Учитель начальных классов
МБОУ ВМО «Васильевская средняя школа»
Технологическая карта урока
Предмет __Истоки (17 часов)__
Класс ___2__
Базовый учебник: А. В.Камкин. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е. исправленное.-М.: Издательский дом «Истоки», 2016 год.
Тема урока: «Море-океан» (раздел «Родные просторы»)
Цель урока: «Формирование социокультурного представления о море- океане».
Задачи урока:
1) Содержательный аспект: освоение социокультурных категорий предмета истоки (море-океан, Соловецкие острова, маяк. Поморы, мореходы.)
2) Социокультурный аспект: получение опыта взаимодействия, самоутверждения,
3) Управленческий: умения управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, структурировать мнение, организовывать дискуссию, прийти к согласию.
4)Коммуникативный аспект: развитие способности присоединяться, видеть, слышать, чувствовать каждого, терпимости к иному мнению
5)Психологический аспект: Формирование мотивации на работу в паре, и совместное достижение значимых результатов на основе принципа синергизма.
.
Тип урока – урок открытия новых знаний.
Необходимое оборудование Базовый учебник - А.В.Камкин Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е. исправленное.-М.: Издательский дом «Истоки», 2016 год; Бандяк О.А., Котельникова Н.В. Рабочая тетрадь для 2 класса общеобразовательных учебных заведений..Часть 1 Издание 5-е. Под общей редакцией И.А. Кузьмина.- М. Издательский дом «Истоки», 2020. Физическая карта мира, физическая карта России.
Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1 |
Организационный момент. |
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на этом уроке, пусть он подарит нам много нового и полезного! |
Дети приветствуют учителя и садятся за свои парты, проверив готовность к уроку. |
Регулятивные: - способность к организации своей деятельности. |
2 |
Присоединение детей к теме урока |
-Сегодняшний урок мы начнем с загадки: Кругом вода, А с питьём беда. Что это? «Море-океан»! - Что мы знаем о море? О его жизни? О его влиянии на нашу жизнь? - Такой же великий и таинственный, как звездный космос! |
Дети отгадывают – Море… океан
(Ответы детей) |
Коммуникативные: - выстраивание диалоговой речи, сотрудничество с учителем.
|
3 |
Целеполагание |
- Предположите, какова цель нашего урока? - Сегодня мы узнаем, что наши предки называли «Морем-океаном», в чем красота моря, как море служит человеку. Кто такие поморы, мореходы. (Все новые понятия распечатаны и вывешиваются на доску по мере их называния учителем) |
- Узнать, что такое море-океан. |
Познавательные: - постановка цели и задач. Регулятивные: - контроль и организация своей деятельности, планирование своей работы. Коммуникативные: - выстраивание диалоговой речи, сотрудничество с учителем. |
4 |
Подготовка к открытию новых знаний |
Беседа с элементами практической деятельности Учитель дополняет ответы детей информацией из книги «Сказки и были о морях и океанах». (Истоковедение. Том 8.-М.: Издательский дом «Истоки», 2009. Стр. 102-103.) Ресурсный круг. Давайте встанем в круг. Охарактеризуйте море одним словом. Какое море? (Каждый называет одно слово, передавая колольчик) - Предлагаю послушать стихотворение. Саша его выучил и сейчас вам прочитает. - Что увидел, услышал и почувствовал мальчик, «разговаривая с морем? Послушайте песню «Дорога к морю» в исполнении Юрия Антонова Сядьте, пожалуйста за парты, откройте тетради на стр. 30 и запишите на строчках названия морей, которые запомнили. |
Дети стоят полукругом у политической карты мира. Находят на ней моря и океаны, показывают их, называют. - Бескрайнее, большое, грозное, теплое, синее, большое, огромное...
- Саша читает стихотворение Р. Сэфа «Алло, это море?» (возле уха держит раковину) (Ответы детей) - Дети слушают песню. Дети работают самостоятельно. Вспоминают, записывают. |
|
5 |
Открытие новых знаний
Активные формы работы
Активные формы работы.
Активные формы работы.
|
-Учитель показывает на карте место, где сейчас живут ученики и спрашивает: - Знаете ли вы, какое море ближайшее. - Это Белое море. (показывает на карте) - Откройте учебник на стр. 42.
Беседа по прочитанному: -Какой характер у Белого моря? -Люди-поморы_ кто это? -Почему их так называют? Чем они занимаются? Каких людей любит море? Каким характером должны обладать моряки? Кто такие мореходы? (проблемный вопрос) Чтобы ответить на этот вопрос нужно поработать в тетради. Стр. 30. Предлагаю поработать в группах постоянного состава (в четверках) После ответов детей учитель озвучивает мнение экспертов по этому вопросу.
