Технологическая карта урока профессионального обучения для обучающихся I курса по профилю «Швея»
Урок разработала Морозова Надежда Валерьевна, учитель технологии
КГКОУ ШИ № 10 г. Бикина.
Пояснительная записка
Тип урока: урок – формирования «нового» умения
Вид урока: комбинированный
Место и роль урока в изучаемой теме: Тема №4 «Технология обработки отдельных деталей и узлов швейных изделий. Влажно- тепловая обработка (ВТО)» Урок 45
Тема урока: «Обработка отложного воротника (с прокладкой)»
Цели урока:
Деятельностная: помочь обучающемся в формировании умений обрабатывать отожной воротник (с прокладкой), путём решения учебной задачи и приобретения навыка по выполнению технологических операций.
Содержательная: способствовать развитию: сенсорной сферы обучающихся (развитие глазомера, точности различения формы); развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук); самостоятельности обучающихся при проведении самоанализа своей работы.
Ожидаемые результаты:
Личностные – совершенствуют опыт познания и самопознания с помощью решения конкретной задачи; умеют ставить цель урока, определять средства и способы её достижения; критически мыслят, корректируя собственные действия; умеют объективно проводить самооценку.
Метапредметные - владеют навыками выполнения самостоятельной работы; умеют извлекать нужную для решения задач информацию из представленного дидактического материала;
Предметные - знают фасоны воротников, детали кроя воротника, необходимые мерки для построения чертежа, название срезов; умеют в технологической последовательности обрабатывать воротник.
Для оптимизации процесса обучения на уроке использовались:
• дидактическая модель обучения – создание проблемной ситуации;
· коррекционно – развивающая деятельность, способствующая:
- развитию сенсорной сферы обучающихся (развитие глазомера, точности различения формы);
- развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук);
- формированию и развитию самостоятельности обучающихся при проведении самоанализа своей работы;
- овладению основными способами мыслительной деятельности обучающимися (анализ, сравнение, обобщение и разрешение проблемы).
• виды и методы деятельности обучающихся – практический, самостоятельная и групповая работа;
• мотивация обучающихся - психологическая установка с помощью смысловой пословицы;
• развивающие образовательные технологии на основе системно-деятельностного подхода:
¾ проблемное и интерактивное обучение для: самостоятельного поиска, анализа информации и выработки правильного решения ситуации; работы в команде с позиции толерантности;
¾ коллективный диалог для сохранения равноправия всех участников урока и их взаимодействия;
¾ критическое мышление для формирования способности к самооцениванию, коррекции собственных выводов;
¾ здоровьесберегающие технологии для снятия напряжения проводилась смена форм деятельности.
Роль учителя: учитель - тьютор
¾ актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам ученика, субъектную активность в достижении успеха;
¾ стимулирует рефлексию целей, потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей обучающихся;
¾ создает условия для принятия каждым учеником главной цели.
Источники информации: «101 педагогическая идея. как создать урок» В.И.Садкина, Ростов -на – Дону.2014 год., интернет ресурсы «Социальная сеть педагогов», «Копилка уроков», «Инфоурок»
Необходимое техническое оборудование: интерактивное оборудование.
Организационная структура урока
Основные этапы организации учебной деятельности и цели для достижения результата |
Содержание педагогического совзаимодействия |
|||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
|||||
Личностная |
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||
I.Мотивация (самоопределение с помощью психологического настроя) I. II. III. Цель: «Включить» в работу на уроке каждого обучающегося |
С помощью коррекционного упражнения, предлагает послушать смысловую пословицу и объяснить её смысл § - создаёт условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); § - актуализирует требования к обучающемуся со стороны учебной деятельности («надо»); § - устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»). |
Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. § |
Слушают учителя
|
Слушают учителя. Обдумывают сказанное учителем. |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
|
II.Актуализация субъектного опыта (прежних знаний и умений) обучающихся
Цель: Повторить пройденный материал |
- Предлагает выполнить коррекционное задание для работы в парах по установлению названия фасона под изображением воротника с помощью раздаточного материала; - проводит беседу по результатам деятельности Приложение 1. |
Развитие эстетического вкуса; воспитание культуры восприятия произведений искусства
|
-Умеют установить название фасона - Умеет выделять формальную структуру задачи.
|
Умеют позитивно относиться к процессу общения.
