Класс: 4 Г
Дата: 12.05.2021г.
Тема: « Музыкальные инструменты».
Цель: продолжить знакомство со скрипкой и выдающимися исполнителями музыки.
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать музыкальный вкус;
Образовательные:
познакомить детей с выдающимся исполнителем Н. Паганини;
формировать и расширять художественный кругозор детей;
расширить знания о музыкальных образах;
учить разбираться в своих чувствах, эмоциях, возникших при слушании музыки;
Развивающие:
развивать вокально-хоровые навыки при совместном исполнении песни;
развивать наблюдательность, музыкальный слух, музыкальную память;
развивать эмоциональную отзывчивость;
развивать образное мышление;
Оборудование: компьютер, проектор, экран, фортепиано.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Умк : Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Время, мин |
Формируемые УУД |
|||
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
Личностные |
|||||
1. |
Организационный момент.
|
- Здравствуйте ребята! - Здравствуйте! |
Отвечают на приветствие. Подготовка к уроку.
|
1 мин |
Волевая саморегуляция.
|
|
Выстраивание коммуникации между детьми
|
|
2. |
Усвоение новых знаний. (Вступительная беседа). |
Учитель: Сегодня мы поговорим об инструменте, который называют «царицей музыки». Пожалуй, ни один другой инструмент не обладает таким сочетанием красоты, выразительности звука . Отгадайте загадку: Как будто девушка
запела, Учитель: Ребята, тема нашего урока « Музыкальные инструменты» (запись в тетрадь). Учитель: А что вам известно о скрипке, и почему скрипку называют струнно – смычковым инструментом? (есть струны и смычок, при помощи которого извлекается звук); ¾ Как вы думаете, к какой группе инструментов симфонического оркестра относится скрипка? (струнные смычковые); ¾ Назовите инструменты входящие в эту группу (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);
¾ Скрипка – наиболее распространенный смычковый струнный инструмент, т.е. есть струны и смычок, при помощи которого извлекается звук (Слайд с изображением скрипки). Скрипку также называют «королевой оркестра». ¾ Скрипка появилась в Европе в конце ХV в. Она была любимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляниях, ярмарках, свадьбах. Звучала скрипка и в аристократических кругах – во дворцах, замках, в богатых домах, а также в церквах. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, которые играли во время пробуждения и трапез короля и, конечно, исполняли танцевальную музыку на придворных балах. Она олицетворяет собой эстетику звучания человеческого голоса и оказывается способной донести все лучшее, что есть в нем. Не случайно высшей похвалой мастерству скрипача является равнение его игры с человеческим голосом: скрипка поет, тоскует. Каждая скрипка, ожившая в руках мастера, имеет свой характер. Скри́пка — смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Родина считается – Италия. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам . Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем. Как она стройна, красива и изящна: тонкая талия, плавные закругления. К корпусу скрипки прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты 4 струны. Верхняя часть скрипки-дека - изготавливается из ели, нижняя из белого клёна. Клён можно брать для изготовления скрипки только весной, тогда, когда на дереве появляются листья. После долгой зимы дерево “просыпается” и листья забирают лишнюю влагу. А если ель будет со смолой, то она будет очень мешать мастеру. Сделать скрипку очень сложно. Здесь важно всё: и размер корпуса и форма корпуса и даже качество лака, которым её покрывают. Но раньше скрипок появились виолы . Они были разных размеров. (в конструкции инструмента: виолы имели покатые плечи, резонаторные отверстия в форме буквы s (эсы) и 6-7 тонких струн, в то время как для скрипок были характерны округленные плечи, отверстия в форме буквы f (эфы) и 4 толстых струны. На виолах играли, упирая их в колено или держа между коленями, даже ставили на скамеечку. Но была виола, которую держали на плече, – она-то и послужила прообразом скрипки. Скрипку держат на плече. Но самое главное различие было в звучании: голос у виолы мягкий, как бы приглушённый, и слабее, чем у скрипки); В изготовлении скрипок прославились на весь мир итальянские мастера из города Кремон: Никколо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. Их называют сегодня мастера - волшебники. Никто до сих пор не разгадал секрета, как им удавалось делать у скрипок необыкновенный и красивый голос. Очень многое в звучании скрипки зависит от смычка. На трость натянуты конские волосы. Смычок скрипач плавно и непрерывно ведёт по струнам в течение долгого времени и звук получается протяжным и певучим. Не зря говорят - скрипка поёт. Тембр скрипки похож на человеческий голос и часто, когда звучит скрипка, кажется, что скрипка что-то рассказывает. Нико́ло Ама́ти, (итал. Nicola Amati) (1596 —1684) — один из известнейших мастеров семейства Амати. Создатель многих струнных инструментов, в том числе и виолончелей. Учитель таких прославленных мастеров по созданию струнных инструментов как Якоб Штайнер, Антонио Страдивари и Андреа Гварнери. Антонио Страдивари (Antonio Stradivari, 1644—1737) — знаменитый мастер струнных инструментов, ученик Амати. Завершил формирование скрипки как конструкции в деталях. Любая современная скрипка по сути есть скрипка Страдивари. Сохранилось около 650 инструментов его работы. Учитель: Мы с вами узнали (вспомнили) историю создания скрипки, виды струнно – смычковых инструментов, мастеров. |
Отвечают на вопросы учителя по этой теме.
