Технологическая карта урока по предмету Социокультурные истоки
Оценка 4.8

Технологическая карта урока по предмету Социокультурные истоки

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
другое
8 кл—9 кл
31.08.2024
Технологическая карта урока по предмету Социокультурные истоки
Технологическая карта урока по предмету Социокультурные истоки. Тема урока "Море-океан"
Урок Море-океан.docx

Учитель начальных классов

МБОУ ВМО «Васильевская средняя школа»

 

Технологическая карта урока

 

Предмет __Истоки (17 часов)__

Класс ___2__

Базовый учебник:   А.  В.Камкин.  Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е. исправленное.-М.: Издательский дом «Истоки», 2016 год.

Тема урока: «Море-океан» (раздел «Родные просторы»)

Цель урока: «Формирование социокультурного представления о море- океане».

Задачи урока:

1)      Содержательный аспект: освоение социокультурных категорий предмета истоки  (море-океан, Соловецкие острова, маяк. Поморы, мореходы.)

2)   Социокультурный аспект: получение опыта взаимодействия, самоутверждения,

3)  Управленческий: умения управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, структурировать мнение, организовывать        дискуссию, прийти к согласию.

4)Коммуникативный аспект: развитие способности присоединяться, видеть, слышать, чувствовать каждого, терпимости к иному мнению

5)Психологический аспект: Формирование мотивации на работу в паре, и совместное достижение значимых результатов на основе принципа синергизма.

.

 

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Необходимое оборудование Базовый учебник  - А.В.Камкин Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е. исправленное.-М.: Издательский дом «Истоки», 2016 год;  Бандяк О.А., Котельникова Н.В. Рабочая тетрадь для 2 класса общеобразовательных учебных заведений..Часть 1 Издание 5-е. Под общей редакцией И.А. Кузьмина.- М. Издательский дом «Истоки», 2020. Физическая карта мира, физическая карта России. 

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на этом уроке, пусть он подарит нам много нового и полезного!

Дети приветствуют учителя и садятся за свои парты, проверив готовность к уроку.

Регулятивные:

- способность к организации своей деятельности.

2

Присоединение детей к теме урока

-Сегодняшний урок мы начнем с загадки:

Кругом вода,

А с питьём беда.

Что это?

«Море-океан»!

- Что мы знаем о море? О его жизни? О его влиянии на нашу жизнь?

- Такой же великий и таинственный, как звездный космос!

Дети отгадывают – Море… океан

 

 

 

(Ответы детей)

Коммуникативные:

- выстраивание диалоговой речи, сотрудничество с учителем.

 

 

 

 

 

 

3

Целеполагание

- Предположите, какова цель нашего урока?

- Сегодня мы узнаем, что наши предки называли «Морем-океаном», в чем красота моря, как море служит человеку. Кто такие поморы, мореходы. (Все новые понятия распечатаны и вывешиваются на доску по мере их называния учителем)

- Узнать, что такое море-океан.

Познавательные:

- постановка цели и задач.

Регулятивные:

- контроль и организация своей деятельности, планирование своей работы.

Коммуникативные:

- выстраивание диалоговой речи, сотрудничество с учителем.

4

Подготовка к открытию новых знаний

Беседа с элементами практической деятельности

Учитель дополняет ответы детей информацией из книги «Сказки и были о морях и океанах». (Истоковедение. Том 8.-М.: Издательский дом «Истоки», 2009. Стр. 102-103.)

Ресурсный круг. Давайте встанем в круг.  Охарактеризуйте море одним словом. Какое море? (Каждый называет одно слово, передавая колольчик)

- Предлагаю послушать стихотворение. Саша его выучил и сейчас вам прочитает.

- Что увидел, услышал и почувствовал мальчик, «разговаривая с морем?

Послушайте песню «Дорога к морю» в исполнении Юрия Антонова

Сядьте, пожалуйста за парты, откройте тетради на стр. 30 и запишите на строчках названия морей, которые запомнили.

 

 

Дети стоят полукругом у политической карты мира. Находят на ней моря и океаны, показывают их, называют.

- Бескрайнее, большое, грозное, теплое, синее, большое, огромное...

 

- Саша читает стихотворение Р. Сэфа «Алло, это море?» (возле уха держит раковину)

(Ответы детей)

- Дети слушают песню.

Дети работают самостоятельно. Вспоминают, записывают.

 

5

Открытие новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активные формы работы

 

 

 

 

 

 

Активные формы работы.

 

 

 

 

 

 

 

Активные формы работы.

 

-Учитель показывает на карте место, где сейчас живут ученики и спрашивает:

- Знаете ли вы, какое море ближайшее.

- Это Белое море. (показывает на карте)

- Откройте учебник на стр. 42.

 

 

 

 

Беседа по прочитанному:

-Какой характер у Белого моря?

-Люди-поморы_ кто это?

-Почему их так называют?

Чем они занимаются?

Каких людей любит море?

Каким характером должны обладать моряки?

Кто такие мореходы? (проблемный вопрос)

Чтобы ответить на этот вопрос нужно поработать в тетради. Стр. 30. Предлагаю поработать в группах постоянного состава (в четверках)

После ответов детей учитель озвучивает мнение экспертов по этому вопросу.

