Технологическая карта урока по математике
на тему «Решение задач на движение»
2024 г.
Технологическая карта урока
Предмет, класс |
урок математики, 4 «б» класс |
||
Учитель |
Борисенко Елена Анатольевна |
||
Тема урока |
Решение задач на движение |
||
Цель урока |
Формировать умение решать задачи на движение |
||
Задачи урока |
обучающие |
развивающие |
воспитательные |
Совершенствовать умение решать задачи. Закрепить представление о таких понятиях, как скорость, время, расстояние. Учить детей решать задачи на нахождение скорости, времени и расстояния. Закрепить знания, полученные на уроках . |
Развивать навык устного счёта, логическое мышление, умение строить рассуждения, выделять существенные признаки, осуществлять поиск информации. Формировать умение анализировать и решать задачи на движение; развивать внимание, память, практические навыки вычисления скорости, времени и расстояния.
|
Воспитывать интерес к точным наукам, дисциплинированность. Развивать эстетическое восприятие и эрудицию в разных областях знаний.
|
|
Средства обучения |
раздаточный материал, экран, компьютер для демонстрации слайдов РоwеrРоint
|
||
Литература |
Интернет- ресурсы, журналы, методические пособия, УМК «Школа России» |
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Презентация. |
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||
Мотивационно-целевой этап |
I. Мотивационный этап Цель этапа: - настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний - создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс |
- Я рада всех вас видеть на нашем уроке. Я желаю вам хорошего настроения и отличных ответов. Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь. Пожелайте ему удачи! - Нам с вами предстоит интересная работа. Будьте внимательными, отвечая на мои вопросы, поднимайте руки, я жду от вас полных ответов. Внимательно следите за ответами своих товарищей. - приветствие - проверка готовности учащихся к уроку - настрой учащихся на работу - /слайд 2/ - Что это? Как понимаете эти слова? /Не торопись, когда едешь куда-либо, делаешь что-либо. "делай медленно, но уверенно и тогда достигнешь цели"/
|
Личностные УУД |
Осуществляемые действия: - эмоциональный настрой на урок и т.д. |
||||||||||||
Формируемые способы деятельности: - проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д. |
||||||||||||||||
Познавательные УУД |
Осуществляемые действия: - активное слушание - выдвижение предположений о теме урока и т.д. |
|||||||||||||||
Формируемые способы деятельности: - формулирование собственных ожиданий |
||||||||||||||||
Коммуникативные УУД |
Осуществляемые действия: - слушание собеседника |
|||||||||||||||
Формируемые способы деятельности: - построение понятных для собеседника высказываний |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
II. Повторение изученного материала. Устный счет Цель этапа: - закрепление учебного материала, изученного на уроках математики. - формирование умений и навыков арифметического счета
|
/слайд 3/ Математическая разминка
Задание 1. Найдите закономерность и продолжите ряд чисел. Задание 2. Определите порядок действий. Задание 3. Решите цепочки примеров. |
Личностные УУД |
Осуществляемые действия: - повторение раннее изученного материала |
|||||||||||||
|
- Формируемые способы деятельности: - проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности |
|||||||||||||||
Регулятивные УУД |
Осуществляемые действия: - контролируют правильность ответов обучающихся |
|||||||||||||||
|
Формируемые способы деятельности: - адекватное восприятие оценки учителя |
|||||||||||||||
Познавательные УУД |
- Осуществляемые действия: - взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность |
|||||||||||||||
|
- Формируемые способы деятельности: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности |
|||||||||||||||
Коммуникативные УУД |
Осуществляемые действия: - взаимодействуют с учителем во время опроса |
|||||||||||||||
III. Актуализация знаний Цель этапа: - организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания - актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания - предъявить задания, близкие жизненному опыту детей - зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний - организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании |
Открыли тетради, записали число. А сейчас небольшая разминка перед серьёзной работой. Правила игры следующие: я задаю вопросы, вы записываете ответ в тетрадь. 1. Чтобы узнать скорость надо…(S:t) 2. чтобы узнать время надо…(S:V) 3. Чтобы узнать расстояние надо…(V*t) 4. км\ч- это ед. измерения…(скорости) 5. час, мин- это ед. измерения…(времени) 6. м\мин- это ед. измерения… (скорости) 7. м, км- это ед. измерения …(расстояния) Проверим свои работы и оценим. Встаньте те, кто не допустил ошибок. Встаньте те, кто допустил 1 – 2 ошибки. Встаньте те, кто допустил 3 – 4 ошибки. Встаньте те, кто допустил 5 и более ошибок.