|
7 мин. |
Организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
|
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; |
Потребность в общении с учителем; умение слушать и вступать в диалог; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
|
Воспитание духовно-нравственных качеств
|
3. |
Слушание |
Учитель: Звучание скрипки очень выразительно. Она как человек может петь, смеяться, плакать. С XVII в. скрипка считается сольным инструментом. Хотелось бы рассказать об одном из выдающихся музыкантов виртуозов, который пропагандировал скрипку, как сольный инструмент. Это выдающийся итальянский скрипач и композитор Николо Паганини, который сочинял и исполнял музыкальные произведения для скрипки. Он был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Его манеру игры современники музыканта называли дьявольской. Видеофрагмент Учитель: Скрипка в сольном звучании раскрывается особенно ярко, поэтому для скрипки соло композитор написал «Каприс № 24» . Это одно из самых известных сочинений. -Знакома ли вам эта музыка? Как вы думаете, почему композитор назвал своё произведение «Каприс»? (ответы детей) -Выразительные возможности скрипки в сольном звучании раскрываются особенно ярко. -Какая музыка была по характеру? -Стремительность, виртуозность, таинственность, свобода, торжественность, взволнованность, нежность, задумчивость, трагичность, торжество.
Николо Паганини был блестящим музыкантом, значительно обогативший приёмы игры на скрипке и скрипичную музыку вообще. Имя этого человека окутано легендами так же плотно, как и скрипка, с которой он не расставался до самой смерти. Во время исполнения они рвались одна за другой. Паганини закончил пьесу на единственной целой струне и в зале этого не заметили! К своему инструменту Паганини относился очень трепетно и с большой нежностью. Паганини был не только исполнителем, но и композитором. Многие его произведения, написанные для скрипки – соло, еще раз подчеркивают удивительные возможности скрипки. Паганини до конца своей жизни не расставался с любимой скрипкой. Умирая, он завещал её музею Генуи, города, в котором родился. Она лежит там, в музее, под стеклянным колпаком, и зовут её: «Вдова Паганини». Сегодня мы послушаем еще одно произведение великого композитора Иогана Себастьяна Баха «Чакона» Слушание: «Чакона» И.С.Баха Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)– немецкий композитор и музыкант эпохи Барокко, собравший и совместивший в своем творчестве традиции и наиболее значимые достижения европейского музыкального искусства. Бах – это величайший классик, оставивший огромное наследие, которое стало золотым фондом мировой культуры. -Это произведение написано для скрипки-соло. В её звучании мелодия сочетается с аккордами. Её исполняет 1 инструмент - скрипка, а у слушателя создается впечатление одновременно звучащих мелодии и аккомпанемента. -Сохраняется ли эмоциональное состояние до конца фрагмента? (появляется скорбь, порыв, тревога) -Главный принцип развития музыкальной мысли в этом сочинении - варьирование. Раскрытие понятия «чакона»: первоначально народный танец, известный в Испании с конца 16 в., оживленного характера, сопровождался игрой на кастаньетах и пением. Со временем чакона распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого характера. Во Франции она становится балетным танцем. В 17-18 веке - включается в многочастные инструментальные сочинения. Одна из особенностей Чаконы в том, что отправным началом служит не мелодия, ведомая высоким голосом, а басовая тема. Она как бы программирует своим "басовым характером" тридцать вариаций Чаконы. Безмерна глубина содержания Чаконы, безмерны возможности виртуозного исполнения ее скрипачом. |
Дети слушают произведения, анализируют их, отвечают на вопросы учителя. Делают записи в тетрадь. |
