Технологическая карта урока
Составлена В.М.Большаковой, учителем начальных классов МКОУ - Кирзинской СОШ, Ордынского района, Новосибирской области.
Учебный предмет: обучение грамоте
Класс: 1 класс
Автор УМК: «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 2ч.Москва. «Просвещение» 2017г
Тема урока: « Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова).
Тип урока: изучение нового
Технологическая карта урока обучения грамоте: « Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова).
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
1.Самоопределение к деятельности Организационный момент |
Звенит звонок, зовёт
звонок, |
Подготовка класса к работе. |
Личностные: самоопределение; Регулятивные: целепологание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
- Ребята сегодня нам предстоит сделать новое важное открытие, но сначала давайте понаблюдаем. -Все ли знают, что такое ананас и арбуз? - Послушайте предложение, вслушиваясь в звуки слов, а потом скажите какой гласный звук чаще всего повторялся. Ананасы и арбузы – плоды. -Совершенно верно звук а. А можно ли при письме доверять безударному гласному а? Давайте этот вывод ещё раз проверим.(Открываю запись на доске) - Прочитаем хором .(читаем), а теперь давайте сравним звуки и буквы на их месте.(ставим + или - ) - Подтвердите вывод. |
Плоды
Повторялся звук а
Нельзя. Это «опасное место»
Дети читают.
Там где безударные гласные всегда есть «опасность письма», т.к. на месте одного и того же звука бывают разные буквы. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи |
- А как вы думаете, только ли на месте гласных звуков есть «опасности письма»? Нет ли их на месте согласных? - Какова же цель нашего урока? |
Ответы детей.
Узнать, есть ли опасности письма на месте согласных. |
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные –самостоятельное формулирование познавательной цели. |
4. Построение выхода из затруднения |
- Произнесите слова ананас и арбуз. Назовите и дайте характеристику последним звукам в этих словах. (на доске чертятся две чёрточки и квадратики ____ ____ , внутри квадратиков вставляется черта.) - к какой группе согласных относится звук с? - Тогда могу я оба наших одинаковых звука обозначить одним вот таким значком? _____ ______
_____
- А теперь давайте узнаем, как пишутся эти слова. (Открывается запись слов на доске)
______
- Какими же буквами может обозначаться при письме парный согласный с, у которого есть звонкая пара? -Когда так бывает?
- Как вы считаете: можно ли доверять при письме такому звуку и писать, как слышишь? - Почему?
-Какой же вывод сделаем? На месте согласных звуков бывают «опасности письма»?
-Как это показать в схеме? - Я предлагаю поступить так. Раз мы говорим об опасности допустить ошибку, как и на месте безударных гласных, то не будем придумывать новый значок. Воспользуемся тем, который уже есть,- точкой как сигналом светофора, «маячком». Согласны? Как же завершим нашу схему?
- Опасность есть тогда, когда этот звук глухой парный, потому что у него есть звонкая пара. Когда такой звук на конце слова. - Что бы не забыть наш новый очень важный вывод, внесём составленную схему в таблицу «Опасные при письме места». |
Дети называют последние звуки с. Эти звуки согласные, глухие, твёрдые.
Парный согласный.
Арбуз ананас з с
Буквами з или с.
Когда этот звук находится в конце слова.
Нет. Можно не ту букву написать и допустить ошибку.
На месте согласных звуков бывают «опасности письма». Дети затрудняются ответить.
Поставим точки под знаком парного согласного звука и под буквами. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: логические – решение проблемы, доказательство. |
5. Первичное закрепление
Физминутка |
-А теперь поработаем по букварю. Посмотрим, так ли выглядит обозначение «опасных мест» у авторов учебника, и, читая слова, ещё раз проверим наш вывод. - Значок _____ будет обозначать: искать и точкой отмечать «опасные места» среди парных согласных на конце слова. - Прочитайте задание авторов, данное над столбиками слов. Как его будете выполнять?
Следующее задание «Хитрого вопроса». Прочитайте загадку. Подумайте. Что будет являться отгадкой –капуста или лук? Обсудите это в парах. - А теперь ,ребята, я предлагаю узнать, только ли звуку с, который может обозначаться буквами з и с, нельзя доверять Попробуйте ответить на этот вопрос выполнив задание на стр.49 ( И звуку… доверять нельзя, потому что и он может обозначаться разными буквами.) |
Дети открывают букварь с. 48
Читать так как написано, а потом так как говорим. Смотреть на буквы и узнавать: они такие же как звуки или нет? Дети ведут сравнение и сигналят, если совпадают – зелёный цвет, если не совпадают - красный
Дети читают загадку. Ведут обсуждение (ответ: лук)
И звуку… доверять нельзя, потому что и он может обозначаться разными буквами |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, Коммуникативные: управление поведением партнёра –контроль, оценка, коррекция действий партнёра. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Следующее задание попробуйте выполнить самостоятельно поработав в парах. Прочитайте предложения под картинками и найдите в них слова с парных согласным на конце слова. отметьте опасные места. |
Дети работают в парах |
Регулятивные: контроль, коррекция. Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Личностные: самоопределение. |
7.Рефлексия деятельности (итог урока) |
Давайте вернемся к цели нашего урока и оценим, на сколько хорошо мы поработали на каждом этапе. Оценить нашу работу нам поможет упражнение «Сели-встали-стали выше». Можно остаться сидеть на стуле, можно встать, можно поднять руки. Чем выше мы будем находиться, тем лучше. |
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.