Технологическая карта урока
1. Учитель начальных классов: Табакова Валентина Александровна, ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево
2. Класс: 3 класс
3. Предмет: русский язык.
4. Тема урока: «Состав слова»
5. Место урока в изучаемой теме: восьмой урок по данной теме.
6. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
7. Метод урока: репродуктивный
8. Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, самостоятельная.
9. Цель урока.
Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы, закрепить навыки разбора слова по составу.
10. Задачи
- стимулировать
активную познавательную деятельность учащихся;
- развивать умения самостоятельно делать выводы на основе
наблюдений и сравнений;
- воспитывать доброжелательность, ответственность,
аккуратность, любовь к русскому языку.
11. Планируемые достижения учащихся:
Личностные УУД
Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к учебному материалу. Развивать способность к самооценке.
Познавательные УУД
Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД
Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Предметные
1) различать и выделять основные части слова,
2) формулировать словообразующую роль каждой части слова,
3) объяснять причины изменения формы слова,
4) конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.
12. Ресурсы:
Основные: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 3 класс
Дополнительные: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска; раздаточный материал (карточки для самостоятельной работы в группах), презентация, листы для самооценки.
Технология проведения |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Приветствуют учителя.
Проговаривают пословицу– девиз урока. Объясняют смысл пословицы
|
Приветствует обучающихся Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, а также атмосферу доброжелательности. Эмоциональный настрой. |
-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать (Слайд 2) День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку. (Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости). -Как понимаете значение пословицы?
- Сегодня нас ждут новые открытия. Готовы? -У каждого на столе лежат оценочные листы. За каждое выполненное задание вы будете ставить себе + или -. |
Личностные: мотивация к учебной деятельности и самоопределение. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
2.Проверка домашнего задания. Цель: проверить, как дети справились с домашним заданием, выявить, какие трудности у них возникли при выполнении работы, подвести детей к цели урока. |
Объясняют, что надо было сделать дома. Проговаривают причины своих трудностей при выполнении домашней работы и способы их преодоления. Зачитывают получившиеся пословицы
|
Организует проверку домашнего задания. Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения.
Организует коллективную проверку. |
Упр. 188 -Какое задание было предложено в упражнении? - Кому было трудно выполнить задание? Почему? Как вы решили проблему? - Какие пословицы у вас получились?
|
Предметные Уметь составлять пословицы по схемам.
|
3.Работа со словарными словами. Цель: повторить написание слов с непроверяемой безударной гласной. |
- Повторяют написание слов из словаря. Зачем это необходимо делать?
|
Предлагает задание. Организует коллективную проверку.
|
Тренажер «Отличник»
|
Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения своей работы, вносить необходимые коррективы в свою работу
|
4.Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель: побуждение детей к активной мыслительной деятельности; Выявление затруднений в деятельности учащихся.
|
Работают самостоятельно. Отгадывают загадки и разгадывают кроссворд. |
Предлагает разгадать кроссворд. |
-Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд, и вы попробуете определить тему нашего урока. (Слайд 3)
1. Я стою перед корнем и могу образовывать слова. 2. И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня. 3. А я без окончания проживу, удалите его от меня! 4. А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать. 5. Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение. |
Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материальной громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Использовать речь для регуляции своего действия.
|
5. Постановка темы и цели урока. Цель: постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации. |
Формулируют тему урока. Составляют план достижения цели и определяют средства, аргументируют свои высказывания, делают выводы |
Подводит детей к определению темы и цели урока. |
.-Кто догадался, что мы будем обобщать на уроке? (Состав слова) (Слайд 4) - Какова цель нашего урока? (Обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», закрепить навыки разбора слова по составу.) - Что нам необходимо сделать для реализации поставленной цели? (Вспомнить все, что знаем об этих частях слова) |
Познавательные: формулировать тему и цели урока. Регулятивные: планирование – составление плана действий (с помощью учителя). Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическое высказывание. |
6. Деятельность учащихся по достижению цели урока. Цель: построение учащимися нового способа действия;
|
Учащиеся разбиваются на группы.
|
Организует групповую деятельность детей.
