Технологическая карта урока по музыке 4 класс "Музыкальные инструменты"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока по музыке 4 класс "Музыкальные инструменты"

Оценка 4.7
Документация +2
docx
30.05.2021
Технологическая карта урока по музыке 4 класс "Музыкальные инструменты"
«Музыкальные инструменты».docx

Класс: 4 Г

Дата: 12.05.2021г.

Тема: « Музыкальные инструменты».

Цель:  продолжить знакомство со скрипкой и выдающимися исполнителями музыки.

Задачи:

Воспитательные:

воспитывать музыкальный вкус;

Образовательные:

познакомить детей с выдающимся исполнителем Н. Паганини;

формировать и расширять художественный кругозор детей;

расширить знания о музыкальных образах;

учить разбираться в своих чувствах, эмоциях, возникших при слушании музыки;

Развивающие:

развивать вокально-хоровые навыки при совместном исполнении песни;

развивать наблюдательность, музыкальный слух, музыкальную память;

развивать эмоциональную отзывчивость;

развивать образное мышление;

Оборудование: компьютер, проектор, экран, фортепиано.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Умк : Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

 

 

Деятельность ученика

 

Время, мин

Формируемые УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

1.

Организационный момент.

 

- Здравствуйте ребята!

- Здравствуйте!

Отвечают на приветствие.

Подготовка к уроку.

 

 

1 мин

Волевая саморегуляция.

 

 

 

 

Выстраивание коммуникации между детьми

 

 

 

2.

Усвоение новых знаний.

(Вступительная беседа).

Учитель: Сегодня мы поговорим об инструменте, который называют «царицей музыки». Пожалуй, ни один другой инструмент не обладает таким сочетанием красоты, выразительности звука . Отгадайте загадку:

Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет… 
(Скрипка)

Учитель: Ребята, тема нашего урока « Музыкальные инструменты» (запись в тетрадь).

Учитель: А что вам известно о скрипке, и почему скрипку называют струнно – смычковым инструментом? (есть струны и смычок, при помощи которого извлекается звук);

¾  Как вы думаете, к какой группе инструментов симфонического оркестра относится скрипка?

(струнные смычковые);

¾  Назовите инструменты  входящие в эту группу (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);

 

 

 

¾  Скрипка – наиболее распространенный смычковый струнный инструмент, т.е. есть струны и смычок, при помощи которого извлекается звук (Слайд с изображением скрипки). Скрипку также называют «королевой оркестра».

¾  Скрипка появилась в Европе в конце ХV в. Она была любимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляниях, ярмарках, свадьбах. Звучала скрипка и в аристократических кругах – во дворцах, замках, в богатых домах, а также в церквах. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, которые играли во время пробуждения и трапез короля и, конечно, исполняли танцевальную музыку на придворных балах.

Она олицетворяет собой эстетику звучания человеческого голоса и оказывается способной донести все лучшее, что есть в нем. Не случайно высшей похвалой мастерству скрипача является равнение его игры с человеческим голосом: скрипка поет, тоскует. Каждая скрипка, ожившая в руках мастера, имеет свой характер.

Скри́пка — смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Родина считается – Италия. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам . Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем. 

Как она стройна, красива и изящна: тонкая талия, плавные закругления. К корпусу скрипки прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты 4 струны. Верхняя часть скрипки-дека - изготавливается из ели, нижняя из белого клёна. Клён можно брать для изготовления скрипки только весной, тогда, когда на дереве появляются листья. После долгой зимы дерево “просыпается” и листья забирают лишнюю влагу. А если ель будет со смолой, то она будет очень мешать мастеру. Сделать скрипку очень сложно. Здесь важно всё: и размер корпуса и форма корпуса и даже качество лака, которым её покрывают.

Но раньше скрипок появились виолы . Они были разных размеров.

(в конструкции инструмента: виолы имели  покатые плечи, резонаторные отверстия в форме буквы s (эсы) и 6-7 тонких струн, в то время как для скрипок были характерны  округленные плечи, отверстия в форме буквы f (эфы) и 4 толстых струны. На виолах  играли, упирая их в колено или держа между коленями, даже ставили на скамеечку. Но была виола, которую держали на плече, – она-то и послужила прообразом скрипки. Скрипку держат на плече. Но самое главное различие было в звучании: голос у виолы мягкий, как бы приглушённый, и слабее, чем у скрипки);

В изготовлении скрипок прославились на весь мир итальянские мастера из города Кремон: Никколо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. Их называют сегодня мастера - волшебники. Никто до сих пор не разгадал секрета, как им удавалось делать у скрипок необыкновенный и красивый голос. Очень многое в звучании скрипки зависит от смычка. На трость натянуты конские волосы.

Смычок скрипач плавно и непрерывно ведёт по струнам в течение долгого времени и звук получается протяжным и певучим. Не зря говорят - скрипка поёт. Тембр скрипки похож на человеческий голос и часто, когда звучит скрипка, кажется, что скрипка что-то рассказывает.