|
Личностные УУД |
Осуществляемые действия: - повторение ранее изученного материала |
|||||||||||||
/ Скорость, время, расстояние/ (S:t)…(V*t) (S:V) |
||||||||||||||||
Познавательные УУД |
Осуществляемые действия /(скорости), (времени), (скорости), (расстояния)
|
|||||||||||||||
Формируемые способы деятельности: - формирование умения выявлять сущность, особенности объектов; - формирование умения на основе анализа объектов делать выводы - формирование умения обобщать и классифицировать по признакам - формирование умения находить ответы на вопросы |
||||||||||||||||
Коммуникативные УУД |
Осуществляемые действия: - построение речевого высказывания у доски Формируемые способы деятельности: - оформление своих мыслей в устной форме |
|||||||||||||||
|
IV. Постановка учебной задачи Цель этапа: Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности
|
Исходя из разминки, как вы думаете, какая тема нашего урока. (Решение задач на движение) Какие виды задач на движение вы знаете? (задачи на нахождение скорости, времени и расстояния, задачи на встречное движение) Каковы цели нашего урока? Что нам нужно знать, чтобы правильно решить эти задачи? (знать формулы для нахождения скорости, времени, расстояния, уметь правильно применять эти формулы при решении задач на движение) Назовите формулу нахождения скорости (путь: время) Как найти время движения? (путь: скорость) Как найти расстояние? (скорость * время) Мы повторили формулы для решения задач на движение.
|
Регулятивные УУД |
/В задачах на движение / /Решение задач на движение/ /Научиться решать задачи на движение, находить неизвестную величину, зная две другие./
|
||||||||||||
Формируемые способы деятельности: - формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
|
||||||||||||||||
Познавательные УУД |
Осуществляемые действия: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности |
|||||||||||||||
Личностные УУД |
Осуществляемые действия: - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению |
|||||||||||||||
Формируемые способы деятельности: - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
||||||||||||||||
Коммуникативные УУД |
Осуществляемые действия: - взаимодействуют с учителем во время опроса |
|||||||||||||||
Формируемые способы деятельности: -формирование умения ставить цель деятельности - продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения умение полно и точно выражать свои мысли |
||||||||||||||||
|
VЗакрепление
Ребята, сейчас вас ждет Математическая игра «Верно/неверно». Возьмите листочки с табличкой для этой игры и приготовьтесь слушать меня внимательно. Я говорю утверждение, если вы согласны с ним, то ставите « +», если не согласны « - ».
|
1) Если лыжник шёл 2 часа со скоростью 9 км/ч, то он прошёл за это время 16 км? (нет) 2) Если турист из города в горы прошёл 90км со скоростью 5 км/ч, то времени он затратил на этот путь 18ч? (да) 3) Если велосипедист за 10 часов проехал 180 км, то его скорость равна 18 км/ч? (да) 4) Если метро движется со скоростью 75 км/ч, то оно за 2ч проходит 25 м? (нет) 5) Если вертолёт будет лететь со скоростью 102 м/с, то за 6 секунд он пролетит путь длиной 612м? (да) Что общего в этих задачах? (Это задачи на движение). Прошу вас обменяться табличками с соседом и провести взаимопроверку. Оцените работу своего соседа по известным вам критериям. |
Регулятивные УУД |
Осуществляемые действия: -познавательная деятельность в соответствии с поставленной задачей Формируемые способы деятельности: - формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия - умение принимать учебную задачу
|
||||||||||||
Коммуникативные УУД |
Осуществляемые действия: - взаимодействие со сверстниками - формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками Формируемые способы деятельности: - умение оценить работу соседа в парте. - умение слушать и понимать других
|
|||||||||||||||
Личностные УУД |
Формируемые способы деятельности: - мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
