молока дадим ежу.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи – здесь живут ежи.

Же-же-же – дождь прошёл уже.

Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.

- Молодцы, хорошо прочитали.

 

- Сейчас выполним задания на карточках по вариантам.

 

- 1 вариант - должен обвести красным карандашом предметы, названия которых начинаются на гласный звук.

 

- 2 вариант – должен обвести синим карандашом предметы, названия которых начинаются на согласный звук

 

- Проверим: 1 вариант, что вы обвели красным карандашом?

-Молодцы, верно.

-2 вариант, что вы обвели синим карандашом?

- Молодцы, тоже всё верно

 

- Просигнализируйте, кто не допустил ни одной ошибки? У кого 1-2 ошибки?

 

- Откройте учебник на 11 странице, прочитайте фамилию автора

Са́ша Чёрный (настоящее имя Алекса́ндр Миха́йлович Гли́кберг) -русский поэт Серебряного века, прозаик, журналист, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов.

 

- Как называется произведение?

-Как вы понимаете это значение?

- Рассмотрите иллюстрацию на 11 странице

- Что на ней изображено?

- Как думаете, о чём это произведение?

- Прочитайте стихотворение.

- Послушайте ещё раз это стихотворение, как прочитаю его я:

- Саша Чёрный «Живая азбука»

 

Буквам очень надоело

В толстых книжках спать да спать…

В полночь – кучей угорелой

Слезли с полки на кровать,

А с кровати на пол сразу.

Посмотрели – люди спят –

И затеяли проказу,

Превесёлый маскарад.

А стал аистом, Ц – цаплей,

Е – ежом… Прекрасный бал!

Я не спал и всё до капли

Подсмотрел и записал…

 

- Давайте разъясним некоторые не понятные слова из этого стихотворения.

- Посмотрите на доску, объясните данные слова, как вы их понимаете: полночь, кучей угорелой, затеяли проказу, превесёлый, маскарад.

- Давайте проверим, (Имя) прочитай

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Постарайтесь запомнить значения данных слов.

 

- Давайте разберём, что же произошло в полночь?

- Кто начал шалить?

- Почему буквы «затеяли проказу»?

 

- Почему автор назвал шалость букв «превесёлым маскарадом»?

 

- Какой костюм надела буква «А»? буква «Ц»? буква «Е»? Почему?

 

- А какие костюмы могли бы одеть буквы «В», «Ж», «М», «К», «И»?

-Молодцы

- Поиграем в игру «Узнай букву на маскараде»

- Посмотрите на доску, кто изображён?  назовите буквы, которые пришли на маскарад

- Молодцы, вы быстро справились с заданием.

 

- Я думаю, что вы устали, давайте немного отдохнём, встаньте, выполняйте движения за мной:

 

Вышли уточки на луг:

Кря, кря, кря.

Полетел зелёный жук:

Ж-ж-ж-ж.

Гуси шеи выгибали

Клювом перья расправляли.

Зашумел в пруду камыш:

Ш-ш-ш-ш.

И опять настала тишь.

 - Тихо садитесь за парты

 

 

Читают вместе с учителем чистоговорку

 

 

 

 

 

 

 

Получают карточки, внимательно слушают задание

 

 

 

 

 

 

 

 

- улитку, иглу, утку, автобус

 

 

- гриб, капусту, шарф, корабль

 

 

 

 

 

- С. Чёрный

 

 

 

 

 

 

 

 

- «Живая азбука»

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

Читают стихотворение

 

 

Внимательно слушают стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают не понятные слова, объясняют их значение

 

 

- Полночь – глубокая ночь.

Кучей угорелой – все сразу в большой суматохе.

Затеяли проказу – начали шалить.

Превесёлый – очень весёлый.

Маскарад – бал, на который приходят в масках и костюмах.

 

 

-буквы сбежали из книг

-буквы

-им стало скучно

 

- аиста, цапли, ежа, т.к. слова начинаются с этих букв

Называют разные костюмы, в которые переоделись буквы

 

 

- слон, бегемот, носорог, жираф, лев, филин

-Буквы: с, б, н, ж, л, ф

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют движения вместе с учителем

 

Коммуникативные – умеют использовать речь для регуляции своего действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные УУД: Умение выразительно читать текст с передачей различных интонаций и умение читать произведение по ролям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: Формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения; опыт оценки своих эмоциональных реакций на прочитанное произведение.

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников и самостоятельно оценивать правильность выполненных действий; удерживают цель деятельности до получения ее результата.

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:   умение сравнивать литературные произведения и их героев; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; выделять существенную информацию из стихотворений.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:  умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, видеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.

IV.  Продолжение изучения нового материала

  мин

- Откройте 18 страницу, прочитайте, кто автор следующего произведения?