Нико́ло Ама́ти, (итал. Nicola Amati) (1596 —1684) — один из известнейших мастеров семейства Амати. Создатель многих струнных инструментов, в том числе и виолончелей. Учитель таких прославленных мастеров по созданию струнных инструментов как Якоб ШтайнерАнтонио Страдивари и Андреа Гварнери.

Антонио Страдивари (Antonio Stradivari, 16441737) — знаменитый мастер струнных инструментов, ученик Амати. Завершил формирование скрипки как конструкции в деталях. Любая современная скрипка по сути есть скрипка Страдивари. Сохранилось около 650 инструментов его работы.   Учитель: Мы с вами узнали (вспомнили) историю создания скрипки, виды струнно – смычковых инструментов, мастеров.

Отвечают на вопросы учителя по этой теме.

 

 

7 мин.

Организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

 

 

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

Потребность в общении с учителем;

умение слушать и вступать в диалог;

умение  выражать свои  мысли  в  соответствии с  задачами  и  условиями коммуникации;

 

Воспитание духовно-нравственных качеств

 

 

 

 

 

 

3.

Слушание

Учитель: Звучание скрипки очень выразительно. Она как человек может петь, смеяться, плакать. С XVII в. скрипка считается сольным инструментом. Хотелось бы рассказать об одном из выдающихся музыкантов виртуозов, который пропагандировал скрипку, как сольный инструмент. Это выдающийся итальянский скрипач и композитор Николо Паганини, который сочинял и исполнял музыкальные произведения для скрипки. Он был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Его манеру игры современники музыканта называли дьявольской. 

Видеофрагмент

Учитель: Скрипка в сольном звучании раскрывается особенно ярко, поэтому для скрипки соло композитор написал «Каприс № 24» . Это одно из самых известных сочинений.

-Знакома ли вам эта музыка? Как вы думаете, почему композитор назвал своё произведение «Каприс»? (ответы детей)

-Выразительные возможности скрипки в сольном звучании раскрываются особенно ярко.

-Какая музыка была по характеру?

-Стремительность, виртуозность, таинственность, свобода, торжественность, взволнованность, нежность, задумчивость, трагичность, торжество.

 

Николо Паганини был блестящим музыкантом, значительно обогативший приёмы игры на скрипке и скрипичную музыку вообще. Имя этого человека окутано легендами так же плотно, как и скрипка, с которой он не расставался до самой смерти. 

Во время исполнения они рвались одна за другой. Паганини закончил пьесу на единственной целой струне и в зале этого не заметили!

К своему инструменту Паганини относился очень трепетно и с большой нежностью. 

Паганини был не только исполнителем, но и композитором. Многие его произведения, написанные для скрипки – соло, еще раз подчеркивают удивительные возможности скрипки.

Паганини до конца своей жизни не расставался с любимой скрипкой. Умирая, он завещал её музею Генуи, города, в котором родился. Она лежит там, в музее, под стеклянным колпаком, и зовут её: «Вдова Паганини».

Сегодня мы послушаем еще одно произведение великого композитора Иогана Себастьяна Баха «Чакона»

Слушание: «Чакона» И.С.Баха

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)– немецкий композитор и музыкант эпохи Барокко, собравший и совместивший в своем творчестве традиции и наиболее значимые достижения европейского музыкального искусства.

Бах – это величайший классик, оставивший огромное наследие, которое стало золотым фондом мировой культуры.

-Это произведение написано для скрипки-соло. В её звучании мелодия сочетается с аккордами. Её исполняет 1 инструмент - скрипка, а у слушателя создается впечатление одновременно звучащих мелодии и аккомпанемента.

-Сохраняется ли эмоциональное состояние до конца фрагмента?

(появляется скорбь, порыв, тревога)

-Главный принцип развития музыкальной мысли в этом сочинении - варьирование.

Раскрытие понятия «чакона»: первоначально народный танец, известный в Испании с конца 16 в., оживленного характера, сопровождался игрой на кастаньетах и пением. Со временем чакона распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого характера. Во Франции она становится балетным танцем. В 17-18 веке - включается в многочастные инструментальные сочинения.

Одна из особенностей Чаконы в том, что отправным началом служит не мелодия, ведомая высоким голосом, а басовая тема. Она как бы программирует своим "басовым характером" тридцать вариаций Чаконы. Безмерна глубина содержания Чаконы, безмерны возможности виртуозного исполнения ее скрипачом.

Дети слушают произведения, анализируют их, отвечают на вопросы учителя.

Делают  записи в тетрадь.

15 мин.

выполнять учебные действия в качестве слушателя;

планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций;

 

 

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

Потребность в общении с учителем;

умение слушать и вступать в диалог;

умение  выражать свои  мысли  в  соответствии с  задачами  и  условиями коммуникации;

 

Формирование эстетических чувств, добрых человеческих отношений;

4.

Вокально-хоровая работа

-Итак ребята, все встаем и принимаем вокально-певческую установку. Во время пения нужно стоять прямо для того, чтобы дыхание было правильным, и голос звучал легко и свободно, не сутулиться, руки вдоль туловища, ноги поставить ровно.