|
- Для реализации поставленных задач, мы будем работать в группах. 1 группа-корень 2 группа-приставка 3 группа-суффикс. -Ваша задача вспомнить все, что вы знаете об этих частях слова и нам рассказать. |
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическое высказывание. Личностные – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению. |
7.Физкультминутка Цель: эмоциональная разрядка учащихся.. |
Выполняют движения под музыку вместе с лесными животными.
|
Контролирует выполнение физминутки.
|
-Давайте немного отдохнём . Интерактивная «Лесная физминутка.» |
|
8 Деятельность учащихся по достижению цели урока. Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действия.
|
Первая группа учащиеся по вопросам рассказывают о корне слова. Все выполняют первое задание, записывают в тетрадь слова, выделяют корень. Во втором задании выписывают однокоренные слова, разбирают по составу.
Вторая группа учащихся по вопросам рассказывают о приставке. Затем все дети выполняют первое задание, записывая слова в тетрадь, во втором задании находят и выписывают слова с приставками. Объясняют, почему слово смотреть «лишнее». Ребята третьей группы по вопросам рассказывают о суффиксе. Выполняют задание. Записывают полученные слова в тетрадь. Разбирают слова по составу. Отвечают на вопрос. |
Организует работу детей в группах. Оказывает индивидуальную помощь. Контролирует выполнение работы.
Уточняет понимание учащимися поставленной задачи и способа ее выполнения.
Проводит проверку.
Уточняет понимание учащимися поставленной задачи и способа ее выполнения.
Контролирует выполнение работы. Проводит проверку. |
1 группа- рассказывает о корне слова. -Что такое корень слова? Какие слова называются однокоренными? 1 задание.Игра «Четвертый лишний» (Слайд 5) І гора,горка,горный,гореть. ІІ море,морской,моряк,мороженое. ІІІ лето, отлет, прилет,полет. Задание 2 Работа с текстом (Слайд 6) - Выписать однокоренные слова , разобрать по составу . Возле дома есть небольшой садик. В саду растут садовые деревья. Садовник ухаживает за ними. 2 группа- рассказывает о приставке. -Что мы называем приставкой? В какой части слова она находится? Для чего служит? 1 задание. Образуйте и запишите однокоренные слова, прибавляя к ним приставки. (Слайд 7) Учить ( об, над, пере, вы, при, про, из, по, на, раз, до) 2 задание Найдите слова с приставками, выпишите их. (карточки) Нарисовал, подъехал, смотреть, разгибать, подошел, входит. -Какое слово «лишнее» (смотреть)Почему? 3 группа рассказывает о суффиксе. -Что такое суффикс? В какой части слова он находится? Для чего служит? Задание (Слайд 8) -Присоедините суффиксы к словам, с которыми они могут сочетаться. Какое значение вносит суффикс в слово? Разберите слова по составу. (один ученик работает у доски) к, -ик, -онк, -ник, -чик, -еньк, –ищ; Река, путь, рука, диван, огурец, заяц, летать, лесной, паркет |
Предметные: развивать умение работать самостоятельно. Регулятивные: действие по намеченному плану, сохранение учебной задачи урока на каждом этапе. Коммуникативные: контролировать действия партнёра, владеть речью.
Личностные – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению. |
9.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Самооценка учащимися собственной учебной деятельности. |
Отвечают на вопросы учителя. Оценивают результаты своей деятельности на уроке (по оценочным листам)
|
Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности. |
- Вспомним, с какой пословицы мы начали
наш урок. (Слайд 9) –Какие части слова мы не вспомнили на уроке? С ними мы встретимся завтра. – Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока? –
Что было трудным на уроке? – Оцените свою деятельность на уроке..(по оценочным листам) -Кто выполнил все задания, поставьте себе «5», допустил одну-две ошибки «4», три-пять ошибок «3» |
Предметные: умение делать выводы, формулировать определение. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: строить монологические высказывания. |
10. Домашнее задание. Цель: Дать рекомендации по выполнению домашнего задания. |
Записывают домашнее задание. №190 |
Дает комментарий к выполнению домашнего задания.
|
-На слайде записан номер упражнения, которое вы будете выполнять дома. (Слайд 10) Внимательно прочитайте задание. -У кого возникли вопросы? -Кому не понятно, как выполнять упражнение? -Спасибо за урок! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.