15 мин. |
выполнять учебные действия в качестве слушателя; планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций;
|
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; |
Потребность в общении с учителем; умение слушать и вступать в диалог; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
|
Формирование эстетических чувств, добрых человеческих отношений; |
4. |
Вокально-хоровая работа |
-Итак ребята, все встаем и принимаем вокально-певческую установку. Во время пения нужно стоять прямо для того, чтобы дыхание было правильным, и голос звучал легко и свободно, не сутулиться, руки вдоль туловища, ноги поставить ровно. -Сейчас, мы с вами подготовим наш голосовой аппарат к работе. И так, сейчас будем делать упражнения по артикуляционной гимнастики, для того, чтобы мы хорошо проговаривали текст. Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова. -Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желез. -Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. «Попротыкайте» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется «иголочка». Повторите несколько раз. -Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется «щеточка», как бы чистим языком зубы. -Далее мы с вами сейчас, вспомним ноты и распоемся по гамме от до1-до2. Я применяю прием ручных знаков из метода Золтана Кодая «Относительной (ладовой) сольмизации». Данный метод заключается в том, что я сейчас говорю название ладовых ступеней, показывая при этом ручные знаки (жесты). (Знакомство с жестами). - И так, сейчас, мы с вами споем гамму, а я показываю жест к каждой ноте. Дети распеваются перед пением. И сейчас мы с вами вспомним песню, которую разучивали и пели на прошлом уроке. -Как называется эта песня? (Звездный путь). -О чем эта песня? (О звездном пути, о пути в свое будущие, о пути к своей мечте, о счастливой жизни). -Кому вы будете петь эту песню? (Своим учителям). -Какие слова являются ключевыми Работа с песней : «Звездный путь» А.Ермолов. Звёздный путь Небеса чисты, как
песня,
Звёздный
путь тебе подскажут звёзды, (Муз. Александра Ермолова, сл. Ирины Гуляевой). Работа с песней: 1.поем все вместе (повторяем песню); Делаю замечания, по динамике, где берем дыхание, где мы делаем акцент. -Поем спокойно, без крика. 2.дети поют по рядам 2 куплета и припев.(1 ряд -1 купл.; 2 ряд-припев; 3 ряд- 2 купл. и потом поют все вместе припев); -Какие эмоции, мы передаем, когда исполняем эту песню? (Уважение, радость, благодарность, веселье, понимание). -Да, совершенно верно, вы заканчиваете начальную школу и переходите в среднюю, где вас ждут новые встречи. Вы поете с благодарностью учителям, которые с вами были вместе 4 года. -А сейчас, мы с вами споем эту песню наизусть. 3. поем все вместе (наизусть). -Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, садитесь. |
15 мин. |
Участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, |
Передавать в собственном исполнении музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности. |
Формирование эстетических чувств, добрых человеческих отношений; |
||
5. |
Рефлексия |
-Итак, почему скрипка является смычковым инструментом? (ответы детей) Какой инструмент был праобразом скрипки? (виола) О каком величайшем мастере скрипичной игры вы сегодня узнали? Как его имя? (Никколо Паганини). Какое его произведение мы слушали? («Каприс № 24»); А еще какое произведение, мы с вами слушали и какого композитора? (Чакона» И.С.Баха). С какой песней, мы с вами сегодня работали? ( «Звездный путь» Ермолова). Урок окончен. |
Подводят итоги урока. |
2 мин. |
Договариваются, находят общее решение при работе в группе. |
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; |
Умение слушать и принимать чужое мнение. Умение высказывать собственное мнение. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.