- Зачем в суровом северном море люди воздвигали монастыри-крепости, например. Соловецкий монастырь? У вас на парте лист с заданием (приложение 3). Найдите верное высказывание, подчеркните. Если сомневаетесь в правильности ответа, сверьте с учебником стр. 44. Сравните свои ответы с соседом по парте. - Что такое маяк? (Маяк — это постоянно действующий навигационный ориентир для судов.) -Давайте посмотрим какие бывают маяки в наши дни. (Маяки сегодня (Альбом для раскрашивания «Маяки»)) -Ребята, а какие занятия связаны с морем? -Давайте выполним задание в тетради стр. 30.Закрасьте кружки рядом с рисунками. Докажите свой выбор соседу по парте. |
Дети сидят за партами. Выслушивает ответы детей.
Дети открывают учебник, читают (можно по цепочке, можно дать прочитать хорошо читающим детям, в зависимости от уровня подготовленности класса) текст на стр. 42-44.
Суровый, хмурый, «холодный». Люди, живущие на берегах Белого моря. Занимаются морским промыслом – ловят рыбу и охотятся на морского зверя – нерпу. Они сильные и смелые.
?????????? Поисковая деятельность по открытию нового знания. Дети работают с заданием, выбирают правильные ответы. Обсуждают, приходят к общему мнению. После завершения работы командир группы озвучивает ответы. Дети работают самостоятельно, затем в паре обсуждают правильность своего выбора.
(Ответы детей)
- Рыболовство, перевозка грузов … (другие). ответы детей. - Рыболовное судно, сторожевой корабль, маяк, подводная лодка, водолаз. |
Познавательные: - построение логики, рассуждение, извлечение и синтез необходимой информации. Коммуникативные: - умение слушать и слышать, сотрудничество с учителем. Регулятивные: - самоконтроль деятельности. Личностные: - сотрудничество с учителем и классом на основе собственного опыта.
|
|
Физкультминутка |
Море очень широко
Море очень глубоко Рыбки там живут, друзья А вот воду пить-нельзя. А над морем чайки кружат Полетим за ними дружно Брызги пены, шум прибоя, А над морем мы с тобою Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай и дельфинов догоняй |
Дети широко разводят руки в сторону Приседают, Коснувшись руками пола. Выполняют движение «Рыбка» Разводят руки в сторону, приподняв плечи -машут руками.
-плавательные движения руками.
|
Регулятивные: - самоконтроль деятельности, а также ее организация.
|
|
Закрепление изученного материала. Активные формы работы. |
-Мы хорошо поработали. Узнали много нового. Сейчас проверим свои знания. Поработаем в тетради стр. 31. Задание 1. - Теперь выполните в паре задание 2. - Напишите в своей тетради за что вы благодарны сегодня своему соседу по парте. - Послушайте рассказ из книги Александра Дорофеева «Корабельные пути» о царе Петре Первом. (Истоковедение. Том 8.-М.: Издательский дом «Истоки», 2009. Стр. 104-105.) - Как море воспитывало Петра Великого и воспитывает сейчас человека? - Невозможно без мужества, отваги, трудолюбия, упорства преодолеть все трудности, опасности, выполнить задачи, в морском путешествии, подружиться с морем. - Сбылась ли мечта Петра Первого?
|
Дети работают сначала самостоятельно, затем в паре.
-Море воспитывает в человеке трудолюбие, упорство, смелость, отвагу, мужество. Человек, выходя в море сталкивается с трудностями, опасностями, большим количеством разных трудовых задач. - Сбылась. |
Регулятивные: - самоконтроль деятельности, а также ее организация. Познавательные: - умение структурировать знание, строить речевое высказывание. Коммуникативные: - управление своим поведением, а также поведением партнера, высказывание своего мышления, сотрудничество с учителем, одноклассниками. Личностные: - умение слушать и слышать, а также уважать мнение своего одноклассника. |
|
Рефлексия |
Ресурсный круг. В руках у одного ребенка кубик. (на гранях написано-Сегодня я услышал, сегодня я увидел. Я запомнил; Мне захотелось; Мне понравилось; я узнал;). |
Дети подбрасывают по очереди кубик. Продолжают фразу… |
|
|
Домашнее задание |
Выполнить задания в тетради на стр. 32. |
|
|
|
Итог урока |
-Всем спасибо за работу. Посмотрите на своего соседа по парте, поблагодарите его. |
|
|
Приложение 1
Найди верное решение.
1. Место укрепления безлюдного острова.
2. Маяк для сбившихся с пути.
3. Место для отдыха уставших мореходов.
4. Для укрепления границ государства.
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.