|
|||||||||||||||
Практический этап |
VI. Физминутка с музыкой.
|
Физминутка «Повторяй за мной» |
Дети повторяют движения с видео. |
Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни |
||||||||||||
VII. Работа в группах
|
Каждой группе дана иллюстрация-схема, по которой вы составляете задачу, оформляя на листочке условие и решение. Потом один из группы выходит и защищает работу группы. План работы у вас есть. Распределите роли и приступайте к выполнению задания. План работы: 1. Определите вид задачи. 2. Рассмотрите иллюстрацию и составьте задачу. 3. Решите задачу по действиям. 4. Рассказать задачу и ее решение у доски.
|
Личностные УУД |
/Составление задачи на движение по схеме, и решение/ |
|||||||||||||
- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
||||||||||||||||
Познавательные УУД |
использование системы научных и теоретических знаний на практике. |
|||||||||||||||
Коммуникативные УУД |
- умение слушать собеседника, умение договариваться, находить общее решение. |
|||||||||||||||
Решают в группе, кто решили, записывает свой результат, остальные ученики свои ответы проверяют. Работают помощники.
|
||||||||||||||||
VIII.Самостоятельная деятельность
|
Перед вами на листочках три задачи. Выберите ту, с которой вы, по-вашему, можете справиться. Представьте в виде чертежа или таблицы. Решите самостоятельно, записав ее в тетрадь. Простая задача Велосипедист проехал 48 км за 4 часа. С какой скоростью он двигался? 48 : 4 =12 (км/ч) Ответ: 12 км/ч Средней сложности Дачник ехал от города до деревни 2 часа на автобусе со скоростью 60 км/ч, а потом шёл 7 километров пешком. Найдите расстояние от города до деревни. 60 * 2 = 120(км) 120 + 7 =127(км) Ответ: 127 км Повышенной сложности Велосипедист проехал 24 км со скоростью 12 км/ч, а потом еще 45 км со скоростью 15 км/ч. Сколько времени он был в пути? 1) 24:12 = 2(ч) 2) 45:15 = 3(ч) 3) 2 + 3 =5(ч) Ответ: 5 часов Встаньте, пожалуйста те, кто решал простую задачу, средней сложности, повышенной сложности. Спасибо, эту работу проверю и оценю я. Тест 1. В чем измеряется скорость? а) км, м, дм. б) час, мин. сек. в) км/ч, м/с, м/мин 2. Какое слово пропущено? Чтобы найти скорость, надо расстояние…. на время а)разделить б)умножить в) увеличить 3. Какое слово пропущено? Чтобы найти время, надо расстояние….на скорость. а) умножить б) разделить в) увеличить 4. Пешеход за 4 часа прошел 16 км. С какой скоростью двигался пешеход? а) 4 км б) 4 км/ч в) 12 км/ 5. Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние поезд проедет за 4 часа? а) 240 км/ч б) 15 км/ч в) 240 км |
|
Выбирают ту задачу которую смогут решить. Выполняют чертеж или таблицу работы над задачей. И решают самостоятельно. Определяют критерии для оценки - Решают и выполняют взаимопроверку по эталону. |
|||||||||||||
IX. Итог урока |
Вот и подошел наш урок к концу. -Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Закреплять умения решать задачи на движение.) - Как вы думаете, мы достигли этой цели?
|
|
|
|||||||||||||
X. Домашнее задание |
/Слайд 13/ Придумать две задачи на движение для своего соседа по парте.
|
|
|
|||||||||||||
|
XI.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: - организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке - организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока - организовать проведение самооценки учениками работы на уроке - по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности |
/слай14/ «Мишень»
У вас на столах лежат смайлики. С помощью них оцените свою работу, прикрепив подходящий смайлик, деятельность одноклассников и деятельность учителя.
|
Личностное УУД |
Формируемые способы деятельности: - формирование умений полно и точно выражать свои мысли
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.