|
При выполнении действия обучающейся ориентируется на правило контроля и, успешно использует его в процессе решения задачи, не допуская или, почти не допуская ошибок. |
|
III. Фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
Цель: Фиксировать основные понятия, термины, знания, которые усвоены |
- предлагает в устной форме тест в виде игры «Цветик – семицветик» с подобранными вопросами по теме урока. - подходит с заданием индивидуально - предлагает выполнить задание, способствующее повторению известных понятий с помощью раздаточного материала Приложение 2 |
памостоятельность в выполнении учебных заданий
|
умеют ответить на выбранный вопрос |
проводят рефлексию своих действий. |
активизируют мыслительную деятельность. |
|
IV. Локализация индивидуальных затруднений
Цель: Научить учеников шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно эта задача вызвала затруднения |
помогает выявить (локализовать), возникшие затруднения при ответе на поставленные вопросы |
самостоятельность в выполнении учебных заданий
|
на основании знаний фактического материала находит «известное» и «неизвестное». |
- осуществляет рефлексию своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). - аргументирует свои позиции.
|
осуществляет самоконтроль, оценку процесса и результатов деятельности |
|
V. Построение проекта коррекции выявленных затруднений с помощью поставленной цели урока
Цель: Сформулировать общую цель урока и определить пути достижения цели |
- предлагает выполнить коррекционное упражнение с помощью таблицы для формулировки цели урока - знакомит с планом работы, уточняя задачу, которую необходимо выполнить на уроке. - проводит беседу посредством открытых вопросов (беседа – диалог) Приложение 3. |
положительное отношение к оцениванию за работу |
- выделяют и ставят проблему; - Формулируют познавательную цель; - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; - создают алгоритм (план) деятельности при решении проблемы поискового характера. |
- принимают решение и его реализацию; - управляют поведением партнера: - контролируют, - проводят коррекцию, оценивают действия партнера. |
- планируют определение последовательности шагов по достижению цели; - составляют план и последовательности действий; - саморегулируют способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию по преодолению препятствий. |
|
Физминутка Цель: Провести гимнастику для глаз |
предлагает обучающемуся провести занятие. Приложение 4 |
|
|
|
|
|
IV. Реализация построенного проекта (практическая работа)
Цель: Выполнить практическую работу по предложенной технологической последовательности |
проговаривает вводный инструктаж: - объясняет технологическую последовательность обработки отложного воротника с показом трудового приёма. - предлагает работу с теоретическим материалом (технологические карты) - предлагает выполнить групповое задание, выбрав из текста главные термины последовательности обработки. - проводит интерактивную беседу о предупреждении возможных затруднений при выполнении работы. - предлагает выполнить задание в виде блиц – опроса по цепочке по Технике безопасности, с помощью вопросов и ответов друг другу, используя психологический приём – игрушку. Приложение 5
|
желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в обучении |
- умеют выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения; - умеют проводить анализ способов решения - применяют методы информационного поиска. - отрабатывают навыки и умения.
|
- умеют планировать общие способы работы в группе; - умеют с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности; - проводят рефлексию своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий); - владеют навыками выполнения самостоятельной работы. |
- умеют планировать работу до ее начала; - проводят оценку для выделение и осознания того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; - оценивают качество и уровень усвоения. - учатся прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей; - проводят самоконтроль и взаимоконтроль результатов деятельности |
|
Физминутка Цель: Гимнастика для рук и пальцев. |
предлагает обучающейся провести занятие приложение 6 |
|
|
|
|
|
VII. Закрепление материала (актуализация новых знаний и умений) Подведение итогов. Ценность.
Цель: Провести рефлексию собственных ожиданий |
- предлагает выполнить задание в виде блиц – опроса по цепочке, с помощью вопросов и ответов друг другу, используя психологический приём – игрушку. - побуждает к обсуждению полученных результатов, разбирая типичные ошибки, и уточняет способы их устранения. - посредством конкретных вопросов, определяет, достигнута ли цель урока каждым - подвела обучающихся к теме следующего урока. Приложение 7
|
слабые получают возможность испытывать учебный успех |
- выделяют необходимую информацию; - оценивают важность изучения данной темы; - выполняют задание, основываясь на своих интересах. |
-учатся осмысливать и соотносить поставленную цель с конечным результатом; -умеют устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. |
- принимают и сохраняют учебную цель и задачу; - осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль; - предвосхищают результат и уровень усвоения. - оценивают собственные успехи; - осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. |
|
Приложения к уроку.