 

 

- Зачем в суровом северном море люди воздвигали монастыри-крепости, например. Соловецкий монастырь?

У вас на парте лист с заданием (приложение 3). Найдите верное высказывание, подчеркните. Если сомневаетесь в правильности ответа, сверьте с учебником стр. 44. Сравните свои ответы с соседом по парте.

- Что такое маяк? (Маяк — это постоянно действующий навигационный ориентир для судов.)

-Давайте посмотрим какие бывают маяки в наши дни. (Маяки сегодня (Альбом для раскрашивания «Маяки»))

-Ребята, а какие занятия связаны с морем?

-Давайте выполним задание в тетради стр. 30.Закрасьте кружки рядом с рисунками. Докажите свой выбор соседу по парте.

Дети сидят за партами.

Выслушивает ответы детей.

 

 

Дети открывают учебник, читают (можно по цепочке, можно дать прочитать хорошо читающим детям, в зависимости от уровня подготовленности класса) текст на стр. 42-44.

 

Суровый, хмурый, «холодный».

Люди, живущие на берегах Белого моря. Занимаются морским промыслом – ловят рыбу и охотятся на морского зверя – нерпу. Они сильные и смелые.

 

 

??????????

Поисковая деятельность по открытию нового знания.

Дети работают с заданием, выбирают правильные ответы. Обсуждают, приходят к общему мнению. После завершения работы командир группы озвучивает ответы.

Дети работают самостоятельно, затем в паре обсуждают правильность своего выбора.

 

 

 

 

(Ответы детей)

 

 

 

 

 

- Рыболовство, перевозка грузов … (другие).  ответы детей.

- Рыболовное судно, сторожевой корабль, маяк, подводная лодка, водолаз.

Познавательные:

- построение логики, рассуждение, извлечение и синтез необходимой информации.

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать, сотрудничество с учителем.

Регулятивные:

- самоконтроль деятельности.

Личностные:

- сотрудничество с учителем и классом на основе собственного опыта.

 

 

Физкультминутка

Море очень широко

 

Море очень глубоко

Рыбки там живут, друзья

А вот воду пить-нельзя.

А над морем чайки кружат

Полетим за ними дружно

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем мы с тобою

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай и дельфинов догоняй

Дети широко разводят руки в сторону

Приседают, Коснувшись руками пола.

Выполняют движение «Рыбка»

Разводят руки в сторону, приподняв плечи

-машут руками.

 

-плавательные движения руками.

 

Регулятивные:

- самоконтроль деятельности, а также ее организация.

 

 

Закрепление изученного материала.

Активные формы работы.

-Мы хорошо поработали. Узнали много нового. Сейчас проверим свои знания. Поработаем в тетради стр. 31. Задание 1.

- Теперь выполните в паре задание 2.

- Напишите в своей тетради за что вы благодарны сегодня своему соседу по парте.

- Послушайте рассказ из книги Александра Дорофеева «Корабельные пути» о царе Петре Первом. (Истоковедение. Том 8.-М.: Издательский дом «Истоки», 2009. Стр. 104-105.)

- Как море воспитывало Петра Великого и воспитывает сейчас человека?

- Невозможно без мужества, отваги, трудолюбия, упорства преодолеть все  трудности, опасности, выполнить задачи, в морском путешествии, подружиться с морем.

- Сбылась ли мечта Петра Первого?

 

Дети работают сначала самостоятельно, затем в паре.

 

 

 

 

 

-Море воспитывает в человеке трудолюбие, упорство, смелость, отвагу, мужество. Человек, выходя в море сталкивается с трудностями, опасностями, большим количеством разных трудовых задач.

- Сбылась.

Регулятивные:

- самоконтроль деятельности, а также ее организация.

Познавательные:

- умение структурировать знание, строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

- управление своим поведением, а также поведением партнера, высказывание своего мышления, сотрудничество с учителем, одноклассниками.

Личностные:

- умение слушать и слышать, а также уважать мнение своего одноклассника.

 

Рефлексия

Ресурсный круг. В руках у одного ребенка кубик.  (на гранях написано-Сегодня я услышал, сегодня я увидел. Я запомнил; Мне захотелось; Мне понравилось; я узнал;).

Дети подбрасывают по очереди кубик. Продолжают фразу…

 

 

Домашнее задание

Выполнить задания в тетради на стр. 32.

 

 

 

Итог урока

-Всем спасибо за работу. Посмотрите на своего соседа по парте, поблагодарите его.

 

 

 

Приложение 1

Найди верное решение.

1.      Место укрепления безлюдного острова.

2.      Маяк для сбившихся с пути.

3.      Место для отдыха уставших мореходов.

4.      Для укрепления границ государства.


 

5.      Скачано с www.znanio.ru

Учитель начальных классов МБОУ

Учитель начальных классов МБОУ

Этап урока Деятельность учителя

Этап урока Деятельность учителя

Подготовка к открытию новых знаний

Подготовка к открытию новых знаний

Открытие новых знаний

Открытие новых знаний

Активные формы работы. -Учитель показывает на карте место, где сейчас живут ученики и спрашивает: -

Активные формы работы. -Учитель показывает на карте место, где сейчас живут ученики и спрашивает: -

Закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала

Приложение 1 Найди верное решение

Приложение 1 Найди верное решение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2024