технологическая карта урока по профессионально- трудовому обучению по профилю "Швея" тема урока: Обработка отложного воротника.

  • docx
  • 21.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока производственного обучения для учащихся I курса.docx

Технологическая карта урока профессионального обучения для обучающихся  I курса  по профилю «Швея»

Урок разработала Морозова Надежда Валерьевна, учитель технологии  

КГКОУ ШИ № 10 г. Бикина.

 

Пояснительная записка

 

Тип урока:  урок – формирования «нового» умения

Вид урока:  комбинированный 

Место и роль урока в изучаемой теме:  Тема №4 «Технология обработки отдельных деталей и узлов швейных изделий. Влажно- тепловая обработка (ВТО)» Урок 45

 Тема урока: «Обработка отложного воротника (с прокладкой)»

Цели урока:

Деятельностная:  помочь обучающемся в формировании умений обрабатывать отожной воротник (с прокладкой),  путём  решения  учебной  задачи и приобретения навыка по выполнению технологических операций. 

Содержательная:  способствовать развитию: сенсорной сферы обучающихся (развитие глазомера, точности различения  формы); развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук); самостоятельности обучающихся при проведении самоанализа своей работы.

 Ожидаемые  результаты:

Личностные –  совершенствуют опыт познания и самопознания  с помощью  решения  конкретной задачи;  умеют ставить  цель урока, определять средства и способы её достижения; критически мыслят, корректируя собственные действия; умеют объективно проводить самооценку.

Метапредметные - владеют  навыками  выполнения самостоятельной работы; умеют извлекать нужную для решения задач информацию из представленного дидактического материала;   

Предметные - знают фасоны воротников, детали кроя воротника, необходимые мерки для построения чертежа, название срезов;  умеют в технологической последовательности обрабатывать воротник.

     Для оптимизации процесса обучения на уроке использовались:

•    дидактическая модель обучения – создание проблемной ситуации;

·      коррекционно – развивающая деятельность, способствующая:

 -  развитию сенсорной сферы обучающихся (развитие глазомера,  точности различения  формы);

 -  развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук);

             -  формированию и развитию самостоятельности обучающихся при проведении самоанализа своей работы;

                             -  овладению основными способами мыслительной деятельности обучающимися (анализ,  сравнение,  обобщение и разрешение проблемы).

•    виды и методы  деятельности обучающихся – практический, самостоятельная и групповая работа;

•    мотивация  обучающихся -  психологическая установка с помощью смысловой пословицы;   

•   развивающие образовательные технологии на основе системно-деятельностного подхода:

¾    проблемное и интерактивное обучение для: самостоятельного поиска, анализа информации и выработки правильного решения ситуации; работы в команде с позиции толерантности;    

¾    коллективный диалог для сохранения равноправия всех участников урока и их взаимодействия;

¾    критическое мышление для формирования способности к самооцениванию, коррекции собственных выводов;

¾    здоровьесберегающие  технологии  для снятия  напряжения  проводилась  смена форм деятельности. 

 Роль учителя:  учитель -  тьютор

¾    актуализирует  посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам ученика, субъектную активность в достижении успеха;

¾    стимулирует рефлексию  целей,  потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей обучающихся;

¾    создает условия для принятия каждым учеником главной цели. 

    Источники информации: «101 педагогическая идея. как создать урок» В.И.Садкина, Ростов -на – Дону.2014 год., интернет ресурсы «Социальная сеть педагогов», «Копилка уроков», «Инфоурок»

                  Необходимое техническое оборудование:  интерактивное оборудование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура урока

Основные этапы организации учебной деятельности и цели для достижения результата

Содержание педагогического совзаимодействия 

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося 

Личностная

 

Познавательная

 

Коммуникативная

 

Регулятивная

I.Мотивация (самоопределение с помощью психологического настроя)

I.                     

II.                  

III.              Цель: «Включить» в работу на уроке каждого обучающегося

С помощью коррекционного упражнения, предлагает послушать смысловую пословицу и объяснить её смысл 

§  - создаёт условия для возникновения у обучающегося  внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

§  - актуализирует требования к обучающемуся  со стороны учебной деятельности («надо»);

§  - устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

§   

Слушают учителя

 

Слушают учителя. Обдумывают сказанное учителем.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

II.Актуализация субъектного опыта (прежних знаний и умений) обучающихся

 

Цель: Повторить пройденный материал  

 - Предлагает выполнить коррекционное задание для работы в парах по  установлению названия фасона под изображением воротника с помощью раздаточного материала;

- проводит беседу по результатам деятельности

Приложение 1.

Развитие  эстетического вкуса;  воспитание культуры восприятия произведений искусства

 

 -Умеют установить название фасона 

- Умеет выделять формальную структуру задачи.

 

 

 

 

Умеют позитивно относиться к процессу общения.