Приложение №1
Задание №1
Установите название фасона под изображением воротника.
Отложной на стойке
Плосколежащий
Стойка
Съемный
Приложение №2
Задание.№2
Выбрать цвет лепестка. На каждом лепестке вопрос.
1.Какую мерку снимают для построения чертежа воротника?
Сш, Шп, Сг2.
2. От чего зависит ширина воротника:
-От фасона воротника.
-От глубины выреза.
-От количества его деталей.
3 Как называют воротник, состоящий из одного слоя ткани?
- одинарный
- двойной
- тройной
4. Какие ткани используют при изготовлении съемных воротников?
- кружевное полотно
- ситец
-габилен
5.Что можно проложить между деталями воротника для увеличения его плотности?
- заплату
- прокладку
- кружево.
6. Выкройку воротника и его раскрой делают:
- после примерки
- до примерки
- одновременно с изделием.
7. Какой величины выкраивают прокладку в воротник:
Меньше воротника на 0.2-0,3 см
Меньше воротника на 0,5-0,7 см
Приложение №2
Задание №3
Укажите в скобках номера соответствующих срезов
( ) Линия середины
( ) Линия отлёта
( ) Линия конца воротника
( ) Линия втачивания
Приложение №3
Задание №4
Расшифруй слово при помощи таблицы.
3 |
16 |
18 |
16 |
20 |
15 |
10 |
12 |
План работы.
1.Построить чертеж отложного воротника.
2. Подготовить выкройку воротника к раскрою
3. Раскроить детали воротника.
4.Обработать воротник.
5. Соединить воротник с горловиной изделия.
Приложение №4
Физкультминутка “Гимнастика для глаз”
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз.
Чуть присела на карниз
И с него свалилась вниз
Приложение №5
Задание№5
Подчеркнуть главные термины последовательности обработки воротника.
Технологическая последовательность обработки плосколежащего воротника:
1.Наложить прокладку на изнаночную сторону верхнего воротника, продублировать.
2.Сложить детали воротника лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы, сколоть, сметать.
3.Обтачать воротник шириной шва 5-7мм. Удалить нитки строчек временного назначения. Срезать припуск на шов. на 4. мм. не дорезая до машинной строчки, срезать излишек ткани на закругленных срезах ткани.
5.Вывернуть воротник на лицевую сторону, выправить и выметать шов, образуя со стороны нижнего воротника кант из верхнего воротника, равный 1-2 мм.
6. Уравнять срезы втачивания.
7.Приутюжить воротник со стороны нижнего воротника. Удалить нитки строчек временного назначения, проутюжить еще раз.
Приложение №5
Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы.
Вид брака |
Типичная ошибка |
Швы обтачивания переходят на верхний воротник |
Не качественно выметан кант |
Ширина канта со стороны нижнего воротника превышает 1-2 мм |
Не соблюдены технические условия |
Закругленные швы воротника не имеют одинаковую форму |
Неравномерная ширина шва обтачивания |
Неровный воротник по обтачным швам |
Не соблюдены технические условия |
Влажно- тепловая обработка выполнена не качественно |
Нарушен режим ВТО |
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕННОГО ОБРАЗЦА
№ |
Требование |
Собственная оценка |
Оценка одноклассницы |
Оценка учителя |
1 |
При складывании концы воротника имеют одинаковую форму |
|
|
|
2 |
Ширина канта со стороны нижнего воротника равна 1-2 мм |
|
|
|
4 |
С изнаночной стороны углы подрезаны, выполнены надсечки |
|
|
|
5 |
Влажно-тепловая обработка выполнена качественно |
|
|
|
Приложение №6
Физминутка для рук и пальцев.
1. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”
2. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.
3.Опустите руки и потрясите кистями. Энергично встряхните их несколько раз.
Приложение №7
Задание 6 «Блиц опрос по цепочке:»
1) Каким швом обрабатывают воротник?
а) накладным
б) окантовочным
в) обтачным
2) Как называется воротник, который вы обрабатывали?
а) отложной
б) стойка
в) плосколежащий
3) Из какого воротника выметывают кант ?
а) нижнего
б) верхнего
4)Чему равен переходный кант при выметывании воротника?
а) 0,3 см
б) 0,5 см
в) 0,1-0,2 см
5) С какой стороны приутюживают воротник?
а) нижнего
б) верхнего
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.