Учитель: Гаджиев М.Г.
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Цели деятельности педагога |
Познакомить с действительными и страдательными причастиями, способствовать вырабатыванию навыка смыслового различения действительных и страдательных причастий |
Тип урока |
Урок объяснения нового материала |
Планируемые
|
Предметные: знать определение действительных и страдательных причастий, ход рассуждения по разграничению действительных и страдательных причастий; уметь разграничивать действительные и страдательные причастия, находить и исправлять ошибки в смешении действительных и страдательных причастий. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры |
методы и формы |
Наблюдение над языком; проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные
|
http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся |
Основные понятия |
Действительные и страдательные причастия |
Организационная структура урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы организации |
Универсальные |
Промежуточный |
1. Актуализация и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа |
Орфографическая разминка. Завернутый в пакет подарок, свисающие гирлянды, отражающий наступление, открывающий калитку, вышедший на террасу, замыкающие колонну, искрящийся на солнце снег, присутствовавшие на совещании, созданное мировоззрение, приехавший троллейбус, собравший коллекцию, создающий подлинное искусство. Взаимопроверка по ключу на слайде. – В каждом словосочетании обозначьте зависимые и определяемые слова. – Составьте предложения с выделенными словосочетаниями, подчеркните причастные обороты вместе с определяемыми словами. – Сравните значение причастия в словосочетании завернутый в пакет подарок и в словосочетании искрящийся на солнце снег. – Какое причастие обозначает признак того, кто сам действует? – А признак того, что кто-то совершает над ним действие? – Подумайте, какое из данных причастий вы смогли бы назвать действительными, а какие – страдательными? Почему? – Выделите основу и суффиксы у причастий, входят ли в основу данные суффиксы? |
Обдумывают ответы на вопросы, уча-ствуют в диалоге с учителем,
осознают, что знаний |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Уст- информации |
2. Целеполагание и построение выхода из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Беседа |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Работа с материалом учебника (с. 43–44). Чтение правила о действительных и страдательных причастиях |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем |
Фронтальная |
Познавательные: извлекают необходимую ин- формацию из объ- яснения учителя. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность |
Задают вопросы для уточнения информации |
3. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение результатов исследовательского проекта, подготовленного учащимися |
Задание 1. Перестройте и запишите предложения так, чтобы вместо глагола стояло действительное причастие или страдательное (а если возможно – то и то, и другое). Сделайте вывод о видовых особенностях действительных и страдательных причастий. Автобус выезжает по маршруту. Мама пригласила соседей в гости. Врач лечит больных. Мальчик бежит по дороге. Пришла весна, и снег растаял. Библиотекарь рекомендует книгу, Весь сад засыпали сухие листья. Вывод: причастия всегда сохраняют вид того глагола, от которого они образованы. Задание 2. От данных глаголов образуйте причастия в настоящем и прошедшем времени, укажите их вид. Сделайте вывод об особенностях образования форм времени действительных и страдательных причастий. Собирать – собрать; писать – написать; читать – прочитать; молчать – замолчать; качаться – закачаться; преодолевать – преодолеть. Вывод: от глаголов несовершенного вида нельзя образовать причастия прошедшего времени совершенного вида, а от глаголов совершенного вида нельзя образовать причастий настоящего времени |
Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы группы по заданию исследовательского проекта. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Групповая, индивидуальная |
Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Уст- информации |
4. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Составление связных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа |
Задание 3. – На слайде даны словосочетания с причастиями. Составьте с ними связный текст, над действительными причастиями поставьте букву д, а над страдательными – с. Надвигающаяся опасность; корабль, потерпевший крушение; волна, нахлынувшая с левого борта; терпящие бедствие матросы; теряющий управление штурман; движимый чувством долга; плот, увлекаемый быстрым течением; выкачанная из трюма вода; разрушенный корабль; в бушующем океане. Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Групповая, индивидуальная |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: адекватно оценивают достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления |
Вопросы для уточнения информации, практическая работа в тетрадях |
5. Включение в систему знаний и повторение |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание за работу на уроке |
Обобщающий тест. А1. Укажите страдательное причастие. 1) Причесанная; 3) нуждающийся; 2) маячивший; 4) перегоревший. А2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? На песчаной косе (1) усеянной рыбьей чешуей (2) возвышался шалаш (3) сделанный из прутьев ивы (4) коры и рогож. 1) 2, 3, 4; 2) 1, 3, 4; 3) 1, 2, 3; 4) 1, 2, 3, 4. А3. Укажите правильное объяснение постановки запятых или их отсутствия в данном предложении. Извивались между деревьями (?) спускавшиеся к реке (?) тропинки. 1) Простое предложение с однородными членами, запятые нужны. 2) Предложение с причастным оборотом, запятые нужны. 3) Причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не нужны. 4) Предложение с причастным оборотом, запятые не нужны. В1. Напишите часть речи, которой выражено (выражены) сказуемое (сказуемые) в данном предложении. Горница чисто прибрана, половики разостланы на сияющем чистотой полу. С1. Опишите одного из ваших одноклассников, используя причастия1. Контролирует правильность выполнения задания |
Отвечают на вопросы, оценивают работы одноклассников |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Выполнение упражнений в тет-радях, оценивание учащихся за работу |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.