 

 При выполнении действия обучающейся ориентируется на правило контроля и, успешно использует его в процессе ре­шения задачи, не допуская или, почти не допуская ошибок.

III. Фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

 

Цель: Фиксировать основные понятия, термины, знания, которые усвоены

- предлагает в устной форме тест в виде игры «Цветик – семицветик» с подобранными вопросами по теме урока.

- подходит с заданием индивидуально

- предлагает выполнить задание, способствующее повторению известных понятий с помощью раздаточного материала

Приложение 2

 памостоятельность в выполнении учебных  заданий

 

умеют ответить на выбранный вопрос   

 

проводят рефлексию своих действий.

активизируют мыслительную деятельность.

IV. Локализация индивидуальных затруднений

 

Цель: Научить учеников шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно эта задача вызвала затруднения

помогает выявить (локализовать), возникшие затруднения при ответе на поставленные вопросы 

 самостоятельность в выполнении учебных  заданий

 

 

на основании знаний фактического материала находит «известное» и «неизвестное».

- осуществляет рефлексию своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

- аргументирует свои позиции.

 

осуществляет самоконтроль,  оценку процесса и результатов деятельности

V. Построение проекта коррекции выявленных затруднений с помощью поставленной цели урока

 

Цель: Сформулировать общую цель урока и определить пути достижения цели 

- предлагает выполнить коррекционное упражнение с помощью таблицы для формулировки цели урока

- знакомит с планом работы, уточняя задачу, которую необходимо выполнить на уроке.

- проводит  беседу посредством открытых  вопросов (беседа – диалог)

Приложение 3.

положительное отношение к оцениванию за работу

- выделяют и ставят   проблему;

- Формулируют познавательную цель;

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной   форме;

- создают алгоритм (план) деятельности при решении проблемы   поискового характера.

- принимают решение и его реализацию;

- управляют поведением партнера:

- контролируют,

- проводят  коррекцию, оценивают действия партнера.

- планируют   определение последовательности шагов по достижению цели; 

- составляют план и последовательности действий;

- саморегулируют  способность к мобилизации сил и энергии,  способность к волевому усилию   по преодолению препятствий.

Физминутка

Цель: Провести гимнастику для глаз

предлагает обучающемуся провести занятие.

Приложение 4

 

 

 

 

 

 

IV.        Реализация построенного проекта (практическая работа)

 

Цель: Выполнить практическую работу по предложенной технологической последовательности

проговаривает вводный инструктаж:

- объясняет технологическую последовательность обработки отложного воротника с показом трудового приёма.

- предлагает работу с теоретическим материалом (технологические карты)

- предлагает выполнить групповое задание, выбрав из текста главные термины последовательности обработки.

- проводит интерактивную беседу о предупреждении возможных затруднений при выполнении работы.

 - предлагает выполнить задание в виде блиц – опроса по цепочке по Технике безопасности, с помощью вопросов и ответов друг другу, используя психологический приём – игрушку.

Приложение 5

 

желание сильных учащихся быстрее и глубже  продвигаться в обучении

 

- умеют выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения;

- умеют проводить анализ способов решения 

- применяют методы информационного поиска.

- отрабатывают навыки и умения. 

 

- умеют планировать общие способы работы в группе;

- умеют с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

- проводят рефлексию своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий);

- владеют  навыками  выполнения самостоятельной работы.

- умеют планировать работу до ее начала;

- проводят оценку для выделение и осознания   того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

-  оценивают качество и уровень усвоения.

- учатся прилагать волевые усилия и преодолевать трудности  на пути достижения целей;

- проводят самоконтроль и взаимоконтроль результатов деятельности

Физминутка

Цель: Гимнастика для рук и пальцев.

предлагает обучающейся провести занятие

приложение 6

 

 

 

 

 

VII. Закрепление материала (актуализация новых знаний и умений) Подведение итогов. Ценность.

 

Цель:  Провести рефлексию  собственных ожиданий

  - предлагает выполнить задание в виде блиц – опроса по цепочке, с помощью вопросов и ответов друг другу, используя психологический приём – игрушку.

-  побуждает к обсуждению полученных результатов, разбирая типичные ошибки, и уточняет способы их устранения.

-   посредством конкретных вопросов, определяет, достигнута ли цель урока каждым

- подвела обучающихся к теме следующего урока.

 Приложение 7

 

 

 слабые получают      возможность испытывать учебный успех

 

выделяют необходимую информацию;

- оценивают важность изучения данной темы;  - выполняют задание, основываясь на своих интересах.

-учатся осмысливать и соотносить поставленную цель  с конечным результатом;

-умеют устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

- принимают и сохраняют учебную цель и задачу;

- осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль;

- предвосхищают результат и уровень усвоения.

- оценивают собственные успехи;

- осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Приложения  к уроку.

 

Приложение №1

 Задание №1

Установите название фасона под изображением воротника.