Фе́ликс Дави́дович Кри́вин— русский прозаик и поэт, писатель-фантаст, сценарист, автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х годов в различных издательствах Советского Союза.

- Как называется этот рассказ?

 

- Как вы думаете, о чём в нём рассказывает автор?

 

- Знаете ли вы что такое рассказ?

- Рассказ – это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в котором чаще всего описывается какой-то один эпизод.

 

- Прочитаем рассказ «Почему «А» поётся, а «Б» - нет», послушайте меня внимательно

 

- Прочитаем его по цепочке, (Имя) начинай, остальные внимательно следите за текстом

 

- Гласные очень похожи на музыкальные тоны, их можно как угодно громко петь:

- Аааааааа!

-Оооооооо!

-Уууууууу!

 

- Эти звуки и называются гласными от слова глас – голос, то есть они голосные.

Если же воздуху приходится прорываться через преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос, то образуются согласные.

 

- Прочитаем строки из рассказа, где описывается, какие звуки издают шум, вспомните их название.

- Прочитаем строки, где описывается, почему эти звуки называют согласными.

-Молодцы!

 

-Сейчас послушайте сказку А. Шибаева «Всегда вместе»:

 Не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – и никак…

Кашлянули:

-Кхх!

Чихнули:

-Пчх!

Хмыкнули:

-Хмм…

Зачем-то позвали кошку:

-Кс, кс, кс!

И заскучали…Вдруг:

-Тсс!

Показалось им, что кто-то где-то рыдает… Прислушались.

-А-а-а! О-о-о! – кричали гласные.

Они плакали, как малые дети:

-Уа! Уа!

Аукали:

- Ау! Ау!

И согласные крикнули им (вернее хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):

-бдм всгд вмст!

И услышали радостное, но тоже непонятное:

-у-е-е-а-е-е!

Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:

- Будем всегда вместе!

И с тех пор никогда больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немножко ссорятся, но потом всё равно мирятся.

 

-Как думаете, на сколько ролей можно поделить эту сказку?

 

- Кто является персонажем данной сказки?

 

- Прочитаем по ролям, выберем кто будет читать за автора, и буквы

- Читаем 2 раза, поменяемся ролями

 

- Что произошло, когда звуки поссорились?

- Чему учит эта сказка?

-Нужно ли спорить о том, кто важнее?

- Назовите пословицы о дружбе, о ссоре

 

- Посмотрите на доску, прочитайте пословицы, как вы их понимаете?

 

 

 

 

 

 

 

 

-Объясните их

-Молодцы!

 

 

 

- Ф. Кривин

 

 

 

 

 

 

 

 

- «Почему «А» поётся, а «Б» - нет»

 

 

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают рассказ

 

Читают рассказ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с текстом

 

 

 

Внимательно слушают сказку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- на 3

 

-гласные буквы, согласные буквы, автор

 

 

Выбирают кто будет читать по ролям

Читают

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

Вспоминают пословицы

 

Читают:

- Все за одного, один за всех

-Дружба и братство дороже любого богатства.

-Одна голова – хорошо, а две лучше.

- Согласие крепче каменных стен.

- От одного слова – да навек ссора

 

Объясняют пословицы

 

 

 

Личностные УУД: Анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувств окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом;

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: умеют использовать речь для регуляции своего действия.

 

 

 

 

 

 

 

Предметные УУД: Умение выразительно читать текст с передачей различных интонаций и умение читать произведение по ролям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: Формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения; опыт оценки своих эмоциональных реакций на прочитанное произведение.

 

 

Предметные УУД: Умение выразительно читать текст с передачей различных интонаций и умение читать произведение по ролям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: Формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения; опыт оценки своих эмоциональных реакций на прочитанное произведение.

 

 

 

 

V. Подведение итогов

4 мин

-Что нового узнали на уроке?

- С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке? -А с какими авторами мы сегодня познакомились?

- Чему учит рассказ Ф.Кривина? - Почему «А» поётся, а «Б» - нет?

- Как рассудить спорщиков, если согласные хотят петь, а гласные убеждают всех, что только они –способные певцы?

 

Отвечают на вопросы

познавательные –осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические –выделяют существенную информацию из стихотворений.

 

VI.Рефлексия

2 мин.

-Что особенно запомнилось и понравилось?

- Возникали ли у вас сегодня на уроке трудности? Какие?

-Отвечают на вопросы учителя

 

VII. Домашнее задание

1 мин.

-Домашним заданием будет:

1) Составить рассказ о буквах гласных или согласных.

2) Нарисовать «сказочную» букву и найти стихотворение об этой букве

Записывают домашнее задание