-Сейчас, мы с вами подготовим наш голосовой аппарат к работе. И так, сейчас будем делать упражнения по артикуляционной гимнастики, для того, чтобы мы хорошо проговаривали текст.

Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

-Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желез. 

-Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта.   «Попротыкайте» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется «иголочка». Повторите несколько раз.

-Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется «щеточка», как бы чистим языком зубы.

-Далее мы с вами сейчас, вспомним ноты и распоемся по гамме от до1-до2. Я применяю прием ручных знаков из метода Золтана Кодая «Относительной (ладовой) сольмизации». Данный метод заключается в том, что я сейчас говорю название ладовых ступеней, показывая при этом ручные знаки (жесты). (Знакомство с жестами).

- И так, сейчас, мы с вами споем гамму, а я показываю жест к каждой ноте.

Дети распеваются перед пением.

И сейчас мы с вами вспомним песню, которую разучивали и пели на  прошлом уроке.

-Как называется эта песня? (Звездный путь).

-О чем эта песня? (О звездном пути, о пути в свое будущие, о пути к своей мечте, о счастливой жизни).

-Кому вы будете петь эту песню? (Своим учителям).

-Какие слова являются ключевыми

Работа с песней : «Звездный путь» А.Ермолов.

Звёздный путь

Небеса чисты, как песня,
И легки, как детский сон.
Как сердца поющих вместе,
Светят звёзды в унисон.

В волшебстве простом участвуй,
Будь волной в большой реке,
Будь строкой из песни счастья
На понятном языке.


Звёздный путь тебе подскажут звёзды,
Ты иди и не спеши свернуть.
Звёздный путь - пройти его не просто,
Но один он только верный путь.

Убегут дожди и тучи,
Позабыв пути назад.
Я с мечтой, как с другом лучшим
Не расстанусь никогда.

Впереди ещё всё лето,
Впереди ещё вся жизнь.
В мире стало больше света -
Звёзды новые зажглись.        

Звёздный путь тебе подскажут звёзды,
Ты иди и не спеши свернуть.
Звёздный путь - пройти его не просто,
Но один он только верный путь.

(Муз. Александра Ермолова, сл. Ирины Гуляевой).

Работа с песней:

1.поем все вместе (повторяем песню);

Делаю замечания, по динамике, где берем дыхание, где мы делаем акцент.

-Поем спокойно, без крика.

2.дети поют по рядам 2 куплета и припев.(1 ряд -1 купл.; 2 ряд-припев; 3 ряд- 2 купл. и потом поют все вместе припев);

-Какие эмоции, мы передаем, когда исполняем эту песню? (Уважение, радость, благодарность, веселье, понимание).

-Да, совершенно верно, вы заканчиваете начальную школу и переходите в среднюю, где вас ждут новые встречи. Вы поете с благодарностью учителям, которые с вами были вместе 4 года.

-А сейчас, мы с вами споем эту песню наизусть.

3. поем все вместе (наизусть).

-Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, садитесь.

15 мин.

Участие в хоровом исполнении музыкальных произведений,

Передавать в собственном исполнении музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.

Формирование эстетических чувств, добрых человеческих отношений;

5.

Рефлексия

-Итак, почему скрипка является смычковым инструментом? (ответы детей)

Какой инструмент был праобразом скрипки? (виола)

О каком величайшем мастере скрипичной игры вы сегодня узнали? Как его имя? (Никколо Паганини). Какое его произведение мы слушали? («Каприс № 24»);

А еще какое произведение, мы с вами слушали и какого композитора? (Чакона» И.С.Баха).

С какой песней, мы с вами сегодня работали? ( «Звездный путь» Ермолова).

Урок окончен.

Подводят итоги урока.

2 мин.

Договариваются, находят общее решение при работе в группе.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Умение слушать и принимать чужое мнение. Умение высказывать собственное мнение.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Класс: 4 Г Дата: 12.05.2021г

Класс: 4 Г Дата: 12.05.2021г

Этап урокаДеятельность учителя

Этап урокаДеятельность учителя

Скрипка – наиболее распространенный смычковый струнный инструмент, т

Скрипка – наиболее распространенный смычковый струнный инструмент, т

Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем

Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем

Кремон: Никколо Амати, Антонио

Кремон: Никколо Амати, Антонио

Слушание Учитель: Звучание скрипки очень выразительно

Слушание Учитель: Звучание скрипки очень выразительно

Николо Паганини был блестящим музыкантом, значительно обогативший приёмы игры на скрипке и скрипичную музыку вообще

Николо Паганини был блестящим музыкантом, значительно обогативший приёмы игры на скрипке и скрипичную музыку вообще

Это произведение написано для скрипки-соло

Это произведение написано для скрипки-соло

Сейчас, мы с вами подготовим наш голосовой аппарат к работе

Сейчас, мы с вами подготовим наш голосовой аппарат к работе

Кому вы будете петь эту песню? (Своим учителям)

Кому вы будете петь эту песню? (Своим учителям)

Поем спокойно, без крика. 2

Поем спокойно, без крика. 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021