Отложной на стойке  

Плосколежащий

Стойка

Съемный

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/8b/72/1b/8b721bcbeef318d346bbe7afed0f5cc0.jpg         http://cs620216.vk.me/v620216017/14c7d/Bhhj_ImXRSQ.jpg      https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=836635188d3083bebf211015a86f5c71-l&n=13            http://ilionika.ru/gallery/bluza-s-vorotnikom-stoykoy-i-zhabo-vikroyka.jpg

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Задание.№2

Выбрать  цвет лепестка. На каждом лепестке  вопрос.

1.Какую мерку снимают для построения чертежа воротника?

Сш, Шп, Сг2.

2. От чего зависит ширина воротника:

-От фасона воротника.

-От глубины выреза.

-От количества его деталей.

3 Как называют воротник, состоящий из одного слоя ткани?

- одинарный

- двойной

- тройной

4. Какие ткани используют при изготовлении съемных воротников?

- кружевное полотно

- ситец

-габилен

5.Что можно проложить между деталями воротника для увеличения его плотности?

- заплату

- прокладку

- кружево.

6.     Выкройку воротника и его раскрой делают:

- после примерки

- до примерки

- одновременно с изделием.

7. Какой величины выкраивают прокладку в воротник:

Меньше воротника на 0.2-0,3 см

Меньше воротника на 0,5-0,7 см

Приложение №2

 

 

Задание №3

Укажите в скобках номера соответствующих срезов

Копия (2) сканирование0008

   (   )  Линия середины

    (   )    Линия  отлёта

   (   )   Линия  конца воротника

    (   )   Линия втачивания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

 

 

Задание №4

Расшифруй слово при помощи таблицы.

 

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/596/128596814_3085196_hello_html_19de3858.gif

3

16

18

16

20

15

10

12

 

 

План работы. 

1.Построить чертеж отложного воротника.

2. Подготовить выкройку воротника  к раскрою

3. Раскроить детали  воротника.

4.Обработать воротник.

5. Соединить воротник с горловиной изделия.

Приложение №4

 

 

Физкультминутка “Гимнастика для глаз”

Любопытная Варвара 
Смотрит влево, 
Смотрит вправо, 
Смотрит вверх, 
Смотрит вниз. 
Чуть присела на карниз 
И с него свалилась вниз

 

 

 

Приложение №5

 

Задание№5

 Подчеркнуть главные термины последовательности обработки воротника.

Технологическая последовательность обработки плосколежащего воротника:

1.Наложить прокладку на изнаночную сторону верхнего воротника, продублировать.

2.Сложить детали воротника лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы, сколоть, сметать.

3.Обтачать воротник шириной шва 5-7мм. Удалить нитки строчек временного назначения. Срезать припуск на шов. на 4. мм. не дорезая до машинной строчки, срезать излишек ткани на закругленных срезах ткани.

5.Вывернуть воротник на лицевую сторону, выправить и выметать шов, образуя со стороны нижнего воротника кант из верхнего воротника, равный 1-2 мм.

6. Уравнять срезы втачивания.

7.Приутюжить воротник со стороны нижнего воротника. Удалить нитки строчек временного назначения, проутюжить еще раз.

 

Приложение №5

 

Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы.

Вид брака

Типичная ошибка

Швы обтачивания переходят  на верхний воротник

Не  качественно выметан кант

Ширина канта со стороны нижнего воротника  превышает 1-2 мм 

Не соблюдены технические условия

Закругленные швы воротника не имеют одинаковую форму

Неравномерная ширина шва обтачивания

Неровный воротник по обтачным швам

Не соблюдены технические условия

Влажно- тепловая обработка выполнена не качественно

Нарушен режим ВТО

 

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕННОГО ОБРАЗЦА

Требование

Собственная

 оценка

Оценка одноклассницы

Оценка учителя

1

При складывании концы воротника  имеют одинаковую форму

 

 

 

2

Ширина канта со стороны нижнего воротника равна 1-2 мм

 

 

 

4

С изнаночной стороны углы подрезаны, выполнены надсечки

 

 

 

5

 Влажно-тепловая обработка выполнена качественно

 

 

 

Приложение №6

 

Физминутка для рук и пальцев.

1. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”

2. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.

3.Опустите руки и потрясите кистями. Энергично встряхните их несколько раз.

 

 

 

 

Приложение №7

 

 

 

Задание  6 «Блиц опрос по цепочке:»

1) Каким швом обрабатывают воротник?

а)  накладным

б) окантовочным

в)  обтачным

2) Как называется воротник, который вы обрабатывали?

а) отложной  

б) стойка

в) плосколежащий

3) Из какого воротника выметывают кант ?

а) нижнего

б) верхнего

4)Чему равен переходный кант при выметывании воротника?

а) 0,3 см

б) 0,5 см

в) 0,1-0,2 см

5) С какой стороны приутюживают воротник?

а)  нижнего

б)  верхнего