Технологическая карта урока по обучению грамоте

  • doc
  • 22.08.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала обучение грамоте.doc

Технологическая карта урока

Составлена В.М.Большаковой, учителем начальных классов МКОУ - Кирзинской СОШ, Ордынского района, Новосибирской области.

Учебный предмет: обучение грамоте

Класс: 1 класс

Автор УМК: «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 2ч.Москва. «Просвещение» 2017г 

Тема урока: « Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова).

Тип урока: изучение нового

 

Технологическая карта урока обучения грамоте: « Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова).

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

 1.Самоопределение к деятельности

Организационный момент

Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целепологание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Ребята сегодня нам предстоит сделать новое важное открытие, но сначала давайте понаблюдаем.

-Все ли знают, что такое ананас и арбуз?

- Послушайте предложение, вслушиваясь в звуки слов, а потом скажите какой гласный звук чаще всего повторялся.

Ананасы и арбузы – плоды.

-Совершенно верно звук а. А можно ли при письме доверять безударному гласному а?

Давайте этот вывод ещё раз проверим.(Открываю запись на доске)

- Прочитаем хором .(читаем), а теперь давайте сравним звуки и буквы на их месте.(ставим + или - )

- Подтвердите вывод.

 

 

 

 

 

Плоды

 

 

 

 

 

 

 

Повторялся звук а

 

 

 

Нельзя. Это «опасное место»

 

 

 

 

 

Дети читают.

 

Там где безударные гласные всегда есть «опасность письма», т.к. на месте одного и того же звука бывают разные буквы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи

- А как вы думаете, только ли на месте гласных звуков есть «опасности письма»? Нет ли их на месте согласных?

- Какова же цель нашего урока?

 

 

 

 

Ответы детей.

 

Узнать, есть ли опасности письма на месте согласных.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные –самостоятельное формулирование познавательной цели.

4. Построение выхода из затруднения

- Произнесите слова ананас и арбуз. Назовите и дайте характеристику последним звукам в этих словах.

(на доске чертятся две чёрточки и квадратики

____     ____ , внутри квадратиков вставляется черта.)

- к какой группе согласных относится звук с?

- Тогда могу я оба наших одинаковых звука обозначить одним вот таким значком?

_____   ______

 

 

_____

 

- А теперь давайте узнаем, как пишутся эти слова.

(Открывается запись слов на доске)

 

 

______

 

-  Какими же буквами может обозначаться при письме парный согласный с, у которого есть звонкая пара?

-Когда так бывает?

 

 

- Как вы считаете: можно ли доверять при письме такому звуку и писать, как слышишь?

- Почему?

 

 

-Какой же вывод сделаем? На месте согласных звуков бывают «опасности письма»?

 

-Как это показать в схеме?

- Я предлагаю поступить так. Раз мы говорим об опасности допустить ошибку, как и на месте безударных гласных, то не будем придумывать новый значок. Воспользуемся тем, который уже есть,- точкой как сигналом светофора, «маячком». Согласны? Как же завершим нашу схему?

 

- Опасность есть тогда, когда этот звук глухой парный, потому что у него есть звонкая пара. Когда такой звук на конце слова.

- Что бы не забыть наш новый очень важный вывод, внесём составленную схему в таблицу «Опасные при письме места».

 

 

Дети называют последние звуки с.

Эти звуки согласные, глухие, твёрдые.

 

 

 

 

 

Парный согласный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Арбуз  ананас

з             с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буквами з или с.

 

 

Когда этот звук находится в конце слова.

 

 

 

Нет.

Можно не ту букву написать и допустить ошибку.

 

На месте согласных звуков бывают «опасности письма».

Дети затрудняются ответить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поставим точки под знаком парного согласного звука и под буквами.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: логические – решение проблемы, доказательство.

5. Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

-А теперь поработаем по букварю. Посмотрим, так ли выглядит обозначение «опасных мест» у авторов учебника, и, читая слова, ещё раз проверим наш вывод.

- Значок   _____ будет обозначать: искать и точкой отмечать «опасные места» среди парных согласных на конце слова.

- Прочитайте задание авторов, данное над столбиками слов. Как его будете выполнять?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующее задание «Хитрого вопроса». Прочитайте загадку. Подумайте. Что будет являться отгадкой –капуста или лук? Обсудите это в парах.

- А теперь ,ребята, я предлагаю узнать, только ли звуку с, который может обозначаться буквами з и с, нельзя доверять Попробуйте ответить на этот вопрос выполнив задание на стр.49

( И звуку… доверять нельзя, потому что и он может обозначаться разными буквами.)

Дети открывают букварь с. 48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читать так как написано, а потом так как говорим. Смотреть на буквы и узнавать: они такие же как звуки или нет?

Дети ведут сравнение и сигналят, если совпадают – зелёный цвет, если не совпадают - красный

 

 

Дети читают загадку. Ведут обсуждение (ответ: лук)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И звуку… доверять нельзя, потому что и он может обозначаться разными буквами

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

 

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

Коммуникативные: управление поведением партнёра –контроль, оценка, коррекция действий партнёра.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Следующее задание попробуйте выполнить самостоятельно поработав в парах. Прочитайте предложения под картинками и найдите в них слова с парных согласным на конце слова. отметьте опасные места.

 

 

 

 

 

 

Дети работают в парах

Регулятивные: контроль, коррекция. Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

 

Личностные: самоопределение.

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

Давайте вернемся к цели нашего урока и оценим, на сколько хорошо мы поработали на каждом этапе. Оценить нашу работу нам поможет упражнение «Сели-встали-стали выше». Можно остаться сидеть на стуле, можно встать, можно поднять руки. Чем выше мы будем находиться, тем лучше.

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.